Факультативы. Развитие интереса учащихся к предмету математики
рабочая программа по теме

Григорьева Ольга Васильевна

Чтобы заинтересовать учащихся 5 - 8 классов, привлечь их к дополнительным занятиям в кружках и факультативах по математике Григорьевой О.В. была разработана авторская программа факультативного курса математики при использовании ЦОР и других возможностей ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

16.02.2011г

«Развитие интереса учащихся к предмету математики» на основе авторской программы факультатива для 5 – 8 классов, разработанной Григорьевой О.В.

Программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009. – 63 с.

Методистами КОИРО города Костромы рекомендовано расширить изучение раздела «Статистика. Комбинаторика. Теория вероятности», в целях формирования представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

Цель программы — обогатить содержание курса математики и обеспечить новые активные формы и способы овладения знаниями.

Задачи:

  1. Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся;
  2. Активизировать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  3. Отработать в интерактивном режиме базовые умения;
  4. Воспитывать навыки самоконтроля;
  5. Развивать привычку к рефлексии;
  6. Научить навыкам активного исследователя.

Актуальность программы

  • Особенность современных детей — наибольшее значение подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;
  • Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;
  • Возможность увеличения объёма предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.

Принципы отбора материала — мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.

Требования к математической подготовке учащихся — предусмотрены рациональные и эргономичные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.

Ожидаемые результаты:

  •  Повышение интереса к предмету математики;
  •  Активизация творческой деятельности учащихся;
  •  Активизация исследовательской деятельности учащихся;
  •  Развитие самоконтроля и самоанализа своих действий;
  •  Развитие индивидуального подхода к заданию.

Основные виды познавательной деятельности учащихся:

Эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Содержание программы по темам и классам:

5 класс

  1. Натуральные числа и шкалы
  2. Действия с натуральными числами
  3. Площади и объемы
  4. Дробные числа
  5. Инструменты для вычислений и измерений

6 класс

  1. Вероятность
  2. Множества
  3. Высказывания
  4. Графики

7 класс

  1. Множества
  2. Линейная функция
  3. Многочлены
  4. Данные. Ряды данных.

8  класс

  1. Статистика.
  2. Комбинаторика
  3.  Теория вероятности
  4.  Графическое представление данных

Используется:

  1. электронное учебное пособие: «Интерактивная математика» Электронное пособие для 5 – 9 классов. К учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.
  2. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7 – 9 классы А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов
  3. Серия «Умникам и умницам»:

«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.



Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская общеобразовательная средняя школа

Судиславского района Костромской области

Утверждаю.       Директор школы:                                Рассмотрено на заседании

МО учителей математики         __  ___ 200__

__________________Лебедева Л.Г.                        пр.№ ___

                                                                Руководитель МО___________

                                                                        Завьялова Н.Г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ИНТЕРАКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА»

В 5А КЛАССЕ

Программно – методические материалы «Примерные программы среднего (полного) общего образования»: Сост. Н.Н.Гара, Ю.И.Дик – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004 – 464 стр..

Учебник: Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика. 5 класс.- М.: Просвещение. 2002.

Электронное учебное пособие: «Интерактивная математика» Электронное пособие для 5 – 9 классов. К учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.

Количество часов -17 (1час в неделю)

2 группы (по ½ класса в каждой группе)

Итого 34 часа

Учитель Григорьева О.В.

2007-2008 уч. год

Пояснительная записка

Цель — обогатить содержание курса математики и обеспечить новые активные формы и способы овладения знаниями.

Задачи:

  1. Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся;
  2. Активизировать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  3. Отработать в интерактивном режиме базовые умения;
  4. Воспитывать навыки самоконтроля;
  5. Развивать привычку к рефлексии;
  6. Научить навыкам активного исследователя.

Актуальность программы

  • Особенность современных детей — наибольшее значение подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;
  • Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;
  • Возможность увеличения объёма предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.

Принципы отбора материала — мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.

Требования к математической подготовке учащихся — предусмотрены рациональные и эргономичные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.

Ожидаемые результаты:

  •  Повышение интереса к предмету математики;
  •  Активизация творческой деятельности учащихся;
  •  Активизация исследовательской деятельности учащихся;
  •  Развитие самоконтроля и самоанализа своих действий;
  •  Развитие индивидуального подхода к заданию.

Основные виды познавательной деятельности учащихся:

Эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.

Содержание по темам программы

  1. Натуральные числа и шкалы

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, луч, прямая, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

  1. Действия с натуральными числами

Сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Линейные уравнения.

  1. Площади и объемы

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника. Прямоугольный параллелепипед. Объём параллелепипеда. Единицы площадей и объёмов.

  1. Дробные числа

Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.

  1. Инструменты для вычислений и измерений

Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Единицы измерения углов. Построение угла заданной величины. Таблицы и диаграммы.

Учебно-тематический план курса

Тема

Тема урока

Материал  в ЭИ

Форма занятия

1

§ 1 Натуральные числа и шкалы

Отрезок, прямая, луч

Знакомство с «Виртуальной лабораторией»

Практическая работа

2

Ломаная, треугольник.

Решение задач на построение, эксперименты на плоскости

Эксперимент. Конкурс на самое рациональное решение задачи.

3

Измерении е длин, расстояний, периметров

Использование виртуальной линейки

Практическая работа

4

Координатный луч

Откладывание точек с разными единичными отрезками

Исследовательская работа

5

Сравнение натуральных чисел

Задачи на сравнение чисел.

Самостоятельная работа. Тест.

6

§ 2, 3 Действия с натуральными числами

Сложение и вычитание

Задачи-эксперименты на все действия с натуральными числами.

Эксперимент

7

Умножение и деление

Эксперимент, командная игра.

8

Уравнения

Экспресс – задания с уравнениями.

Самостоятельная работа. Тест.

9

§ 4     Площади и объёмы

Прямоугольник и квадрат

Прямоугольник и квадрат

Исследовательская работа

10

Площадь прямоугольника и квадрата

Практическое вычисление площади прямоугольника и квадрата

Практическая работа – соревнование по вычислению площадей.

11

Прямоугольный параллелепипед

Прямоугольный параллелепипед и куб

Исследовательская работа

12

Объём прямоугольного параллелепипеда

Практическое вычисление объёмов.

Практическая работа. Тест.

13

§ 5 Дробные числа

Окружность и круг

Построение, перемещение, измерение окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды.

Практическая работа. Соревнование по исследованию окружности.

14

Доли. Обыкновенные дроби

Изображение обыкновенных дробей на квадрате и круге. Круговая диаграмма.

Практическая работа

15

Откладывание дробей на координатном луче.

Изображение дробей точками на  координатном луче

Практическая работа. Самостоятельная работа

16

§ 8 Инструменты для вычислений и измерений

Углы. Виды углов.

Откладывание углов. Измерение углов.

Практическая работа

17

Диаграмма.

Круговая и столбчатая  диаграмма.

Исследовательская работа

Формы аттестации учащихся:

Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;

Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

        



Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская общеобразовательная средняя школа

Судиславского района Костромской области

Утверждаю.       Директор школы:                                Рассмотрено на заседании

МО учителей математики         __  ___ 200__

__________________Лебедева Л.Г.                        пр.№ ___

                                                                Руководитель МО___________

                                                                        Завьялова Н.Г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ИНТЕРАКТИВНАЯ МАТЕМАТИКА

с элементами логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

В 6А КЛАССЕ

Программно – методические материалы «Примерные программы среднего (полного) общего образования»: Сост. Н.Н.Гара, Ю.И.Дик – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004 – 464 стр..

Учебник: Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика. 6 класс.- М.: МНЕМОЗИНА. 2007.

Электронное учебное пособие: «Интерактивная математика» Электронное пособие для 5 – 9 классов. К учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.

Количество часов -17 (1час в неделю)

2 группы (по ½ класса в каждой группе)

Итого 34 часа

Учитель Григорьева О.В.

2008-2009 уч. год

Пояснительная записка

Цель — обогатить содержание курса математики понятиями – логика, комбинаторика, статистика, теория вероятности, как важной составляющей всего предмета.

Задачи:

  1. Ввести понятия – высказывание, доказательство, множество, вероятность;
  2. Научить использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
  3.  Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся;
  4. Активизировать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  5. Воспитывать самоконтроль и привычку к рефлексии;
  6. Применять навыки активного исследователя.

Актуальность программы

  • Особенность современных детей — наибольшее значение подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;
  • Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся;
  • Возможность увеличения объёма предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.

Принципы отбора материала — электронное учебное пособие опирается на обязательный минимум содержания образования для основной школы, при этом включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима. Из учебника используются все задания с логической направленностью.

Требования к математической подготовке учащихся — предусмотрены рациональные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.

Ожидаемые результаты:

  •  Повышение интереса к предмету математики;
  •  Активизация творческой и исследовательской деятельности учащихся;
  • Развитие самоконтроля и самоанализа своих действий;
  •  Развитие анализа и синтеза данных.

Основные виды познавательной деятельности учащихся:

Семинар, беседа, лекция, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.

Содержание по темам программы

  1. Вероятность

Случайные события. Частота события. Возможные исходы. Вероятность случайного события.

  1. Множества

Числовые множества и их подмножества. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Графы.

  1. Высказывания

Истинные и ложные высказывания. Доказательство. Определение истинности высказывания.

  1. Графики

Таблицы. Круговые и столбчатые диаграммы, как инструменты статистики. Построение графиков. Чтение графиков. 

Требования к уровню подготовки учащихся

 по содержательным линиям

Понятие

Знать \ понимать

Уметь

Использовать знания и умения в практической деятельности

Доказательство

какое предложение называют высказыванием

доказывать, является ли предложение высказыванием, определять его истинность

для проверки корня уравнения, нахождения решений неравенства

Множества и комбинаторика

названия числовых множеств N, Z, Q и понимать, какое множество включает в себя другое

объяснить, какому множеству принадлежит данное число; находить объединение и пересечение множеств

использовать диаграммы Эйлера для решения задач

Статистические данные

как строится столбчатая диаграмма, как она позволяет получить график

составлять таблицы, строить диаграммы и графики; извлекать информацию, представленную на диаграммах, графиках

Для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц

Вероятность

Что такое частота события, возможные исходы

Находить вероятности случайных событий в простейших  случаях

Для сравнения шансов  наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических  ситуациях

Учебно-тематический план курса

Тема

Тема урока

Материал  в ЭИ или в учебнике математики

Форма занятия

1

Вероятность

Случайные события.

ЭИ/7 класс/Вероятность и статистика/Случайные события

Беседа. Практическая работа

2

Частота события Возможные исходы

Семинар

3

Вероятность случайного события

ЭИ/7 класс/Вероятность и статистика/Вероятность и комбинаторика

Лекция и практическая работа

4

Что вероятнее?

ЭИ/7 класс/Вероятность и статистика/Что вероятнее?

Исследовательская работа. Защита продукта.

5

Множества

Числовые множества, их подмножества

Что из чего состоит?

Семинар

6

Объединение множеств

Задачи на пересечение и объединение множеств

Эксперимент

7

Пересечение множеств

Эксперимент, командная игра.

8

Диаграммы Эйлера

Учебник №133

Практическая работа

9

Решение задач

Задачи на «Круги Эйлера»

Исследовательская работа

10

Графы

№ 585, 1220, 1303

Практическая работа  Тест.

11

Высказывания

Высказывание

№ 111, 114

Командная игра

12

Истинно или ложно?

№ 625

Практическая работа. Тест.

13

Доказательство истинности или ложности

№ 1249, 1135-1138

Семинар. Командная игра.

14

Графики

Таблицы

Чтение и составление таблиц

Практическая работа

15

Круговые и столбчатые диаграммы

Создание диаграмм, анализ наглядности результата.

Практическая работа.

16

Графики

№ 1441-1446

Практическая работа

17

Чтение графика

№ 1462, 1466, 1467

Исследовательская работа

Формы аттестации учащихся:

Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;

Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

        



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«Интерактивная математика с элементами логики»

Факультативный курс для 7 класса

 

Учитель  математики

Григорьева О.В.

2009-2010 учебный год


Пояснительная записка

Целевое назначение программы — расширение математического кругозора детей и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. обеспечить каждого ученика практическими заданиями соответственно его силам и способностям;
  2. рассматривать на занятиях факультатива теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;
  3. привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;
  4. вовлекать участников факультатива в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;

Актуальность программы

 Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим учителем и воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им определённую сумму математических знаний, но и учить их общественно-трудовым навыкам и будить творческую активную мысль. Сейчас, когда поставлена задача укрепления связи школы с жизнью, внеклассная работа должна быть неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Надо постоянно воспитывать у детей стремление к труду, к учёбе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к посильной исследовательской работе. Для всего этого внеклассная работа даёт большое поле творческой деятельности.

В каждом классе имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на уроке. Одних учеников интересуют исторические факты, связанные с происхождением  и развитием отдельных математических понятий, других прикладные вопросы математики, использование математических приёмов в технике и на производстве.

Внеклассная работа имеет свои особенности. В то время как классные занятия строятся по единым программам, внеклассные - учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в разнообразных формах и позволяют учащемуся проявлять свой интерес к определённым видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.

Организационно-педагогические основы обучения

Заниматься могут все желающие из 7-х классов.

Режим работы: 1 раз в неделю по 40 минут.

Всего в течение года 34 часа.

Ожидаемые результаты:

  • вызвать интерес учащихся к предмету;
  • укрепление математических знаний учащихся, полученных ими на уроке;
  • расширение математического кругозора детей;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.

Основные виды познавательной деятельности учащихся:

Лекция, семинар, практикум, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.

Несомненно, что разные люди по-разному воспринимают математические рассуждения, решают математические задачи, или – на более поздней ступени – приходят к новым математическим открытиям, с различной лёгкостью, успехом. Нельзя отпугивать тех, кто добровольно пришёл заниматься математикой жёсткой зачётной системой. Но всё-таки хорошо поставленная внеклассная работа должна выявить и отобрать самых талантливых и способных.

Содержание по темам программы

  1. Множества
    Множества. Пересечение, объединение, включение и исключение множества. Круги Эйлера. Множество точек на координатной прямой. Окрестности точки. Радиус окрестности.
  2. Линейная функция 
    Уравнение линейной функции. Угловой коэффициент. Взаимное расположение графиков линейной функции.
  3.  Многочлены
    Степень многочлена. Треугольник Паскаля. Разложение на множители.
  4.  Данные. Ряды данных.
    Данные. Ряды данных. Упорядоченные ряды данных. Таблица распределения. Нечисловые ряды данных. Частота результата. Таблица распределения частот. Группировка данных.

Формы аттестации учащихся:

Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;

Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

Литература для учащихся и педагога

  1. Задачник Алгебра 7 класс, часть 2 Мордковича А.Г.
  2. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7 – 9 классы А.Г.Мордкович, П.В.Семёнов
  3. Серия «Умникам и умницам»:

«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.

Учебно-тематический план

Название тем курса

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

1

Множества

Введение в комбинаторику: включения и исключения, объединения и пересечения множеств.

1 ч

Беседа.

Практическая работа

2

Круги Эйлера

Практическая работа

3

Окрестности точки на координатной прямой.

Семинар

4

Радиус окрестности.

Практическая работа

5

Решение задач.

Практикум. Тест.

6

Линейная функция

Уравнение линейной функции

Семинар

7

Симметрия на координатной плоскости

Практическая работа

8

Угловой коэффициент.

Урок-исследование

9

Взаимное расположение графиков линейной функции

Соревнование – игра

10

Графическое решение систем линейных уравнений

Исследовательская работа на ПК

11

Кусочная функция

Лекция. Практикум.

12

Многочлены

Степень числа

Исследовательская работа на ПК

13

Степень многочлена

Лекция

14

Задачи на определение степени многочлена

Практическая работа

15

Формулы сокращённого умножения..

Командная игра

16

Комбинация формул сокращённого умножения

Семинар

17

Треугольник Паскаля

Лекция

18

Коэффициенты и их значения.

Семинар

19

Разложение на множители.

Практическая работа

20

Применение разложения на множители

Исследовательская работа

21

Тождественные преобразования

Практикум. Тест.

22

Данные. Ряды данных

Данные и ряды данных

Лекция

23

Упорядоченные ряды данных.

Практическая работа

24

Таблица распределения.

Практическая работа

25

Мода

Лекция

26

Составление таблиц распределения

Практическая работа

27

Нечисловые ряды данных

Семинар

28

Составление таблиц распределений без упорядочивания данных.

Практическая работа

29

Частота результата.

1 ч

Семинар

30

Таблица распределения частот.

Практическая работа

31

Процентные частоты.

Семинар

32

Таблицы распределения частот в процентах.

Практическая работа

33

Группировка данных.

Практикум. Тест.

34

Урок занимательных задач.

Командная игра.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«МОДУЛЬ. Новое о модуле.»

Факультативный курс для 8 класса

 

Учитель  математики

Григорьева О.В.

2009-2010 учебный год


Пояснительная записка

Целевое назначение программы — повысить уровень знаний по теме «Модуль», при преобразовании выражений, при решении уравнений и неравенств, при построении графиков функций.

Задачи:

  1. научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  2. научить решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  3. научить строить график, содержащий модуль;
  4. помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
  5. привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;

Актуальность программы

Уравнения, неравенства и другие задачи, связанные с модулем, в последние годы стали широко использоваться как на школьных экзаменах, так и на экзаменах при поступлении в учебные заведения. К сожалению эти задачи мало представлены в учебниках для массовых школ. Предлагаемый курс может помочь учащимся расширить знания по этой теме.

Организационно-педагогические основы обучения

Заниматься могут все желающие из 8-х классов.

Режим работы: 1 раз в неделю по 40 минут.

Всего в течение года 34 часа.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны уметь излагать собственные рассуждения в ходе решения задачи, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
  • должны уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий;
  • уметь преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • уметь строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

Основные виды познавательной деятельности учащихся:

Лекция, семинар, практикум, эксперимент, практическая работа, исследовательская работа, игра, конкурс, соревнование.

Формы контроля — самостоятельная работа, тесты, результаты исследования.

Содержание по темам программы

  1. Модуль (общие сведения)
    Определение. Свойства модуля. Геометрический смысл модуля.
  2. Преобразование выражений, содержащих модуль.
    Преобразование выражений. Нахождение значения выражения с модулем. Снятие корня чётной степени.
  3. Решение уравнений, содержащих модуль.
    Линейные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. Квадратные уравнения. Иррациональные уравнения. Системы линейных уравнений.
  4. Решение неравенств, содержащих модуль.
    Линейные неравенства разных видов. Неравенства с двумя неизвестными.
  5. Графики функций, содержащих модуль.
    Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность. Кусочная функция.
  6. Модуль в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Учебно-тематический план

№ занятия

Название темы курса

Тема занятия

Форма занятия

1

Модуль

Определение модуля. Свойства модуля.

Лекция

2

Геометрический смысл модуля.

Практикум

3

Преобразование выражений, содержащих модуль

Преобразование выражений, содержащих модуль.

Лекция

4

Нахождение значения выражения с модулем.

Практикум

5

Снятие корня чётной степени.

Практикум.

6

Задания с модулем

Тест.

7

Решение уравнений, содержащих модуль.

Линейные уравнения, содержащие модуль, вида f/x/=a, /f(x)/=a

Лекция. Практикум.

8

Линейные уравнения, содержащие модуль, вида /f(x)/=g(x), /f(x)/= /g(x)/

Лекция. Практикум.

9

Дробно-рациональные уравнения, содержащие модуль.

Исследование.

10

Квадратные уравнения, содержащие модуль.

Лекция.

11

Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.

Практикум

12

Метод введения новой переменной.

Практикум

13

Иррациональные уравнения, содержащие модуль.

Лекция. Практикум.

14

Решение иррациональных уравнений, содержащих модуль.

Практикум

15

Системы линейных уравнений, содержащие модуль.

Лекция. Практикум.

16

Решение систем , содержащих модуль.

Практикум. Тест.

17

Все виды уравнений с модулем.

Командная игра.

18

Решение неравенств, содержащих модуль.

Линейные неравенства, содержащие модуль, вида f/x/<=a, f/x/>a

Лекция. Практикум.

19

Линейные неравенства, содержащие модуль, вида /f(x)/<=g(x), /f(x)/<= /g(x)/

Лекция. Практикум.

20

Линейные неравенства, содержащие модуль, вида /f(x)/>=g(x).

Лекция. Практикум.

21

Все виды неравенств с модулем.

Практикум.

22

Неравенства с модулем.

Командная игра.

23

Графики функций, содержащих модуль.

Построение графиков функции вида  у= f/x/

Лекция. Практикум.

24

Построение графиков функции вида  у= /f(x)/

Лекция. Практикум.

25

Построение графиков функции вида  /у/= f(x)

Лекция. Практикум.

26

Построение графиков функции вида  /у/=/f(x)/

Лекция. Практикум.

27

Неравенства с двумя неизвестными.

Практикум.

28

Неравенства с двумя неизвестными, графический метод.

Исследование.

29

Модуль в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Задания с модулем из группы А

Практикум.

30

Задания с модулем из группы В

Практикум.

31

Задания с модулем из группы В

Практикум.

32

Задания с модулем из группы С

Исследование

33

Задания с модулем из группы С

Исследование

34

Обобщающий урок по теме «Модуль»

Командная игра

Формы аттестации учащихся:

Текущая — защита результата практической или исследовательской деятельности, степень участия в конкурсе, игре и др;

Итоговая — тестовая и самостоятельная работа, творческий отчёт по исследовательской работе.

Литература для учащихся и педагога

  1. Мордкович А. Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.
  2. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений /  А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.
  3. Мордкович А. Г. Алгебра. 7 – 9 кл.: Метод. пособие для учителя. – 2-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001.
  4. Лысенко Ф.Ф., Алгебра 9 класс. Тесты. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации. – Ростов-на-Дону: Легион, 2004
  5. Серия «Умникам и умницам»:

«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.

  1. Материалы Всесоюзной заочной математической школы при МГУ                                                (методические разработки для учащихся), ВЗМШ АПН СССР, 1989, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....

Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу

Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...

Развитие интереса учащихся к предмету ИЗО

Статья на тему "Развитие учащихся к предмету ИЗО"...

Игровые ситуации на уроках - одно из направлений развития интереса учащихся к предмету.

 Одним из действенных средств развития интереса учащихся к физике являются творческие развивающие задания и дидактические игры. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситу...

Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету

Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....

Кроссворд как средство развития интереса учащихся к предмету на уроках английского языка

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку и роли кроссвордов в создании интереса к предмету....

homonyms Омонимы в английском языке как средство развития интереса учащихся к предмету

Английский язык богат омонимами.Они составляют 20% всего словарного фонда. В процессе изучения языка учащиеся постоянно сталкиваются с этим явлением и задают соответствующие вопросы.Данная презентация...