Проектно - исследовательская работа
проект по теме

Костина Елена Павловна

Основные требования к проектным работам

Методические рекомендации по реализации проектно - исследовательской деятельности

Методические рекомендации по работе с химическими сайтами

Методические рекомендации к оформлению и представлению результатов исследования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Основные требования к проектным работам по химии»

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической ситуации в регионе, кислотные дожди, серия репортажей о проблеме из разных регионов страны и мира).
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  •  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

1.   Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

2.   Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.   Исследовательская работа учащихся - обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.   Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5.  Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по реализации

 проектно-исследовательской деятельности.

Как организовать проектную деятельность учащихся?

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап  - погружение в проблему;

2 этап - организация деятельности

3 этап -  осуществление деятельности

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1- погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта
  • сюжетную ситуацию
  • цель и задачи

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы
  • вживание в ситуацию
  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2 - организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • планирование работы
  • разбивку на группы и распределение ролей в группе
  • выбор формы и способа представления информации

3- осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору и структурированию  необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • подготавливают презентацию результатов

4- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги обучения

Оценивает

  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задачи
  • умение планировать и осуществлять работу
  • найденный способ решения проблемы

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:

  • Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
  • Выбор темы исследования
  • Выбор цели исследования
  • Определение задач по достижению цели
  • Определение методов исследования
  • Сбор собственного материала
  • Анализ и обобщение собранного материала
  • Собственные выводы.

В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:

Технология организации учебного исследования учащихся

Как возникают темы исследований?

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки

Рекомендуемый учителем список тем исследований

Собственные вопросы и интересы учащихся

Как воплотить исследование?

Подбор научного руководителя

Составление плана или проекта будущей работы

Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

Написание работы

Анализ полученного материала, систематизация, классификация

Синтез

Обобщение, выводы

Первая оценка работы

Первое чтение работы научным руководителем

Консультации

Презентация замысла исследования

Подготовка к презентации работы

Редактирование окончательного варианта работы

Составление тезисов

Оформление наглядного материала

Презентация результатов исследования

Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – «верификация»

Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.

Модель 3. «Систематическое исследование»

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Шаг 1. Определение проблемы.

Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с химическими сайтами

Интернет-ресурсы, применяемые в школьном химическом образовании:

Электронные сетевые учебники

Открытая химия (http://chemistry.ru). Электронный учебник — проект «Открытого колледжа», издательство ФИЗИКОН. Научный консультант – заведующий кафедрой химии Московского физико-технического института (МФТИ) профессор В.В.Зеленцов.

Органическая химия (http://www.chemistry. ssu.samara.ru). Электронный учебник для средней школы под редакцией Г.И.Дерябиной, Г.В.Кантария и А.В.Соловова (Самарский государственный университет).

Химия. 1С: Репетитор-он-лайн (http://www.repetitor.1c.ru/online). Сетевая версия хорошо известного мультимедийного учебника, выпущенного еще в 1997 г. авторским коллективом преподавателей химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Диск практически ежегодно переиздается.

Химия для всех. Обучающие энциклопедии (http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html). Данный ресурс содержит текстовые и графические материалы, размещенные во 2-м издании CD-ROM «Химия для всех», выпущенном в 1999 г. РНПО «РОСУЧПРИБОР». На сервере размещены и обучающие программы, доступные для пользования в некоммерческих целях. Учебник создан авторским коллективом под руководством кандидата технических наук В.П.Седякина.

Основы химии — образовательный сайт для школьников (http://hemi.wallst.ru). Электронный учебник доцента Новосибирского государственного университета А.В.Мануйлова.

Химия для школьников (http://chemistry.r2.ru). Проект учителя химии школы № 1414 Северо-Восточного округа г. Москвы Д.В.Болотова.

Экспериментальный учебник по химии (http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1). Автор – учитель химии школы № 548 Южного округа г. Москвы С.Т.Жуков.

Химия. Дистанционное обучение через Интернет. Сервер бесплатного дистанционного образования Anri (http://www.anriintern.com/chemistry). Автор — выпускник Санкт-Петербургского университета (2004) М.В.Зибинский. Доступны только три раздела: «Основы химии», «Общая и неорганическая химия», «Полезные материалы». В курсе неорганической химии информация только по галогенам и халькогенам. Учебный материал представлен в виде параграфов-уроков, без внешних и внутренних гиперссылок, анимаций, интерактивных приложений.

Химия. Учебно-информационный сайт (http://chemistry.aznet.org/chemistry). Ресурс разработан и поддерживается коллегами из Азербайджана. Кратко представлен учебный материал, упражнения и задания с ответами, в отдельном разделе выложены иллюстрации. Большое количество ссылок на образовательные и научные ресурсы в Интернете.

Виртуальные школы

В последнее время в рунете (российском секторе Интернета) наблюдается значительно возросший интерес к дистанционному обучению в виртуальных школах, телеклассах и т.д. В основном это коммерческие проекты, например, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (http://vip.km.ru/vschool), Центр дистанционного обучения Научного парка МГУ им. М.В.Ломоносова (http://de.sciencepark.ru) и многие другие. В данной же публикации рассмотрены только общедоступные и бесплатные ресурсы.

Курс школьной химии (http://www.alhimik.ru/teleclass/index.shtml). Интернет-класс (конспект и практикум) создан профессором кафедры неорганической химии Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова (МГАТХТ) Л.Ю.Аликберовой.

i-Школа – школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (http://www.home-edu.ru). Школа открыта в рамках проекта «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы на средства правительства Москвы [9]. Организация всех работ по проекту поручена Центру информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО).

Информационные ресурсы

Практически бесценным подспорьем в работе учителя химии являются информационные веб-ресурсы. Это и специализированные порталы «В помощь учителю», и сайты учебно-методических изданий, научных и учебных учреждений, коммерческих организаций. Большой вклад в развитие информационного образовательного пространства рунета вносят учителя и ученики, которые своими силами создают подчас очень интересные открытые ресурсы. Простое перечисление всех порталов и сайтов в рамках одной публикации практически невозможно, поэтому здесь мы остановимся на обзоре наиболее известных.

Химическая информационная сеть ChemNet (http://www.chemnet.ru). Руководитель проекта — декан химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова академик В.В.Лунин. Сеть предназначена для решения проблемы быстрого и надежного доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам по химии.

Алхимик (http://www.alhimik.ru). Один из самых мощных, известных и популярных среди учителей информационных порталов, автором которого является Л.Ю.Аликберова.

Аликберова курирует также страничку химии «В помощь учителю» в сетевом объединении методистов Московского центра Федерации интернет-образования (http://center.fio.ru/som).

Российский химический портал (http://www.chemport.ru). Поддерживается авторским коллективом, возглавляемым выпускником химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидатом химических наук С.Б.Бароновым. По мнению авторов, основная аудитория, на которую рассчитан данный ресурс, — это выпускники, студенты и сотрудники таких вузов, как МГУ, МГАТХТ, Санкт-Петербургский университет, Высшие химические курсы при Российской академии наук, Российский химико-технологический университет (РХТУ), и многих других. Материал, доступный на страницах этого портала, будет интересен учителям, школьникам и всем, проявляющим интерес к химии. Здесь обширная библиотека научной литературы: учебники для вузов, энциклопедии, справочники, монографии, журналы и многое другое. Литературные источники доступны в виде отсканированных страниц в формате DjVu. Есть тематические форумы, регулярно обновляется новостная лента.

Газета «Химия», Издательский дом «Первое сентября» (http://him.1september.ru).

Журнал «Химия и жизнь XXI век» (http://www.hij.ru).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к оформлению и представлению результатов исследования.

 Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?

Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Web-сайт;
  • Анализ данных социологического опроса;
  • Атлас;
  • Бизнес-план;
  • Видеофильм;  
  •  Видеоклип;
  • Электронная газета;
  • Электронный журнал;
  • Законопроект;
  • Карта;
  • Коллекция;
  • Дизайн - макет;
  • Модель;
  • Музыкальное произведение;
  • Мультимедийный продукт;
  • Пакет рекомендаций;
  • Письмо в ... ;
  • Прогноз;
  • Публикация;
  • Путеводитель;
  • Рекламный проспект;
  • Серия иллюстраций;
  • Сказка;
  • Справочник;
  • Словарь;
  • Сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Статья;
  • Сценарий;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Сборник сочинений;
  • Дневник путешествий;
  • Главы из несуществующего учебника
  • Выставка
  • Газета, журнал
  • Действующая фирма
  • Игра
  • Костюм   
  • Оформление кабинета
  • Постановка
  • Праздник
  • Прогноз
  • Справочник
  • Учебное пособие
  • Экскурсия

Оформление проектной папки (портфолио) проекта.

  • паспорт проекта
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
  • промежуточные отчеты группы
  • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
  • результаты исследований и анализа
  • записи всех идей, гипотез и решений
  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
  • эскизы, чертежи, наброски продукта
  • материалы к презентации (сценарий)
  • другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Паспорт  проектной  работы

  1. Название  проекта
  2.  Авторы  проекта, состав  проектной  группы
  3.  Класс
  4.  Научный  руководитель
  5.  Консультанты
  6.  Цель проекта
  7.  Источники информации
  8.  Краткое  описание (план или аннотация  к проекту)
  9.  Жанр  проекта:  альбом выставка,  стенд, буклет...
  10.  Предполагаемый иллюстративный  ряд  к проекту
  11.  Материально-техническое обеспечение  проекта
  12.  График  работы  над  проектами
  13.  Оценка  содержания  проекта (отзыв)
  14.  Оценка  оформления  проекта (отзыв)
  15.  Оценка  презентации  проекта (отзыв)

Оформление результата работы проекта

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Эпиграф
  4. Введение. Изложение  основных  положений  проекта
  5. Основная  часть
  6. Заключение
  7. Источники информации
  8. Визуальный  ряд  к  проекту:  фотографии,  рисунки, иллюстрации  и пр.
  9. Приложения:  карты,  схемы, таблицы,  графики и др.
  10. Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

проектно-исследовательская работа"Жестяная банка"

Всестороннее исследование химического состава жечстяной банки, влияние этих веществ на организм человека и окружающюю среду....

Проектно-исследовательская работа

Материал о пище, её составе и опасных компонентах....

Проектно-исследовательская работа "Америка в России"

Работа ученицы 7 класса по теме заимствования  английских слов в русском языке...

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...