Классный час "Человек как наивысшая ценность"
классный час по теме

Классный руководитель каждому учащемуся выдаёт по одной горошине. Посмотрите на горошину, на что она похожа (ответы учащихся). Для меня горошина это наша планета - земля, на которой проживает человек. Знаете ли Вы, сколько проживает человек на земле?

Совершенно верно более 5 млрд.  Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля.

Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина? Так что же такое человек? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Человек как наивысшая ценность»

Цель:

- воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию

Оборудование: анкета, кроссворд на ватмане (и в презентации), распечатанные кроссворды, магнит, скотч (2 шт.), ножницы – 2 шт., бейджик с имена учащихся, мой бейджик, бусы, макет человека, карточки с понятиями – индивид, организм, индивидуальность, личность, гражданин, мультимедийная установка, маркер – 4 шт., листы А-4.

Форма работы: групповая

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Организационный момент.

Классный руководитель каждому учащемуся выдаёт по одной горошине. Посмотрите на горошину, на что она похожа (ответы учащихся). Для меня горошина это наша планета - земля, на которой проживает человек. Знаете ли Вы, сколько проживает человек на земле?

Совершенно верно более 5 млрд.  Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля.

Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина? Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Но, во-первых… (показывает схему, нарисовать человечка).

ЧЕЛОВЕК

индивид           организм      индивидуальность     личность      гражданин

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность». На столе у каждой из групп находятся карточки. За 4 минуты каждой группе необходимо выбрать и приклеить на доску карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывает его суть. После окончания работы каждой группе необходимо объяснить, почему взяты именно эти карточки.

Набор карточек.

«ЧЕЛОВЕК – ИНДИВИД»

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

«ЧЕЛОВЕК – ОРГАНИЗМ»

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

«ЧЕЛОВЕК – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

«ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ»

          Целеустремлённость, поведение, ценность, самостоятельность

«ЧЕЛОВЕК – ГРАЖДАНИН»

          Страна, права, долг и честь, патриотизм, выбор

Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины..

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

(Б. Пастернак.)

Продолжим работу по углублению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это всё человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особыми качествами, каждый из нас личность.

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость – в складчину,

Горе – в складчину,

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке.

На чужой урожай не рассчитывай.

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдёргивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется,

как листва на ветру осенняя.

Что же такое личность? «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения: что любит, ценить, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях.

Какими же качествами может обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить кроссворд. Возьмите,  пожалуйста, кроссворд и заполните его в течение 5 минут. Для этого из предложенных стихотворных строчек выберите слова, характеризующие личность, и впишите их в клетки кроссворда (кроссворд на экране, а также на ватмане). После обсуждения я заполняю его по ответам учащихся.

Вопросы к кроссворду.

  1. В суждениях своих ты скор,

тебе присуще смелость

Вперёд, дерзай наш чемпион

К рекордам и победам.

  1. Если люди тебя уважают

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал ты…(авторитет)

3. Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, и не успех.

4. Владеет собой среди толпы смятенной,

ответственность несёт всегда за тех,

Кто верит вновь, наперекор Вселенной, в тебя

и в твой успех.

5. Сравнима любовь твоя, с чем в настоящем?

Сравнима с огнём она, вечно горящим.

6. можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Всё нежданно поставит ребром.

7. Оттенков множества для глаз

Нет в людях краски безусловной,

Лишь доброта для нас одна

Такая милая всегда.

8. Всегда бывает, счастлив тот человек

Кто цель благородную в жизни поставит.

Кто живёт для людей свой недолгий век,

Тот след глубокий на земле оставит.

После заполнения кроссворда. Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества.

Молодость возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

За людей душевную тревогу,

сердца жар и мыслей красоту,

мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

Очень много есть понятий о гражданине. Слово «ГРАЖДАНИН» употребляется в различных смыслах.

В школе № 8 участниками управленческого аппарата экономической игры «Экономика вокруг нас» было проведено анкетирование среди учащихся школы «Кто такой ГРАЖДАНИН?». СЮЖЕТ. Анкета содержала следующие вопросы.

АНКЕТА

  1. Кто такой гражданин?
  2. Считает ли Вы себя гражданином?
  3. Почему?

И теперь я попрошу вас тоже ответить на эти вопросы и лично у каждого узнать – « Вы являетесь  гражданином?»

(Личное обсуждение и ответы учащихся).

Посмотри на экран. Что же об этом говорили учащиеся восьмой школы. Подведём итог. Из 25 опрошенных респондентов на вопрос «Почему Вы гражданин?» результатом стало:

- социально активен - 6;

- ответственный - 5;

- хожу на выборы - 3;

- переживаю за свою страну - 5;

- помогаю общественными делами - 4;

Спасибо за активную работу в группах.

Но всё-таки скажите, а что является ценностью человека? Ведь это тема нашего классного часа, каждому ученику передаётся кукла (подвести к тому, что ценностью в человеке это, то, что он индивидуальный, организм, личность, гражданин, то есть к схеме). Молодцы ребята!!!

Завершить внеклассное мероприятие хочется стихами.

Этот мир многогранен и тесен,

Человеку не просто в нём жить.

Так чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и, конечно, любить.

И какой бы он не был натур,

В шутке, юморе,  меру чтоб знал.

Категории «долг», «честь», «культура»

Без условий всегда понимал.

Если трудно, тогда мы поможем,

Разобраться, поверить в себя:

Так что смело, шагайте в дорогу,

И успешными быть Вам всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Семья. Семейные ценности".

Целью этого классного часа является формирование у детей представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое о...

Классный час «Для меня ценности – пустой звук, они не находят отклика в моей душе…»: так ли это?»

Вы предложили интересную тему, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю построить лестницу к счастью. Но лестница не простая ее ступени – это ваши ценности....

Классный час по теме " Ценность олимпийского и параолимпийского резерва"

Классный час в рамках урока Знаний " История моей Родины"...

Классный час «Семья – величайшая ценность для каждого человека»

Формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации....

Классный час" Семья.Семейные ценности".

Разработка классного часа....

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....