Программа психологического кружка "Школа общения"
рабочая программа по теме

Горбатова Ольга Владимировна

Структура кружка включает 3 блока:1."Любознайки".цель:составление исследовательского проекта.2."Школа лидера".цель:формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.3."Проблемно-ценностное общение".цель:формирование у детей способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

Программа кружка

«Школа общения»

Автор-составитель:

педагог-психолог О.В. Горбатова

Северодвинск, 2011


Пояснительная записка

Осмысливая содержательную суть психологической службы в условиях детского дома, мы пришли к выводу о том, что работа педагога-психолога зачастую ограничивается сопровождением категории «трудных» детей, которая включает лишь часть воспитанников. В то же время само пребывание ребенка в учреждении интернатного типа обуславливает наличие трудностей как в познавательном, так и в эмоционально-личностном развитии.

Целенаправленное комплексное воздействие на детей в условиях детского дома должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на реализацию потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. В связи с этим нами были выделены следующие направления в работе педагога-психолога в рамках кружка «Школа общения»: познавательное развитие младших школьников, формирование у них навыков исследовательской деятельности; формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления в детском коллективе; формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

Структура кружка «Школа общения» включает в себя три блока: «Любознайки» (цель: составление исследовательского проекта), «Школа лидера» (цель: формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления), «Проблемно-ценностное общение» (цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению).

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность);
  • принцип природосообразности: учет психофизиологических и возрастных особенностей детей;
  • принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
  • принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
  • принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
  • принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка;
  • принцип компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
  • принцип ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред. 

   

Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрено проведение групповых занятий в количестве 72 часов. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю продолжительностью 1академический час (45минут).

Методические приемы программы:

  • ознакомительные, разъяснительные беседы;
  • деловые, познавательные игры, игры-тренинги;
  • викторины, дискуссии;
  • просмотр и обсуждение видеофильмов;
  • обучающая психодиагностика.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого блока

  1. осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  2. приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
  3. применение и приобретение детьми новых знаний.

2. Результаты второго блока

  1. расширение коммуникативных и организаторских компетенций воспитанников;
  2. повышение умения  самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в совете воспитанников;
  3. повышение умения управлять собой, самоанализа, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.

3.Результаты третьего блока

  1. повышение способности отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения;
  2. улучшение коммуникативных навыков, навыков построения конструктивного диалога;
  1. патриотическая направленность, интерес к социально-значимым вопросам.

Содержание программы

кружка «Школа общения»

БЛОК 1. «Любознайки»

Младший школьный возраст – наиболее ценный период для развития интеллектуально-познавательной сферы. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность. В этом периоде интенсивно развиваются и совершенствуются все познавательные процессы. Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее «открыты» для новых знаний, и педагоги должны создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у младших школьников. 

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Контингент: воспитанники 2-4 классов.

Цель: составление исследовательского проекта.

Задачи:

  • учить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • учить детей ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности
  • стимулировать развитие познавательной активности и интеллектуального уровня  детей

Тематический план занятий клуба  «Любознайки»

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводная беседа: «Я – любознайка!»

1

2

Мои органы чувств. Как я воспринимаю мир. Исследование типа восприятия.

1

3

Моё восприятие. Уровень развития.

1

4

Внимательный ли я? Исследование уровня, объёма внимания.

1

5

Исследование устойчивости, концентрации и распределения внимания..

1

6

Усердный ли я? Исследование темпа работы. Моя работоспособность

1

7

Игры на развитие слухового восприятия, внимания.

1

8

Игры для зрительного восприятия, внимания.

1

9

Какая бывает память? Виды памяти. Обсуждение.

1

10

Непроизвольная память. Исследование. Выводы

1

11

Зрительная память. Кратковременная и долговременная память. Исследование. Выводы.

1

12

Слуховая память. Механическая память. Исследование. Выводы.

1

13

Словесно-логическая память. Исследование. Выводы

1

14

Игры на развитие зрительной памяти.

1

15

Игры на развитие слуховой памяти.

1

16

Работа с текстом. Развитие словесно-логической памяти.

1

17

Моё мышление. Наглядное мышление. Исследование.

1

18.

Игры на развитие мышления.

1

19

Словесное мышление. Исследование.

1

20

Игры на развитие словесного мышления.

1

21

Логическое мышление. Исследование.

1

22

Игры на развитие логики.

1

23

Логические игры, головоломки, шарады.

1

24

Абстрактное мышление. Исследование.

1

25

Игры на развитие абстрактного мышления.

1

26

Как развито моё воображение. Исследование.

1

27

Я фантазёр. Приёмы развития воображения.

1

28

Я фантазёр. Продолжение.

1

29

Игра «Напиши свою сказку».

1

30

Обсуждение. Выбор лучших сказок.

1

31

Анкета «Мой кругозор». Как много я знаю о мире вокруг. Анализ анкет.

1

32

Как сделать свой кругозор шире? Приёмы.

1

33

Игра «Что? Где? Когда?»

1

34

Обсуждение смысла пословиц и поговорок.

1

35

Занимательные игры на развитие мышления, наблюдательности, памяти.

1

36

Подведение итогов. Составление и оформление проекта.

1

Всего

36

Блок 2. «Школа лидера»

Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.

В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.

Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены  самоуправления.

Контингент: совет воспитанников детского дома.

Цель: Формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.

Задачи:

Социальные:

  • Создать детям условия для самореализации.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Воспитательные:

  • Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
  • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

Обучающие:

  • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
  • Повышать уровень общей культуры воспитанников.

Развивающие:

  • Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
  • Развить творческие и коммуникативные способности.

Тематический план работы Школы Лидера

Тема занятия

Кол-во часов

1

Характер людей. Мой характер. Психогеометрический тест. Моя самооценка. Тест «Портрет и автопортрет».

1

2

Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер. Как воспитать в себе лидера.

1

3

Мои коммуникативные и организаторские способности.

Методика КОС.

1

4

Командная работа. Принципы и трудности.

1

5

Самопрезентация. Умение подать себя.

1

6

Ораторские способности. Тренировка.

1

7

Сотрудничество. Игры в парах.

1

8

Учусь принимать решения. Решение сложных ситуаций

1

9

Тренинг-игра «Твори, выдумывай, пробуй»

1

10

Совместное творчество. Изготовление коллажа.

1

Всего

10

Блок 3. Проблемно-ценностное общение.

«Общение – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми» (А.В. Мудрик). Основой формирования навыков проблемно-ценностного общения является диалогичность. Трудности общения, невозможность построения конструктивного диалога с окружающими, узкий круг интересующих вопросов присущ  всем воспитанникам интернатных учреждений. Вовлечение детей в поиск ответов на социально значимые вопросы, выявление насущных проблем города, области, края, страны, увлекательные дискуссии по проблемам и перспективам развития общества являются важным не только для развития личного потенциала воспитанников, расширения их кругозора, так и создания предпосылок для формирования молодёжного движения с целью решения насущных  вопросов на городском и областном уровне.

Контингент: воспитанники 6-7классов

Цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

Задачи: 

Социальные:

  • Создать детям условия для самореализации.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Воспитательные:

  • Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
  • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

Обучающие:

  • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
  • Повышать уровень общей культуры воспитанников.

Развивающие:

  • Развить творческие и коммуникативные способности.

    Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей

Тематический план занятий

Название модуля

Кол-во часов

1

Понимаем наш город

14

1.1

Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе.

3

1.2

Викторина «Как живёшь ты, отчий дом?»

2

1.3

Устный журнал «история нашего города»

3

1.4

Беседа «Что мы видим в родном городе?»

2

1.5

Беседа «Что мы слышим в родном городе?»

2

1.6

Беседа «Запахи и ароматы родного города»

2

2

Живём в нашем городе

6

2.1

Дискуссия Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе»

2

2.2

Проблемно-ценностная дискуссия «Рискованные практики молодых людей в нашем городе»

2

2.3

Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодёжи в нашем городе»

2

3

Развиваем наш город

6

3.1

Конкурс авторских видеороликов «Проблемы нашего города. Взгляд молодых».

4

3.2

Дискуссия «Наши инициативы по развитию города».

2

Всего

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический процесс общения

Урок по обществознанию в 8 классе.Учащиеся  узнают о разных  видах и формах общения, познакомятся с элементами культуры общения....

Психологические правила общения

Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих прав...

Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"

Цель:Повышение эффективности взаимодействия  коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

Психологические особенности общения с детьми

Чтобы общение с детьми было эффективным, необходимо знать их возрастные особенности....

"Психологическая культура общения"

КВН "Психологическая культура общения"...

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный

Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в...

Презентация к семинару-практикуму "Психологическая этика общения"

Педагогам-выработка эффективного педагогического воздействия....