Пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания школьников
статья (5 класс) по теме

Моисеева Светлана Викторовна

В статье даётся определение принципа культуросообразности, кратко изложено содержание воспитания на каждой ступени обучения в соответствии с данным принципом и перечислены пути и формы реализации принципа культуросообразности, которые могут быть использованы как во внеучебной деятельности, так и на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевская средняя общеобразовательная школа №1»

администрации муниципального образования

Киреевский район

ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Автор заместитель директора по ВР

МКОУ «Киреевская СОШ № 1»

Моисеева Светлана Викторовна

2014 год

ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

        В последние годы много говорят о девальвации нравственно-культурных ценностей в российском обществе и в связи с этим актуализации проблемы воспитания. Правительство, учёные, общественные организации пытаются создать тот общественный идеал, на который должна ориентироваться современная молодёжь. Раньше таким идеалом были образы настоящего пионера, комсомольца, коммуниста. Молодым людям было ясно и понятно, к чему необходимо стремиться. Затем мы вполне успешно развенчали этот идеальный образ, отказались от коммунистических ценностей. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но одно ясно точно: один идеал мы отвергли, а другой не создали. Поэтому нынешнему поколению, выросшему без общественного идеала и соответствующего ему мировоззрения, трудно двигаться по пути социального прогресса. Молодёжь просто не знает, куда и зачем двигаться, к чему стремиться.

        Возможно, в связи с этим в последние годы отмечается повышение уровня тревожности, агрессии подростков. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности. Объяснить такое положение исключительно снижением качества образования было бы неправильно. Сложившаяся ситуация обусловлена трудностями социально-экономической ситуации, недостаточным финансированием, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой бездуховности жизни большинства населения страны. Есть такой ООНовский термин: "Дети, находящиеся в особо трудных условиях". Мы употребляем термин «дети из социально опасных семей». К ним обычно относят такие категории детей, как сироты или оставшиеся без попечения родителей; социально дезадаптированные, безнадзорные, преступившие закон; дети-беженцы; дети из неблагополучных семей; подвергшиеся жестокому обращению или насилию; находящиеся в зонах экологических бедствий и т.д.

        По официальным сведениям, в России в настоящее время проживает около 40 млн. детей, т.е. примерно 25% от общей численности населения. Среди них: детей-сирот и оставшихся без попечения родителей - 483 тыс. человек. Детей, имеющих определенные отклонения в психическом, физическом или умственном развитии, но обучающихся в специальных школах или коррекционных классах обычных школ - 908 тыс. чел., детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты - 453 тыс. чел., детей-беженцев - 282 тыс. чел., совершивших правонарушения - 922 тыс. чел., совершивших преступления - 208 тыс. чел. Путём вычислений приходим к выводу, что 54% российских детей находятся в "особо трудных условиях". А это означает, что более половины российских детей выпали в настоящее время из культуры и цивилизации. И это делает проблему культуросообразности воспитания особо актуальной.

        Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

        Принцип культуросообразности – это учет условий места и времени, в которых родился человек и ему предстоит жить, исторически достигнутый уровень культуры (в том числе и молодёжной), обычаев семьи и воспитательный идеал общества. Идеи необходимости культуросообразности были развиты немецким педагогом Ф. А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. По его мнению, состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из которого развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на которой находится общество, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей.

        Таким образом, цель культуросообразноого воспитания – человек с широкими философскими воззрениями и кругозором; с высокой степенью владения всеми современными технологиями жизнеобеспечения; активной жизненной позицией; ценностным отношением к жизни, Родине, своему народу, труду, семье; самоценностью личности; толерантностью к инакости; критическим восприятием влияний другой культуры.  

        В соответствии с принципом культуросообразности перед воспитанием стоит задача приобщения детей  к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе). Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей.

        Показателями достижения цели воспитания, становление личности как человека культуры являются: приобщение молодого поколения к культурному наследию, национальным понятиям; возрождение и сохранение культурно-национальных традиций; расширение границ творческой деятельности, сформированный уровень воспитанности.

         Основу содержания культуросообразного воспитательного процесса составляет субъективный опыт личности учащегося «по освоению, усвоению и присвоению» общечеловеческих и национальных (этнических) ценностей, умений и способностей, социальных навыков и способов поведения.

        Учитывая это, содержание воспитания в школе первой ступени должно ориентироваться на предельно общие ценности культуры, духовно-нравственные абсолюты, составляющие базис и фон любой человеческой культуры (безусловная ценность человеческой жизни, свободы, мира; эмоциональное неприятие убийства, рабства, войны и т.д.). В школе второй ступени осваиваются нормы и ценности, составляющие содержание собственной, национальной культурной традиции, а в школе третьей ступени осуществляется сравнительный анализ различных культурных традиций, формируется представление о многообразии человеческих культур и диалоге как единственно возможном способе их сосуществования и взаимодействия.

        Практическая реализация принципа культуросообразности осуществляется через

  • организацию всех видов детской деятельности, направленных на освоение культурного наследия (игровая, продуктивная, познавательная, общение);
  • применение этнографических, исторических, этнокультурных знаний при организации воспитательных событий;
  • приобщение ребенка к своей национальной и другим культурам через активное приобщение к разнообразным традициям, быту, фольклору, языкам и др.;
  • активное и творческое участие детей в различных культурных мероприятиях (культурно-досуговых, познавательных, художественно-эстетических, физкультурно-оздоровительных и др.);
  • обогащение культурной воспитанности детей за счет расширения этнокультурных (социокультурных) объектов социума (музеи, библиотеки, центры национальных культур, театры, музыкальные школы и др.);
  • учет специфики влияния факторов этнической традиционной культуры социума (традиции, быт, религия, искусство, труд, семья) на становление личности ребенка;
  • диагностирование эффективного влияния культуросообразного воспитания на становление личности ребёнка с использованием разнообразных методов (беседы, наблюдения, игровые ситуации, дидактические игры, стандартизированные методики и т.д.).

        Среди возможных форм реализации принципа культуросообразности в системе воспитания школьников можно выделить:

  • беседы,
  • диспуты,
  • КТД,
  • экскурсии,
  • заочные путешествия,
  • выставки рисунков, декоративно-прикладного творчества,
  • исследовательские и социальные проекты,
  • познавательные викторины,
  • конкурсы презентаций,
  • фотоконкурсы,
  • праздники (традиционные День Победы, Новый год, народные Масленица, православные Рождество, День православной книги и т.д.),
  • занятия в школьном музее,
  • библиотечные уроки,
  • конкурсы талантов (чтецов, вокалистов, танцоров),
  • краеведческие и патриотические клубы,
  • тематические стенды,
  • познавательные игры,
  • встречи с интересными людьми,
  • вечера памяти,
  • уроки Мужества,
  • конкурсы сочинений,
  • вечера вопросов и ответов и т.д.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Статья "Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания "

        Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными ко...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...