Методические рекомендации по проведению групповой консультации
методическая разработка по теме

Мурашова Татьяна Михайловна

Методические рекомендации по проведению групповой консультации по теме: «Принятие управленческих решений» по дисциплине: Менеджмент специальность 100701 «Коммерция (по отраслям) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)

РАССМОТРЕНО

На заседании цикловой (предметной) комиссии ___________________________________________

_________________________________дисциплин

Протокол № __  от «___» _________20__ г.

Председатель __________________________

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_______________Н.В.Ильина

«___» _____________ 20__ г.

Методические рекомендации

по проведению групповой консультации

по теме: «Принятие управленческих решений»

по дисциплине: Менеджмент

специальность 100701 «Коммерция (по отраслям)

Аннотация

Иногда считают, что консультации не требуют от преподавателя особой подготовки, что он всегда готов ответить на вопросы слушателей. Опыт показывает, что хорошо подготовленная и умело проведенная консультация может стать одним из наиболее эффективных методов повышения уровня подготовки будущих специалистов к решению конкретных задач управления. В своей работе я описываю сущность, виды и порядок проведения групповой консультации, ее значение для студента заочника. Моя работа будет хорошим методическим материалом для начинающего преподавателя и для опытного педагога в зависимости от специфики обучаемого контингента, особенностей организации учебного процесса.

Содержание

1.Введение

2.Характеристика и рекомендации по проведению консультаций

3.План проведения групповой консультации

4.Заключение

5.Список используемой литературы.

Введение

Преимущество групповой консультации перед другими формами занятий в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятий к практическим  интересам студентов, обучающимся без отрыва от производства, она позволяет в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучающимся. Основным содержанием консультации является разъяснение отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы. Нашим студентам это особенно важно, так как они самостоятельно в межсессионный период должны будут изучить весь программный материал, выполнить контрольные задания. Опыт показал, что они нуждаются в таких консультациях. В колледже консультации проводятся в индивидуальной и групповой формах. Это определяется учебным планом специальности, поэтому преподаватель должен спланировать тему консультации в календарно-тематическом плане и соответственно провести по графику учебного процесса. Успех обучения заочников, главным образом зависит от их трудолюбия и умения самостоятельно работать с литературой, самостоятельно изучать учебный материал. Практика работы показывает, что многие заочники, особенно в первый период обучения, испытывают больше трудности в самостоятельной работе. Хорошо известно, насколько ограничены временем заочники, и поэтому правильная организация умственного труда и экономия времени для них является делом первостепенной важности.

Дисциплина Менеджмент специальности Коммерция (по отраслям) изучается на первом курсе, поэтому такое большое внимание я уделяю групповой консультации в межсессионный период.

Характеристика и рекомендации проведения групповой консультации

Для проведения консультации важно правильно выбрать тему консультации. Выбор темы является самым важным этапом. Он должен осуществляться при разработке учебных планов задолго до проведения занятий. Я определяю тему консультации при составлении рабочей программы, самостоятельной работы студента и разработке календарно-тематического плана. Для  проведения консультации я выбрала одну из важных тем дисциплины «Менеджмент»:

-Принятие управленческих решений.

Принятие решений – это один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера в процессе управления. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность руководства, а следовательно т эффективность работы организации. В процессе управления менеджер постоянно сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия для разрешения какой-либо проблемы. Результат этого выбора и будет являться решением. Будущий менеджер по продажам сталкивается ежедневно с разными проблемами и надо сделать правильно выбор. Это ответственная работа.

Управленческое решение – результат творческого, целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора и реализации путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с поставленной целью. Тема очень актуальна на современном этапе. Студентам предлагается изучить эту тему самостоятельно, составить конспект по вопросам

-Понятие управленческого решения,

-Виды управленческих решений,

-Требования, предъявляемые к управленческим решениям,

-Основные этапы разработки принятия и реализации управленческих решений.

Нацеливаю студентов на сбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях из области их деятельности. Каждый студент должен представить не менее двух конкретных вариантов. Что это дает? Студенты работают в разных сферах деятельности, на разных предприятиях, подчинены разным руководителям. Получается широкий выбор управленческих решений обладающих различными характеристиками. И во время занятий на лабораторно-экзаменационной сессии есть возможность сделать оценку управленческого решения: подвести экономические, социальные, нравственные итоги, установить уровень достижения цели, определить степень решения проблемы, выявить передовой опыт, инновационную деятельность и т.д.

Во время самостоятельной работы над учебным материалом студенты должны составить перечень основных, важных для их деятельности вопросов, а также вопросов, которые задает преподаватель для будущего обсуждения. На консультации. Меня всегда в данной теме интересует методика принятия управленческих решений.

Любые решения, которые принимаются в рамках организации имеют свои последствия, как положительные, так и отрицательные.

Управленческое решение – психологический процесс, где не всегда срабатывает логика или интуиция. В самом ходе решения переплетаются и социальные установки и личностные перемены, и интуиция, и эмоции. Студенты имеют возможность собрать материал по разным методикам принятия управленческих решений.

Во время консультации студенты отвечая на поставленные вопросы актуализируют полученные знания, привлекая свой опыт и показывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретном случае. Важно создать на консультации непринужденную, доверительную обстановку, чтобы каждый слушатель мог, не стесняясь задать любой интересующий вопрос и получить на него точный обстоятельный ответ. Вместе с тем консультация должна проводиться строго по намеченному плану, а не превращаться в неорганизованную беседу.

Весьма полезным будет участие в консультации специалистов – выпускников. Так в 2012 году на консультации приняли участие Садов А

 - фермер, Аникина А – предприниматель.

Это был хороший опыт выяснения правильности подхода к решению практических вопросов. При проведении консультаций рекомендуется шире использовать наглядные пособия, знакомить студентов с нормативными и руководящими документами, можно проводить с применением видеотехники.

В зависимости от темы и целей занятия, характера изучаемого материала, конкретных дидактических задач, выбираются и соответствующие формы ее организации  и проведения:

- Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы слушатели задают преподавателю вопросы. Ответам может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель;

-Можно провести консультацию по заранее собранным от слушателей вопросам в письменном виде.

При этом первая часть занятия проводится в виде лекции, которую преподаватель строит в форме ответов на вопросы слушателей дополняя и развивая их по своему усмотрению.

Вторая часть занятия состоит из ответов на устные вопросы, свободного обмена мнениями.

-Аналогично проводятся консультации по самостоятельно изученному материалу. В заключении преподаватель обобщает практику применения рассматриваемых материалов.

-Консультация по передовому опыту проводится в форме ответов на вопросы, которые возникают после прослушивания доклада специалиста предприятия. Для того чтобы слушатели могли лучше подготовиться, до занятия им раздают материал доклада с таблицами и диаграммами. После ответов на вопросы преподаватель делает общее заключение по данному материалу.

-Консультации в форме пресс-конференции проводится с привлечением специальных консультантов по комплексным проблемам.

-Программированные консультации, т.е. преподаватель сам предлагает вопросы слушателям.

Во время обсуждения сами студенты, могут отвечать на вопросы своих сокурсников, таким образом можно организовать дискуссию.

Опыт моей работы с заочниками показывает, что консультация в любой форме имеет большое значение т.к. она приближает к практическим интересам: учебный материал лучше запоминается, уровень знаний повышается, специалист приобретает больше возможностей адаптации во внешней среде.

План групповой консультации

Дисциплина – Менеджмент

Тема урока – Принятие управленческих решений

Вид урока – Обобщение и систематизация знаний

Цель методическая- создание условий для формирования знаний, умений, развития способностей и воспитания качеств личности.

Цели урока: -образовательная – закрепление знаний и формирование умений;

- развивающая – развитие управленческого мышления, профессиональной мотивации к дальнейшему изучению программы материала, развитие речи.

- воспитательная – формирование эффективного менеджера.

Студент должен знать: типы решений, требования к решениям, методику принятия эффективного решения;

Уметь: принимать эффективные решения.

-Наглядные пособия и технические средства к уроку – Альбом наглядных пособий, микроплакаты.

-Межпредметные и внутрипредметные связи – Экономика организации, система методов управления.

Ход консультации

1.Организационный момент ;

2.Сообщение цели консультации;

3.Оперативная проверка знаний студентов.

Вопросы для контроля знаний

1.Что из указанного списка относится к классификации управленческих решений:

а) стратегические решения;

б) производственные;

в) кадровые;

г) конкурентоспособные;

д) единоличные;

е) реалистичные.

2.Что из перечисленного относится к требованиям эффективного управленческого решения:

а) универсальность ;

б)  своевременность;

в) ясная цель;

г)  конкретность;

д)  дальновидность.

3.Что представляет собой процедура подготовки и принятия управленческих решений:

а) документальное оформление принятого решения ;

б) распределение ответственности и полномочий в процессе подготовки и принятия решения;

в) последовательность этапов подготовки и принятия решения с указанием их содержания и исполнителей;

г) построение дерева целей;

4.Выработка решения состоит из следующих этапов

а)  диагностика проблемы, формирования критериев и ограничений, разработка и оценка альтернатив, выбор альтернативы;

б) анализ ситуации, оценка проблемы, определение критериев выбора, разработка вариантов решения, выбор наилучшего варианта, согласование, организация выполнения решения ;

в) оценка альтернатив, выбор альтернативы ;

5.Что из названного относится к этапу выполнения принятого решения:

а)  доведение заданий до исполнителей;

б  определение необходимых ресурсов;

в)  определение влияния внешней среды;

г)  определение сроков выполнения решения;

4.Корректировка знаний студентов

5.Ответы на вопросы студентов

6.Инструктаж для выполнения заданий

7.Самостоятельная работа студентов

Задание 1

Владельцу скоропортящегося груза необходимо принять одно из двух решений: страховать или не страховать перевозимый груз. Риск заключается в том, что перевозка осуществляется на дальнее расстояние и в автотранспорте возможен выход из строя одной из холодильных установок с вероятностью 0,2 и перевозимый груз может испортиться.

Если груз застраховать, то в случае его потери владелец 2000ден. ед. Если же поломки не возникнет, он потеряет 100ден.ед. потраченных на страховой полис.

Если груз не застраховать, то в случае поломки холодильной установки теряется его стоимость 1900ден.ед, при благополучном же исходе владелец может распорядиться суммой 100ден.ед., сэкономленной на страховом полисе. Принять решение.

Задание 2

В результате усиления позиций конкурентов у Вашего предприятия возникли сложности со сбытом картофеля. Имеются следующие варианты решения задачи:

1)Снизить производство картофеля с 4500т до 4000т (потери при этом составят 11500 ден.ед.);

2)Усовершенствовать организацию реализации картофеля (создание маркетинговой службы), в этом случае потери дохода составят 11380 ден.ед;

3)Усилить рекламную компанию (в этом случае затраты на единицу продукции возрастут на 3,8д.ед.)

Определить факторы, влияющие на принятие решения; рассчитать доходность; выбрать окончательное решение; сформировать выводы.

Задание 3.

Предприятие произвело 25380ц молока. Для того, чтобы серьезно противостоять конкурентам, вам предстоит сделать выбор:

1)Снизить цену на продукцию на 8% (тогда прибыль от продаж одного центнера молока сократится с 3250руб до 2800руб.)

2)Усилить рекламу и увеличить сеть сбытовых организаций (рекламные затраты на 1ц возрастут с 1350руб до 1580руб, а сбытовые с 550руб до 1050руб)

Определить: а)факторы, которые будут учитываться при принятии решения и перечень возможных альтернатив;

б) рассчитать доходность;

в) принять единственное решение.

7) Подведение итогов

8) Задание на дом

9) Литература рекомендуемая для студентов:

1. Казначевская Г.Б. менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – Ростов-на Дону, Феникс, 2011

2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – Москва, Академия, 2009

3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: практикум: учебник пособие-М.: Академия, 2010.

Заключение

В заключении еще раз следует заметить, что консультация является одним из активных методов обучения, так как она максимально приближает обучение к практическим интересам и запросам студента с учетом имеющегося опыта и степени индивидуального восприятия изучаемого материала и является одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

Так как студент заочник должен самостоятельно освоить 75% учебной программы дисциплины «Менеджмент», возникает необходимость в появлении непонятных вопросов. А где их можно разрешить? На консультации. Консультации для заочника в учебном процессе играют как вспомогательную так и  самостоятельную роль.

В работе я описала сущность, виды и основные правила проведения консультаций, составила план проведения по одной из тем учебной программы дисциплины менеджмент.

В результате проведения консультаций мы достигаем следующие задачи:

-убеждение студентов в необходимости обучения;

-возбуждение интереса к конкретной дисциплине;

-активизация познавательной деятельности;

-снять вопросы, выявить ошибочные представления, неверные истолкования изученного материала и тем предотвратить неправильное применение его на практике;

-закрепление полученных знаний и совершенствование умений их практического применения;

-создать условия для изучения и творческого освоения передового опыта, активного обмена знаниями и опытом между студентами;

-применение полученных знаний в достижении учебных целей (написаний рефератов, курсовых и выпускных работ).

Таким образом консультацию надо рассматривать как один из методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов в учебном процессе профессионального обучения.

Используемая литература

1.Методическая разработка преподавателя –Учебно-методический центр среднего профессионального образования, Москва, 2003

2.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. –Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях – М.: мастерство, 2001

3.сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. как написать и издать учебное пособие М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003

4.Хуторской А.В. Современная дидактика, - СПБ, Патер, 2001

5.Методические рекомендации по разработке частных методик /Сост.Л.П.Давыдова, М.: УМК МСХ РСФСР, 1981.

6.Щепотан А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое беспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях М.: ИПР СПО, 2002

7.Применение методов действия – сборник методик, УМЦ СПО Москва, 2001

8.Активные формы и методы обучения: Методическое пособие, - М.: УМЦ, 1997

9.Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991

10.Амонашвили Ш.А. Педагогический поиск. Москва педагогика, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения

Особенности проведения групповых консультаций в классах вечернего (заочного) обучения                             ...

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.

Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации по проведению групповых занятий с заикающимися на этапе закрепления навыков здоровой речи

Данные методические рекомендации предлагают форму организации занятий, краткое описание целей, задач, этапов и методов групповой работы. Кратко описываются приемы и методы создания доверительной обста...

Методические рекомендации к проведению консультаций по учебной дисциплине «Химия»

Методические рекомендации к домашнему обучению на учебной дисциплине  «Химия»...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми»

Цель: передача знаний, повышение его компетенции в вопросах проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....