Внеклассное мероприятие
классный час (9 класс) по теме

Осипова Елена Николаевна

Мероприятие посвящено Дню воина -интернационалиста -15 февраля 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

подготовила учитель истории  МБОУ "Сиренькинская сош" Альметьевского муниципального района РТ Осипова Е.Н.

"Ж И В А Я   П А М Я Т Ь"-  

встреча, посвящённая 15 февраля Дню памяти погибших в Афганистане и в других "горячих точках".

(15.02.2014г. - 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана)

Цели:

Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.

Определение исторического значения афганской войны.

Воспитывать чувство долга, ответственности,  патриотизма.

Ожидаемые результаты:

подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;

решение проблемы преемственности поколений;

повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

( мероприятие сопровождается презентацией)

Оформление на доске (стихи и газета):

Афганистан болит в моей душе,

И все, кого я встретил и не встретил,

Пусть долго будут жить на этом свете

Как тишина на дальнем рубеже…

Ведущая1: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча - дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам 20-го столетия. Она проходит в день  празднования  Дня воина - интернационалиста.

1 чтец: Получают мальчики повестки,

 И уходят мальчики служить.

 Есть обязанность у них такая:

 От врага Отчизну защитить.

 Матери сынов провожают

 И наказы им дают,

 Расцелуют крепко, перекрестят

 И по-бабьи жалобно всплакнут.

 А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

 Зная, как тяжел солдата путь,

 Говорят, сжимая крепко руку:

 «Ты, сынок, писать не позабудь».

2 чтец:  Юноши России присягают,

 Клятву перед знаменем дают.

 Юноши пока еще не знают,

 Что домой они не все придут.

 Поседевших мам и пап все меньше,

 Все они уходят в мир иной…

 А сынок в граните остается,

 Остается вечно молодой!

Ведущий 2: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о

              трагедиях,   потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о

              жестоких войнах, уносивших  миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации,    

              разрушавших великие ценности,  созданные человеком.

3 чтец: Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь,

              Та, что рубиться заставит и мертвые руки.

              Что нам до смерти и мук, если есть

              Ради кого принимать даже смертные муки?

              Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,

              Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.

              Кончится бой, и тогда только время найдешь

              Каждому голосу жизни как чуду дивиться.

              Тихо баюкает дерево дождь.

              Звонко поет, окликая подругу, синица.

              Вешнее солнце капель пробудило лучом...

              Павших друзей помяни. И живи. И не плач ни о чем...

Ведущий 1:У этих войн нет ещё истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько,  сколько нам  

              не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели.

             Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими

             они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и

             памяти.

Ведущий 2: Нашу встречу  сегодня мы назвали "Живая память". Именно живая память, потому что

            живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, в других "горячих точках". Живая, потому что

            память   о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта

            будет жива,  пока мы об этом говорим и поем.

            (Песня "Рассказ ветерана". Музыка и слова Ю.Визбора)

Ведущий 1: 15 февраля- особый день для тех, кто сегодня присутствует на нашей встрече.

             Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.

Ведущий2: Прошло 25 лет с окончания войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо

              присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот

              день стал Днем памяти.

Ведущий 1: На нашей встрече присутствуют: Каликов Игорь Анатольевич - участник Афганской войны,

                уроженец с. Клементейкино; Шайхулова Елена Михайловна - мать Рустама Шайхулова,

                погибшего в Чечне 3 января 2000 г. при выполнении воинского долга; Ермолаев Михаил

               Леонтьевич- участник  Чеченской войны; Кузьмин Михаил Константинович - участник    

                Чеченской войны.

4 чтец: Наши судьбы текут, как ручьи,

             Как прибрежный песок.

             Что песчинка, что - капля?..

             И всё-таки в жизни не раз

             Каждый делает выбор.

             И выбор порою жесток.

             Даже если судьба королевств

             Не зависит от нас.

             Если Зло и Добро

             В откровенной схватились борьбе

             И последним пророчествам

             Сбыться мгновенье пришло,

            Загляни в свою душу:

             Что правду милее тебе,

             Что влечёт с большею силой-

              Добро или Зло?

             А потом присмотрись, кто силен и наденет венец,

             А кого проклянут и навеки забудут, как звать.

5 чтец: И опять загляни себе в душу: хорош ли конец?

             И спроси себя снова: неужто охота  встревать?

             Что за радость -безвестно погибнуть в неравном бою?

             Может, спрятать глаза, ведь никого не спасти?

             Мало толку в геройстве, которого не воспоют...

            Время лечит -однажды и сам себя сможешь простить.

            А ещё, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов,

            Забывающих в битве жестокой про всякую честь,

            Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь...

             Где ж меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть?

            ... А потом победитель устало опустит свой меч:

            Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда...

            И раздастся приказ:"Всем ослушникам головы с плеч".

            С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг?

            С кем тогда?..

Ведущий 2: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах

            есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы?

            Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

6 чтец: Вчера мальчишки выпускной гуляли

            Ломился стол от всяческих сластей

            И в ночь подруги им судьбу гадали.

            И нагадали тысячу путей.

            Но выпала всем дальняя дорога

            В чужую неизвестную страну.

            И не нашлось другой судьбы у Бога,

           Чем эта - через страшную войну!

           И им пришлось испить ее до края,

           И, обманув в письме отца и мать,

           Мол, не на бой - « по делу» вылетаем

          В жестокой сече к смерти привыкать.

          Их уносили «Черные тюльпаны»

           Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

        За землю предков дрались там душманы,

        А мы за что? Никто не даст ответ.

Ведущий  1:      Военная форма всем ли к лицу. Она делает ребят старше, значительнее. Человек, одевший военную форму, должен подчиняться приказам, принимать присягу на верность Родине и свято ее выполнять.

Ведущий2 : Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это "выполнением интернационального долга". А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

        

5 чтец:  Кабул далекий и безжизненная степь

               Пропахли дымом от разрывов горьким,

              Ты долго не увидишь сыновей,

              Спасающих другой народ от горя.

              Мы, Родина, покинули тебя,

              Нам совесть путь-дорогу указала:

              Иди и выполняй святой приказ,

             Чтоб Родина спокойно засыпала.

Ведущий  1:      

Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

 Ведущая2 : 25 декабря. С 15.00 начался ввод соединений и частей 40-й Армии в ДРА по трем направлениям: через Кушку, Термез и Хорог. 103-я воздушно-десантная дивизия перебрасывалась военно-транспортной авиацией на аэродромы Кабула, Баграма и частично Кандагара.

В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Песня: "И как же мне не вспоминать…" (исп. учащиеся)

Ведущий 2:  - 15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул землю Афганистана. С 22 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане мы потеряли 13310 человек, более 30 тысяч ранеными и искалеченными, около 300 – пленными пропавшими без вести, не говоря уже о потерях боевой техники и материальных затратах. Война, в которой постоянно была задействована целая армия, а за 9 лет через Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек.

 6 чтец:

 Как много русских мальчиков-солдат

 В безмолвной вечности лежат отныне.

 И с фотографий маленьких глядят

 Глазами удивительно живыми.

 О, сколько же в России матерей

 Облились горькими слезами.

 Их боли не пройти, не отогреть

 Под траурными черными платками.

 Вновь клинья обожженных душ плывут

 По небу вперемешку с облаками

 Над милым домом снегом упадут

 Или прольются теплыми дождями.

 Стекут слезой по золоту имен,

 По датам, оборвавшим жизнь в зените.

 Печально-тихий колокольный звон

 Как будто шепчет: "Мальчики, простите..."

Ведущий2:  Объявляется минута молчания в память обо всех российских парнях, погибших в Афганской и Чеченской войнах и в горячих точках. (Минута молчания)

 Ведущий 1 : Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее,      

                  состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой афганской войне жива и стереть  

                  события той войны не смогут ни годы, ни расстояния…

Ведущий 2: Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день

                  жестоких сражений в чужом краю. Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не

                  поступало почти никаких сведений, лишь воздушные "чёрные тюльпаны", доставлявшие

                  гробы - как их называли груз 200, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим

                  ребятам служба выпала не из лёгких...

Песня "Афганистан" (из репертуара "Голубые береты").

Ведущий 1: Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие

                   качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой

                   жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они

                   сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

 Ведущая 2: А вдалеке у них осталось Родина, родной город, село, дом, матери, жены, дети. Многое не

                  успели - жизнь-то только начиналась.

Ведущий1: Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают

                 дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг.

Ведущий 2: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории.

                 Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то        

                 провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Ведущий 1: Сегодня мы приглашаем к разговору два поколения: ветеранов -участников

            войн в Афганистане, Чечне и  учащихся 9-11 классов  Сиренькинской средней школы, будущих

            защитников Отечества.

Ведущий делит классы на 4 сектора.

Между секторами позиции, по которым будет вестись обсуждение:

1. Яне знаю, зачем и кому это нужно.

2. Нет, в этом не было необходимости.

3. Да, это было необходимо.

4. Это воинский долг, и это не обсуждается.

Ведущий 2:  -Позиция  " Я не знаю, зачем и кому это нужно?"(обсуждение идет между двумя

                     группами. Каждая группа делает свои выводы)

Ведущий 1: - На этот вопрос, наверное, не может быть однозначного ответа:

   

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их насмерть не дрожащей рукой.

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

 

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искореженным лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью

И пошли по домам под шумок толковать,

Что пора положить бы конец безобразью,

Что и так уже скоро, мы начнём голодать.

И никто не додумался просто встать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги - это только ступени,

В бесконечные пропасти к недоступной весне.

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

Звучит песня "За того парня" (муз. М.Фрадкина, слова Р.Рождественского)

Ведущий 2: -Позиция "Нет, в этом не было смысла". Предлагаем обсудить и эту точку зрения.

                   - Как  нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки:

Что теперь с нами стало, как Россия устала.

И какая ещё ждёт Россию война?

Мне не хочется крови и не надо нам славы,

Нас так мало осталось, а Россия одна...

Ведущий 1: - А теперь предлагаем к обсуждению следующую точку зрения:

                        "Да, это было необходимо".

А. Розенбаум "Черный тюльпан"

В Афганистане, в “чёрном тюльпане”,
С водкой в стакане мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица через границу,
К русским зарницам несёт ребятишек домой
В “чёрном тюльпане” Те, кто с заданий
Едут на Родину милую в землю залечь.
В отпуск бессрочный рваные в клочья…
Им никогда, никогда не обнять тёплых плеч.
Когда в оазисе Джелалабада,
Свалившись на крыло “тюльпан” наш падал,
Мы проклинали все свою работу,
Опять батя подвёл  потерей роту.
В Шинданде, в Кандагаре и в Баграме
Опять на душу класть тяжёлый камень,
Опять нести  на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют.
Но надо добраться, надо собраться.
Если сломаться, то можно нарваться и тут…
Горы стреляют, “Стингер” взлетает,
Если нарваться, то парни второй раз умрут.
И мы идём совсем не так, как дома,
Где нет войны и всё давно знакомо.
Где трупы видят раз в году пилоты,
Где с облаков не валят вертолёты.
И мы идём от гнева стиснув зубы,
Сухие водкой смачивая губы.
Идут из Пакистана караваны,
А значит, есть работа для “тюльпана”.
В Афганистане, в “чёрном тюльпане”,
С водкой в стакане мы молча плывём над землёй.
Скорбная птица через границу,
К русским зарницам несёт наших братьев домой.
Когда в оазисе Джелалабада,
Свалившись на крыло “тюльпан” наш падал,
Мы проклинали все свою работу,
Опять пацан подвёл потерей роту.
В Шинданде,  в Кандагаре и в Баграме
Опять на душу класть тяжёлый камень,
Опять нести  на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют…

Ведущий 2:  -Услышали  мы сегодня разные точки зрения при обсуждении  темы Афганской войны. Война - явление страшное, жестокое. Но пока существуют на земле Злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят  раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Ведущий 1: У нас сегодня в гостях присутствует мать Рустама Шайхулова, погибшего 3 января 2000 г. в 11ч. 50 мин. у населенного пункта Краснопартизанский (Республика  Чечня) при выполнении воинского долга (зачитать письмо командира войсковой части 3721 , подполковника А.В.Рябова).

Рустам посмертно  был награжден Орденом мужества

Ученик из 4 группы:

В русском народе живет убеждение, что истинный   Человек и сын Отечества- есть одно и то же.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, своими

делами служить её интересам -чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш

разговор логически подошёл к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооружен-

ных конфликтах - это воинский долг и это не обсуждается.

Ведущий 2: На этом наша встреча, посвященная Дню воина-интернационалиста подошла к концу. Спасибо всем за участие в нашей беседе.

(Звучит патриотическая песня из репертуара «Голубые береты»)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...