«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка»
материал по теме

Шергина  Галина Сергеевна

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

           В современных условиях реализации ФГОС на первый план выносится его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В условиях традиционного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на довольно низком уровне. Теоретическое освоение иностранного языка достаточно трудно, поэтому часто не интересно, что отражается на  учебной деятельности учащихся. Поэтому современному учителю необходимо использовать  на уроках  дополнительные средства, способствующие формированию  познавательного интереса к предмету

Не секрет, что иностранный язык является одним из самых популярных предметов изучения у школьников на сегодняшний день. Тем не менее, не смотря на всю его популярность, учителю постоянно приходится поддерживать познавательный интерес учащихся к предмету, вновь и вновь мотивируя их на учебную деятельность.

Всякая деятельность отвечает какой-либо потребности человека.   К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

Решая эту задачу, учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. Как же сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я пришла к выводу, что необходимо применять различные нетрадиционные методы уроков. Это опорные схемы, «мозговой штурм», постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игры, в том числе и ролевые, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды и тесты.  

В формировании познавательного интереса огромная роль отводится игре. Игра – это весело, это интересно. Но веселье не самоцель. Игра обладает огромной педагогической ценностью. Игра - это активный   способ решить многие педагогические задачи.  Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.  Игры имеют две цели: одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

 Игра может быть использована на различных этапах урока. Игру можно использовать, чтобы закрепить только что пройденный материал. Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден материал, игра – это приятный способ повторить пройденное

Игра – прекрасный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке.

Игра – это уникальная возможность поблагодарить детей за сотрудничество, своего рода награда, которой они достойны после выполнения той или иной работы

Игра – это идеальная возможность отдохнуть, расслабиться после трудного устного упражнения или любого другого утомительного занятия.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый ученик почувствует себя увереннее и будет участвовать в игре намного активнее, если не будет бояться выглядеть смешным или в аутсайдерах.

Независимо от темперамента учителя или учеников, на уроках всегда есть моменты, когда внимание детей рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу, как бы между прочим, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.

Существуют различные виды игр. Это игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Различают игры и по языковому материалу: лексические, грамматические, буквенные и пр.

Например:

        1.При изучении темы свободного времени, учитель может предложить учащимся ряд картинок с изображениями детского досуга. Ребята группируют картинки по категориям (например, что я умею и не умею делать или чем я люблю заниматься или не люблю) и составляют рассказ о себе, делятся с одноклассниками.

I CAN…..

I CAN’T….

I LIKE….

I DON’T LIKE…

2. DRAWING. Дети младшего школьного возраста очень любят рисовать. Игры с использованием этих навыков можно широко применять на уроках английского языка. Можно предложить ребятам несколько вариантов:
1.Draw the monsters.

Учитель зачитывает текст, учащиеся берут карандаш и делают зарисовки, в соответствии с описанием. Затем после прочтения, показывают рисунки друг
другу. Учитель может усложнить задачу, предложив ребятам поочередно сделать описание своего чудовища.

Например,
It is a monster. He has a big head, he hasn’t body, long tail and three hand.
His mouth is very big. You can see three  teeth. His eyes are big too… …..
2.Draw the room.

Ребята получают заготовки - схема пустой комнаты, приготовленные заранее учителем. Зачитывается список предметов домашнего интерьера, учащиеся рисуют их там, где бы они хотели разместить эту мебель. Сравнивают свой рисунок с одноклассниками. Описывают свою комнату.

3.Picture Dictations.

Перед выполнением этого задания учащимся объясняет учитель, что писать ничего не надо. Надо зарисовывать ту информацию, которая содержится в тексте. При проверке учитывается то, насколько верно изображена на нем информация.
There are two men on the picture. One man is fat, the second man is thin. The fat man is shot, the thin man is tall. The fat man is wearing trousers and a checked shirt, the tall man is wearing shorts and a striped T-shirt. The fat man has a hat on but the thin one has no hat.

3. WHAT’S THE DIFFERENCE? Особое значение отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач и способствуют развитию абстрактного мышления, памяти и внимания. На протяжении всего курса детям можно предлагать отыскивать различия в картинках. Например, показать ребятам изображения двух львов. Предложить найти отличия и даже пофантазировать. Учащиеся младших классов охотно вовлекаются в игровую деятельность.
What’s the difference between these two lions? – This lion is fat (strong, wicked, big, bad, brave) and this lion is thin (weak, kind, small, good, cowardly).

Грамматические, лексические, фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков.  Большинство таких игр могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.

4. КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.

Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

5. ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3. It is very big and grey. (an elephant)

4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Использование игр научит детей работать в сотрудничестве и будет способствовать раскрытию творческого потенциала

Применяя игры на уроках, нужно помнить о  некоторых моментах:

  • выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован;
  •  в игре должно быть задействовано возможно большее количество учащихся;
  • игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся;
  • объяснение правил должно быть простым;
  • языковые игры должны проводиться на иностранном языке;
  • нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки;
  •   игры должны базироваться на уже изученном материале.

Таким образом, использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению иностранного языка большое значение имеют посещение выставок, театров, собственные театральные постановки, музыкальные и литературные гостиные, виртуальные экскурсии. Подготовка и воплощение в жизнь таких проектов способствуют устойчивому формированию и повышению познавательного интереса учащихся.

 Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки иностранного языка предоставляют учителю больше возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, при применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании иностранного языка является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Игры, занимательность, наглядность, как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Статья отнесена к разделу преподавания иностранного языка. Она посвящена активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Уровень усвоения программного материал...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Установление взаимосвязи успешности усвоения учащимися иностранных языков и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность ...

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе».

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в начальной школе»....