ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Кондратова Галина Борисовна

Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющем ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.

Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Программа «НИД» (научно-исследовательской деятельности) учащихся, реализуемая на базе Новопортовской   школы - интерната, способствует формированию интеллектуальной личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы; ознакомлению учащихся с современными научными достижениями, развитию проектных и исследовательских навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_nachuno-issledovatelskoy_raboty_v_shkole.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

работы школьников

Кондратова Г.Б., замдиректора

по научно-экспериментальной

и методической работе

Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющем ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.

Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Три основные проблемы:

  1. Недостаточный уровень профессиональной подготовленности педагогов для работы в НОУ.
  2. Недостаточный

  1. уровень использования информационных технологий в научно-исследовательской работе.
  1. Низкий уровень умений учащихся работать с дополнительной научной литературой.

Существующие проблемы приходится решать для воплощения в жизнь школьной научно-исследовательской программы, которые можно свести к решению трех основных вопросов:

1. Создание материально технической базы для проведения исследовательских работ.

2. Повышение уровня квалификации педагогических кадров в области проектной и исследовательской деятельности.

3. Привлечение учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.

В Новопортовской школе с 2000 года функционирует научное общество учащихся «Ювента». В школьном научном обществе учащихся ежегодно занимается около 40 учащихся 4-11 классов под руководством 18 педагогов, работает 5 секций («БЭГ», «ФИМ», «Краеведение», «Филология и социология», «Юный исследователь»). В рамках НОУ педагоги занимаются подготовкой к интеллектуальным конкурсам, проектам, олимпиадам, проводят предметные турниры.

Опираясь на опыт работы в Научном Обществе Учащихся нашей школы, можно выделить ряд причин снижающих интерес ребят к научным исследованиям.

Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике.

Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных группах с профильным изучением ряда предметов.

Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владеют как письменной, так и устной формами научного стиля речи, испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.

Программа «НИД» (научно-исследовательской деятельности) учащихся, реализуемая на базе Новопортовской   школы - интерната, способствует формированию интеллектуальной личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы; ознакомлению учащихся с современными научными достижениями, развитию проектных и исследовательских навыков.

Цели программы: приобщить учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях).

Задачи программы:

  • Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся при создании компьютерных проектов, использующих современные информационные средства и технологии
  • Создание условий для подготовки детей, склонных к интеллектуальному труду, к научной деятельности в различных областях;
  • Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности
  • Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся при создании компьютерных проектов, использующих современные информационные средства и технологии
  • Знакомство учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
  • Приобретение участниками навыков публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  • Организация разнообразной, творческой, общественно значимой исследовательской деятельности детей

В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в НИД имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования.

Во-первых, при планировании необходимо учитывать техническую оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, возможность работы с мобильным кабинетом.

Во-вторых, в плане необходимо выделить время для ознакомления ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.

В-третьих, следует предусмотреть возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер-классах,  конкурсах исследовательских проектов.

Таким образом, курс занятий НОУ можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, изучение материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы на нем, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.

Опыт использования всех перечисленных приемов в методике организации научно-исследовательской деятельности учащихся позволил добиться при ее проведении целого ряда позитивных факторов не свойственных традиционному образовательному процессу. Так, увлечение учащихся решением поставленной исследовательской задачи приводит к тесному общению ребят из разных классов, широкому обсуждению проблем, поиску общих точек соприкосновения в областях исследований различных направлений. В эти обсуждения активно вовлекаются школьные преподаватели различных дисциплин. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость факультативов по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме.

Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии.

В школе традиционно проходят краеведческая конференция «Ямал: прошлое, настоящее и будущее» (декабрь) и научно-исследовательская конференция «Детство. Юность. Творчество. Интеллект» (апрель), конференция среди младших школьников «Юный исследователь» - 11 учащихся 2-4 классов. Впервые в 2012-2013 учебном году прошел открытый конкурс проектов младших школьников.

Победители, призеры школьных конференций принимают результативное участие в районных, окружных и всероссийских конференциях:

  • I открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов "Ступень в будущее" (Марамчина Александра, 11 класс - победитель VIII окружной заочной научно-исследовательской конференции школьников и студентов «Ступень в будущее» (ноябрь, 2011).
  • III открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов "Ступень в будущее" (Яптик Янко, 11 класс - призер (ноябрь, 2013).
  • Районная конференция младших школьников "Юный исследователь" – 3 участника/1 призер (Басангова Виктория, 2 кл.)
  • Муниципальный этап VI окружного соревнования юных исследователей "Ступень в будущее. Юниор" – 2 призера (Блтинова Лилия, 7кл., Герасимов Артем, 8 кл.)
  • X районная научно- исследовательская конференция учащихся «Мы выбираем жизнь» - 4 призера, 1 победитель
  • Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура» – 5 призеров (Ряшин Максим, 11 кл., Яптик Янко, Дворяшин Роман, Тадыкина Анастасия, 10 кл., Славашевский Андрей, 9 кл.)
  • Районный конкурс исследовательских работ «Нам нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия!» - победитель и призер (Мошкин Егор, 10 кл., Тадыкина Анастасия, 9 кл.).

Обучение и повышение квалификации педагогов по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся:

•        "Программах Intel® "Обучение для будущего" - 19 педагогов

•        Курс «Методы оценивания в классе XXI века» из серии тематических тренингов в Intel «Элементы» (12 часов)

•        "Методика и содержание исследовательского образования школьников" - 4 педагога;

•        "Экономико-правовые и технологические основы создания и деятельности школьных мини-технопарков и детско-взрослых производств в качестве инновационной инфраструктуры технологического образования и производственного воспитания в общеобразовательной школе" – тьютор

•         «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования» (108ч.) г. Челябинск, 2012г. (Курсы проводились в очно-заочном режиме. 30 педагогов прошли стажировочную площадку на базе гимназии №56 г. Челябинска, выполнили задания по теме «Разработка технологической карты по организации работы школьников над учебным проектом», защитили рефераты).

С целью повышения уровня квалификации педагогов по работе в НОУ в школе организуются и проводятся семинары, мастер-классы, педагогические советы:

Методические семинары:

"Интерактивные средства обучения в работе учителя-предметника"

"Организация среды обучения по технологии "1ученик - 1 компьютер"

"Развитие личности школьника, интереса к учению, формирование желания и умения учиться";

"Исследовательская деятельность учащихся – как эффективная технология развития универсальных учебных действий"

Педагогические советы:

"Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС как условие реализации личностных задач школьника"

"Компетентностный и системно-деятельностный подход к системе оценки планируемых результатов основного общего образования"

"Мониторинг воспитательных результатов обучающихся как условие развития их интересов, потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности"

  Мастер-классы:

"Анализ результатов обучения с помощью табличного процессора"

"Интерактивные системы тестирования на примере MyTest"

Вебинары:

«Логика и аналитическое мышление в исследовательской деятельности» - 9 педагогов

«Организация исследовательской деятельности в начальной, основной и старшей ступени» - 17 пеагогов

«Изменение в курсе «Enjoy English» для 7,8 и 9 классов в соответствии с ФГОС и новая программа курса для 5-9 классов» - 2 педагога

Всероссийская учебно-практическая конференция «Оценка результатов усвоения универсальных учебных действий школьником с использованием средств ИКТ» СПб НИУ ИТМО г. Санкт Петербург

В целях распространения передового педагогического опыта в школе традиционно проводятся конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям». В 2013 году лауреатом районного конкурса «Учитель года» стал молодой учитель информатики Миргасимов А.Д., победитель районного конкурса программ дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – Фадеева С.Б.

В рамках обобщения инновационной работы педагогических работников школы проведен школьный тур Конкурса исследовательских проектов педагогов. На Конкурс было представлено 6 проектов.  

В рамках ежегодного смотра-конкурса кабинетов заведующие кабинетом предоставляют не только документацию, но и защищают эффективность работы кабинета в создании условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, повышении качества знаний по предмету.

В ходе семинаров, педагогических советов педагогами обобщалась работа с одаренными детьми по следующим темам:

1.         «Тьюторское сопровождение как педагогическая поддержка индивидуального образования учащихся» (Ряшина В.В.)

2.         «Основы проектной деятельности» (Герасимова Н.Ю., Марамчина М.Ю.)

3.         «Решение олимпиадных задач» (Кондратова Г.Б., Герасимова Н.Ю., Мартюкова А.В.)

4.        Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности (Ряшина В.В., Славашевская Л.Л., Мирских О.В., Чекмарева О.С.).

5.        Активизация познавательной деятельности посредствам полного усвоения знаний (Дьячкова Н.А.)

6.        Формы работы с родителями детей, проявляющими высокий уровень мотивации (Нармаева А.В.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

«Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников»

В данной статье идет речь об использовании различных средств в обучении для повышения интереса к изучению немецкого языка. Это и игровые приемы, и ролевые игры, и метод проектов и т. д. ...

Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Обобщение опыта по теме"Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка."...

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, пре...

Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.

В данной работе раскрыты  этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...

Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.

В данной работе раскрыты  этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...