Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации учащихся
материал по теме
Материал отражает опыт организации клубной работы во внеурочной работе по русскому языку и литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность по литературе как средство самореализации
учащихся (из опыта работы клуба «Любослов»)
Охрименко Елизавета Аполлинарьевна,
учитель русского языка и литературы,
город-курорт Геленджик, МОУ СОШ №2
Чему и как учить в школе ХХI века? Как выстроить образовательную цепочку, чтобы в условиях сокращения часов на изучение
предмета и существующей формой итоговой аттестации, помочь учащимся самореализоваться не только в академической успеваемости, но и в более широком смысле этого понятия.
Что я вкладываю в понятие самореализации? В толковании этого термина опираюсь на определение психолога Д.А.Леонтьева:
«Самореализация – это процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы».
Мной это понимается как « Я - в обществе», осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий в сотрудничестве с другими людьми.
В ходе педагогической деятельности у меня возникла необходимость и потребность расширения развивающего и образовательного пространства, поиска дополнительных ресурсов, чтобы помочь учащимся в самореализации.
С этой целью обновила материально-техническую базу кабинета, внедрила ИКТ в учебный и воспитательный процесс, освоила новые педагогические технологии.
Но проблема восполнения временного ресурса не была решена.
Это подтолкнуло к поиску формы внеурочной деятельности. И такая форма
была найдена – Клуб.
Основная идея:
- внеурочная деятельность в рамках клуба создаст дополнительные условия
для самореализации учащихся,
- даст возможность овладеть, может быть, самым главным знанием – знанием о себе самом, полученном на основе собственной деятельности, в ходе которой формируются практические навыки поиска и обработки информации, ее использования в предметной области, в отношениях с другими людьми. Это позволяет осуществить компетентностный подход в организации внеурочной деятельности школьников, что отвечает современным требованим к образованию и делает работу клуба актуальной.
В педагогической литературе «клубная тема» исследована в работах В.Сухомлинского, А.С. Макаренко. В 70-80-ые годы О.С. Газман предлагал создание школ-клубов.
В нашей школе нет опыта работы литературного клуба с использования ИКТ, интеграции внеурочной деятельности в систему традиционного урока, применения проектного метода.
Проектный метод делает работу клуба актуальной и привлекательной, как для учащихся, так и для меня. В чем?
Учащиеся получают возможность реализовать себя в различных направлениях, развить творческие способности и коммуникативные навыки, приобрести социальный опыт, повысить учебную мотивацию.
Учитель получает эмоциональный заряд, стимул к работе. Меняются отношения: учитель-ученик становятся равными субъектами образовательного процесса.
В работе клуба используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные мероприятия, (праздники, конкурсы чтецов, рисунков, литературные кафе, музыкальные гостиные, тематические выставки, экскурсии, устные журналы, театральные постановки и др.). Групповая - это деятельность временных творческих объединений. Индивидуальная клубная работа организуется чаще всего в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральной постановке, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта и др.).
Клуб успешно работает пять лет. Вырос он из «Почемучки» - так называлась серия театрализованных представлений для учащихся начальной школы: «А знаешь ли ты, почему осенью листопад?» «Кто видит ушами?»
Три года назад участники клуба разработали устав и дали клубу название – «Любослов» В Уставе сформулированы основные цели и задачи:
- самореализация учащихся в процессе творчества;
- выявление одаренных детей в области литературы и языка;
- популяризация знаний по русскому языку и литературе;
- формирование коммуникативных навыков.
Руководство деятельностью клуба осуществляет актив во главе с президентом. Составляется план, участники имеют возможность внести свои предложения, осуществить свободный выбор деятельности, в которой бы хотели себя реализовать.
Яркие страницы жизни клуба «Любослов» связаны с путешествиями: Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Париж, Амстердам, Берлин.
В период осенних каникул прошлого учебного года посетили литературные музеи Санкт–Петербурга, приобщились к оперному искусству.
Впечатления, информацию интегрировали не только в уроки литературы, но и в другие предметные области. Посещения Русского музея, Эрмитажа, Лувра вызвали к жизни идею создания АРТ – галереи «ХХI ВЕК» в стенах школы. Ребята собрали работы по изобразительному искусству учащихся разных выпусков, но оформить их не представлялось возможным, так как холл четвертого этажа требовал ремонта. У клуба «Любослов» нашлось много друзей, которые включились в проект, и в октябре 2008 г. АРТ-галерея «ХХI ВЕК» открылась.
На открытии присутствовала заместитель главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Маслова Роза Сергеевна, спонсоры, родители, учащиеся, представители СМИ. По местному
телевидению сюжет об этом проекте вышел в эфир уже на следующий день.
В настоящее время в АРТ-галерее проводятся литературно-музыкальные гостиные, экскурсии для младших школьников.
Таким образом, воплощенный проект создает не только единое воспитательное пространство, но и решает проблему ветхости школ,
обозначенную президентом страны Д.А. Медведевым.
Результат деятельности клуба «Любослов» я вижу в том, что внеурочная работа способствет раскрытию творческих, предметных, коммуникативных, организаторских способностей.
О развитии предметных компетенций, творческих способностей можно
судить по достижениям ребят в творческих конкурсах, конференциях различного уровня, предметных олимпиадах.
Мои учащиеся имеют следующие достижения: по итогам конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2005г. Чагин А., Блинова И. вошли в «десятку» лучших по параллелям Регионального ОК; в 2006г. в городском конкурсе «Геленджик - город-праздник» Чибисова А. - призер в номинации «Рисунок»; в 2007г. в конкурсе «Русский медвежонок-языкознание для всех» Чагин А. занял 1-ое место в районе, Исакова М. – 2-ое, Бернгарт Б. – 3-ье среди учащихся 8-ых классов; в 2007г. Коршунов Илья - победитель в номинации «Поэтические произведения» городского этапа краевого заочного конкурса «Дети Кубани против наркотиков». Данная работа опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru .
Мною подготовлены:
- победитель литературно-творческого конкурса «Салют, Победа!» 2004/2005у.г. Верескова Н. в номинации иллюстрация произведений художественной литературы;
- призер городской конференции «Отечество» - 2006/2007у.г. Фатнев С;
- призер городской олимпиады по русскому языку 2007/2008у.г. Дагаева К.;
- участники Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2007/2008
Чагин А. - Диплом первой степени, Фатнев С. – Диплом второй степени.
Творческая работа ученика 10 класса Панаетова А. опубликована на сайте Издательского дома «Первое сентября» http://portfolio.1september.ru
В этом учебном году ученица 11 «В» класса Малиновская Анастасия
участвовала в международной конференции «Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура» - удостоена диплома.
Социологический опрос учащихся 9 «В» класса позволяет судить о востребованности клубной работы. Из 27 опрошенных учащихся 100% отметили для себя положительный развивающий эффект коммуникативных и социальных навыков.
Условия успешности тиражирования опыта вижу, прежде всего:
- в заинтересованности самого учителя работать во внеурочное время, в новой модели взаимодействия учитель-ученик,
- в содействии со стороны администрации, родителей, общественности.
При оценке результата внеурочной клубной работы как средства самореализации использовала наблюдение, анкетирование учащихся, беседы, диалоги, анализ ученического творчества.
Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-124759-1350836479.jpg)
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.
Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образовательный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого учен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-260374-1570461528.jpg)
Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»
"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-517775-1679908736.jpg)
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий
текст доклада для педагогической конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-419328-1394784545.jpg)
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство самореализации и успешной социализации личности ребенка.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1173041-1570644878.jpg)
Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности
Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...
Программа по внеурочной деятельности по литературе "Развитие познавательных способностей учащихся" для 5-11 классов
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка и литературы является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся познавательные способности и интерес к предметам, пробудить ж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1278040-1602608562.jpg)
Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа
Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий...