План - проект по экологическому воспитанию воспитанников 4-5 классов
проект по теме

Трофимова Любовь Александровна

Природа есть один из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, не приятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка не помявшее на поле зеленой травы! Никогда оно не разольется с той полнотой и свежестью, которому способна душа человеческая...

К.Д.Ушинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_meropriyatiy_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_detey.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «САНАТОРНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №39»

ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

План-проект мероприятий по экологическому воспитанию воспитанников

4-5 классов.

Воспитатель:

Трофимова Любовь Александровна -

 воспитатель первой квалификационной категории

г.Москва

2013 г.

Природа есть один из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, не приятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка не помявшее на поле зеленой травы! Никогда оно не разольется с той полнотой и свежестью, которому способна душа человеческая...

К.Д.Ушинский

Цели и задачи:

Знакомство детей с доступными их пониманию явлению природы, развитие их умственных способностей, формирование нравственного и эстетического отношения к действительности, воспитывать деятельную любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умение бережно относиться к растениям и животным, развитие наблюдательности, внимания. Научить детей беречь и любить природу, наслаждаться её красотой, любить родные места, свою Родину.

Январь:

«Солнце на лето, зима на мороз»

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов...

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружиться

И на землю тихо падает, ложиться.

  1. Беседы о зиме.

Наблюдения за изменениями пути солнца, за тенью от столбов в полдень (Дни длиннее, а погода холоднее, морозы сильнее) «Мороз не велик, достоять не велит».3имний пейзаж большие сугробы снега, блеск снега на солнце понаблюдать за снежинками какой они формы. Наблюдения за животным миром. Развешивание кормушек подкормка птиц.

  1. Беседа-игра: «Земля наш общий дом»
  2. Разучивание подвижных игр: «Укротители зверей», «Соревнование зверей».
  3. Кроссворды: «Животные леса».
  4. Выставки-иллюстрации: «Дикие животные»
  5. Конкурс «юных экологов» ( по страницам Красной книги)
  6. Воспитательский час «Как звери спасли лес»
  7. Прогулка «Лесные диковинки»
  8. Викторина «Растительный и животный мир земного шара»
  9. Открытое мероприятие «Наши верные друзья» (О братьях наших меньших, презентация, встреча с животными и их хозяевами, чаепитие.)

Февраль.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка...

Ходит грозный вьюговей

В снежной шапке до бровей.

Даже волк, разбойник волк,

Испугался и примолк.

  1. Наблюдения за не живой природой (Пронизывающие ветры, то слабые, то сильные). Определить направление ветра по веткам, по дыму из трубы. Прислушаться к ветру. Объяснить что такое поземка.
  2. Игры: «Построить пещеру», «Птички в домиках», «Я загадаю, а ты отгадай».
  3. Выставка - иллюстрация: Мы познаем мир.
  4. Воспитательский час: «Собака-друг человека» (Чтение рассказов о питомцах с последующим обсуждением)
  5. Заочное путешествие: «Этот удивительный мир подводного царства» (беседа о жителях подводного царства).
  6. Экскурсия-беседа: «Одежда деревьев зимой» (Прогулка в зимний лес. Наблюдение за природой)

Март

Снег уже теперь не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Замер лес в прозрачной дымке

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

  1. Беседа о наступившем весеннем месяце. Наблюдение за явлениями неживой природы (солнце светит ярче, тень от столба короче, сосульки. Провести опыт сколько воды наберется под крышей). «Длинные сосульки -к долгой весне».Новые признаки снега, где быстрее тает снег.
  2. Наблюдение за птицами (первые прилетают грачи).
  3. 21 марта- день весеннего равноденствия.
  4. Разучивание игр: «Белки, орехи, шишки», «рассеянная змея».
  5. Кроссворды: « Домашние животные»
  6. Выставки иллюстрации: «домашние животные и их детеныши».
  7. Конкурс стихов: «О природе родной и любимой».
  8. Воспитательский час: «Сюрпризы лесной полянки» (прогулка в рощу, находим все необыкновенное на своем пути.
  9. Рассказы ребят о лесных диковинках.
  10. Прогулка: «Мир комнатных растений» (прогулка в теплицу с целью изучения названий комнатных цветов).
  11. Экскурсия: « весенний водоем» (снег стаял и по льду уже не ходят, наблюдения за обитателями водоема, рыбы зимой не растут, а с появлениями теплых дней начинают расти. У рыб чешуйки нарастают колечками, по их числу можно определить сколько рыбе лет).
  12. Открытое мероприятие: « Источник жизни».22марта всемирный день воды.

Апрель.

Весна, весна! Как высоко

На крыльям ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам ,

Летают облака!

  1. Беседы-наблюдения: за неживой природой (ослепительное сияние солнца, тень от столба в полдень все короче, ветер дует с юга, почвы начинают просыхать).
  2. Наблюдения за растительным и животным миром.
  3. Прогулка в лес: «Весенняя березовая роща».
  4. Наблюдения за сокодвижением у деревьев, за почками.
  5. Первые цветущие дерева (орешник и ольха).
  6. Народная примета: «Если ольха зацветет раньше апреля, весна будет ранняя».
  7. Весенние цветы.
  8.  Разучивание игр: «Кто сказал мяу», «заболевшая кошка».
  9. Экологическая игра: «Весенние проделки природы». (Познавательная игра о весенних изменениях в природе).
  10. Кроссворд : «Весенние растения»
  11. Выставка-иллюстрация «Люблю березку русскую. (Художники и поэты о красе русской - березе).
  12. Конкурсы: «Пришла весна, ребятишках не до сна». (Интеллектуальные вопросы и подвижные игры).
  13. Воспитательский час: «День птиц» (наблюдения за перелетными птицами)
  14. Викторина: путешествие в космос.
  15.  Экскурсия «Зоологический музей» г.Мытищи.

Май.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем,

А вдруг

Услышан - я и ты!

  1. Беседа о майской природе. Наблюдения за неживой природой (Солнце, гроза и изменения природы перед грозой).

Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы развеся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  1. Прогулка в лес. Наблюдения за растительным и животным миром.
  2. Прогулка к водоему. Наблюдения за «болотными певцами» (лягушками).
  3. Путешествие: «Экологическая тропа».
  4. Рассказ о весенней красавице-черемухе (о её пользе и вреде).О сирени, о плодовых и ягодных деревьях.
  5. Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
  6. Экскурсия: «Изучаем родную «Зеленку» »

Как хорошо в родном краю!

Ты всех счастливее на свете.

В садах скворцы тебе поют,

С тобою дружит теплый ветер

  1. Знакомство с пос. Зеленоградский и его природой.

Сентябрь.

Промчалось лето красное,

Веселая и вольная.

Настало время классное,

Дворовое и школьное.

Немножечко дождливое,

Холодное и стужное.

Но все -таки счастливое ,

И очень-очень дружное.

  1. Беседа-диалог: «Обмен летними впечатлениями».
  2. Беседы- наблюдения (за облаками, воздухом- можно ли услышать воздух, последние осенние прозы «Гром в сентябре предвещает теплую осень»,осенние туманы, наблюдения за растительным и животным миром, за отлетом птиц.
  3. Интеллектуальная игра: «Чудо-дерево» (расширение кругозора детей)
  4. Разучивание игры «ловля бабочек».
  5. Кроссворд «Грибы»
  6. Выставка- иллюстрации: в мире цветов.
  7. Конкурс фото и рисунков «моя душа в гармонии с природой»,
  8. Воспитательский час «Зачарованный мир бабочек» (знакомство с видами бабочек)
  9. Прогулка «мир цветов» (Наши клумбы и лес)
  10. Викторина: «Посидим у костра» (Все о походе)

Октябрь

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград-все поспело для ребят.

  1. Беседы наблюдения за осенним солнцем, небом, осадками, лужами.
  2. Наблюдения за растительным и животным миром. Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними. Найти эти деревья (тополь и сирень).Осенние ягоды и плоды.
  3. Игры: «Кто больше запомнит», «путаница» (игры с листьями деревьев и их плодами)
  4. Кроссворд: «фруктовый сад»(3акрепление знаний о фруктах и ягодах).
  5. Выставка-иллюстрация: « Уж очень на дворе».
  6. Конкурс «Цветочные фантазии» (Составление букетов)
  7. Воспитательский час: «источник жизни» (о пользе воды в жизни человека)
  8. Экскурсия в Ботанический сад в г.Москвы. Знакомство с растительным миром.
  9. Открытое мероприятие: «Суд над Мусором»

Ноябрь.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, летят,

Под ногой шуршат, шуршат...

  1. Беседы-наблюдения за неживой природой (солнце, длинная тень в полдень, туманы, земля насыщенная влагой).
  2. Наблюдения за растительным миром (подготовка деревьев к зимнему отдыху).
  3. Прогулка в лес. Лес почерневший, хмурый. Наблюдения за сережками ольхи, орешника, березы. Наблюдения за птицами (лесной доктор, клест)
  4. Первый снег, цветы вереска: «Если вам не вериться, показать могу яркий кустик вереска, прямо на снегу»
  5. Народная примета: Коль осенний снег упадет на мокрую землю, то он останется, а на сухую - скоро опять сойдет.
  6. Конкурс «Моя осень» (Поделки из природных материалов, фантазии детей)
  7. Воспитательский час: «Дары осени» (практическое занятие по приготовлению салата из овощей).

Декабрь.

.. .Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов...

  1. Беседы-наблюдения: Обратить внимания детей на необычную строгую тишину. Вспомнить стихи о зиме.

Здравствуй, гостья- зима.

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

  1. Обратить внимание на бережное отношение к кустарникам. В этих местах нельзя играть и бегать. Наблюдения за солнцем, снегом, небом, за растительным миром, а также за синичками, снегирями, дятлами.
  2. Разучивание игры «Разведчики-следопыты»
  3. Прогулка к зимнему водоему (окошечки во льду, для чего они)
  4. Конкурс «Моя новогодняя сказка», фантазии детей о новогодней красавице.

Пойми живой язык природы.

И скажешь ты:

«Прекрасен мир!»

БЕРЕГИ ТЫ ВСЕ ЖИВОЕ РЯДОМ!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Наш парк Северный"

В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный». Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Все в природе важно!"

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть пр...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА « Кто живет в лесу »

Дети в недостаточной степени имеют представления о диких животные леса, о необходимых условиях жизни данных животных. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности, мы...

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию школьников "ЭкоОко"

Рассказывается структура экологического воспитания в МКОУ "СШ №3"...