Открытый урок "Мир против нацизма" 1-11 класс
план-конспект урока на тему

Головчанская Нина Валерьевна

Тема: Прозабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_protiv_natsizma.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок «Мир против нацизма»

 для 1- 11 классов

Позабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя

http://uinny.ru/news/data/upimages/last-tweet.jpg

Н.В. Головчанская

2014

Цель: воспитание глубокого уважения к трагическим страницам истории своего народа;  гражданской ответственности и чувства долга перед «лицом отеческих могил».

Задачи: 

  1. рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
  2. воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.
  3. рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
  4. воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Оборудование: Презентация, проектор, музыкальное сопровождение

        

Клип «Журавли»

В-1

В память павших героев

Вновь пришли ветераны

Поклониться земле

Что их славу хранит,

А в рассветной заре

Тихо пахнут тюльпаны

И роняют росу        

Как слезу на гранит.

Они плачут как люди

Они плачут по людям,

Что вернули нам снова

И мир и весну.

В-2

Все тюльпаны земли

Помнят громы орудий

И, как люди, хотят

Сохранить тишину.

Не зажить никогда им

Нашей памяти ранам

И вовек не забудет

Сыновей своих Русь.

Пусть цветут на солдатских

Могилах тюльпаны

В этих алых цветах

И Победа, и грусть.

Клип «Священная война»

В-1

Колоколом сердце бьет тревогу

Под угрозой - миллионов жизнь.        

Выползает призраком двуногим

Трижды ненавистный нам фашизм.

В-2 

Вот уже 69 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

В-1

11 апреля 1945 года вошел в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

В-2

Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган…Но не говорить об этом нельзя!

В-1

Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Чтец 1:

А вокруг золотые сияли леса,

Поздней осени польской краса,

Там травы золотой сожжена полоса,

Не гуляют ни серп, ни коса.

Только шепчутся голоса, голоса,

Тихо шепчутся там голоса:

- Мы мертвы. Мы в обнимку друг с другом лежим,

Мы прижались к любимым своим,

Но сейчас обращаемся только к чужим,

От чужих ничего не таим.

Сосчитайте по выбоинам на земле,

По лохмотьям истлевших одежд,

По осколкам стекла, по игрушкам в золе,

Сколько было тут светлых надежд.

Сколько солнца и хлеба украли у нас,

Сколько  детских  засыпали глаз.

Сколько иссиня-чёрных остригли волос,

Сколько девичьих рук расплелось.

Сколько крохотных юбок, рубашек, чулок

Ветер по свету гнал и волок.

Сколько стоили фосфор, и кровь, и белок

В подземелье фашистских берлог…

… Понимаете вы! Мы уже не мертвы,

Мы воскресли на веки веков!

Фонограмма Бухенвальдский набат”

В-2

Бухенвальд. Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

Из показаний военнопленного охранника концлагеря:

 … После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

В-1 

Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

В-2

 Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

В-1

Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.

Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года.

В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

Чтец 2. 

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки цветут меж печей,

И экскурсия нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей.

Вам покажут сожжённые кости, -

Сколько хочешь на пепел глазей.

Приезжайте, пожалуйста, в гости

В тот музей, в тот музей, в тот музей.

Разбирайтесь по двое, по трое –

Каждый день, каждый час, каждый час.

Кто из вас лагеря эти строит,

Кто из вас, кто из вас, кто из вас?

Лучше мне докатиться до «вышки»,

В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,

Чем однажды подбросить дровишки

В эту печь, в эту печь, в эту печь.

Где музеи такие же встанут?

Ни намёка о том, ни слезы, -

На бескрайних степях Казахстана

Или в жёлтой долине Янцзы?

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей…

Кто нам скажет, что нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей?

В-2 Стена смерти. Это только часть  стены, восстановленной для музея. С 1941 по 1943 здесь расстреливали заключённых. Сейчас это мемориал памяти,  возле него свечи, венки, цветы.

В Освенцим каждый год приезжает около миллиона посетителей со всего мира. Многие из них – это те люди, история семей которых как-то связана с этим страшным местом. Они приезжают, чтобы почтить память своих предков, чтобы взглянуть на их портреты на стенах блоков,  чтобы возложить цветы к Стене смерти.

В-1

Массовые казни. Гитлеровцы любили делать снимки массовых казней, многие вели дневник. Вот запись одного из немецких инженеров:

  « Для массовых казней использовались ямы, рвы, которые были близ каждого селения, города. Туда подъезжали грузовики, в которых находились мужчины, женщины, дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке хлыст, им пришлось раздеться. Их заставили отдельно сложить обувь, одежду и нижнее бельё.

  Я собственными глазами видел груду ботинок, огромные кучи одежды. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца, стоявшего на краю ямы. Я пробыл там минут 15 и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде…»

Чтец 3.

Думал я – горе притихнет с годами,
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались вёсны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллиона людей на планете
Ждут матерей, не вернувшихся, дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жёсткие нары давно опустели.
В карцер спустился я – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.

Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер - клеймо на руке узловатой.
Сердце прожёг мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В январскую ночь ледяную
Вывели в лёгкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая на земь, опять поднимаясь…
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.

В-2

Процедура отбора была предельно простой – все вновь прибывшие узники выстраивались на платформе, несколько немецких офицеров отбирали потенциально трудоспособных заключенных. Остальные шли в душевые, так людям говорили... Никогда ни у кого не было паники. Все раздевались, оставляли вещи в сортировочной комнате и входили в душевую, которая в действительности оказывалась газовой камерой

В-1

Прибывших  заключенных делили на четыре группы. Первая группа, составлявшая примерно ¾ всех привезенных, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов. В эту группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе.

В-2

Вторая группа заключенных отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. С 1940 по 1945 годы в комплексе Освенцима были приписаны к фабрикам около 405 тыс. заключенных. Из них более 340 тыс. скончались от болезней и избиений, либо были казнены.

В-1

Третья группа, преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Название «Канада» было выбрано как издевка над польскими заключенными — в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка.

В-2

Четвертая группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты, в частности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «ангел смерти».

В-1

Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей.С приходом  Освенцим стал «крупным научно-исследовательским центром».

По собственному почину Йозеф Менгеле, в юности увлекшийся расовой теорией, проводил опыты с цветом глаз. Жертвами чудовищных опытов Менгеле стали десятки тысяч человек. Чего стоят одни исследования воздействия физического и психического истощения на человеческий организм!

В-2

Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга. Сестер заставляли рожать детей от братьев. Проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем как приступить к опытам, добрый доктор Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой...

В-1

Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

Немецкие изверги не щадили никого. Они убивали мужчин и женщин, здоровых и больных, детей и стариков. В Центральной тюрьме в Риге они убили более 2000 детей, отобранных от родителей. В Первой и Второй рижских психиатрических больницах они убили всех душевнобольных, свыше 350 человек.

Клип «Саласпилс»

В-2

Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Чтец 4,5.

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая,
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

В-1

Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

В-2

Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

В-1

В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

В-2

11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудные и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

В-1

22 декабря 1942 года газом были уничтожены 54 ребёнка детского санатория.

Уничтожено 214 детей в городе Ейск. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

Чтец 6.

Скажите, отчего вы так решили?

 И почему вы не хотите понимать?

 К чему убийства те, и то насилие?

 Зачем людские души убивать?

 О Холокост, жестокое то время!

 Еврейские народы смогут ли простить?

 То злостное, тяжелейшее бремя,

 Им долгие годы пришлось носить!

 За что, Германия, ты их не полюбила?

 За что хотела ты их истребить?

 Зачем народа жизни ты губила?

 Ведь все хотим мы мирно на планете жить!

Видео клип «Бухенвальд»

В-1

Память о тех, кто выдержал муки фашистского ада, никогда не даст забыть об этих страшных событиях. Память поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.

Минута молчания

В-2

Война закончилась,

 Но песней опаленной

 Над каждым домом

 До сих пор она кружит,

 И не забудем мы,

 Что 50 миллионов

 Ушли в бессмертие,

 Чтоб с нами жить.

В-1

Хотел бы я, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не знали никогда войну.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение проекта "Интернет: ЗА и ПРОТИВ", 8 класс

Данный проект может быть реализован в рамках изучения учебного модуля "Коммуникационные технологии" в курсе "Информатика и ИКТ" основной школы по УМК Н. Д. Угриновича....

Разработка открытого урока "Реклама:за и против" 10а класс 22.04.14г.

В папке содержится план урока и презентация к уроку. Фотографии с урока вы можете найти в отдельном фотоальбоме....

План-конспект открытого урока в 6 классе "ТВ: за и против"

урок по УМК Биболетовой 6 класс, урок содержит оригинальные идеи по теме "ТВ: за и против", представлены все элементы урока...

Урок-дискуссия "Gadgets in the modern world. Pros and cons". (Гаджеты в современном мире. За и против). 7 класс.

Конспект урока-дискуссии "Gadgets in the modern world. Pros and cons". (Гаджеты в современном мире. За и против). 7 класс. УМК: Spotlight....

Презентация к уроку-дискуссии "Gadgets in the modern world. Pros and cons". (Гаджеты в современном мире. За и против). 7 класс.

Презентация к уроку-дискуссии  "Gadgets in the modern world. Pros and cons". (Гаджеты в современном мире. За и против). 7 класс....

Внеурочное мероприятие по биологии в форме конференции «Генетически модифицированные продукты: за и против» 9 класс

Внеурочное мероприятие по биологии в форме конференции «Генетически модифицированные продукты: за и против» 9 класс...