КЛАССНЫЙ ЧАС "ДЕНЬ ЗЕМЛИ"
классный час по теме

Михайлова Светлана Анатольевна

МЕРОПРИЯТИЕ ПРОВОДИЛОСЬ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ДЕКАДЫ НАУКИ. МЕРОПРИЯТИЕ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nauki_den_zemli.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

 «День Земли» ( Слайд №1)

 «В  одиночку  мы  можем  сделать  очень  мало,                                                                                                    Вместе  мы  можем  спасти  планету» ( Слайд №2)

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; воспитать  бережное  отношение  к  живой  природе,  активное участие   в деле  защиты  окружающей  среды, формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Учитель. Сегодня мы собрались на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, разгадав загадку.

«Ни начала, ни конца

Ни затылка, ни лица

Но знают все и стар и мал

Что она огромный шар» (Земля).

Учитель. Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы. Земля имеет один спутник-Луну. Вращение Земли вокруг оси вызывает смену дня и ночи. Родилась Земля в космосе около 5 млрд. лет назад. Человек появился на Земле около 2 млн. лет. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле , стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и увы, отстающей по- детски беззащитной перед нами. В природе все взаимосвязано , все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком, если исчезнет воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить, если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку.

Ученик:

Есть одна планета – сад                                                                                                                                                  В этом космосе холодном.             Наташа                                                                                                                             Только здесь леса шумят,                                                                                                                               Птиц скликая перелетных.                                                                                                                                Лишь на ней одной увидишь                                                                                                                          Ландыши в траве зеленой,                                                                                                                                    И стрекозы только тут                       Таня                                                                                                                      В речку смотрят удивленно.                                                                                                                                         Береги свою планету,                                                                                                                                         Ведь другой на свете нету

Учитель.  «Земля  у  нас  одна – другой  не  будет  никогда!» ( Слайд №3)

 Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – 22 апреля – праздник, который знают во всем мире-  это День Земли– праздник  чистой  Земли,  чистой воды,  чистого  воздуха..                                                                                                                  Об  истории  этого праздника знают немногие.   История  этого  праздника  связана  с  именем жителя американского континента Джона Мортона. В  конце 19 века он  переехал на  территорию пустынной прерии штата Небраска, одинокие  деревья  которой, усиленно вырубались на строительство домов и на дрова.  Мортан  предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех,  кто высадит большое количество деревьев, этот день назвали Днем дерева. В 1882году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день  рождения Мортана -22 апреля.

Сегодня праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, , в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.

С 1994 года этот день объявлен всемирным. С 1997 года День Земли начали отмечать и в России.

  В России проводится экологический фестиваль «День Земли» под девизом: «Цветущая Земля — процветающая Россия»

  На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрированы во Всемирном движении «День Земли»

У праздника есть свои символы:

1.Символ Дня Земли--Зелёная греческая буква Θ (тета)на белом фоне.

 2-.Флаг Земли   - представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне( Слайд №4)

Учитель.   В день Земли  в разных странах по традиции звучит Колокол мира, (Слайд №5)                       призывая людей Земли   приложить усилия  к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.  Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН  в Нью-Йорке в 1954г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов. Надпись на Колоколе гласит: »Да здравствует всеобщий мир во всем мире».  В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года .В течение минуты, пока звонит Колокол Мира, людям стоит задуматься, как сохранить планету и улучшить жизнь существ, населяющих ее.

Учитель.     Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв,  гибели лесов,  исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее. Природа – это самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек это часть природы. Если мы по-прежнему варварски будем относиться к природе, то нас ожидает мрачное будущее.                                                     

Учитель. Мы  превращаем  мир в бесплодную пустыню с помощью ядов,  пил, огнестрельного  оружия.  Ежегодно с лица Земли исчезает одно животное, а ежедневно  одно растение. В  минуту вырубаем 20 гектаров тропических лесов, 5 млрд. тон  углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.  В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.

Вода.        ( Слайд №6-13)                                                                                                                                                      «Капля воды дороже алмаза» - утверждал  великий русский ученый Д.И.Менделеев

«Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды»- вторил ему В. Песков

Каждый человек в среднем потребляет в сутки 2,7 литра воды: 1,3 литра для питья, 1,1 литр для приготовления пищи. Среднестатистическая норма потребления воды - 200 литров в сутки. Загрязнение водоемов химическими элементами, которые могут попасть туда со сбросами промышленных сточных вод, приводят к опасным и трудноизлечимым заболеваниям.

 Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок.

  В результате «деятельности» человека в реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках  из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.                                                                                                                Байкал в результате «деятельности»  целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы.  А ведь Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды.                                                                                              В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами.

Под действием океанских течений в северной части Тихого океана появилась область, которую называют Большим тихоокеанским мусорным пятном или Восточным мусорным континентом. Там в верхних водных слоях скопилось большое количество пластиковых неразлагающихся отходов из Азии и Америки.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц. ( Слайд №14-16)                                                                                                                                                     

  Почва.    ( Слайд №17)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1\4 часть всех плодородных почв! Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов. Происходило засаливание земель, отравление почв и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов и овощей , но травила почву и влияла на здоровье человека. Люди испортили почву Прикаспийской низменности, где выращивали рис.

Воздух.   ( Слайд №18-20)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная - над Антарктикой, временами над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. А усохшие леса - плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?                           Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно.
Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без
воздуха -минуты. .

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество  за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 крупных городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы. ( Слайд №21-22)                                                                                                                                                     

Физкультминутка - игра «Да, нет»

Правило игры, если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.

  1. Необходимо экономно использовать природные ресурсы.
  2. Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.
  3. Я не выключаю свет, выходя из комнаты.
  4. Мне не нравиться запах выхлопных газов.
  5. Я мусорю на улице.
  6. Используя бумагу в работе, трачу ее попусту, не экономно.
  7. Планета Земля- наш общий дом.
  8. Охрана природы приносит пользу.

 Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком!                                             Учитель. 

 Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, находящихся на грани исчезновения, с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.                                                                                                 Учитель. 

 В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек.

 Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).   ( Слайд №23-25)                                                                                                                                                                                                                                                       Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, ученым или простым рабочим , взрослым или ребенком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца Процветание нашей планеты - Земля в Ваших руках, ребята.

 

Учитель.    Что конкретно для сохранения родной природы может сделать каждый школьник?      

Учитель.                             

Не мусорьте!

Участвуйте в переработке отходов - сортируйте свой мусор!

Посадите дерево, цветы! ( Слайд №26)

Участвуйте в уборке парков и лесов! ( Слайд №27)

Соблюдайте правила поведения в природе!

   Учитель. 

Богата, разнообразна и красива наша  природа.   В природе нет ничего лишнего. Природа – сама гармония. Мы не имеем право что-то изменять в ней.    ( Слайд №28)                                                 Учитель.                                                                                                                                                           Природа величава, богата, но в то же время хрупка и очень ранима. И зеленый лес, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите. И чтобы ее защищать, о ней надо много знать.                                                                                                 Учитель.                                                                                                                                                                       Я поиграю с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! 

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

-Молодцы. Следующая игра «Продолжи фразу»

Учитель. Продолжите фразу: «Все хорошее на Земле от Солнца, а все прекрасное от … (человека)». Человек – это дитя природы и похож на многих других обитателей планеты Земля. Так говорят о человеке:    

Хитрый, как…(лиса)                                                                                                                                     Колючи, как…(ёж)                                                                                                                                       Упрям, как…( осёл )                                                                                                                                 Неуклюжий, как…( медведь)                                                                                                               Быстрый, как…(гепард, орел)                                                                                                               Трусливый, как…( заяц)                                                                                                                                Злой, как… (волк)                                                                                                                                    Медленный, как…( улитка)

 Учитель. :  -Хорошо, ребята. А сейчас я проверю, что вы знаете природу. Наш конкурс называется « Вопросы на засыпку»                                                                                                                                       На вопросы нужно отвечать быстро и четко.

 1.Название, какого растения связано со звоном? ( колокольчик )                                    2.Какая самая мелкая птица? (колибри )                                                                                    3.Самое быстрое животное суши?  (гепард, 110 км в ч )                                                            4.Какая нить в природе самая тонкая? ( паутина)                                                                         5.Какая змея плюется? ( кобра)                                                                                                           6.Где у кузнечика ухо? (на ноге)                                                                                                              7.У каких нелетающих птиц крылья покрыты чешуей? (пингвины)                                                                      8.У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? (одинаково)                                 9.Растет ли дерево зимой? ( нет)                                                                                                            10.Какое растение иногда называют «цветок солнца»? (Подсолнечник).                                            11.Из какого растения готовят любимое лакомство многих детей — попкорн? (Из кукурузы).                                                                                                                                  12. Какой цветок считается символом России? (Ромашка).

13. Как фрукты заготавливают на зиму? Фрукты едят свежими, из них делают соки, варенье и компоты...                                                                                                          14. Без каких фруктов не обходится ни один Новый год или другой веселый праздник? (Апельсины и мандарины).                                                                        15.Какая птица является государственным символом России? (Орел.)                                             16.Какая птица является символом мудрости? (Сова.)                                                                                17.Кого считают царем зверей? (Льва.)                                                                                                            18.Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра.)                                                                               19.Какое животное является эмблемой шахматной федерации? (Конь.)                                         20.Какой зверь призван лучшим лесорубом? (Бобер.)                                                                              21.Какая дикая кошка является товарным знаком спортивной одежды? (Пума.)                                    22.Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)                                                                                 23.Дерево, символ нашей Родины. (Береза.)                                                                                             24.Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)  

                                                              Учитель. Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Учитель. 22апреля все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично,  какой увидят нашу планету будущие поколения, могут внести свой посильный вклад, приняв участие в международном Дне Земли. 

 А  как  вы  ребята  встретили  этот  праздник?                                                                     

Ученик:  Ученики принимали участие в субботниках, провели  акцию  по  уборке  территории  школы, разбили клумбы для цветов, посадили деревья, подмели дорожки, очистили от мусора школьный парк.

 Бернард Шоу сказал: « Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”.

Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.

            Для кого мы охраняем природу? – Для человека

            От кого мы охраняем природу?  - От человека.

Что уже сделано!!!

-многочисленные заповедники и национальные парки охраняют растительный и  животный мир ;

 -проводятся многочисленные акции по сохранению природы, так например,

Акция «Час Земли»-- ежегодно на один час по всему миру отключают электроэнергию;

 -создаются экологически  чистые автомобили: солнцемобили, веломобили;

-открываются «голубые  коридоры» —транспортные потоки, в которых автомобили используют самое экологически чистое топливо—природный газ.

 В развитых странах мира  внедрена переработка и сортировка мусора

 На солнечных батареях уже во многих странах работают активные дома, печи-жаровни, беспилотные гелиосамолеты.

Ученик
Берегите Землю! (слайд)

Берегите                                                                                                                                                      Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,

-Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...М. Дудин

Наша  планета-колыбель человечества, наш дом. Но наша Земля тяжело  больна.  Ученые считают, что эту болезнь еще можно остановить. За  ее здоровье  ответственен каждый человек.  Так пусть же наш дом всегда будет чистым  и  уютным.                                             Учитель.Завтрашний  день Земли  будет  таким, каким  мы его создадим  сегодня.  Мир спасет  надежда,  если  она  останется  жить  в каждом  человеческом  сердце.  Мы сегодня  поговорили, о том,  что  нужно беречь нашу Землю. Берегите  каждое  дерево, каждый кустарник!  Не  рвите  цветы,  не  ломайте  деревья,  не  разоряйте  гнезда!   Пусть  каждый  из  вас  посадит  дерево,  цветы  и  ухаживает  с  любовью за  ними.  Ведь  от  каждого  из  нас  зависит  будущее  нашей  планеты,  будущее родной  Земли.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Классный час "Земля отцов-моя земля!"

Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских...

классный час "Земля отцов-моя земля"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....

Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".

Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»Задачи:          - привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.  ...