За страницами учебника математики
рабочая программа (5 класс) по теме

Шереметьева Наталья Владимировна

Программа математического кружка для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

«За страницами учебника математики»

Пояснительная записка

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Актуальность курса:

На ранних этапах изучения математики необходимо укрепить интерес учащихся к предмету, заложенному в начальной школе, поэтому основная задача курса расширить представления учащихся о предмете, как о многогранной, интересной и непредсказуемой науке. Учащиеся будут иметь возможность познакомиться с решениями многих задач, имеющих необычную формулировку, неожиданное решение, иногда довольно простое, но требующее значительных умственных усилий, что будет способствовать развитию математической интуиции, нестандартного мышления учащихся. В курсе большое значение будет уделяться формированию арифметического аппарата, формированию и развитию математической речи. Через работу с геометрическими фигурами будет развиваться пространственное воображение. Вышеперечисленные особенности курса позволят подготовить шестиклассников к восприятию курса алгебры и геометрии в 7 классе. Нестандартность решаемых задач позволит психологически подготовиться к олимпиадным работам.  Для занятий математического кружка «За  страницами учебника математики» предлагаются несколько небольших фрагментов, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное,  порешать  интересные задачи. Уровень сложности этих заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.  Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

  Этот математический  кружок спланирован для учащихся 6 классов. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по  данной программе принимаются все желающие учащиеся шестых классов. Программа рассчитана на 1 год обучения . Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов в год).

Цель:      

  • привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:   

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре,  а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Основные требования к программе кружка:

связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

использование занимательности;

использование исторического материала;

решение нестандартных, олимпиадных задач;

учет желаний учащихся;

наличие необходимой литературы у учителя.

Методы работы:

  • -приемы устного счета;
  • -рассказ на математическую тему;
  • -решение логических задач.
  • -решение задач повышенной  трудности;
  • -игра, соревнование, бой
  • - занимательные задачи, стихи, кроссворды, ребусы

Формы работы:

групповые занятия;

индивидуальные занятия

Основные формы проверки знаний:

  • сообщения и доклады;
  • тестирование с использованием заданий математического конкурса Кенгуру
  • творческий отчет( в любой форме по выбору учащихся)
  • математические соревнования

Прогнозируемые результаты:

Решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

Решение  комбинаторных задач  путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

Проведение и успешное участие в математических соревнованиях

       

                               Учебно-тематический   план  обучения.

№п/п

Название  темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1.

Текстовые задачи.

12

4

8

2.

Задачи  со  спичками.

4

4

3.

Принцип  Дирихле.

5

1

4

   4.

Графы  на  плоскости.

3

1

2

5.

Математические  соревнования, ребусы.

12

12

Итого:

36

6

30

                                      Содержание программы

36 часов

Тема 1: Текстовые задачи (12 часов)

Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца.  Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания.  Логические задачи

Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».

Тема 2: Задачи со спичками (4часа)

Теория: Арифметические задачи. Геометрические задачи

Практика: Спичечная олимпиада

Тема 3: Принцип Дирихле (5 часов)

Теория: Понятие о принципе Дирихле. Использование  принципа Дирихле при решении задач

Практика: Решение простейших задач

Тема 4: Графы на плоскости (3 часов)

Теория: Теория графов. Элементы теории графов

Практика: Решение задач

       Тема 5: Математические соревнования, ребусы (12часов)

Теория: Ребусы. Математические ребусы

Практика: «Математические бои», «Устная олимпиада»,  «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон». «Ассорти», «КВН», «Математические соревнования», «Брейн-ринг»

Методическое обеспечение

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья,  компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги,  маркеры,  карандаши  и  ручки.

Учебно-методическое обеспечение:  часть занятий проводятся с использованием  схем - конспектов, презентаций  по математике.  Это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты подросток сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

Список литературы для педагогов

1. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В. Заболотнева.  Волгоград: Учитель, 2006.

2.  Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2004

3. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002 4. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2006.

6. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. С.208.

7. Шарыгин И.Ф. Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 класс. М: Просвещение ,2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...

Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»

Предлагаемый  курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»

Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...

рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"

Данная программа  повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....

Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Программа кружка по математике в 5 классе "За страницами учебника математики"

Кружковые  занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – п...

Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"

Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...