Переселение горцев в Турцию.
методическая разработка (10 класс) по теме

Бугулова Зарина Заурбековна

Это разработка внеклассного мероприятия. Ее цель - обобщение   результатов  поисково-исследовательской деятельности  учащихся по  теме «Переселение  горцев  в Турцию» в форме творческого отчета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ru_kavkaz.doc87.5 КБ
Office presentation icon prichiny_pereseleniya_gortsev.ppt696.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  СОШ  № 67 Адлерского  района г.Сочи.

Разработка  внеклассного  мероприятия  по  теме:

«Переселение  горцев  в  Турцию».

г.Сочи, 2008.

Цели  мероприятия:

  • обобщить  результаты  поисково-исследовательской деятельности  учащихся по  теме «Переселение  горцев  в Турцию»;

  • используя  исторический  и  литературный  материал, раскрыть  причины  и  последствия  переселения  горцев в  Турцию; показать, что переселение  горцев является  трагической  страницей  истории  кавказских народов.

  • Формировать  у  учащихся  интерес  к  исследовательской  деятельности,  особенно  в  области  истории  своего региона;  воспитывать  чувства  патриотизма, сочувствия к  горю  людей, толерантность.

Основные  термины  и  понятия:  махаджирство, депортация,

                                                        мюридизм.

Оборудование  и  необходимые  материалы: проектор и  экран  для  показа  презентаций, выставка  книг  и  материалов  по теме.

Ход  мероприятия:

Учитель:

Добрый  день  уважаемые  участники и  гости  нашего  мероприятия!

         Сегодня  мы  с  вами  собрались  для  того,  чтобы  обобщить результаты  поисково-исследовательской деятельности  по  теме  «Переселение  горцев  в Турцию».

         Со  времен  махаджирства  прошло  более  150  лет.  Однако  интерес к  этой теме  не  ослабевает. Более  того,  в  современных    исторических  условиях  тема  становится  актуальной.

         Вернемся  еще  раз  к формулировке  темы   нашего  мероприятия «Переселение  горцев  в  Турцию». Она вызывает  различные  чувства,  мысли  и, естественно, вопросы.  Какие  вопросы  возникают  у  вас?

                                  (учащиеся  задают  вопросы).

На  все  эти  вопросы  мы  с  вами  попытаемся  ответить  по  ходу  мероприятия.

          Используя  исторический  и  литературный  материал, мы   попытаемся раскрыть  причины махаджирства,  его этапы,  последствия,  пути (маршруты)  махаджиров  в  Турцию  и  показать, что  переселение  горцев является  трагической  страницей  истории  кавказских народов.

Показ  видеофильма-презентации «Кавказ».

Хотя  я  судьбой  на  заре  моих  дней,

О южные  горы, отторгнут  от  вас,

Чтоб  вечно  их  помнить, там  надо  быть  раз.

Как  сладкую  песню  отчизны  моей,

Люблю  я  Кавказ!

Я счастлив  был  с вами,  ущелия  гор,

Вся  жизнь  пронеслась: все  тоскую  по вас.

Там  видел я пару  божественных глаз;

И  сердце  лепечет, как  вспомню  тот  взор:

Люблю  я  Кавказ!

                                                      ( М. Лермонтов, «Кавказ»)

Учитель:

           Когда  человек  появляется  на  свет,  он  вместе  с  жизнью  получает  в  наследство  самое  бесценное  богатство – Родину. Она  у  него  одна,  другой никогда  не  будет. Как  не  дано  человеку  прожить  вторую  жизнь,  так  не  суждено  ему  обрести  вторую Отчизну. Родина – это данность,  ее  не  выбирают  по  своему  вкусу  и  желанию, как  не  выбирают  себе  родную  мать. У каждого  человека  есть  свой  заветный  уголок  земли,  где  он родился,  где  впервые  ощутил ласку  матери  и  увидел  свет  солнца, где  лежит  прах  его  предков. К  этому  уголку  он  всегда  испытывает  особую  привязанность.

            Что  же  заставило  горские  народы  переступить  через  свои  чувства  и  покинуть  родные  места?

Презентация  «Причины  переселения горцев  в  Турцию»

 

Ученик:  (комментарий  к  презентации).

           Переселение  горцев  в  Турцию началось  в  1859 г. Тогда  переселялось  преимущественно  мусульманское  население  Кавказа

           Это  начальный  этап,  связанный  с  поражением  мюридизма  на Кавказе.  Второй  виток  депортации  начинается   в 1964 году  как  последствие  земельной  и  крестьянской  реформ.

          Эти  события  нашли  свое  отражение  в  литературе  и  публицистике  того  времени, в  частности  в  творчестве Инала  Канукова.  Как  очевидец  и  участник  переселения,  писатель  в  своем  историко-краеведческом  очерке  «Горцы-переселенцы», лучше,  чем  кто-либо из  его  современников показал  подлинно трагический  характер  этого  события, имевшего  для  переселенцев  весьма  тяжелые  последствия.

         Описанию Кануковым  самого  процесса переселения  предшествовала  попытка  выяснить  причины,  побудившие  северо-кавказских  горцев  покинуть  Родину  и  уехать  в совершенно  незнакомую  им  страну.

          Предлагаю  вам  зачитать  отрывок  из  очерка «Горцы-переселенцы»

             «Со  взятием  в  плен  Шамиля  все  горцы  Кавказа  почувствовали  словно  тесноту на  Родине; теперь-то  ясно  увидели, что  прежней  свободе,  которую  отстаивали  они  так  мужественно  от  неприятелей  и  покупали  ценой  своей  крови  и  жизни,  пришел  конец. Еще  больше  встревожились  горцы,  когда  между  ними  пронесся  слух, что  детей  их  будут  брать  в  солдаты. Это – то  последнее  обстоятельство  послужило  особенно  чувствительным  толчком, заставившим  их  разом  оставить  ту Родину,  за  которую еще  так  недавно  проливали  кровь,  и  искать  убежища  и  безопасности  в  Стамбуле, как  они  зовут Турцию  вообще,  предполагая,  что  в Турции  к ним вернется  прежняя привольная  жизнь  и  дети  их  будут гарантированы  от  ненавистной  им  солдатчины.

           Итак,  горцы решились  променять  после  катастрофы  59-го года  Кавказ  на  Турцию.

           «Там живут  наши  единоверцы, там  и схороним  свои  праведные  кости…»

             Сказав это, благочестивые  мусульмане,  имевшие  в виду  день  страшного суда, хъиамат'а, распродали  свое  движимое  и  недвижимое  имущество  и  собрались  в  Турцию…»

Из  данного  источника  мы  выделяем  следующие  причины  переселения  горских  народов  в  Турцию:

  1. Поражение мюридизма  на Кавказе
  2. Отрицательное  отношение  горцев  к  службе  в царской  армии.
  3. Сила  религиозного  воздействия.

            В  условиях поражения  освободительного  движения  народов Северного  Кавказа  царская  администрация  изыскивает  новые  средства  и  пути  упрочения  здесь военно-колониального  режима. Одним  из  таких  путей  было высвобождение  значительных  площадей  плодородных  земель на  Кавказе  с  целью  заселения  их  русскими  крестьянами из  центральных губерний  России, а  также  казачества.

Учитель:  Историческая справка.

Еще  в  1859-1861 гг. в  Турцию уходят значительные  группы  закубанских  и  пятигорских  ногайцев, часть  адыгов,  абазин, ингушей  и осетин. В 1862-1864 гг.  осуществляется  почти  тотальное  выселение  адыгских  и  абазинских  обществ  из  нагорной  полосы Закубанья  и  Причерноморья. Соперничество  Российской  и  Оттоманской  империй сыграло  ключевую  роль  в  этой  черкесской  катастрофе. В  русских геополитических  расчетах  не  были  забыты  ни  организованные черкесские удары  по  внешней  имперской  границе, ни  опыт  Крымской  войны. Выселение  черкесов  стало  прямым следствием  стремления  России  прочно  занять  побережье и  тем  самым  окончательно ликвидировать  плацдармы  иностранной  интервенции  на линии Кубань-Пятигорье,  в  тыл  русскому  Закавказью. В  1862-1864  гг. разворачивается  военно-казачья,  а  затем  и  гражданская  колонизация, вследствие  крестьянской 1861 г. и  земельной 1864 г  реформ. В  это  же  время  начинается  массовая эмиграция горцев из  других  регионов: в  частности, в 1865 году  в Турцию  выселяется  23 тыс. чеченцев. В  дальнейшем  новые  всплески  махаджирства  среди горцев  Кубанской  области  наблюдались в 1888-1892  гг.

Ученик:  

            Выделяем  еще  одну  причину  переселения –

                                  реформаторская  деятельность российского  

                                  правительства  в  60-е гг. 19 века.

Немаловажную  роль  сыграла  и   агитация  определенным  кругом  протурецко  настроенных  лиц  идей  переселенчества.

Учитель:  

          Так  подготовка  реформ  и  их  осуществление  раскололи  осетинскую  знать  на  2 партии.  Одна из  них  во  главе  с  генералом Муссой  Кундуховым   ставило  вопрос о переселении в Турцию.  Другая, возглавляемая  Крымсолтаном  Дударовым  и  братьями  Шанаевыми, напротив,  продолжала  верить  в дарования  царя  и  удерживала  людей, готовых  покинуть  Родину.

          В  60-е годы  19  века  более  5-6  тысяч  осетин,  поддавшихся  агитации  М. Кундухова  и  его  сторонников,  отдельными  партиями  навсегда  покинули  Осетию  и  переселились  в Турцию.

          В  1864 году, поддавшись  уговорам  своих  правителей и служителей  ислама,  покинули  отчие  края  убыхи  и  часть  абхазов.

         Это  был  самый  драматичный  итог  реформаторской  деятельности царизма  на  Кавказе. В  этом  отношении  земельная  и  крестьянская  реформы  скорее  были направлены на  депортацию  части  народа,  чем  на  социальные  преобразования  цивилизованного  государства.

Ученик:  

                 Возникает вопрос:  зачем  России  депортировать  своих  подданных?  Каковы ее  цели?  Каковы  стремления  Турции?

             

         Россия:

  1. стремилась  избавиться  от  наиболее  реакционной  части  кавказского населения.
  2. Освободить  определенную часть  территории  Кавказа с целью  заселения  их  казачеством  и  русским  крестьянством  и  инородным  населением.

         

                    Турция:  стремилась  заселить неосвоенные  территории  страны.

Заселяя  махаджиров  на  линии  государственной  границы, Турция  преследовала  также цель (или  решение вопроса) охраны рубежей  государства от  внезапных  вторжений (своеобразный  защитный  пояс, которым  служили кроме  горцев-переселенцев, армяне,  курды, греки, проживающие в  Турции).

Литературно-музыкальная  композиция.

Учитель:  

           Вернемся  к  событиям  тех  лет и  попытаемся  восстановить  картину  переселения  горцев.

          Итак,  поддавшиеся  агитации  горцы, распродав  свое  имущество,  собрались в  Турцию.

1 ученик: 

            «…И  вот  потянулась  со  скрипом  длинная вереница  арб, покрытых  сверху  коврами,  сказав последнее  прости  своей  Родине  и  направляясь  к  обетованному  Стамбулу.

                Но  знают  ли  они, куда  ни  стремятся? Нет, не  знают. Они знают  только,  что  существует  где-то  в  мире  страна,  называемая Стамбулом,  и  в  этом  Стамбуле  живут  такие  же  мусульмане,  как  и  они  сами.  Они  стремятся  туда  так  безотчетно, потому  что  обольщены  ложными  слухами, что  им  там  будет  хорошо  и  лучше,  чем  на  старой  Родине…»

2 ученик: 

         Но переселенцы  были в  веселом  расположении  духа. Пока  они  еще  были  со  свежими  силами,  надежда  на  блестящее  будущее  их  не  покидала; пока  действительности  они  не  испытали, они  были  веселы и безмятежны.

 Молодежь  даже  сочинила  песню:

Гуд,  гуды,  гудала!

Едем, мы  в  Стамбул!

Белый  рис  там будем  есть,

Белые  одежды  одевать.

Станем  добротными!

Станем  женами  пашей!

  1. ученик: 

             Путь переселенцев в  Турцию  лежал  через  Новороссийск  по  морю. Российское  правительство  специально  предоставило  корабли  для  переселенцев.  Однако  эти  корабли  не  могли  перевезти  весь  скарб  переселенцев,  особенно  животных.  Все  это  имущество  приходилось  либо  продавать  за  бесценок, либо  просто  выбрасывать.

             Савва  Кокиев  описал  трагичную  судьбу  одного  из  переселенцев.  Это  был  стройный,  без  седины,  не  первой  молодости  мужчина,  славившийся  в Осетии  как  прекрасный  наездник  и  большой  любитель  оружия.  Он  покинул  все  дорогое – Родину, прах  предков, - но  не  захотел расстаться  со  своими  лучшими  друзьями: верным  конем,  ружьем, кинжалом  и  шашкой.

               Тут-то  и  наступила  роковая  минута  нашего героя:  на  корабли  никого  не  принимали  с  оружием  и  с  животными.  Тогда  он  решил  вернуться  на  Родину…  Но  и  тут  неудача:  русский  комиссар  не  разрешает  обратного  пути. Всадник  вызывает  охотников  купить  его  лошадь  и   драгоценности.  Однако  за  его  лошадь и  драгоценности  покупатель  предложил  всего  15  рублей.  Что  чувствовал  горец  понять  не  трудно.  Продавец  долго  молчал,  затем  сел  на  лошадь  и  подъехал  к берегу  моря.  Конь,  послушный  воле  седока, после  двух  ударов  плетью  влетает  в  море  и  скоро  волны  сделали  свое  дело, поглотив  коня  и  всадника, не  решившегося  с  ним  расстаться.

  1. ученик:  

            Трагическое положение  переселенцев  в  дороге  ярко  нарисовал  осетинский  поэт  Темирболат  Мамсуров,  который  так  же  как  и  И.Кануков  вместе  с  другими  горцами  переселился  в  Турцию  и  испытал  вместе  с ними  все  невзгоды. В  стихотворении  «Два друга»  поэт  говорит:

… И  направили  к  туркам  судно

Не  сиди,  не  лежи  и не  стой!

Кто  в  бессилье  падал  на  дно,

Кто  в  бездумье  роднился  с  водой.

Как  детей  нам  своих  разыскать?

Слышны  стоны  и  плач  матерей,

А  они  в  трюме  жутком  на  дне

Расставалися  с жизнью  своей…

Как  жилось  в  тех  скитаниях  нам,

И  теперь не  смогу  рассказать  я:

Отдавали  мы  дань ненасытным  пескам,

Эта  дань – наши  сестры  и  братья.

Днем  палимы  мы  были  жарой

Ночью  холод  нам  тело  сводил,

А  с  рассветом  наш  след  полосой

К  неизвестным  местам  уходил.

Пищи  не было… каждый  нагой…

Боли  сердца  слезой  не  унять,  

По  дороге  питались  травой,

Чтоб  свой  тягостный  путь продолжать.

  1. ученик : 

           Многие  переселенцы  избрали  другой  путь – по  суше, по  маршруту  Кутаиси – Батуми – Карс – Стамбул. Этот  путь  был  не  легче  и  определить его  историкам  было  нетрудно, так  как  он  усыпан  могилами  махаджиров.

            Испытывая  физические  и  нравственные  мучения  многие  переселенцы  были готовы  вернуться  обратно.

  1. ученик: 

           Турецкое  правительство  обещало  «единоверцам»  через  своих  агентов «золотые  горы»,  свободную, богатую и  счастливую  жизнь, но  когда  переселенцы  прибыли  в Турцию, их  «покровители»  отнеслись  к  ним  жестоко  и  бесчеловечно.  Для «пришельцев»  были  выделены   самые  плохие  земли, к  тому  же  турецкая  администрация  хотела  селить  их  не  вместе, а  небольшими группами.  Это  напугало  переселенцев. Положение  переселенцев  усугублялось тем,  что  к  ним  недоброжелательно  отнеслось  местное население.

1 ученик: 

           По мере  возрастания  трудностей  пребывания  в  Турции,  усиливалось  ненависть  переселенцев  к «вновь  приобретенной  родине»  и  возрастала  любовь  к  своей  родной  земле. Патриотические чувства  переселенцев к Осетии выразил  Т.Мамсуров в  стихотворении «Думы»:

Нœ   райгуырœн,  нœ бœстœ,

Удœн  уд  дœр  ды  куы  дœ!

Цард  н'агурœм  дœ фœстœ,

Зœрдœйы  уœлœ  хуыд  куы  дœ!

Уœ! Нœ  хœхтœ, нœ  бœстœ,

Куыд  ма  цœрœм уœ фœстœ!

В  этих  строчках,  выразилась  вся  сила трагедии переселенцев.

2 ученик:   

         Судьба  горцев  в Турции – «этом  кладбище  народов»,  по  выражению академика  Услара, - оказалась  трагической. Масса  эмигрантов  желала  вернуться  на Родину,  но  в  1865 г. предписанием  Александра II  вопрос  об  их  возвращении  был  снят  с  повестки  дня.

                Потомки  переселенцев,  не  успевших  вернуться  на  родину,  до  сих  пор  живут  в  Турции.  Они  сумели  сохранить  там  свой язык  и  культуру.  Большинство  этих  эмигрантов  сохранило  любовь к  покинутой  Родине.

  3 ученик:   

             В  своей  книге  «Чужбина» Мурат  Мамсуров  описал  случай, происшедший  в  Турции  с Зоей  Кусраевой.  Она  была  в составе  туристической  группы. К  этой группе  подошел  60-летний Кемал  Кусов, потомок  осетинских переселенцев  и  попросил: « Вот  вам  мой  адрес, и  если из  Осетии кто-нибудь  решит  сюда  ехать,  пусть  привезет  мне  горстку  родной  земли. Пусть  хоть  горстку  отеческой  земли  кинут  в мою  могилу  после  моей  смерти».

             При  этих  словах  у  многих  из  туристов  выступили  на  глазах слезы.  Заплакала  и Зоя,  стала утирать  слезы  носовым платком,  который  Кемал  тут  же  выхватил  у  нее  из  рук,  прижал к груди  и  радостно  сказал:

«Многих  лет  тебе жизни,  дочка! Не  отдам я  тебе   его   больше. Хоть  так  я  унесу  с  собой  в могилу  родную  осетинскую  слезу,  когда  умру…».  

Учитель:  

            Переселившиеся в  Турцию, а  через  нее – в Сирию  и другие  страны  Ближнего  Востока, горцы  сумели  сохранить  там  свой  язык и  культуру.  

Как  показало  время  и  история,  большинство эмигрантов  сохранило  любовь  к  покинутой  Родине. Все  они  хорошо  знают  места  прежнего  расселения  на  Кавказе, хотя  отцы, а  у  многих и деды уже  родились  в  Турции.  Начиная  с  рубежа  60 – 70 гг. отмечается заметное  оживление  интереса  к  своей  этнической  истории  и  культуре.  Переселенцы  создают национальные  общины, стремятся  содействовать  научным  кругам  своих стран  в  изучении  истории и  культуры кавказских  народов, помогают  общественности  наших  стран  лучше  понять  друг  друга.

Мы  подошли  к концу  нашего  повествования. В  завершении обращаем  ваше внимание  на  выставку  книг  и  материалов, освещающих тему  переселения  горцев  в  Турцию,  и  предлагаем  вам  написать для  нас рефлексию по  нашему  мероприятию.

   ( предлагаются  листы  с  вопросами:

  1. Что  особенно  Вам  запомнилось в  мероприятии?
  2. Какие вопросы, дополнительно  к  услышанному,  у  Вас возникли?
  3. Ваши  пожелания  к  организации  подобных  мероприятий..

Благодарю  всех  за  участие  в  мероприятии! До  новых  встреч!

Библиография:

  1. И. Кануков «Горцы-переселенцы»// И. Кануков. Сочинения, Орджоникидзе,1963.
  2. Т. Мамсуров. «Осетинские песни». Владикавказ, 1989.
  3. Тотоев М. Переселение  осетин  в  Турцию. 1859-1865 гг., Орджоникидзе, 1978
  4. Мамсуров М. «Чужбина», Орджоникидзе, 1989
  5. Шинкуба Б. Последний из  ушедших. Сухуми, 1985.
  6. Цуциев А. Атлас этнополитической  истории Кавказа (1774-2004). М.,2006

Приложение 1.

Р Е Ф Л Е К С И Я:

  1. Что  особенно  Вам  запомнилось в  мероприятии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие вопросы,  дополнительно  к  услышанному,  у  Вас возникли?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши  пожелания  к  организации  подобных  мероприятий.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Обернемся  к  нашим  горам, -

Они не  знают, куда  мы  уходим.

Обернемся, оставим им  песню,

Чтобы  она  бродила, как  эхо,

От  одной горы  к  другой.

Если  ребенок  уходит от  матери,

Значит, она виновата,

Но  разве  она виновата?

Разве  она  виновата?

«Почему  вы  уходите, дети?

В  чем  виновата  я, дети?»-

Плачет  наша  земля,

Спрашивает  нас  земля.

Прости  нас, бедных,

Прости  нас!

Мы  бессильны  остаться.

Мы  можем  тебе  оставить

Только  нашу  душу.

Мы навсегда  уходим.

Она  навсегда остается.

(Б. Шинкуба. Последний  из  ушедших. Сухуми,1985. С. 264.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРИЧИНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГОРЦЕВ В ТУРЦИЮ.

Слайд 3

Инал Кануков. «Горцы-переселенцы»: … Со взятием в плен Шамиля все горцы Кавказа почувствовали словно тесноту на Родине, теперь-то ясно увидели, что прежней свободе, которую отстаивали они так мужественно от неприятелей и покупали ценой своей крови и жизни, пришел конец. Еще больше встревожились горцы, когда между ними пронесся слух, что детей их будут брать в солдаты. Это последнее обстоятельство послужило особенно чувствительным толчком, заставившим их разом оставить ту Родину , за которую еще так недавно проливали кровь, и искать убежища и безопасности в Стамбуле, как они зовут Турцию вообще, предполагая, что в Турции к ним вернется прежняя привольная жизнь и дети их будут гарантированы от ненавистной им солдатчины. Итак, горцы решились променять после катастрофы 59-го года Кавказ на Турцию. «Там живут наши единоверцы, там и схороним свои праведные кости…» Сказав это, благочестивые мусульмане, имевшие в виду день страшного суда, хъиамата, распродали свое имущество и собрались в Турцию…

Слайд 4

Причины переселения горцев: Поражение мюридизма на Кавказе. Отрицательное отношение горцев к службе в царской армии. Сила религиозного воздействия. Реформаторская деятельность российского правительства в 60-е гг. 19 века. Усилия определенного круга протурецко настроенных лиц.

Слайд 5

Цели сторон: Россия: Стремление избавиться от наиболее реакционной части кавказского населения. Освобождение определенной части территории Северного Кавказа с целью заселения их казачеством.

Слайд 6

Турция: Стремление заселить неосвоенные территории страны. Стремление создать защитный пояс по границам государства из нетурецких народностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективные курсы для 9 класса "Войны России и Турции"

Программа элективного курса « Войны России и Турции»  предназначена для учителей истории, работающих в 9-ых классах  общеобразовательных школ. В последнее время для поступления в ВУЗы все бо...

Несение службы в Турции

Турция расположена в восточном полушарии. Её площадь составляет 779 452 км². Часть территории Турции — 97 % — расположена в Азии и 3 % — в Европе. Географическая особенность Турции — расположение на п...

Урок "Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы".

Уроки литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"....

Источники Памуккале, Турция

Источники Памуккале и Древний город Иерополис, презентация к теме урока Турция...

Highland games (Игры горцев)

Конспект урока...