Разработка внеклассного мероприятия "По следам цивилизации" с элементами проектной деятельности
методическая разработка (5 класс) по теме

Пирогова  Наталья Владимировна

Разработка более эффективна в в совокупности с фильмом и призентацией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспедиция «ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Цель экспедиции: углубление экологических знаний учащихся, воспитании  у них гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.

Учитель: Ребята сегодня мы с вами поиграем в исследователей. А кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то исследуют). Правильно. Исследовать можно многое, но мы с вами будем исследовать влияние деятельности человека   на природу.

Я вас разделила на команды, которые провели свои исследования.

  1. команда - «Историки». Они нам расскажут о влиянии деятельности человека на природу с исторической точки зрения.
  2.  команда – «Глобальные катастрофы». Ребята расскажут, как деятельность человека вредит природе.
  3.  команда – «Защитники природы» расскажут, как человек помогает природе.

(в кабинет забегает Незнайка)

Нез.: Мне сказали, что вы собрались в экспедицию, возьмите меня, пожалуйста!

Учитель: Мы собрались в экспедицию?! Первый раз слышу. (вопросительно) А что такое экспедиция?

Нез.: Не знаю. Может ребята знают? (дети отвечают)

Учитель: Самое время обратиться к нашему информационному отделу.

Информационный отдел: (двое учащихся работают с электронными словарями Даля, Ожегова).

Экспедиция – это поход, поездка, куда-либо, с целью исследования чего-либо.

Учитель: Ребята так это нам подходит, мы ведь исследователи! Но у каждой экспедиции есть маршрут.

Нез.: и название…

Учитель: Да, правильно, мы назовем нашу экспедицию «По следам цивилизации» и обозначим маршрут.

И так наш маршрут:

  1. Пункт – историческая станция
  2. Пункт – «Немой укор»
  3. Пункт – «Природа, мы тебя защитим»

На прежде чем нам отправиться в экспедицию, мы должны узнать «А что такое цивилизация?». Может ребята кто-нибудь из вас знаете? (дети высказывают свои мнения). Давайте обратимся к нашему информационному отделу. ( Цивилизация – это высший этап развития общества.  Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.)

/http://my-dictionary.ru/word/37483/civilizaciya/ ; http://tolkslovar.ru/ts738.html/

Цивилизация – это такое общество и такое его состояние, при котором человек ставит под свой контроль те силы природы и общества, которые грозят его гибели...

Теперь, собрав все необходимые  сведения, мы можем спокойно отправляться в наш научный поход. А с какой целью мы отправляемся в экспедицию? ( Чтоб исследовать  влияние деятельности человека на природу). И, конечно, понять какой ценной человек сделал свой мир цивилизованным.

Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание.  Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро изменяется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

Итак,  первый  пункт нашей остановки Историческая станция. Но посмотрите,  что это? /показывает на экран, где изображены различные животные/

Эксперты историки: Это те животные,  которые исчезли с лица Земли из-за деятельности человека.

Странствующий голубь  обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедию завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа, которые привели «охотников» на голубей . Последний голубь был убит в 1899 году.

Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жилками «обрубками» крыльев. Дронт стал легкой добычей людей. Португальцы называли этих птиц «додо». Жили «додо» на островах Маврикия. Последнего из них видели на Маврикии в 1681 году.

Морская корова обитали на мелководье и Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно на боялись людей.  Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только  съедобным, но и , к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет.

Тур – дикий предок домашнего быка.  Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 году. Это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек не задолго до второй мировой войны попытались заново «собрать воедино» разбросанные по породам домашнего быка гены тура.  И им это удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий» тур, а лишь порода домашнего скота.

Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица  Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии.  Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России. Исчез в 1879 году.

Учитель: Интересные сведения. Молодцы ребята хорошо поработали. Оказывается цивилизация человека далась природе не легко. А как вы думаете ребята, вы со мной согласны? Какой вред нанесло природе становление цивилизации? (обсуждение с детьми).

Отправляемся дальше. И следующая наша остановка пункт «Немой укор», обращаемся к экспертам этой станции.

Эксперты «Глобальные катастрофы»:   Глобальные катастрофы – это очень крупные, но не смертельные для человечества катастрофы. Исследуя деятельность человека,  мы выявили ряд нарушений, которые спокойно можем назвать катастрофами.  На основе своих исследований мы создали фильм.

Учитель: Ребята внимательно посмотрите фильм, а после просмотра мы свами обсудим в результате какой деятельности человека произошли эти катастрофы, и к чему это может привести в дальнейшем.(просмотр фильма)

О каких катастрофах говориться в фильме? (перечисляют). В результате  какой деятельности человека произошли эти катастрофы, и к чему это может привести в дальнейшем? Можно ли, назвать эти катастрофы глобальными? (Да, потому что они происходят по всему миру). Молодцы ребята.  Я надеюсь, что вы над этим задумались.

Но мы отправляемся дальше. И следующая наша остановка «Защитники природы». Посмотрим,  что они нам скажут.

Эксперты «Защитники природы»:  

 1 уч. Человек своей деятельностью не только вредит природе, но и помогает ей. Он создает особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые восстанавливают и сохраняют уникальный ландшафт, разновидности растений и животных, предметы культурно-природного наследия.

На территории  Бурятии располагаются 3 государственных заповедника: Баргузинский - в Северо-Байкальском районе, Джергинский - в Курумканском районе, Байкальский - в Селенгинском, Кабанском и Джидинском районах. А также 2 национальных парка: Тункинский и Баргузинский. Ещё конечно заказники, памятники природы, оздоровительно-лечебные курорты и местности.

На территории нашего района также есть Государственный природный биологический заказник Ангирский. Территория занимает юго-восточные склоны хребта Улан-Бургасы. А в семи километрах от Горхона есть Аршан, который жители  нашего села считают священным местом, а наша школа присматривает за этой местностью. Старшие классы проводит субботники по уборке мусора, очищают источники, сажают саженцы, а так же организовывают различные исследования. Когда мы будем в старших классах, мы тоже будем выезжать на Аршан, потому что эта территория не только труда, но и отличного отдыха.

2 уч. Но конечно человек научился не только охранять природу, но и утилизировать,  то есть перерабатывать мусор, который сам же и оставляет. Только конечно не весь мусор ещё переработан, осталось ещё много свалок. Но работа началась.

Учитель: Спасибо ребята. А как вы дома утилизируете мусор? (дети отвечают).  А что мы ещё, мы можем с ним сделать? (различные поделки). Конечно, и сегодня мы с вами сделаем одну из таких поделок. А материалом нам послужит полиэтиленовый пакет из которого мы сделаем цветок.

Для работы вам нужно:

  1. Ножницы
  2. 5 пакетов любого цвета, или разных цветов
  3. Крепкая нить «Ирис» или подарочная лента
  4. 2 СД диска
  5. Пустая паста от шариковой ручки

Совместно с детьми  выполняем работу. Посмотрите какая замечательный цветок у нас получился. И я его предлагаю подарить нашим гостям, на память о нашем занятие.

Итог:

     Итак,  ребята наша экспедиция подошла к концу. А какова была цель нашей экспедиции? (исследовать влияние деятельности человека   на природу). Мы добились поставленной цели? Что мы узнали?  (дети отвечают) А как же называлась наша экспедиция?  («По следам цивилизации») Так что такое цивилизация?  (Цивилизация – это высший этап развития общества). Вспомнив глобальные катастрофы, которые происходят по вине человека, можно ли его назвать цивилизованным, культурным человеком.  На этот вопрос можно долго рассуждать. А скажите мы сегодня сделали наши планету чуть по чище. И в конце нашего занятия давайте попросим у Земли прощенье за все то что делает человек , а сделаем мы это с помощью песни  «Прости Земля». Все поем песню 1 куплет и припев.

 Всем спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные. Даты" с элементами проектной деятельности.

Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные. Даты" с элементами проектной деятельности. УМК Биболетовой....

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятияпо истории родного края для учащихся 6-7 классовучителя истории и краеведенияМОУ ООШ №2 г.Юрюзани Катав-Ивановского муниципального районаГавенко Ольги А...

Интегрированное внеклассное мероприятие биолого-социальной направленности с элементами проектной деятельности "Сохраним на Земле жизнь!"

Цель: повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, подвести учащихся к выводу о необходимости сохранения планеты Земля и спасение себя как частицы биосферы, воспитание у них ...

Методическая разработка урока английского языка "Экологические проблемы 21 века" с элементами проектной деятельности.

Методическая разработка предназначена для учащихся школ с углубленным изучением английского языка с целью усвоения и закрепления тематического языкового материала и развития диалогической и монологиче...

Интерактивное обучение с элементами проектной деятельности на внеклассных мероприятиях по английскому языку

Интерактивное обучение с элементами проектной деятельности на внеклассных мероприятиях по английскому языку...