Внеклассное мероприятие в 10 классе "Мир без нацизма"
план-конспект занятия (10 класс) по теме

Мурзаев Сергей Николаевич

Нацизм - страшное слово для многих в нашей стране. Это явление пользуется популярностью в граничащих с Россией странах. Дети должны знать, что такое нацизм и фашизм. На занятии также ребята знакомятся с понятием толерантность и учаться быть толерантными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие на тему: МИР БЕЗ НАЦИЗМА "Ошибки прошлого учти!"- Врезалось сталью в мою память, Но вновь встречаю на пути, Тот знак, что Душу больно ранит!... Анна Айнбергер Форма: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов Класс: 10 а Учитель: Мурзаев Сергей Николаевич МБОУ Русско-татарская СОШ №136 г. Казань 2014 год

Слайд 2

МИР БЕЗ НАЦИЗМА ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием нацизм, раскрывая его сущность на конкретных исторических примерах. ЗАДАЧИ: Образовательные: дать представление о понятиях: геноцид, расизм, ксенофобия, национализм и (что более важно) неонацизм, а также толерантность, патриотизм и некоторых других; показать опасность развития неонацизма для современного общества; учить избегать и искоренять их. Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать внимание, память, творческое мышление учащихся Воспитательные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.

Слайд 3

«Юный лексикограф» работа со словарями Что такое нацизм? НАЦИЗМ. Германский фашизм. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.) НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933–1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. ( Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инфра–М., 2003.)

Слайд 4

Фашизм - это ФАШИЗМ — бесчеловеч ная идеоло гия, преступная политика. ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение ), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20–40х гг. II века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. ( Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

Слайд 5

Символика нацизма и фашизма 1. Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Ещё до выхода нацистов на политическую арену Германии свастика использовалась как символ немецкого национализма различными военизированными организациями. Свастика была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии . 2. Зиг хайль! ( нем. Sieg Heil! — «Да здравствует Победа!» или «Слава Победе!») — другой распространённый лозунг , выкрикиваемый одновременно с нацистским приветствием (особенно на массовых собраниях). В качестве официального приветствия не употреблялся. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей троекратно: «Зиг… хайль! Зиг… хайль! Зиг… хайль!» — что явствует из « Триумфа воли » и других документальных источников. Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать; лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера. 3. После 1935 года нацисты представили свой партийный символ в качестве национального герба. Эта версия орла символизировала империю и поэтому называлась Государственным (Имперским) орлом (Reichsadler)

Слайд 6

Преступления нацизма Немецкий народ боготворил своего лидера – Адольфа Гитлера. Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь» Зверский геноцид народов неарийской расы, славян, цыган, особенно евреев. Жестокие пытки, рабский труд, бессмысленные медицинские опыты над людьми и убийства в концлагерях, построенных для уничтожения других народов в промышленных масштабах. Именно нацисты начали Великую Отечественную войну

Слайд 7

Национализм - это НАЦИОНАЛИЗМ. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

Слайд 8

Агрессия - это АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства. Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем. Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии. ( Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)

Слайд 9

Геноцид - это ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.) ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида. ( Энциклопедический словарь. 2009.)

Слайд 10

Дискриминация - это ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение ) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. ( Большой Энциклопедический словарь. 2000.) «...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...». ( Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (в ред. от 01.12.2012))

Слайд 11

КСЕНОФОБИЯ 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному. ( Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.) Ксенофобия - это

Слайд 12

Шовинизм - это ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественнополитической жизни. ( Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)

Слайд 13

Нюрнбергский процесс - это НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберге в Международном военном трибунале (20.11.1945–1.10.1946).К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или пожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. ( Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

Слайд 14

Почему о делах нацизма НЕЛЬЗЯ забывать ? «Отказаться от своего прошлого — значит закрыть себе путь в будущее» Оскар Уайльд.

Слайд 15

Воспоминание тех лет… Весной 1944 года по нидерландскому радио Оранье прозвучало выступление министра образования Нидерландов Херрита Болкештейна. Он призывал граждан сохранять любые документы, которые станут доказательством страданий народа в годы немецкой оккупации. Одним из важных документов были названы дневники. «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход». (Запись от 19 ноября 1942 года)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия   в 10А классе

Учитель: Мурзаев Сергей Николаевич

Тема:   Мир без нацизма

Цель урока: познакомить учащихся с понятием нацизм, раскрывая его сущность на конкретных исторических примерах.

Задачи:

Образовательные: дать представление о понятиях: геноцид, расизм, ксенофобия, национализм и (что более важно) неонацизм, а также толерантность, патриотизм и  некоторых  других; показать опасность развития  неонацизма для современного общества; учить избегать и искоренять их.

Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать внимание, память, творческое мышление учащихся

Воспитательные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к  людям других  национальностей, политических и религиозных убеждений.  

Форма проведения: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов.

Предварительная работа: несколько учеников получают задание лексикографического характера – выписать из словарей и энциклопедий лексическое значение слов: нацизм, национализм, геноцид, дискриминация, фашизм, расизм, агрессия, ксенофобия, нюрнбергский процесс, шовинизм, патриотизм, толерантность. 

Оборудование: презентация, ватман с таблицей «толерантность» , раздаточный материал для работы с таблицей  «толерантность» и для психологического теста-тренинга, толковые словари и энциклопедии.

Ход урока

 Учитель:

Сегодня мы поговорим с вами о таком страшном явлении как нацизм. Зародившись еще в начале 20 века в Германии, нацизм крепко пустил корни в сердцах многих не только руководителей и правителей государства, но и простых граждан.

Как вы понимаете слова эпиграфа к нашему уроку?

Ученики делятся мнениями.

Учитель:

До сих пор нацизм существует в разных обличиях, и  борьба с ним продолжается. На занятии вы узнаете, чем опасны нацистские идеи и как обезопасить себя от их влияния, также вы познакомитесь с некоторыми другими понятиями, в том числе с понятием толерантность, а также  узнаете, насколько вы способны быть толерантными, то есть терпимыми к людям иных национальностей, иных убеждений.

Обратите внимание на то, что наш урок проходит нестандартно, мы все сидим за круглым столом. Это сделано для того чтобы мы чувствовали себя свободно и смогли открыто друг другу в глаза высказывать свои мнения, делится с товарищами своими мыслями, обсуждать проблемные вопросы.

 До урока многие из вас получили задание: найти в словарях и энциклопедиях значения слов:  нацизм, национализм, геноцид, дискриминация, фашизм, расизм, агрессия, ксенофобия, нюрнбергский процесс, шовинизм, патриотизм, толерантность. Значения слов, над которыми вы работали, показаны на слайдах. Итак, что такое нацизм? Слайд №1.

Ученик №1:

НАЦИЗМ. Германский фашизм. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933–1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. (Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инфра–М., 2003.)

Учитель:  Ответим на вопросы по прочитанному и услышанному:

  1. От какого слова образовалось слово НАЦИЗМ?
  2. В чем заключается его суть?
  3. Какими средствами нацисты пытались реализовать свои идеи?

Учитель: Что такое фашизм? Слайд №4

Ученик:

ФАШИЗМ — бесчеловечная идеология, преступная политика.

ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20–40х гг. II века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

 Учитель: Ответим на вопросы.

  1. В каких странах  процветал фашизм в 20-40-е гг.?
  2. Какие непременные элементы сопутствовали фашизму?

Не все из этих элементов, что названы в определении фашизма,  вам знакомы. Мы узнаем значение каждого из них, но пока познакомимся с нацистской и фашисткой символикой. Эти символы встречаются в быту очень часто, например, в рисунках-граффити на заборах или на зданиях, а последнее время и на памятниках культуры. Символы или знаки изучает такая наука как семиотика. Это достаточно молодая наука. О чем же поведает семиотика нацизма. Слайд №5

1. Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Ещё до выхода нацистов на политическую арену Германии свастика использовалась как символ немецкого национализма различными военизированными организациями.  Свастика была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года как символНационал-социалистической немецкой рабочей партии.

2. Зиг хайль! (нем. Sieg Heil! — «Да здравствует Победа!» или «Слава Победе!») — другой распространённый лозунг, выкрикиваемый одновременно с нацистским приветствием (особенно на массовых собраниях). В качестве официального приветствия не употреблялся. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей троекратно: «Зиг… хайль! Зиг… хайль! Зиг… хайль!» — что явствует из «Триумфа воли» и других документальных источников. Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать; лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера.

3. Орел. После 1935 года нацисты представили свой партийный символ в качестве национального герба. Эта версия орла символизировала империю и поэтому называлась Государственным (Имперским) орлом (Reichsadler)

 Языческий символ солнца, удачи, счастья и созидания был переосмыслен нацистами и использован ими как символ своей партии. Приветствие, прославлявшее победу, употреблялось всеми жителями нацистской Германии при  встречи друг друга и на площадях во время речей фюрера, на военных парадах. Употребление этих семиотических единиц в современном мире теперь считается преступлением и осуждается социумом, наказывается законом. Почему? Слайд №6

Германский народ, движимый  духом нацизма боготворил своего предводителя Адольфа Гитлера, слушал с упоением его горящие, полные уверенности речи о величии  немецкого народа и мифическом его будущем.

Нацизм – это великое преступление, совершенное против мира.  Согласно нацистской идеологии только одна чистокровная арийская раса людей совершенна (это потомки немцев, то есть сами немцы), она  превосходит всех и может существовать, жить на земле, использовать ее ресурсы, остальные  же люди, особенно евреи, должны быть убиты, стерты с лица всей земли как больной скот.

Массовый геноцид, расовая зачистка началась с земель Германии, затем и на оккупированных территориях.  Были созданы концентрационные лагеря, в которых царили жестокие пытки, рабский труд, бессмысленные медицинские опыты над людьми и убийства.  В концлагерях уничтожали  людей других народов в промышленных масштабах: вырывая золотые зубы и остригая волосы, загоняли узников десятками в газовые камеры и травили, сжигали еще полуживыми в печах крематория. Даже из трупов нацисты умудрялись выгадывать пользу: они пускали мертвые тела на производства мыла, делали из вырезок татуированной человеческой кожи, снятой с трупов, чехлы для светильников, обложки для блокнотов и книг. Трупный пепел шел на производство  косной муки и удобрений.  

Нацисты с презрением относились к людям других рас. В концлагерях все заключенные имели нагрудный личный номер и отличительный знак заключенного (желтая звезда, например, означала, что узник по национальности еврей). К заключенным обращались только по номерам, которые те должны были знать наизусть.

Преступление нацистов заключается еще и в том, что именно они завязали Великую Отечественную войну, пытаясь в короткие сроки захватить СССР, чтобы владеть ресурсами Урала и Зауралья.  Однако желаемое оказалось не осуществить. Подробно о ВОв  вы узнаете из курса истории России.

Продолжим знакомство с понятиями и узнаем что такое национализм

Ученик: Слайд №7

НАЦИОНАЛИЗМ. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

Учитель:

Что общего между нацизмом и национализмом?

Что такое агрессия? Слайд№8

Ученик: АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства.  

Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип   международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры,           направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем. Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии. (Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)

Учитель:

Что такое геноцид? Слайд№9

Ученик:

ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида. (Энциклопедический словарь. 2009.)

Учитель: что такое дискриминация? Слайд №10

Ученик:

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям  какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

«...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...». (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (в ред. от 01.12.2012))

Учитель: что такое Ксенофобия? Слайд №11

Ученик:

КСЕНОФОБИЯ 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному. (Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992.)

Учитель: Что такое шовинизм? Слайд 12

Ученик:

ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественно-политической жизни. (Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.)

Учитель:

Вы познакомились со значениями этих слов, пополнили свой лексикон. Конечно, преступления нацизма не остались безнаказанными, хотя после захвата нацисткой германии многим нацистам удалось бежать от суда, скрывшись в странах Южной Америки и Востока. Некоторых удалось предать суду и наказать. После окончания войны состоялся Нюрнбергский процесс (Слайд №13). На слайде вы видите фото с этого процесса, посмотрите, как ведут себя присутствующие.

Ученик:

НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберге в Международном военном трибунале (20.11.1945–1.10.1946).К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или пожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо).

Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)

Учитель:

Почему же о делах нацизма нельзя забывать? Как вы понимает слова Оскара Уайльда?

Ученики  делятся мнениями, высказываются.

Учитель: Принимаю все ваши суждения. Да, существует большое количество доказательств зверств нацистского режима, зафиксированных как самими нацистами, так и очевидцами тех событий.   Современным жителям планеты нельзя их игнорировать и забывать: благодаря исторической памяти человечество сможет избежать тех же ошибок. На слайде вы видите: стены концлагеря увешены фотографиями погибших узников  в память о них, теперь в лагере не убивают, теперь  здесь  музей. Есть огромное количество памятников, посвященных жертвам нацизма,  и в других некогда оккупированных Германией  странах Европы, каждый из которых удивляет фантазией архитектора и напоминает людям о страшном времени, когда царили фашизм и нацизм.

Слайд №15. Кроме того, история сохранила и письменные источники, доказывающие преступления нацистов. Так, например, дневник еврейской немецкоязычной девочки-подростка  Анны Франк, погибшей в концлагере незадолго до его освобождения, свидетельствует о страшном времени ее отрочества. Она пишет: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход». (Запись от 19 ноября 1942 года). По доносу их семью, скрывавшуюся несколько лет в тайной комнате одной из квартир, дверь которой была замаскирована огромным шкафом, арестовали и отправили в концентрационный лагерь, где Анна и погибла. Дневник опубликовал ее отец, которому удалось выжить и рассказать миру о событиях тех лет словами дневника дочери Анны.

Таким образом, нацизм существовал и процветал на территории фашистской Германии и в узурпированных ею территориях  до окончания второй мировой войны.

Однако не следует забывать о нем и думать, что нацизм сгорел вместе с огнем второй мировой войны. Сегодня он подобно птице Фениксу возрождается из пепла второй мировой и принимает новые формы, совращая умы современной молодежи, создавая для них ложные идеалы и кумиров-убийц.  Нацизм эволюционирует. Часто можем услышать  в СМИ информацию о притеснении того или иного народа, той или иной языковой или религиозной группы людей. Всё это проявление новой формы нацизма, называемой  неонацизм. Что это такое, посмотрите на слайд №16.

Ученик:

НЕОНАЦИЗМ. Общественно-политическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма. Заимствует элементы основ нацистской политики, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию и антисемитизм. Характерная черта — использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. (Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом.) Энциклопедический словарь. 2009.

Учитель:

Проявления неонацизма не стоит игнорировать (слайд № 17). Рассмотрим некоторые случаи.

Ученики читают по очереди факты из СМИ:

  1. «Чтобы сохранить в памяти людей и заложить в сознании молодежи знания о прошлых деяниях нацистских преступников, 11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, который установлен в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.»
  2. На Украине, например, согласно СМИ произошел «ужасающий случай, который, впрочем, наглядно иллюстрирует отношение незаконно дорвавшихся до власти на Украине радикалов, произошёл во Львове. Там в одном из ресторанов неонацисты жестоко избили девушку за то, что та разговаривала на русском языке. Девушку избили настолько сильно, что от полученных травм она скончалась». 
  3. «Прокуратура предотвратила проведение аукциона по продаже нацистской литературы в одном из московских магазинов антикварных книг, сообщило главное надзорное ведомство РФ.»
  4. «В странах Прибалтики запрещен русский язык как государственный, хотя половина населения являются носителями русского языка и активно его используют. Русский язык запрещают и на Украине.»

Действия современных неонацистов пугают, и их ни в коем случае нельзя игнорировать. Что же руководит неонацистами желающими истребить неугодных для себя. Может ли это быть патриотизм? Что такое патриотизм?

Ученик:

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. (Политическая наука: Словарьсправочник / сост. И.И. Санжаревский, 2010.)

ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. (Политика: Толковый словарь / Дж. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл и др.; под ред. А. Маклина. — М.: ИНФРАМ: Весь Мир, 2001.)

Учитель: 

Вы увидели, что патриотизм не может быть одной из причин  неонацизма, потому что он только активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. Человек – настоящий патриот, не может быть  неонацистом.

Таким образом, подумаем и решим проблему: воспитание какого качества души, нашего внутреннего мира поможет быть и оставаться настоящим патриотом, любящим свою Родину, не испытывая при этом ничего негативного к людям других рас и убеждений.

Ученики отвечают, высказываются.

Учитель:

 Подытожим ваши рассуждения, говоря, что неоспоримым помощником  в воспитании добросовестного человека является качество, называемое толерантностью. Что это такое? Слайд№ 19

Ученик:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

(Философский энциклопедический словарь. 2010.)

Учитель:

Антоним к слову  толерантный – интолерантный.

Учитель: 

Приведите примеры толерантного общества

Ученики приводят примеры, делятся мнениями.

Учитель: (слайд №20)

Мы живем в городе Казани, в городе, где уже на протяжении длительного времени сосуществуют вместе  разные культуры. Казань – это один из ярких  примеров толерантности социума.

Слово толерантность в разных языках звучит по-разному и имеет свой смысл. Например, (Слайд №21)

 в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; 

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Для следующего вида занятия подойдите к ватману на столе,  в центре которого  написано «толерантность». Вокруг надписи «толерантность» есть пустые графы в них нужно вставить листочки поменьше, на которых написаны качества души человека. Выберите из них те, которые подойдут вам при ответе на вопрос: чему учит толерантность? В графу сотрудничать вставьте качества, необходимые для развития сотрудничества, в графу прощать – качества, необходимые для развития умения прощать и т.д. аргументируйте свой ответ.

Если человек толерантный, то он может извлечь из этого выгоду, потому что толерантность учит: (Слайд №22):

  • Сотрудничать;
  • Прощать;
  • Быть милосердным;
  •  Сострадать;
  • Уважать права других;
  • Уважать человеческое достоинство;
  • Принимать других такими, какие они есть;

Слайд №23.  Для следующего задания необходимо аргументированно ответить на вопросы:

Правда ли, что…

  1.  Общаясь с людьми, нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность.
  2.  В любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации.
  3. Национальная принадлежность – это то, что всегда будет разъединять людей.
  4.  Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.
  5.  Надежный друг – только представитель своей нации.
  6.  Необходима толерантность.

Теперь предлагаю вам проверить насколько вы толерантны. Задание интересно и требует максимум вашего внимания, сосредоточения.

Инструкция.

Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

  • «++» - сильное согласие (конечно, да);
  • «+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);
  • «0» - ни да, ни нет;
  • «-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);
  • «--» - сильное несогласие (конечно нет).

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

Прослушайте предложения:

  1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
  2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
  3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.
  4. Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
  5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
  6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
  7. Маленькие народы  нашей страны должны  свободно устанавливать у себя некоторые особые законы, которые связанны с их традициями и обычаями.
  8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
  9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
  10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
  12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
  13. улучшать районы проживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег.
  14. Евреи – такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
  15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  16. Я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
  17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
  18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
  19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
  20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
  21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
  22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело.
  23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
  25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
  26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
  27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
  28. Истинной религией может быть только одна религия.
  29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
  30. То, что Россия – многонациональная страна, обогащает ее культуру.
  31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение.
  32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.
  33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
  34. Мне хотелось бы немного пожить в другой стране.
  35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
  36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
  37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
  38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение.
  39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
  40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
  41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
  42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
  43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
  44. Идти на уступки – это значит проявлять слабость.
  45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Анализ теста. Обработка и интерпретация результатов.

  • За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то – 2 балла.
  • Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
  • Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
  • От – 90 до – 45 – высокий уровень развития интолерантности;
  • От – 45 до 0 – невысокий уровень интолерантности;
  • От 0 до 45 – невысокий уровень толерантности;
  • От 45 до 90 – высокий уровень толерантности.

Учитель:

Результаты теста-тренинга вы узнаете на следующем уроке, а пока подведем выводы нашего урока. Слайд №26.

Итак, нацизм опасен во всех своих формах для общества, так как приводит к дискриминации  и геноциду. Вообще все взаимоотношения людей регулируются декларацией по правам человека, нарушение которой есть наказуемое преступление.

Всеобщая декларация прав человека:

  • Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
  • Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Сегодня на занятии мы познакомились с понятиями нацизм и неонацизм. Теперь вы знаете, чем опасны нацистские настроения, какие качества внутреннего мира нужно  развивать в себе для повышения толерантности. Хочется верить, что никто из вас никогда не нарисует ради хулиганства  свастику или другой фашистский символ. Теперь вы понимаете и осознаете, что миллионы отдали  свои жизни, чтобы нацизм навсегда ушел в прошлое, чтобы никто не притеснял тебя за твое происхождение, за твои убеждения.  

Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение (эссе) по теме: «Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе»

Список использованной литературы:

  • -files-2014dok-statiya_zhurnal27022014
  • http://rusla.ru/rsba/world-without-nacizm.php
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Мир_без_нацизма
  • Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 г., с 57-58.
  • Всеобщая декларация прав человека

 

 

 



Предварительный просмотр:

Приложение №2 Таблица «Толерантность»

Сотрудничать

Прощать

Быть милосердным

Сострадать

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Принимать других такими, какие они есть

Уважать права других

Уважать человеческое достоинство

СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ

ТЕРПЕНИЕ

ДОВЕРИЕ

АЛЬТРУИЗМ

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

ЗАВИСТЬ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ЭГОИЗМ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

ОПТИМИЗМ

СПОКОЙСТВИЕ

УМЕРЕННОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОРОДСТВО

ЗАБОТЛИВОСТЬ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ОБИДЧИВОСТЬ

АККУРАТНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭНТУЗИАЗМ

ЧУВСТВО ЮМОРА

ЧУТКОСТЬ

САМОКОНТРОЛЬ

ГУМАНИЗМ

ВЛАСТОЛЮБИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

ЛИЦЕМЕРИЕ

СОЧУВСТВИЕ

ТАКТИЧНОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ

ПОСТОЯНСТВО

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДАННОСТЬ

ОБАЯНИЕ

СКРОМНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ВЕЛИКОДУШИЕ

ОТКРЫТОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ДРУЖЕЛЮБИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...