Хранить вечно
материал на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная разгрому

немецко-фашистских войск в Заполярье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khranit_vechno.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ХРАНИТЬ ВЕЧНО

Литературно-музыкальная композиция, посвященная разгрому

немецко-фашистских войск в Заполярье.

В1 Есть такие документы, которые бережно хранятся в архивах, много лет лежат на пронумерованных полках. Пожелтевшие от времени страницы хрустят от прикосновений человеческих рук. Там – боевые приказы, послужные списки, оперативные сводки, карты и схемы. Сколько лет прошло с тех пор! Но на всех этих прошитых папках чернеет один и тот же приказ, наставление, просьба, мольба – ХРАНИТЬ ВЕЧНО.

В1 Послужной список Журбы Александра Афанасьевича, командира батальона Рязанской пехотной школы имени Ворошилова. Родился 16 марта 1898 года. Русский. Владеет узбекским и киргизским. Отец – служащий, мать – домохозяйка. В 1917 году окончил школу прапорщиков. В 1921 году окончил высшую строевую школу полковых командиров. Женат. Жена – Мария, урожденная Васильева. Имеет двух дочерей.

В2 В 1919 году поступил на службу в Красную Армию добровольцем. Назначен на должность командира батальона. Присвоено воинское звание «майор». Личные качества: обладает твердой волей, энергией, инициативой. В отношениях с подчиненными тактичен. Вполне здоров, в походах вынослив. Может с успехом командовать полком и дивизией.

В3 Таким было начало пути… Его первые, немеркнущие страницы.

музыка

В2                                                     На полустершихся листах

Лежит немая позолота,

Горит негаснущее что-то,

Как на старинных образах.

Нет ни окладов, ни венков,

Но в строгой вязи этих линий –

Разбитый Мурманск темно-синий,

На белых сопках стынет кровь.

Рыбачий, Средний – имена,

Что вы навек сюда вписали.

Евангелием Заполярья

Зовутся эти  письмена.

Не рвется золотая нить,

Чернеют буквы, как алмазы –

Как будто в память метастазы:

«На веки вечные хранить».

В3 Боевой приказ №1 по штадиву – 14. Оперативное отделение штаба 14 стрелковой дивизии. 23 июня 1941 года. В период с 17 по 22 июня 1941 года замечено оживление на границе. Одновременно происходили неоднократные нарушения госграницы немецкими и финскими разведчиками и бомбардировщиками.

В4 Справа – СВФ прикрывает Рыбачий, Средний и Кольский полуострова с моря. Дивизия прикрывает Рыбачий, Средний полуострова и госграницу… Опираясь на узлы сопротивления, в контратаках уничтожает противника и не допускает высадки десанта на Рыбачьем, Среднем, в Титовской губе и на Большой Западной Лице. Подписано: Командир 14 стрелковой дивизии генерал-майор Журба.

В1 Таков этот ценнейший документ. Живое и несомненное свидетельство о случившемся тогда, в 41-м. Красным карандашом подписал этот первый боевой приказ генерал-майор Журба. Первый приказ о боевых действиях  против фашистов. Потом будет множество других, но почему-то именно этот Александр Афанасьевич запомнит на всю жизнь. Этот приказ и те тревожные дни июня сорок первого. Так порой окидываешь внутренним взглядом всю жизнь, и она проходит перед тобой как листы написанной кем-то книги.

……………………………………………………………………………………………………..

Д1 Это была большая дружная русская семья, много лет назад переехавшая из центра России в Казахстан. В золотой Алма-Ате родился и вырос будущий генерал Александр Афанасьевич Журба.  Здесь родились его братья и сестры, в том числе и младшая сестра Тоня – Антонина Афанасьевна, которая в старости, будучи уже тяжело больной, напишет воспоминания о горячо любимом брате Александре.

Д2 Сделать это было непросто. Она попросила привезти в больницу толстую тетрадь, и каждое утро, сидя в постели, потому что вставать уже не могла, начинала писать о Саше.  Вот что она написала, от строки до строки. В темно-коричневой старенькой обложке перед нами – то, что хранится теперь в государственном архиве. Это тоже надо сохранить. Хранить вечно.

Д3 Мне было три года, когда отец умер от тифа. Мама осталась с нами одна, а нас было шесть человек детей. Саша с Митей учились в церковно-приходской школе. Саша учился хорошо, и его решили послать учиться в город Ташкент, в ремесленное училище.

Д4 Помню, как его провожали. Вся родня – с узелками, с гостинцами, кто что мог – шли за обозом километра три. Все радовались, что Саша едет учиться. Мы были большой и дружной семьей. Так семьями и дружили уже потом, когда выросли.

Д1 Потом было училище, Красная Армия, курсы красных командиров и белогвардейский мятеж. Потом – Ташкент, Алма-Ата и снова Ташкент… После финской войны, когда ему присвоили звание генерала,  он приехал к нам в новой генеральской форме. Весь переулок вышел его встречать. Все мальчишки вышли глядеть на советского генерала. Мы снова были одной дружной семьей. А вскоре он по делам службы отправился в Москву. Оттуда – в Мурманск. А мы переехали в Ленинград.

В1 «Ленинградцам привет и наилучшие пожелания! Жизнь вообще веселая, но помните, что я – старый воин. Писать некогда, спать приходится мало. Бывают такие моменты, что никак нельзя отправить письмо. Крепко вас всех целую. Не волнуйтесь. Берегите себя». Письмо генерала Журбы семье от 28 июня 1941 года. Хранится в государственном архиве.

В2 Это письмо генерал писал в штабе 14 дивизии. Он был предельно занят, но вспомнил: сегодня дочке, Людмиле, исполняется 18 лет! Он посылает дочке телеграмму, всего три слова. «Поздравляю совершеннолетием. Отец».

ДОЧЬ Не забыл обо мне… Спасибо, папка!.. Последний раз я видела отца весной 41 года. Он был очень встревожен: «Снова еду в Мурманск, к месту службы. Видно по всему: Гитлер идет на нас войной. А чему быть, того, как говорится, не миновать».

Д2 Вскоре началась Великая Отечественная война…

Звуки отходящих поездов

ЖУРБА Маша, Машенька!

МАРИЯ Саша!

ЖУРБА Люсю поцелуй. Скажи, что скоро приеду! А Иришке ничего не говори.

МАРИЯ Саша, да как же так… Три дня всего…

ЖУРБА Машенька, наше дело служивое!

МАРИЯ Командир дивизии – служивый! Хоть бы на недельку остался!

ЖУРБА Такие разговорчики – отставить! Жене красного командира такое говорить запрещается!

МАРИЯ Саша, не надо шутить!

ЖУРБА Милая, все будет хорошо. Вот увидишь! Я вернусь! Вернусь!

……………………………………………………………………………………………………...

Д4                                                 Таких героев – посчитать,

Цвет, сила, соль земли великой.

Так наши деды шли без крика,

С ножами – поле преграждать.

Таких героев – без числа.

Как в дни нашествия лихие,

Они, князья всея  России,

Встают на правые дела.

И снова, как века назад,

На битву проводив исправно,

Кусают губы Ярославны

И как по мертвым голосят.

Д3 Они больше никогда не увидятся. Страницы архивных документов процарапаны жесткой казенной фразой: «Пропал без вести»…

В2 «Написать тебе, Маруся, хотел вот о чем: тебя в Мурманск не приглашал и не приглашаю. Есть приказ: семьи не привозить, а ты знаешь, как я отношусь к приказам. Никак не думал, что задержусь в Мурманске. Поездка сюда связана с риском. Обстановка усложняется. Хотел передать тебе подарок ко дню рождения, но пока никак. Вот такие, розочка, дела. Хочу спать. Поговорим, когда будет время…» Письмо генерала жене. Хранится в государственном архиве. Хранить вечно.

Кусают губы Ярославны

И как по мертвым голосят…

В1 Мурманск, 29 июня 1941 года. Незаходящее в эту пору солнце едва пробивает плотные шторы на окнах кабинета командующего войсками генерал-лейтенанта Фролова. Время ноль часов сорок минут.

Кабинет командующего, офицеры

ОФИЦЕР 1 Противник совершает разведывательные полеты над всем Кольским полуостровом, над Мурманском. Бомбардировкам подверглись железная дорога и порт. Но границу пока не переходит.

КОМАНДАРМ Сегодня, между прочим, 29 июня и южнее нас война идет уже восемь дней. Целую неделю Гитлер наступает по всему фронту от Ленинграда до Одессы. А здесь стоит, границу не переходит, огонь не открывает, ждет чего-то. Чего? Вы не задавали себе этот вопрос, товарищи?

ОФИЦЕР 2 Да, обманчивая тишина. Может, это стремление пробраться сначала к Ленинграду? Перерезать железную дорогу?

ОФИЦЕР 1 Да уж, словно ждут, когда Мурманск сам им в руки упадет.

КОМАНДАРМ А может, недостаточно техники? Тогда у нас есть небольшой резерв времени.

ОФИЦЕР Можно предположить, что противник  бросит корпуса армии «Норвегия» на три направления: Мурманское, Кандалакшское, Ухтинское. Это для них самые выгодные позиции.

КОМАНДАРМ Александр Афанасьевич, доложите обстановку на участках вашего хозяйства.

ЖУРБА  Докладываю, товарищ  командарм. Мои разведчики только что сообщили, что противник вышел на исходные позиции.  Вот-вот начнет.

КОМАНДАРМ Обо всех изменениях докладывать мне лично. Держите крепко государственную границу.

ЖУРБА Есть, товарищ командарм.

Звуки боя

Д1 В три часа этой памятной летней ночи артиллерия «Норвегии» открыла массированный огонь. Рявкнули орудия врага. Небо почернело. Облака скорбного дыма поднялись над скалами. По предварительным данным генералу Журбе было известно, что сил у врага примерно в три-четыре раза больше, чем у него.

ЖУРБА Охочи же, сволочи, до чужих земель.(в трубку) Слушаю.

В1 Товарищ первый, докладывает четырнадцатый. Пять минут назад они начали. Бьют тяжелые калибры…

ЖУРБА Дайте им 30 минут израсходовать малость свой боезапас, а уж потом, когда двинутся в атаку, - встретим!

В1 Вас понял!

ЖУРБА В час добрый!

Вбегает дежурный

В2 Товарищ генерал, только что с рубежа доложили – около ста самолетов противника летят в нашу сторону.

ЖУРБА Вот черт. А что в девяносто пятом?

В2 Пока молчит, товарищ генерал. Видно, линию снарядом перебило…

ЖУРБА Вышлите телефонистов на линию – надо быстрее восстановить связь.  А пока запросите «Орла» по рации…

Звуки боя

В3 Боевой приказ №1 по штадиву-14. Титовка-река. Создать опорные пункты в Эйно, Зубовке, Пумлянке. Опираясь на узлы сопротивления, контратаками уничтожить и не допустить вторжения противника на нашу территорию. Иметь в ударной группе один батальон в районе высоты 256.6 с задачей контратаковать в направлении стыков батальонов первого эшелона, в направлении Титовка-река и Большая Западная Лица. Подписано: командир 14 стрелковой дивизии генерал-майор Журба. Хранится в государственном архиве. Хранить вечно.

ЖУРБА фрагмент из «ВиМ»

В4 Отдав командиру 95-го стрелкового полка майору Чернову приказ следить за правым флангом полка, генерал Журба подхватил полевую сумку и автомат, вышел из штаба и сел с водителем в старую, видавшую виды «эмку». Солнце уже припекало, но никто не замечал этого, думая лишь о недалеком рубеже за черными скалами, где сейчас насмерть сражались батальоны 95-го полка.

Д4 Сопки, кручи, неприступное черное царство камня – хребет Муста-Тунтури на полуострове Средний, где отважному генералу вместе с солдатами и пограничниками суждено было принять бой. Ровно в 11 часов Александр Афанасьевич и его спутники двинулись в опасный путь к мосту, который уже бомбили фашистские самолеты.

ЖУРБА Покуда мост цел, быстро переходите на тот берег реки и оттуда ведите огонь.

В1 Это было последнее слово генерала, сказанное им однополчанам. В вихре бомбардировки его потеряли из виду.

Бой

СОЛДАТ 1  Слушай. Наши это или не наши? В толк не возьму.

СОЛДАТ 2 Фашисты.

1 Резану их пулеметом.

2 Ладно. Вон оттуда, с высотки попробуй. Достанешь?

1 Постараюсь.  Подожди! Вроде наши!

2 Точно! Наши! И генерал с ними!

1 А я его знаю. Это генерал Журба, Александр Афанасьевич. Мы с ним в штабе виделись. Надо же – генерал – в самой мясорубке! Эй! Давайте к нам, на высоту!

В1 Думал ли прославленный генерал, что этот бой на высоте 342 станет для него последним?

СОЛДАТ 1 Взяв командование на себя, Журба действовал четко и последовательно. Осмотрев убитых фашистов, наши принесли генералу бумаги. Он знал немецкий, прочитал и говорит: «Эти немцы прошли специальную подготовку. Ну да непрошеных гостей у нас пирогами с треской не кормят…»

2 Миномет и мины он приказал взять с собой. По две коробки мин мы связали ремнями и на себя взвалили.  Смотрю, генерал наш тоже несет тяжеленную коробку. Залегли у озера. Отстреливаемся.

1 Немцы нас гранатами забрасывают. Генерал – рядом, в окопе. Гляжу на него и глазам своим не верю: летит в него немецкая граната, а он на лету ее ловит и бросает обратно, в немцев. Я просто опешил. Ну и генерал! Силен! Ни за что бы не поверил!

2 Тогда секунды решали судьбу боя. Немец, конечно, залег. Генерал это видел и, поднявшись во весь рост, крикнул во весь голос:

ЖУРБА За Родину, вперед. Ура!

1 Встал и побежал первый. Мы за ним. Никто из нас не думал в тот момент о себе – лишь бы не отстать…

2 Бежит впереди генерал, гляжу – слетела с него фуражка с золотым шнуром. Ранило его в руку, и на бегу он сам себе ее перевязал. Солнце палило, совсем как на юге. И все казалось – смерть где-то рядом, в двух шагах. Но он не хотел замечать ее, как Андрей Болконский на Аустерлицком поле… Мы бежали за ним. Казалось, за нами стоит что-то большое, не просто Муста-Тунтури, не просто Средний, Рыбачий, Мурманск, Кандалакша…

ЖУРБА Казалось, что-то встает за нами в этом большом солнце, в облитых лишайником камнях, в жемчужном блеске озера Тие-Ярви на горизонте. Здесь бывает мало солнечных дней, но уж если день ясный – небо всей своей неизмеримой глубиной ложится тебе на плечи. Нигде на свете не бывает такого.

Мы все уходим – всех берет земля

Обняв по-матерински, без различий,

И будут золотые тополя,

И новая весна, и крики птичьи,

Я растворюсь в туманной полумгле,

Что сопки, точно слезы, осыпала,

И все же буду с вами на земле,

Где реки начинаются сначала,

Где как безумный  иван-чай цветет,

Где по полгода солнце в небе тает,

Я буду здесь, пока земля живет,

И плачет,  и жалеет, и  прощает.

В1 Несмотря на храбрость и самоотверженность бойцов и командиров, перед фронтом 95 стрелкового полка создалась тяжелая обстановка, на основе чего последовал приказ: начать отход на рубеж Западная Лица. В результате боев наши потери составили 480 человек. Среди них генерал-майор Журба.

В2 Есть такие документы, которые бережно хранятся в архивах, много лет лежат на пронумерованных полках. Пожелтевшие от времени страницы хрустят от прикосновений человеческих рук. Там – боевые приказы, послужные списки, оперативные сводки, карты и схемы. Сколько лет прошло с тех пор! Но на всех этих прошитых папках чернеет один и тот же приказ, наставление, просьба, мольба – ХРАНИТЬ ВЕЧНО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "Загадку вечную храня..."

Музыкальная гостиная посвящена творчеству Леонардо да Винчи для 9 класса...

Россия !Русь! Храни себя, храни!

внеклассное мероприятие по творчеству Рубцова...

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное жизни и творчеству Н. Рубцова...

Литературно –поэтическая композиция о жизни и творчестве Н. Рубцова "Россия, Русь! Храни себя, храни!"

Данная разработка предназначена для внеклассного занятия по творчеству Н. М. Рубцова. На литературном вечере наряду с произведениями автора должны прозвучать песни на его стихи в исполнении А. Гр...

Русь, храни себя, храни.

Мы живем  в сложные времена, когда  разрушена система нравственных ценнгостей, многие люди кидаются в погоню за "ценностями", которые давно обесценились: деньги, покой любой ценой, мнимое бл...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Вечную память храним в наших сердцах.

Война отняла у моей мамы папу, а я ни когда не увидела своего дедушку Еникеева Якуба Юсуповича 1905 г.р.  Мамина семья была многодетной. Дедушка целыми днями работал бригадиром грузчиком в райпот...