Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность
учебно-методическое пособие на тему

Мельник Сергей Анатольевич

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.

В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход отражает потребности социума в выпускниках,  способных практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от уровня  обученности выпускников, но и от сформированной через внеклассную работу  устойчивой жизненной позиции. Она обуславливается приобретением дополнительных свойств человека и, в частности, опирается на более ценный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот,  который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_konkurs.docx352.99 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение D:\Документы ПМК\Desktop\1111111.jpg

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

«Формирование ключевых компетенций суворовцев через проектно - исследовательскую деятельность»

Методическая разработка для воспитателей, педагогов – организаторов

Автор:

Начальник курса Мельник С.А.

2013г.

АННОТАЦИЯ

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.

В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход отражает потребности социума в выпускниках,  способных практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от уровня  обученности выпускников, но и от сформированной через внеклассную работу  устойчивой жизненной позиции. Она обуславливается приобретением дополнительных свойств человека и, в частности, опирается на более ценный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот,  который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения.

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - грамотный ученик, но компетентная личность, способная продуктивно и ответственно решать проблемы в сферах учения и познания, обрабатывать информацию и обеспечивать собственную жизнедеятельность в ценностно - смысловой и социально - трудовой сфере.  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление…………………………………………………………………...стр. 4

2. Основная часть……….....................................................................................стр. 6

2.1   Методическая разработка проекта «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества»…………………………………………………………………….стр. 7

2.2.  Методическая разработка проекта «Талантливые дети – успешные взрослые?   или Жизнь замечательных детей»………………………………………………………стр. 12

2.3.  Методическая разработка проекта «Кем быть? Каким быть?»………...стр. 13

3. Заключение…………………………………………………………………..стр. 17

.

4. Список литературы………………………………………………….............стр. 18

ВСТУПЛЕНИЕ

Бесспорно, воспитательная работа дает широкие возможности для формирования различных компетенций.

В процессе данной работы с суворовцами формируются следующие ключевые компетенции (по А.В. Хуторскому):

  • ценностно – рефлексивная (смысловая), связанная с ценностными ориентирами воспитанника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, в процессе формирования данной компетенции   мы помогаем обучаемым  выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • общекультурная компетенция, помогающая суворовцу обладать познаниями об особенностях национальной общечеловеческой культуры. Сюда мы  относим опыт освоения научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира;
  • учебно - познавательная компетенция – это совокупность компетенций воспитанника в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познавательными объектами;
  • информационно – технологическая формирует при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, телефон, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, а главное,  сохранять и передавать ее;
  • коммуникативная компетенция формирует навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данной компетенции в воспитательном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними;
  • социально-продуктивная компетенция означает владение  знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя), в социально трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;
  • компетенция личностного самосовершенствования  направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Реальным объектом в сфере данной компетенции мы видим  самого  суворовца. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Данная методическая разработка имеет цель создать условия, позволяющие суворовцам получить  качественное образование, приобрести необходимые компетенции  и не потерять интерес к учебе. Постановка задач помогает строить  процесс обучения и воспитания так, что в центре его находятся интересы воспитанников, а используемые методы стимулируют мотивацию непрерывного образования, воспитывая  личную ответственность обучаемых за результаты своей деятельности.

Один из ключевых методов - метод проектов -  позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у суворовца опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске.

Работая над проектной методикой, мы ставим следующие задачи:

  • повышение уровня  жизненной активности воспитанников;
  • формирование навыков самостоятельной деятельности суворовцев в процессе обучения;
  • углубление межпредметных связей в воспитании;
  • профессиональное самоопределение суворовцев.    

Подобная внеурочная  деятельность дает расширение возможностей формального общего образования, изменяет способ оценки достижений суворовцев и успеха воспитателя,  изменяет статус ученика и руководителя (это связано с принятием  новой роли и меры ответственности и участия в образовании того и другого).

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность суворовцев в 5-11-ых классах, где уже продуктивно используется компьютер, решаются практические  задачи и создаются проекты их решений. Это ново для воспитанников и очень привлекает их. Этот вид деятельности приоритетен при индивидуальной работе с суворовцами. А для групповой деятельности они получают задания по более широким темам, для чего им потребуется нужная литература, обращение в Интернет. Таким образом, на данном этапе обучаемые, оказавшись в роли исследователей, не только решают конкретную задачу своей работы, но и приобретают целый ряд умений: исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания в практику.

На  внеурочных  занятиях формируются умения:

  • работать с различными источниками информации;
  • анализировать результаты, делать умозаключения;
  • представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссии;
  • выбирать рациональный способ решения проблемы;

Через исследовательскую  самостоятельную деятельность  учащихся, совместное создание первых их презентаций воспитывается и умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы с применением элементов научного исследования, самостоятельность при выборе методик сбора информации.

Итогом работы являются:

  • выявление одаренных воспитанников;
  • умение выполнять  исследовательскую работу;
  • формирование навыков составления творческих работ;
  • обучение приемам работы над проектом;
  • участие и победы в городских и Всероссийских конкурсах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Классный час! Многие воспитатели и суворовцы тяжело вздохнут,  услышав это словосочетание и с горечью вспомнят неприятные минуты разборов: кто разбил окно, опоздал на урок, сломал парту, почему много двоек в журнале…

А между тем, по мнению ученых, классный час был и остается одной из главных форм внеклассной воспитательной работы. Так как же сделать его привлекательным для воспитанников и не обременительным для воспитателя?  В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя такие формы проведения классных часов,  как беседы, диспуты, сюжетно-ролевые игры, устные журналы и многое другое. Среди многообразия этих технологий особое место занимает технология проведения классного часа с использованием проектной методики.

В последние годы в связи с реформами в образовании  остро стоит вопрос об организации воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Многие ученые,  методисты ищут пути и способы решения этой проблемы. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

 Сам метод    не является принципиально новым. На рубеже 19-20 веков во Франции, Бельгии, США возникали идеи о необходимости решать вопросы обучения и воспитания  с  учетом интересов и потребностей самого ребенка. Поэтому в начале 20 века Д. Дьюи  в США развивал идеи метода проектов. Нужно сказать, что данный метод привлек и русских педагогов. В начале 20 века  были апробированы такие формы как групповая, исследовательская работы, конференция… Цель -  сблизить учение с жизнью. С.Шацкий, В.Шульгин, М.Крупенина  внедряли проектный метод в практику преподавания. Но все же широкое распространение в России метод проектов начал приобретать только в последнее время.

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. В современной литературе можно встретить определение метода проектов, которое наиболее точно отражает его суть: «Метод проектов это - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта».[1]

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии руководителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.    

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение суворовцев в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль воспитанников:  они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта суворовцы попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.    

Все вышеперечисленные аргументы говорят в пользу того, чтобы использовать метод проектов при организации воспитательной работы учащихся,  не заменяя традиционные формы, а существенно дополняя их.    

Далее в работе приводятся разработанные примеры  применения проектной методики при организации воспитательной работы.

2.1. Методическая разработка проекта «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества»

За основу проекта взята проектная идея:

У 90% людей баррели сейчас ассоциируются только с нефтью…

Секунда, метр, килограмм… Мы так привыкли к этим единицам системы СИ, что кажется странным вопрос: как можно измерять по-другому? Впрочем есть еще пуды, аршины, сажени… Но кто ими пользуется?

Почему старинные русские меры не используются в современной жизни, но при этом веками живут в народном творчестве?

Предметные разделы:

Филология, математика, история, информатика.

Краткое описание выполненного проекта:

Коллективом суворовцев создана электронная выставка «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества», в которой представлены русские меры и их отражение в фольклоре. Всего найдено и объяснено 42 пословицы и поговорки. Данная работа актуальна уже потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов.

Постановка задачи воспитанникам:

Суворовцам было предложено разделиться на 3 группы: лингвисты, статистики, операторы по работе со стандартным пакетом Microsoft Office 2003.

Каждая группа получила задания, выполнение которых требовало развития навыков в  указанных направлениях.

Требуемое оборудование и программное обеспечение для проведения проекта:

Компьютер, проектор, программы: Word, Publisher, PowerPoint, XL.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта:

Работа оценивалась поэтапно в группах исходя из следующих критериев:

-соответствие  поставленной проблеме;

-уровень сложности представленного материала;

-уровень художественного оформления творческого  отчета;

-количество найденных примеров;

-самостоятельность проведенных исследований.

Задание для группы лингвистов.

Необходимость унифицировать  меры возникла с развитием обмена, торговли, государственности. Однако сама потребность в измерении восходит, конечно,  к глубокой древности, ибо ни самое незначительное перемещение в пространстве, ни постройка жилища, ни изготовление орудий труда и оружия невозможно без «снятия мерок».

К началу XVIII века система русских мер длины  имела стройный и достаточно законченный вид.

Все эти единицы хорошо соподчинены  в масштабном отношении, что и позволяет говорить о них не как о некоем наборе измерительных слов, а как о строго метрической системе. Именно так она и воспринималась русскими, хотя, конечно, были попытки уточнить тот или иной термин. Так, в памятнике деловой посадской письменности конца XVI в. – «Русской торговой книге», где описываются условия торговли и излагаются основы счетной мудрости, - отражен переход от устаревшей системы мер к новой.  «Характерной особенностью старой системы была неопределенность и переменчивость единиц измерения. Скажем, многие товары  измерялись на горсти, ткани – на локти, а иной товар измерялся на «пузы» (большие корзины), на бочки; величина этих мерных единиц была всегда разной. Таков традиционный набор ранних феодальных мер. И вот Торговая книга вводит стандартизованные, точно установленные меры. Вместо локтя – аршин, вместо пуза – берковец, вместо большой гривенки или малых гривенок – фунт и т.д. Это принятие торгово-ремесленной средой новой системы мер и новой денежной системы стало важным культурным и историческим  событием. Торговая книга и должна была пропагандировать единую новую систему мер и весов».

 Сегодня старинные русские меры для нас – метафоры, накрепко вросшие в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы.

Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память.

Народная речь широко открыта ко всем нововведениям. Открываясь им, она, однако, перемеривает их по своей, глубоко национальной «аршинной» мерке. Ибо несмотря на свою исключительную динамичность народная речь – наша историческая память, которая надежно хранит почти все, оставленное в прошлом. В том числе и вышедшие ныне из моды аршины, сажени да «версты полосаты».

Нам многое простит эпоха.

Отлюбит с нами. Отгрустит.

Но, что Россию знаем плохо,  -

Того уж, видно, не простит.                                        

                  Вс. Рождественский

Ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь, не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи версты, сажени, аршины, фунты, пуды. Появились новые меры веса и длины с новыми с названиями. Но остались они в крупицах  народной  мудрости: пословицах и поговорках, и по-прежнему уважаемы люди «семи пядей» (умные), «косая сажень в плечах» (сильные), «верста коломенская» (высокие), потому что мы – частица нашей великой России, и надо помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его, украшать, а не уродовать. И пусть лучше живет в нашей речи мудрость веков с пядями, золотниками, вершками,  чем уродующие нашу речь сегодня дылды, чмо, пиплы и т.п., и надо помнить, что слово материально, потому что

Словом  можно продать,  и предать,  и купить,

Слово можно в разящий  свинец перелить.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И  в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

          Вадим Шефнер

Для выполнения исследования по теме: «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества» вам необходимо выполнить следующие задания:

1. Найти ответы на вопросы:

  • Почему пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества?
  • Что такое паремиография?
  • Какие старинные русские меры известны и где они применяются?
  • Какова роль старых мер в русском фольклоре?

2. Оформить ответы на вопросы в виде творческих работ в электронном

виде.

3. Составить словарь фразеологизмов с мерами длины по типу данного в    информационных материалах в электронном виде.      

4. Написать сочинение-миниатюру «Почему старинные русские меры  не используются в современной жизни, но при этом веками живут в народном творчестве?»

Фразеологический словарь

(примерный образец)

Свой золотник чужого пуда дороже – своя рубаха ближе к телу.

Не доля пудами, доля золотниками – счастье не в богатстве, а в ценности малого.

Фунт пуду должен уступать – малое должно уступать большому.

Это тебе не фунт изюма  - на пустяк, не шутка.

Счастье алтыном не купишь – счастья на деньги не купишь.

Кому полтина, а кому ни алтына – кому все, кому ничего.

Не жалей алтына: отдашь полтину – пожалеешь малого, больше убытка будет.

Добр Мартын, коли есть алтын – когда есть деньги, тебя и ценят по-другому.

Торгу на три алтына, а долгу на пять – из-за мелочи торгуется, а теряет больше.

Счастье бедному – алтын, богатому – миллион – бедному для счастья хватит и немного, а богатому и миллиона мало.

Пить бы на полтину, да  нет ни алтына – видит око, да зуб неймет.

Задания для группы статистиков.   

Математика прочно вошла в нашу жизнь. Все современные достижения  научно-технического прогресса никогда бы не состоялись без математических открытий. Современная математика настолько разнообразна, что распространяется на  все отрасли деятельности человеческого общества.    

В середине 20 века появилось  новое направление в математике – статистика.

Как утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев»: «Статистика знает все»,  и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..»

Понятие об исследовании количественных сторон объектов и явлений сформировалось очень давно, с момента развития у человека элементарных навыков работы с информацией. Однако, термин «статистика», дошедший до нашего времени, заимствован гораздо позднее из латинского языка и происходит от слова «status», что означает «определенное состояние вещей». Статистика – это наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.

Мы предлагаем побывать вам в роли статистиков. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания:

1. Соберите у одноклассников результаты индивидуальных экспериментальных измерений.

2. Обработайте полученные данные.

Для этого:

- произведите ранжирование полученного ряда чисел;

- найдите размах ряда;

- найдите моду ряда;

- найдите медиану ряда.

3. Вычислите средневзвешенное для каждого вида измерений.

4. С помощью ресурсов Интернета найдите современные значения в системе СИ.

5. Сравните с полученными вами результатами и сделайте выводы.

6. Результаты статистического анализа оформите в виде буклета.

Задания для проведения экспериментальных измерений.

Среди членов своей семьи проведи следующие измерения для установления длин старинных русских мер. Результаты измерений занеси в таблицу, найди среднюю арифметическую величину измерений.

Фамилия экспериментатора ________________________________________

Мера длины, член семьи

      Перст

старинное название ширины указательного пальца руки

    Вершок

старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего).

       Пядь

расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки.

   Локоть

расстояние от конца среднего пальца до локтевого сгиба.

Аршин

длина руки от плеча до конца среднего пальца

     Шаг

расстояние между носками или пятками шагающего человека.

Папа

Мама

Сын (дочь)

Другие члены семьи (указать)

Среднее арифметическое

Примечание:   для удобства лучше проводить измерения в мм.

Отклики суворовцев:

  • Самым трудным этапом работы было составление фразеологического словаря, но именно он вызвал живой интерес наших одноклассников.
  • Было интересно проводить эксперимент по математике среди наших родителей и родственников, а затем сравнивать полученные результаты в классе.
  • Это на практике убедило нас в необходимости единой системы измерений на всей планете.
  • Представлять Веб-выставку  было интересно и ответственно. Мы начинали с    лицейской  ярмарки проектов, где были только одни старшеклассники. На городских конференциях, в которых мы участвовали в течение года, нам также задавали много вопросов.

На что следует обратить внимание при проведении проекта

1. В процессе работы над проектом с суворовцами самое главное – создать ситуацию успеха и поддерживать её высокими оценками их труда. Они не могут обойтись без тактичной корректировки своей работы воспитателем.

2. В результате работы над проектом возрос интерес учащихся не только к урокам математики и литературы, но и информатики и истории, так как было показано прикладное значение этих предметов.http://www.altin-coin.ru/vm/nik2/3kop1900.jpg

Что можно улучшить при проведении подобного проекта:http://www.altin-coin.ru/vm/nik2/3kop1900.jpg

Желательно при реализации подобных проектов широко привлекать к работе учителей информатики, чтобы все  дети, а не только техническая группа,  на практике могли овладеть операциями и приемами работы со стандартными пакетами  программ.http://www.altin-coin.ru/vm/nik2/3kop1900.jpg

Информационно-методическое обеспечение проекта.

  • Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев, 1970.
  • Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984.
  • Шанский И.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. – Опыт этимологического словаря русской фразеологии. – М., 1987.
  • Наумов О.М. А склянки продолжают бить.  // Русская речь,1986.
  • Романова Г.Я. Наименование мер длины в русском языке. – М., 1975.
  • Котков С.И. От линейной меры к качественной. // Русская речь, 1985, № 5
  • Молчанова Л.А. Народная метрология   (к истории народных мер длины ) – Минск, 1973.
  • Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.
  • Виноградов В.В. Историко-этимологические заметки // Этимология. 1968. -  М., 1971.
  • Шанский И.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.  Краткий этимологический словарь русской фразеологии // русский язык в школе, 1979, № 3.
  • Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: Избранные работы. – М., 1977.
  • Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – СПб, 2007.
  • Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – СПб, 2005.
  • Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Федоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1978.
  • Иванов А. Единство мер - единство мира// Человек без границ.— 2007,  №5
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: 1955.

                   Ресурсы Интернета

  • feb-web.ru/feb/litenc/encyclop
  • KAKRAS.RU
  • www.nkj.ru
  • www.emc.komi.com
  • http://www.communa.ru
  • Белов Иван  «Старые русские меры в истории и речи  народной»
  • Калинушкин Ярослав «Старинные русские меры длины в  пословицах и поговорках»

2.2. Методическая разработка проекта «Талантливые дети – успешные взрослые?   или Жизнь замечательных детей»

Проект носил характер долгосрочного.

Каждый воспитанник принимал участие в работе над ним в составе групп  историков (изучали  историю вопроса), исследователей (изучали биографии и выводили «правила гениев»), статистиков (проводили опросы), социологов (изучали отношение общества к таким детям), в составе технической группы (готовили презентации).

Проект носил воспитательно-образовательный   характер.

Его цель:

  • выяснить, всегда ли гениальность в детстве  является гарантией успеха во взрослой жизни;
  • пробудить на примере жизни выдающихся людей желание добиться успеха в жизни.

Для решения этой проблемы суворовцам  предстояло ответить на следующие вопросы:

  • какие обстоятельства жизни создают гениальных  или очень успешных людей?
  • одаренный ребенок – это норма или исключение?
  • насколько легко быть одаренным ребенком;
  • готово ли общество принять этих детей и понять  их проблемы;
  • есть ли в нашем подразделении особо одаренные дети, и   если есть, какова их формула жизненного успеха.

Был выработан алгоритм действий для успешного решения всех вопросов.В конце работы все его участники заполнили дневники проектов, где зафиксировали все этапы работы и сформулировали выводы.

Методическое обеспечение:

  1. метод самостоятельного исследования;
  2. приемы:  постановка проблемного вопроса, противопоставление различных точек зрения;
  3. форма организации: групповая.

Межпредметные связи: литература, история,   МХК, математика.

В ходе  работы над проектом были изучены более 30 биографий, среди которых биографии Авиценны, Эйлера, Остроградского, Фишера, Шампольона, Крылова, Лермонтова,  Рушевой, а также биографии современных гениев.

Группа историков и исследователей вывела «правила гениев», т.е. правила жизни, которые помогут достичь успеха в жизни:

1. Испытывать удовольствие от того, что приносишь пользу другим.

2. Важно уметь ставить собственные цели и достигать их.

3. Чтобы успешно реализоваться, надо найти своего учителя.

4. Важна поддержка семьи.

5. Лишь преодоление трудностей развивает трудолюбие и настойчивость.

6. Важно соблюдать баланс нагрузки.

Статистики  опросили в параллели 8-х  классов порядка пятидесяти человек. 42 человека опрошенных  считают, что рядом с ними в их классах учатся  22 одаренных суворовца. Причем все опрошенные называли несколько фамилий, и в среднем на каждый из четырёх взводов приходится по 5 – 6 человек. Суворовцев  порадовала столь высокая оценка талантов одноклассников.

Для достижения успеха, как считают воспитанники, надо следовать такой формуле  успеха:  

ТАЛАНТ + ЖЕЛАНИЕ + ТРУД = ПОБЕДА

В процессе обсуждения были разработаны следующие «варианты» данной формулы:

3 ТРУД +2ЖЕЛАНИЕ + УПОРСТВО = УСПЕХ

3 ТАЛАНТ + ЖЕЛАНИЕ+ ТРУД  = УСПЕХ

ТАЛАНТ + 3 ТРУД + 4 ЖЕЛАНИЕ = УСПЕХ

В целом же  по проекту суворовцы сделали  следующие  выводы:

  • Быть вундеркиндом – тяжелое испытание. Юные дарования  угнетены взрослым «надо»,  постоянной работой. Их мучают перегрузки, им труднее, чем взрослым, справиться со «звездной» болезнью.
  • Ум должен созревать одновременно с душой, с психикой,  а чересчур развитый интеллект вундеркинда  нередко оказывается неподъемным для его души.
  • Наша гипотеза, как нам кажется,  подтвердилась лишь наполовину именно по этой причине. Не у каждого ребенка  хватало сил нести этот тяжкий груз гениальности.
  • Один из эффективных  путей развития личности – знакомство с творчеством талантов. Пропуская через себя чужую жизнь, переживая её, мы быстрее созревает как разносторонняя личность.

Информационно-методическое обеспечение проекта:

1. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – М., 2006

2. Гиндикин С.Г. Леонард Эйлер // Квант, 1983.

3. Плешакова С. Легко ли быть вундеркиндом? // Московский комсомолец, 2007, 21 мая.

4. Зубов Д. Принц математиков // Человек без границ, 2007, №4.

5. WWW/ peoples/ru /sport/chees_player/ficher/index/html

2.3. Методическая разработка проекта «Кем быть? Каким быть?»

Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии.    

Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей, способностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растет духовно, следует по пути жизненного успеха.    

Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, непосильным бременем; в этом случае человек находится в постоянном стрессовом состоянии, что нередко приводит к нервным заболеваниям. Вот почему необходимо как можно раньше, в подростковом возрасте, создавать условия человеку для выявления своих профессиональных способностей.

Данную проектную методику лучше всего реализовывать с суворовцами восьмого класса в конце третьей четверти, так как именно воспитанники этого возраста, по мнению психологов, впервые серьезно начинают задумываться о выборе своего жизненного пути.

Кроме того, именно эти дети в девятом классе будут посещать элективные курсы, направленные на выявление их интересов и проверку возможностей.

 Цель проекта:

сознательное самоопределение профиля дальнейшего обучения суворовцев.   

Задачи проекта:

  • помочь суворовцам определить свой тип профессионального соответствия;
  • формировать опыт работы в малых группах, развивать познавательную сферу учащихся;
  • способствовать формированию поисковой самостоятельности, активности, навыков взаимодействия учащихся;
  • развивать навыки публичного выступления, владения  аудиторией.

В результате работы над проектом суворовцы приобретут:

- представление об элективных курсах и поймут их назначение;

- знания о своих склонностях к определенному типу профессий;

умения:

  • работать с различными источниками информации;
  • собирать статистические данные и анализировать их;
  • представлять результат своей деятельности.

Основные этапы проектирования.

1. Организационный.

На данном этапе воспитатель формирует информационно – координирующую группу из 4-5 суворовцев, обладающих организаторскими способностями. Сформированная группа знакомится с целями и задачами проекта и выпускает информационный буклет для одноклассников, в котором перечисляются другие творческие группы проекта. Далее указанная группа координирует распределение учащихся класса по перечисленным группам в соответствии с их желанием. Время работы над  данным этапом 2 дня.

2. Работа в группах.

Сформированные группы получают задания и работают над их выполнением. Очень важно разъяснить воспитанникам, что все группы осуществляют различные этапы проектирования и отсутствие хотя бы одного из них сильно повлияет на результат. Время работы над этим этапом не более 10 дней.

Информационно – координирующая группа.

Цель работы группы: осуществлять координацию работы групп над проектом, информировать суворовцев об основных этапах работы над проектом.

            Задания для информационно – координирующей группы.                                                                       Хорошая подготовка – это половина победы.

                                                                (Сервантес)

1. Ознакомиться с целями и задачами проекта «Кем быть? Каким быть?».

2. Выпустить буклет, информирующий одноклассников о проекте.

3. Распределить одноклассников по группам с учетом их желания.

4. Составить сценарий защиты проекта, оповестить группы о последовательности их выступлений.

5. Организовать проведение защиты проекта, смонтировав презентации всех групп в одну.

6. Организовать этап рефлексии  с использованием методики неоконченных предложений.

Группа психологов.

Цель работы группы: помочь учащимся определить свой тип профессионального соответствия по шкале Е.А. Климова.                                         

 Задания для группы психологов.                                                                

 Если корабль не знает, к какой  пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным. (Сенека)

1. Ознакомиться с тестом на проверку профессионального соответствия,

разработанным академиком Е.А. Климовым.

2. Распечатать на каждый ученический стол по экземпляру вопросов тестирования.

3. Приготовить каждому учащемуся лист с таблицей шкалы по типам профессионального соответствия и номерами вопросов.

4. Познакомить одноклассников с правилами заполнения таблицы.

5. Обработать результаты тестирования.

6. Приготовить сообщение с презентацией о результатах тестирования.

7. Взаимодействуя с группой теоретиков,  подготовить каждому однокласснику результаты теста с рекомендуемым списком профессий.                                                                

Источники информации:

  1. Ресурсы Интернета
  2. Психолог роты
  3. Литература: Е.П. Сгибнева, Т.Б.Солдатова «Классные часы». - Феникс, 2003г

Группа теоретиков.

Цели работы группы: познакомить учащихся с понятием «элективный курс»; подготовить теоретический материал по соответствию

личности определенному типу профессий.            

Задания для группы теоретиков.

Не всякому помогает случай; одаряет только  подготовленные умы. (Л. Пастер)  

1. Найти ответы на вопросы:

- Что такое элективный курс?

- Где впервые появились элективные курсы?

- Какие виды элективных курсов бывают?

- Нужно ли посещать элективные курсы?

2. Подготовить сообщение с презентацией на тему: «Элективный курс. Профессиональное самоопределение».

3. Выяснить какие профессии относятся к типам: «человек – знаковая система», «человек - техника», «человек - природа», «человек – художественный образ», «человек - человек».

4. Подготовить для группы психологов распечатку материалов, найденных в 3 пункте.

5. Подготовить сообщение с презентацией по теме «Типы людей и профессии»   

 Источники информации: Ресурсы Интернета.

Группа статистиков.

Цель работы группы: сбор и обработка информации о выборе профиля обучения учащимися.          

 Задания для группы статистиков.                                           

 Статистика знает все: известно, сколько   пищи съедает в год средний гражданин  республики… известно, сколько в стране  охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… как много жизни, полной пыла,  страстей и    мысли,  глядит на нас со статистических таблиц!..

                                                                               Ильф и Петров «Двенадцать стульев»  

1. Составить анкету социологического опроса по теме «Профильное обучение».

2. Провести опрос одноклассников.

3. Выполнить обработку результатов опроса.

4. Подготовить презентацию с анализом результатов опроса

Группа журналистов.

Цель работы группы: познакомить суворовцев с элективными курсами, которые  им   предстоит посетить на будущий учебный год.                                  

Задания для группы журналистов.                                                                                                               

По данным социологических    исследований    журналистика -  одна из наиболее интересных и одновременно наиболее опасных профессий.

1. Взять интервью у заместителя училища по учебной работе о том, какие элективные курсы предстоит вам посетить на будущий учебный год.

2. Взять интервью у девятиклассников об элективных курсах, которые они посещают.

3. Пригласить представителей 9 классов на защиту проекта «Кем быть? Каким быть?»,  где  они расскажут о наиболее интересном курсе.

4. Подготовить сообщение о результатах интервью с презентацией и выпуском буклета.

3. Защита проекта.

Продолжительность этапа 45 минут. Группы рассказывают о своих заданиях и все вместе пытаются выяснить: можно ли в 13-14 лет точно знать ответ на вопрос:  кем быть?

Примерный сценарий защиты (его составила информационно - координирующая группа)  

1. Классный руководитель: Тема сегодняшней беседы «Кем быть? Каким быть?».    Мы должны найти ответы не только на эти вопросы, но и узнать:

- Что такое элективный курс и зачем он нужен?

- Какие элективные курсы читаются у нас в лицее?

- Как оцениваются знания на элективном курсе?      

А так же познакомиться с мониторингом  результатов тестирования по профильному обучению учащихся. Выяснить,  к  какому типу людей Вы относитесь. Кроме того,  познакомиться с перечнем профессий,  соответствующих вашему типу.

Накануне вы получили задания: найти ответы на поставленные вопросы. Сейчас мы Вас познакомим с результатами этого труда.

2. Выступление группы теоретиков «Элективный курс - профессиональное самоопределение»

3. Выступление группы журналистов: Итак, мы  узнали, какие элективные курсы читались у нас в училище для учащихся 9, 10-х классов. Сейчас мы представим их вашему вниманию (просмотр презентации, рассказывающей  об элективных курсах училища).

4. Выступление девятиклассников. По окончании выступления девятиклассников группа журналистов предлагает одноклассникам задавать интересующие их вопросы.

5. Выступление группы статистиков. Результаты анкетирования по профильному обучению.

6. Выступление группы психологов. Результаты принадлежности суворовцев взвода к различным видам профессии в соответствии со своими чертами характера.

7. Выступление группы теоретиков. О  типах профессий.

8. Классный руководитель. Подведение итогов.  

Итак, подведем небольшой итог нашей беседы. Как вы помните,  тема нашего проекта «Кем быть? Каким быть?».  Насколько я понимаю, ответ на первый вопрос остается для большинства из вас открытым,  и это не удивительно, ведь вы еще находитесь только в начале своего жизненного пути. Но уже сейчас многие из вас знают,  какими они хотят быть: я думаю, что, прежде всего успешными. А  для этого нужно уже сейчас уметь ставить перед  собой  достойные цели в учебе, спорте, увлечениях, и тогда  через несколько лет,  я уверена,  каждый из вас сможет сделать правильный выбор. А на память о нашем классном часе мы дарим вам небольшие памятки  с результатами  исследования.      

Проделанная работа и полученные вами результаты тестирования носят условный характер, и не стоит огорчаться, если у вас нет пока еще четкого ответа на вопрос: кем быть? Главное помните, что человек, творчески относящийся к любому, даже не очень любимому делу, находит  в нем положительные стороны, интерес, благодаря нетривиальному подходу и достигает больших успехов.

4. Рефлексия.

Продолжительность этапа 1 день. Группа координаторов, используя методику неоконченных предложений, выясняет, какие впечатления остались у одноклассников от работы над проектом,  и выпускает информационный буклет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях классный руководитель, воспитатель, педагог - организатор должны сделать все возможное, чтобы воспитанник испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Он же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Применение проектной методики в воспитательной работе позволяет педагогу создать ученику «ситуацию успеха», ощущение которой позволяет мотивировать суворовцев совершать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия. И больше не будет скучных зевающих лиц во время классного часа, потому что весь коллектив будет заниматься поиском ускользающего смысла, заинтересованно искать ответы на поставленные вопросы, спорить и находить истину.

Главная стратегическая цель программы развития училища – гуманизация учебно-воспитательного процесса через формирование социально-активной, успешной и конкурентоспособной личности. Предложенные формы внеклассной работы отвечают этим требованиям и активно способствуют  созданию модели выпускника Уссурийского суворовского военного училища, который умеет работать в команде, имеет высокий уровень мотивации, умеет решать новые для себя проблемы без пошагового руководства учителя, владеет универсальными видами деятельности,  обладает нравственной зрелостью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003
  2. Кажарова И.А. Метод проектов и познавательная деятельность учащихся,  Издательский дом "Первое сентября", 2006
  3. Ястребцева Е.Н., Быховицкий Я.Н. Обучение для будущего, Москва, 2004
  4. Никитюк Т.В., Никитюк А.М. Организация работы над групповыми проектами, Продуктивное образование, Саратов, 2006.

                     


[1] Школьный толковый словарь русского языка под ред. Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой. – М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности

В методической разработке "Формирование ключевых компетентностей с помощью проектно - исследовательской деятельности" представлен опыт формирования компетентностей через метод проектов и исследователь...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....