Классный час “Живая память”.
классный час (5 класс) на тему

 

Разработка содержит сценарий и презентацию для классного часа о войне в горячих точках "Живая память". Цель мероприятия изучение истории, воспитание патриотизма, формирование, представлений о воинском долге и верности Отечеству. 
 В течение классного часа декламируются стихи о войне в Афганистане, Чечне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_zhivaya_pamyat.doc191.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час “Живая память”.

Пусть история всех нас рассудит

И оценку пусть каждому даст.

Пусть о павших никто не забудет,

И хоть кто-то расскажет о нас.

Цель:

        Воспитать патриотические чувства учащихся

        Развить уважительное отношение к участникам Афганской войны  

Задачи:

        Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

        Формирование опыта нравственного поведения личности;

        Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.

 Звучит песня «Память»    

       ВЕДУЩИЙ 1: Нашу встречу сегодня мы назвали “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

       ВЕДУЩИЙ 2: В России с 2011г.15 февраля впервые отмечается День памяти соотечественников, участвовавших в вооруженных конфликтах за пределами родной страны. Новая памятная дата появилась в соответствии с изменениями, внесенными в ноябре Госдумой в закон 1995 года "О днях воинской славы". Документ придал официальный статус мероприятиям, которые в этот день традиционно проводились в честь ветеранов войны в Афганистане. Ровно 23 года назад завершился вывод советских войск из этой страны.

ВЕДУЩИЙ 1: Новая памятная дата адресована не только ветеранам Афганистана. Если мы посмотрим на географическую или политическую карту мира и попытаемся отметить на ней красными точками территории, на которых были и есть войны и военные конфликты, то таких «горячих точек» будет очень много  ( показывает на карте):  Афганистан, Босния, Косово, Таджикистан, Дагестан, Чечня, Южная Осетия, Абхазия.  

У нас сегодня в гостях

  ВЕДУЩИЙ 2: 15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.

   25 декабря 1979 года в 15:00 по московскому времени подразделения 40-й армии перешли границу Афганистана. 1979 год. Месяц декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие10лет и заберёт многие молодые жизни . В конце декабря Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска.      

Ученик:

Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем не строки.

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить…

                                         ПЕСНЯ « АФГАНИСТАН»

       ВЕДУЩИЙ 1:     Война есть война, даже если долгое время ее называли то “необъявленной”, а то и просто “учениями”. Война-то война, но какая-то странная. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин, то есть официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг. А тем временем в Союз, на Родину шли часто пустые цинковые гробы. Для родных это было, как гром среди ясного неба.

Ученик:

Мальчишкой был убит в Афгане.

За что? Кого он защищал?

И, закрывая рукой раны,

Ты перед смертью “мама” прошептал.

Она, безумная от горя,

Прижавшись к цинку головой,

Шептала, дав слезам всю волю:

“Я так ждала тебя домой”.

Вдруг онемевшая невеста,

Вмиг повзрослевшие друзья.

Печальный звук того оркестра,

Могильный холм и нет тебя.

ВЕДУЩИЙ 2:.Наши парни погибали в Афганистане во имя национальной идеи единения и долга, во имя воинской чести и порядочности. Они служили верой и правдой так, как это делали их прадеды, деды и отцы, продолжая славные традиции российской армии.

Ученик:

Кабул далекий и безжизненная степь

Пропахли дымом от разрывов горьким.

Ты многих не увидишь сыновей,

Спасающих другой народ от горя.

Мы, Родина, покинули тебя.

Нам совесть путь-дорогу указала.

Иди и выполняй святой приказ,

Чтоб Родина спокойно засыпала.

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый день мужественно и стойко переносили солдаты изнуряющие тяготы войны. Теряли своих боевых товарищей, надеялись на скорое возвращение домой к любящим и родным. Судьба распорядилась по-другому, и мальчишки шагнули в бессмертие.

Ученик:

Ограниченным назвали

Контингент: друзьям плечо!

А на каждом перевале

Нас встречали горячо...

Мы не стали их друзьями

Ни тогда и не сейчас.

Но потухшими глазами

Смотрят матери на нас,

Потому что виновата вся огромная страна,

Что посмертно те ребята

Получили ордена.

  Ведущий 2. С фотографий на нас смотрят юные лица парней. Они из поколения мальчиков, не успевших пожить, но успевших совершить подвиг. В наградных документах написано: “При выполнении интернационального долга проявил смелость, мужество и героизм. Метким огнем и умелыми действиями обеспечил прикрытие группы и выполнение поставленной задачи, был ранен , скончался от ран”.

Эти строки прочитали родственники нашего земляка Макарова Сергея, родившегося  в  с.Мазеповка.

Ученик:

Афганский песок горяч,

Ему б сибирского ветерка.

И целится проклятый басмач

В русского паренька.

Бой, был жаркий бой,

Вокруг машины смерть кружится,

Он жизнь друзей закрыл собой,

Не смел их жизнью заслониться.

Ведущий 1:Гибли наши солдаты, то прикрывая друзей, то спасая раненых. В книге памяти есть такие строки:“Обеспечил выход из окружения группы солдат, а сам погиб”. Это  слова о погибшем в Афганистане  лейтенанте Олеге  Сторьеве  из г. Рыльска. В его честь названа одна из улиц нашего города.

 На мраморных памятниках писали: “Погиб при исполнении воинского долга в 1982 г.”. Запрещалось писать: “Погиб в Афганистане”.

 Ведущий 2:Они навсегда остались в памяти родных и близких, земляков - всех, кто их знал лично. Их образы, имена обрели иной смысл и содержание: мы, живые, должны ощущать кровное родство с их осиротевшими родителями, детьми, вдовами.

Ученик:

Идут в огонь обыкновенные,

Простые с виду пареньки.

И тают, тают, как мгновения

В бою летящие полки.

Разрывы, всплески парашютные.

В крови и трещинах броня –

И друг мой, пламенем окутанный,

Уходит молча от меня.

Ведущий 1. Откуда у этих мальчишек конца семидесятых было столько смелости, решительности? Откуда в них такое самопожертвование? Двадцать лет – срок в обычной человеческой жизни не малый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что остается от такой жизни? Что остается после человека, прожившего на земле только двадцать лет?

     

Ученик:

Был мальчишка я шустрый и бойкий,

 В коридоре с друзьями бузил.

 Получал и пятерки и двойки,

 Но я школу свою любил.

 Не спешите, постойте, ребята,

 Побеседуйте тихо со мной

 И скажите: “Какой был веселый!”

 И какой он еще молодой.

 Подождите, девчонки смеяться,

 Посмотрите на этот портрет.

 Мне исполнилось только 20,

 А меня уже нет, просто нет.

 Я войну эту страшную видел,

 С автоматом я в бой уходил,

 Чтобы вас здесь никто не обидел,

 Чтобы вас здесь никто не убил.

 Мне бы бегать на поле футбольном

 И подругу встречать по весне.

 Но я не вернулся из боя.

 Я убит на афганской войне.

Ведущий 2. Наши земляки безупречно исполняли свой воинский и служебный долг.

 За годы войны в Афганистане в ней приняли участие  3258воинов-курян, прошли через афганскую землю и выжили в ней.

60воинов вернулись инвалидами и 140получили ранения.

105воинов –курян не вернулись живыми домой.

Ученик:

Пятнадцать тысяч триста Афганистан унес.

Не в качестве туриста был на солдата спрос.

И наш односельчанин под чьей-то пулей лег,

Оставив нам сегодня лишь память под залог.

Снимите, люди, шапки, склонитесь головой,

Сынов спасая ваших, он не пришел домой!

Запомните навечно: крестьянский паренек.

Примите в сердце этот трагический урок.

Звучит песня «Мы уходим»

Ведущий 1. 14 мая 1988 года,  начался вывод советских войск из Афганистана. Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней - с 1979 по 1989 гг. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.

Вывод войск осуществлялся после знаменитого прохода командующего 40-й армией генерала Громова по Термезскому мосту «Дружба» через Амударью. Последними выходили из Афганистана части пограничных войск, прикрывавшие отход 40-й армии через города Термез и Кушку. Вывод войск  производился в течение  9 месяцев.

   Ведущий 2. Верилось, что впереди, после всего испытанного, нас ждали только счастье, удивительная наполненная жизнь. И мир. Выстраданный мир. Но в нашем обиходе появились новые странные слова: «горячая точка», «Кавказ, Чечня».                                    

 

Клип "Чечня"

Ученик:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным –Чечня.

Туда как в бездну гонят эшелоны

Вновь погибать мужчинам на Руси

А вслед летят родительские стоны

Прости их господи! Помилуй и спаси!

Ученик:

Пришла война, которую не ждали,

Пришла война холодною зимой

И отправлялись поезда-составы

На юг, в Чечню, гонимые войной.

А в поездах сидели молодые

Бойцы, которым 18 лет,

Они еще не знали, что год новый

Им принесет, наверно, столько бед.

Они еще не ведали, что будут

В палатках жить и воду из луж пить

И хлеба черствого всего одну горбушку

На четверых по-честному делить.

Но это будет после, а сегодня

В вагоне есть возможность вспомнить тех,

Кто дорог так мальчишескому сердцу,

Кто любит, кто любим, кто лучше всех.

Ведущий 1. Чечня.    Эту войну можно разделить на 2 периода:

Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.

 Регулярно армия несла большие потери, а применение  тяжелых видов оружия приводило к многочисленным жертвам среди местного населения.

Все это сопровождалось массовым захватом заложников группами чеченских террористов.

Затянувшаяся и бесперспективная война поглощала огромные средства.

Война в Чечне обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон .

В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат и около 3 тысяч не вернулось.

Мир окончательно наступил только сейчас, но по существу в Чечне до сих пор идет партизанская война.

Ведущий 2. С первых дней боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты проявляли мужество и отвагу. Во время боев они действовали  уверенно и решительно, всегда готовы были  прийти на помощь. В трудную минуту оказывались  там, где тяжелее всего .И не малая заслуга в том, что на многострадальной Чеченской земле  восстановился мир, принадлежит нашим ребятам. Одним из этих ребят был наш выпускник Кортнев  Геннадий Петрович. О нём расскажет Березуцкий Юрий Иванович.

Из нашего села через чистилище Чечни прошли:                               . А дома, выплакав слезы в подушку, каждый час ожидая вестей, их ждали матери…

Ведущий 1. Какой ценой достаются матери дети... Об этом может знать лишь она. Рожая их в муках, верит в их счастливое будущее, с нетерпением ожидает первого слова, которое ребенок дарит ей “мама”, первого шага. Печалится его заботами, прощает пакости и обиды. Вырастает – гордится мать: высокий, красивый. С одним лишь не может примириться, когда гибнут сыновья.Чеченская война. Это тысячи и тысячи таких парней, погибших в самом расцвете жизненных сил. Это и скорбь и слезы оглушенных несчастьем матерей, у которых отняли самое дорогое – их сыновей. Неутешно горе матери. С годами боль не отступает. И нет таких слов, которые могли бы утешить. Она всегда наедине со своей бедой. С памятью о сыне.                                                                                              Мамы-мамочки, если б они только знали, как их дети в часы смертельной опасности обращались к ним, просили у них прощения благословения, шептали спекшимися губами последние слова, адресованные им. И эти человеческие молитвы нередко спасали от казалось бы неминуемой гибели, а бывало уже не доходили ни до адресата, ни до Бога...

ОБРАЩЕНИЕ СОЛДАТ К МАТЕРЯМ.

Ученик:

Матерей много на свете.

 Все прекрасны они, милы.

 Но хочу рассказать о солдатской матери

 Из России, великой страны.

 Мать солдатская, милая

 С кем же тебя сравнить

 Ты такая красивая, сильная

 В спокойном взгляде чистота

 И нежность – тёплая, земная.

 В огромном сердце – доброта,

 Добрей, которой мы не знаем.

 О эти милые черты!

 В них столько ясности и света,

 Сила гордости и стать.

 По-прежнему рядом с бедою

 Наша солдатская мать.

 Вот такая солдатская мама

 И такая у неё судьба,

 Она ни с кем не сравнима,

 Могу об этом сказать,

 Гордость наша, защита , надежда –

 В России солдатская мать.

Ведущий 2. Чечня – кровоточащая рана России.  Там каждый день умирали люди: русские и чеченцы. Гибнли молодые ребята, не успевшие ещё и пожить по-настоящему. Там годами идут от селения к селению матери в поисках своих сыновей – убитых или живых, пленённых, готовых отдать всё, чтобы найти, спасти своего сына. Чечня – это ещё и деньги, и не малые, которые надо платить лишь за то, чтобы узнать что-то о своём сыне. Когда государство оставляет своих солдат на произвол судьбы, именно матери и отцы готовы отдать всё, чтобы спасти своего мальчика, порой уже мёртвого.

Ученик:

Послушай, мам, ведь было очень больно,

    Когда мне горло резал этот дикий зверь!

   Я жить хотел, как юный ветер вольный,

   За что же я в сырой земле теперь?

   Я часто вспоминаю детство,

   Уже тогда играли мы в свою войну.

   Нас брали в плен, а мы кидались в бегство,

   Отважны были мы тогда в бою!

Ведущий 1.  Так случилось с сыном Любови Васильевны Родионовой, нашедшей своего Евгения в чеченском плену, выкупившей на свои средства тело сына и узнавшей от самих боевиков о последних минутах жизни своего единственного ребёнка, сделавшего выбор между жизнью и смертью.Единственный сын Любови Васильевны Родионовой Евгений родился в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Когда младенец огласил мир своим первым криком, Любовь Васильевна почему-то взглянула в окно. Там по ночному весеннему небу медленно падала звезда, оставляя за собой длинную светящуюся полоску. «Это добрая примета, - успокоила её акушерка. – И ты будешь счастливой, и паренёк твой тоже…» Но всё же чувство опасности, страха, напряжённое ожидание чего-то долго не покидало женщину. Потом это как-то забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет.

Ведущий 2.   Ещё ребёнком, Евгений, благодаря своим бабушкам, начал ходить в церковь, а произошло это летом 1989 года. По старинному православному обычаю они привели внука исповедаться и причаститься перед учебным годом. И тут выяснилось, что у паренька нет на себе нательного крестика. Наверное, на самой первой исповеди батюшка нашёл самые нужные слова, и, когда Женя вернулся домой, он стал носить крестик, не снимая.

Продел толстую прочную верёвку – «так надёжнее». Мама была в смущении: «Над тобой в школе смеяться станут». – «Пусть, я так решил, и так будет».

Женя рос самостоятельным, ответственным, так как матери в тяжёлое время начала 90-х годов пришлось разрываться на трёх работах. Не только сам готовил себе еду, сам делал уроки, один (без мамы) ходил в храм. В 14 лет понял и принял суть Святой Троицы, да так, что сумел донести это понимание до сердца тогда ещё далёкой от Веры своей матери.

Ведущий 1.  Хорошо закончив девятилетку, Евгений решил оставить школу и пойти работать на мебельную фабрику. У паренька оказались золотые руки, он начал неплохо зарабатывать. В дом пришёл достаток.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушёл из дома, из посёлка – в армию. Идти в армию не хотелось, но долг есть долг. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился.

Ведущий 2.   В последний день их встречи Женя сказал матери: «Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт…» Увидев, как побледнела мать, попытался её успокоить: «От судьбы ещё никто никогда не ушёл. Я могу выйти на дорогу, и меня собьёт машина… А плен… Плен – это уж как повезёт».

Эти его слова оказались пророческими. 13 января 1996 года рядовой Евгений Родионов был направлен в командировку под командование Назранского погранотряда в/ч 2038. В плен попал ровно через месяц. Отряд из четырёх человек – Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений Родионов – заступил на очередное дежурство. Дежурили они на контрольно-регистрационном пункте на административной границе между Чечней и Ингушетией. Там проходила единственная дорога в горах, по которой боевики постоянно провозили похищенных людей, оружие, боеприпасы. Но этот важнейший пост не был оборудован должным образом: не было электричества, связи, огневой поддержки. Мало того, чтобы уйти от ответственности  за судьбу солдат, матерям дали телеграммы, что их сыны самовольно оставили часть.

На самом же деле, в ночь, когда дежурил наряд Евгения, к КПР подъехал микроавтобус и 15 вооружённых бандитов захватили в плен ребят, оказавших им сопротивление. Их сослуживцы, находившиеся буквально в 200 метрах, слышали крик: «Помогите!», но никого это не взволновало. Многие просто спали. Не было погони, ребят не искали.

Тогда сама Любовь Васильевна, зная, что сын ни в какую самоволку уйти не мог, «не та натура», сама кинулась в Чечню спасать Евгения.

Но сына, уже мёртвого, нашла она сама лишь через девять месяцев. И даже за останки бандиты потребовали 4 миллиона рублей – примерно 4 тысячи долларов. И все эти деньги она выплатила сама, продав всё, что имела: квартиру, мебель, одежду.

Ведущий 1.   От боевиков Любовь Васильевна и узнала подлинную историю крестного пути своего сына. Плен с испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете. Три с половиной месяца унижений, побоев, издевательств могли прекратиться в любой день. Каждый день Жене говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик,

принять нашу веру, стать нашим братом – и всё».

Развязка произошла 23 мая 1996 года, в день рождения Жени. Ему исполнилось 19 лет. С остальными солдатами его вывели в лес под Бамутом. Сперва убили друзей, с которыми был на последнем дежурстве. Потом в последний раз боевики предложили ему снять Крест, обещая сохранить жизнь. Евгений отказался. И тогда его хладнокровно казнили – обезглавили. Но Крест снять не посмели. Именно по нему мама узнала потом своего сына. Крест, который оставался на Евгении и после отсечения головы, не был захоронен вместе с телом воина. Истлевший шнурок и пулька хранятся у матери, а сам крест передан в храм святителя Николая в Пыжах протоирею Александру Шаргунову и лежит в алтаре.

   Ведущий 2.   Благодаря мужеству одной из таких матерей, разыскавшей своего единственного сына ценой неимоверных усилий, мы узнали  о его подвиге.   Сама Любовь Васильевна говорит, «что в том понимании, к которому мы привыкли, Евгений не был героем, он никого не спас, не подбил несколько танков или самолётов. Он просто погиб, добровольно выбрал смерть».  Но это не так. Евгений Родионов ценой собственной жизни совершил духовный подвиг, не дал разлучить себя с Христом, не отрёкся от православной веры.

Государство дало Жене орден Мужества, оценив его гражданский подвиг, и тут же забыло о нём и его матери. А вот люди, простые православные люди, считают своим долгом приезжать из разных уголков России, чтобы поклониться его могиле, помолиться, отслужить панихиду. Как-то на могилу приехал ветеран Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду – медаль  «За отвагу» - и положил на могильный камень.  

                           

          КЛИП  О РАДИОНОВЕ.

       

   Ведущий 1.    Но не у всех попавших в плен судьба складывалась столь трагично. Обмен пленников производился даже в самые напряженные периоды чеченской войны. Были случаи, когда сепаратисты освобождали только что захваченных военнослужащих после того, как российские военачальники угрожали нанесением авиационных ударов или иными репрессивными мерами. В войсках широко известен эпизод "первой войны", связанный с таким ультиматумом, когда один из российских генералов заявил, что сотрет с лица земли один из населенных пунктов Чечни, если боевики немедленно не выдадут четырнадцать захваченных военнослужащих. Пленники были освобождены.

Некоторым пленникам удавалось освободиться самостоятельно.

               

Ученик:

Аргунское ущелье – красота,

 Застенчивая зелень от деревьев,

 Ветров свободных, быстрых суета

 Меж сероватых скал и башен древних.

 Утрамбовав и глину, и песок,

 С времён далёких здесь бежит дорога,

 С ней будто соревнуясь, свой поток

 Несёт река Аргун, прекрасна, строга.

 Ведущий 2.  Навсегда останутся в нашей памяти десантники 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознамённой дивизии, преградившие путь боевикам, рвавшимся через Аргунское ущелье в Чеченской республике в долину и далее в Дагестан 29 февраля 2000 года , и заплатившие за это своими жизнями.

     Ведущий 1.Наемников скопилось в ущелье около 3 тысяч. Они уже 29 февраля  должны были миновать ущелье, но несколько задержались. Десантная группировка об их пребывании здесь ничего не знала. Бойцам был отдан приказ: выдвинуться на высоты. 6-я парашютно-десантная рота должна была находиться у выхода из ущелья на высоте 776.0 у селенья Улус-Керт.

Разведывательный дозор роты первым столкнулся с группой боевиков численностью свыше 40 человек. Наёмники закричали, чтоб их пропустили, так как «командиры договорились»! Старший лейтенант Алексей Воробьев срочно связался по рации с командиром батальона подполковником Марком Евтюхиным и доложил обстановку. Тот вышел на связь с командованием десантной группировки. Оттуда поступил приказ: предложить боевикам сдаться или всех уничтожить!

Этот разговор по радиоперехвату прослушали бандиты, и Хаттаб отдал свой приказ: «Десантников смести с лица земли!» Разгорелся бой, продолжавшийся и на следующий день. Гвардейцы не отступили ни на пядь. Они отвергли предлагаемые бандитами деньги. Не было никакой помощи, кроме прорыва 10 разведчиков 4-й роты во главе с заместителем командира 2-го батальона майором Александром Доставаловым. Десантники бились насмерть. Несмотря на раны, многие бросались с гранатами в гущу врагов. Кровь ручьём стекала по дороге, ведущей вниз. На каждого из 90 десантников приходилось по 30 боевиков.

   Ведущий 2. 1 марта  в критический момент подполковник Марк Евтюхин и артиллерийский корректировщик капитан Виктор Романов вызвали огонь родной артиллерии: «На себя!» Утро было ясным, когда гибли последние десантники роты. Над полем боя барражировал вертолет, и летчики передавали на землю, что боевики собирают трупы гвардейцев и намереваются их куда-то вывезти. Десантники других подразделений стали прорываться к месту боя. Боевики отошли. Оказалось, что бандиты собрали трупы в одну кучу, а наверх усадили мёртвого подполковника Евтюхина с рацией и надетыми наушниками. Кругом были посеченные пулями, осколками гранат, мин и снарядов деревья, лежали изуродованные трупы десантников, многих из них боевики достреливали в упор.

   Ведущий 1. 2 марта  оставшихся боевиков разметали авиационно-артиллерийским налетом. Около 500 ушли в горы и скрылись. Позже некоторые полевые командиры были убиты, по некоторым сведениям, псковскими десантниками Погибшие десантники – ребята из 47 республик, краев и областей России. 13 офицеров стали Героями России посмертно. Среди 84 погибших гвардейцев 20 воинов срочной и контрактной службы из Псковской области. Звания Герой России удостоены ефрейтор Александр Лебедев из Псковского района и сержант Дмитрий Григорьев из Новосокольнического района. Вечная им память!

                                  КЛИП О ПСКОВСКИХ ДЕСАНТНИКАХ

Ученик:

Не забудет Россия безусые лица

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится,

Так смотрите за нас наши юные сны.

Мы ни разу свои ордена не наденем

И в парадном строю вдоль трибун не пройдём.

Мы погибли, но мы и погибшие верим:

Не забудет история наших имён.

Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,

Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою.

Ученик:

Сначала был Афганистан, потом Чечня

Кто  объяснит мне, что творится в этом  мире

Когда же кончится  кровавая война?

Когда же люди спать там будут мирно?

Вот мать  стоит над гробом вся в слезах.

Отец в сторонке в  горе неутешном.

А сколько их ещё невинных душ

Погибло в той войне для  всех ненужной.

Давайте встанем . И помянем их,

Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Ученик:

Пусть это будет грустная минута,

И все-таки сегодня мы должны

Зажечь свечу, по тем, кто не вернулся

В родимый дом с далекой той войны.

Зажечь свечу Сергею и Андрею

И многим тем, ушедшим на войну.

(Зажечь свечу в тишине)

Поглядим на крошечную искорку

Посидим минуту в тишине

Вспомним незнакомых нам защитников,

Падавших на белый-белый снег.

   В каждом доме пусть хранится память,

Память о защитниках страны!

 Песня «Свечи»

Ведущий 1.  Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут её и не передадут нам свою память? Какими мы будем без неё в нашем больном, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

 Ведущий 2:  Безгранична наша скорбь о погибших в этих  войнах. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом молодых парней. Благодарность героям, отдавшим свои жизни во имя нашей Родины.

 Ребята, вам  надо стремиться быть достойными их, любить свою Родину, хранить нашу веру, так как это делали они.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...

Классный час «Живая память»

Цель: воспитание патриотических чувств учащихся.Задачи:формирование представлений о воинском долге и службе Отечеству;формирование опыта нравственного поведения личности;эмоциональное стимулирова...

Классный час «Живая память поколений».

Цели и задачи классного часа :1)способствовать формулированию патриотических чувств у учащихся на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну ,родной край;2)воспитание уважения к близ...

Заметка о классном часе "Живая память"

В данной заметке рассказыватся о классном часе, посвященном памяти воинов-интернационалистов, который прошел в 11аб классах 18 февраля 2020....

Классный час «Живая память»

Тема нашего классного часа «Живая память». Именно живая память, потому что ещё живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о пог...

Классный час "Живая память"

Классный час, посвящен 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»...

Методическая разработка классного часа "Живая память"

Данное мероприятие патриотической направленности было проведено в 9 классе, для его подготовки проведена подготовительная работа, включающая съёмку интервью, видеофильма....