ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
статья (11 класс)

Запускалов Виктор Геннадьевич

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starosheshminskaya_sosh.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Старошешминская СОШ» НМР РТ

Классный руководитель 9 класса

Запускалов Виктор Геннадьевич

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК,

В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  Всё ещё  низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.

Именно поэтому проблема здоровья  детей  становится приоритетным направлением государства,  развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности,  способной не только адаптироваться к сложным социально- экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.

 Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Успешно способствует этому  воспитательная система класса, которая позволяет, опираясь на  воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающую среду,  воспитательные  программы, в первую очередь программу  «Здоровье», определить системообразующие факторы. Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни  в 9 классе, где я являюсь классным руководителем, стали  спортивно- оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность.

Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Система воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1.Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3.Организация оздоровительной работы.

Девизом нашей работы по формированию  здорового образа жизни  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»,следовательно,  основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления  по формированию здорового образа жизни:

- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;

-воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателя  – организатора ОБЖ по формированию здорового образа жизни;

- внеклассная работа  педагога организатора  и заместителя директора по воспитательной работе;

-медицинское обслуживание обучающихся медицинскими работниками Старошешминского  ФАП;

- организация   горячего  питанияобучающихся;

-сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.

Организация  воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся  предполагает решение следующих задач:

  • формирование ответственного  отношения к своему здоровью и здоровью окружающих  как  к важнейшей социальной ценности;
  • выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
  • закрепление гигиенических навыков и привычек;
  • приобщение к разумной физической активности;
  • обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Реализация  этих задач  осуществляется классным руководителем  с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников  учебно- воспитательного процесса.

Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области.

Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

В нашей школе такую систему позволяет выстроить наличие общешкольной воспитательной программы «Здоровье». Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: «Здоровый образ жизни».  

С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводим анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные  пути их решения.

Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.

Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.

Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз,  создание благоприятного психологического  климата.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды  предполагает также  разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.  Посадочные места  для обучающихся в классе определяются  классным руководителем  согласно рекомендациям врача.

Организация оздоровительной работы обучающихся  занимает ведущее место в воспитательной системе класса.В  этом вопросе  педагоги-предметники, учитель физкультуры, преподаватель – организатор ОБЖ, администрация, родителя  выступают социальными партнерами.

Учитель ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, в совместной деятельности формирует умения и навыки по основам медицинских знаний.

Мероприятия, проводимые  преподавателем- организатором ОБЖ по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.

      Учитель физкультуры на практике учит детей закаливать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс  здоровьесбережения привлекательным и необходимым.

Обучающиеся класса  укрепляют свое здоровье  не только в спортивном зале школы и на школьной спорт площадке. Спортивные секции  посещает 100% учеников класса.  При этом посещение спортивной  секции «Бокс» в Камских Полянах Козиным Александром  становится   успешным не только для его здоровья, но и приносит спортивные достижения школе. Он неоднократно участвовал  в районных, зональных соревнованиях, которые проходили в различных городах нашей республики и становился призером в боксе в различных весовых категориях. Учащиеся  класса всегда активно участвуют в соревнованиях школьной и  районной спартакиады школьников по различным видам спорта, легкоатлетическом кроссе «Золотая осень»  в школьных спортивных  мероприятиях: в Днях здоровья,  «Веселых стартах».   Фотографии  самых активных спортсменов находятся в Уголке класса.

Медицинское обслуживание в школе организуют работники Старошешминского ФАП. Ежегодно проводятся медицинские осмотры учеников  класса, заполняются Листы здоровья, проводятся профилактические прививки.

 На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровье»мной как классным руководителем, а также как учителем физкультуры проводится  мониторинг здоровья обучающихся.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает  мне выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент и  социальный статус.

Классным руководителем ежедневно анализируются причины пропусков уроков обучающимися.  Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья. 

Система организации питания в школе ставит перед классным руководителем  следующие задачи:

- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;

- прививать учащимся навыки  здорового образа жизни;

- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

Все  обучающиеся  класса дня получают горячее питание. Кроме того, отдельные  учащиеся (с соседнего села Ачи)питаются два раза.

Работа по формированию  здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по  здоровому образу жизни  является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасное колесо» в которых участвуют учащиеся класса с огромным удовольствием.

Проводимая работа по формированию здорового образа жизни    на протяжении ряда лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того,  у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.

Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана  должна быть основана на  совместной деятельности всех  заинтересованных структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию здорового образа жизни учащихся

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их св...

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

Программа "Формирования здорового образа жизни учащихся школы"

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл...

«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...