Модифицированная Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» Направление:общекультурное
методическая разработка (5 класс) на тему

Программа «Рукодельница» рассчитана на  срок реализации и предметом ее изучения является курс «Рукоделие». Она опирается на знания, полученные при изучении образовательной области «Технология». Возраст детей 10- 12 лет. Срок обучения – 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.docx95.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа  Отрадный Самарской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

Протокол №

От «___» ____________2013г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора пот УР

_________________ /_________/

«___» сентября 2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»          

Директор ГБОУ СОШ № 10          ____________________/_______/

«___» сентября 2013 г.

Модифицированная Программа внеурочной деятельности

«Рукодельница»

Направление:общекультурное

Возраст детей 10- 12 лет

Срок обучения – 2 года

Составитель: Качалкина ЕЛ

учитель технологии ГБОУ СОШ №10 ОЦ ЛИК

г. Отрадный

2014 г

Пояснительная записка

Программа «Рукодельница» рассчитана на  срок реализации и предметом ее изучения является курс «Рукоделие». Она опирается на знания, полученные при изучении образовательной области «Технология».

 Цели данной  программы: научить ребят изготавливать изделия  в соответствии с техническими требованиями обобщить знания учащихся, воспитывать коллективизм, развитие чувства ответственности за выполняемую работу.

Основная цель: Научить ребят изготавливать изделия из различных материалов в соответствии с техническими требованиями.

Задачи:

Образовательные: Изучение технологии работы с тканью. Обучение приемам самостоятельной работы с литературой в данной области. Ознакомление с любопытными факторами, овладение приемами и навыками художественной обработки материалов.

Воспитательные: Воспитание вкуса, формирование индивидуального стиля, самостоятельному проявлению творчества. Воспитание у ребенка аккуратности и бережливого, экономного отношения к материалу.

Развивающие: Формирование у детей основ мастерства, необходимых знаний, умений, навыков. Выявление и развитие творческих способностей детей. Развитие художественного вкуса, логики, пространственного воображения, внимания и памяти, самосознания.

        Программа предусматривает постепенное вовлечение детей в многообразную трудовую деятельность – от простого к сложному (история игрушки, освоение различных видов швов, изготовление выкроек, знакомство с особенностями различных видов ткани и т. д.). Стремление сделать самостоятельно  какую – либо поделку заставляет ребенка точно и аккуратно научиться выполнять многие трудовыеоперации. На занятии важно, чтобы все дети были охвачены трудом, чтобы у всех сохранился интерес к работе, постижению нового, важно учить оригинально мыслить, удивляться, радоваться окружающему миру, успехам.

        В процессе работы с детьми по данной программе важно поддерживать интерес к труду, творчеству, нацеливать на успех и идти к нему. Для этого необходимо использовать различные формы и методы актуализации процесса обучения и воспитания: познавательные и проблемные беседы, рассказы, объяснения, работа с литературой, демонстрация и анализ образцов, рисунков, выполнение различных упражнений, игры, выставки работ, проведение занятий различного типа: комбинированное учебное занятие, конкурс по проверке знаний и умений, игровые праздники.

        Актуальность курса в том, что есть возможность использования подручных материалов: бумаги, остатков ткани, меха, пряжи.

        Ребенок способен сделать подарок своими руками, который будет дешевле чем в магазине. Есть простор для выдумки, фантазии, творчества. Есть возможность создания своего нового неповторимого изделия из ткани.Занятия по данной программе рассчитаны на 68 часов в году и проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость  и настойчивость, ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

Организация занятий:

1 год обучения – 2 часа в неделю. Всего за год 68 часов.

Из них планируется:

  • аудиторных – 34 часа;
  • внеаудиторных – 24 часа;
  • экскурсии – 10 часов.

Особенности набора детей – свободный.

В группу принимаются дети с 10-12 лет.

Наполняемость группы 15 человек.

Начало реализации программы – 2013/ 14 учебный год.

2014-2015 учебный год  -  2 год обучения

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьникомопыта самостоятельного общественного действия.

 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

 

Паспорт программы

1

Наименование программы

Дополнительная образовательная

2

По степени авторского вклада

Модифицированная.  

Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Рекомендовано Министерством образования  Российской Федерации 4е издание. Научные руководители: Хотунцев Ю.Л., СимоненкоВ.Д. Москва Просвещение 2008г.

3

По направленности

Общекультурная

4

По уровню усвоения содержания

Углубленная

5

По форме организации

Групповая

6

По возрасту обучения детей

Основного общего образования

7

По приоритетному целеполаганию

Развивающая, воспитывающая

8

По контингенту обучающихся

Общая

9

По степени творческого подхода

Репродуктивно - творческая

10

По срокам реализации

Долгосрочная (4 года)

11

По степени реализации

Начало реализации – 2013 г.

5 класс – первый год обучения (2013-2014)

Содержание программы

 

1. Вводное занятие (2 час).

Знакомство с планом работы, с инструментами и приспособлениями для работы. Техника безопасности.

  1. «Изготовление картин. «Искусственные цветы» (20 часов).

2.1 Выбор идеи (2 час).  Технические сведения. Виды и ассортимент материалов используемых для изготовления цветов. Общие сведения о построении и оформлении изделия.

            Изготовление выкроек, раскрой (2 час).  Правила безопасности при работе с ножницами. Моделирование, конструирование. Материалы, используемые для изготовления цветов. Технические условия на проведение раскроя.

            Изготовление деталей (10 часов). Технические сведения. Правила безопасности при работе с  инструментами и приспособлениями. Изготовление отдельных цветов.

             Монтаж  (4 часа). Соединение деталей. Составление композиций.

             Отделка изделия (2 час).  Окончательная отделка. Оформление, придание товарного вида готовому изделию.

  1. «Ярмарка кукол» Изготовление мягких кукол. (22 часа).

3.1 Выбор идеи (2 час). Организация труда. Технические сведения. Детальная разработка конструкции объекта.

3.2 Изготовление кукол (16 часов). Соблюдение техники безопасности. Технические сведения. Детальная разработка конструкции. Выполнение эскиза. Конструирование. Моделирование. Раскрой. Монтаж.

3.3 Отделка изделия (2 час). Оформление объекта. Придание товарного вида.

3.4 Выставка работ (2 час). История костюма. Составление краткого выступления.

IV Вязание крючком (24часов)

4.1 Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде.

Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Приемы работы, правильное положение  рук. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нитки.(2часа )

4.2 Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.).

Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.(4часов)

4.3 Примерный перечень практических работ.(8часов)

  • Изготовление образцов вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, пико.
  • Изготовление образцов в уменьшенном масштабе.
  • Изготовление образцов ажурных узоров.
  • Изготовление ажурного воротника.
  • Зарисовка современных и старинных узоров для вязания крючком

4.4 Изготовление изделий (вязаные игрушки, салфетки, тапочки и т.д.) (10часов)

4.5Отделка изделия (2 час). Оформление объекта. Придание товарного вида.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Сроки проведения

Универсальные  учебные действия

Формы контроля

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Вводное занятие

2

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

Беседа

2

Изготовление картин. «Искусственные цветы»

20

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

Беседа, практическая работа

3

«Ярмарка кукол». Изготовление мягких кукол.

22

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

Беседа, практическая работа

4

Вязание крючком

24

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

Беседа, практическая работа

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся»

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Тип занятия

Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися

Характеристика основных  видов деятельности учащихся

Оборудование

I

Вводное занятие

2

аудиторный-2

Ученик должен знать: Правила техники безопасности, которые должны выполнять во время работы в кабинете технологии, правила гигиены и распорядок работы в кабинете. Использовать знания и умение для работы в кабинете технологии.

Ученик должен уметь:

Применять полученные знания на практике

Овладевать навыками личной гигиены.  Организовывать рабочее место. Анализировать требования к соблюдению технологических процессов . Осваивать безопасные приемы работы  .

Интерактивная доска SMART Board 480
Проектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

II

Изготовление картин. «Искусственные цветы»

20

Интерактивная доска SMART Board 480
Проектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

1

2

3

4

5

Выбор идеи.Технические сведения. Виды и ассортимент материалов используемых для изготовления цветов. Общие сведения о построении и оформлении изделия.

Изготовление выкроек, раскрой .  Правила безопасности при работе с ножницами. Моделирование, конструирование. Материалы, используемые для изготовления цветов. Технические условия на проведение раскроя.

Изготовление деталей  Технические сведения. Правила безопасности при работе с  инструментами и приспособлениями. Изготовление отдельных цветов.

Монтаж. Соединение деталей. Составление композиций.

Отделка изделия.  Окончательная отделка. Оформление, придание товарного вида готовому изделию.

2

2

10

4

2

урок открытия нового знания

практический

аудиторных-10

внеаудитоных-8

экскурсии-2

Ученик должен знать:

Виды изученных материалов и их свойства, название и назначение ручных инструментов по обработке изученных материалов, приемы безопасной работы ими; способы контроля деталей и изделия.

Ученик должен уметь:

Организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы; определять технологическую последовательность изготовления изделия и выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в изученном объеме; эстетично оформлять изделия и соединять детали.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе этнографических и школьных музеев.

Анализировать особенности  декоративного искусства народов России.

Находить информацию для изучения видов  народных промыслов данного региона.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве.

Участвовать в коллективном обсуждении творческих  работ.

Посещать музей этнографии.

Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия.

Выполнять статичную, динамичную, симметричную и асимметричную композиции.

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.

Выполнять эскизы орнаментов для платка, одежды, декоративных панно и др.

Выполнять орнаменты с помощью графического редактора компьютера.

III

«Ярмарка кукол». Изготовление мягких кукол.

22

Интерактивная доска SMART Board 480
П
роектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

1

2

3

4

Выбор идеи . Организация труда. Технические сведения. Детальная разработка конструкции объекта.

Изготовление кукол. Соблюдение техники безопасности. Технические сведения. Детальная разработка конструкции. Выполнение эскиза. Конструирование. Моделирование. Раскрой. Монтаж.

Отделка изделия. Оформление объекта. Придание товарного вида.

 Выставка работ. История костюма. Составление краткого выступления.

2

16

2

2

урок открытия нового знания

практический

аудиторных-12

внеаудиторных-8

экскурсии-2

Ученик должен знать: Краткие сведения из истории создания мягкой игрушки, её связью с направлением современной моды, правила безопасной работы.

Ученик должен уметь: Раскраивать по шаблонам, подбирать материал, тесьму для мягкой куклы, соединять детали  между собой

Изучать различные виды техники  шитья мягкой куклы.

Составлять орнаменты для  шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Рационально использовать отходы.

Изготавливать шаблоны для выкроек  из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава.

Изготавливать изделие.

Обсуждать наиболее удачные работы.

IV

Вязание крючком

24

Интерактивная доска SMART Board 480
Проектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

1

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде.

Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, крашение, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Приемы работы, правильное положение  рук. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нитки.

2

2

8

10

2

урок открытия нового знания

практический

аудиторных-12

неаудиторных-10

экскурсии-2

Ученик должен знать:

историю возникновения вязания, инструменты и материалы для вязания крючком

Ученик должен уметь: выполнять основные элементы вязания

Зарисовывать современные и старинные узоры и орнаменты.

Подбирать крючок и нитки для вязания.

Вязать образцы крючком.

Выполнять эскизы вязаных декоративных элементов для платьев.

Подбирать спицы и нитки для вязания.

Вязать образцы и изделия на спицах.

2

3

4

5

Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.).

Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.

Примерный перечень практических работ.

1.Изготовление образцов вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, пико.

2.Изготовленние образцов в уменьшенном масштабе.

3.Изготовление образцов ажурных узоров.

4.Изготовление ажурного воротника.

5.Зарисовка современных и старинных узоров для вязания крючком .

Изготовление изделий (вязаные игрушки, салфетки, тапочки и т.д.)

Отделка изделия. Оформление объекта. Придание товарного вида.

Результаты изучения курса

Обучающиеся должны знать:

Основные понятия:

  • Правила техники безопасности, которые должны выполнять во время работы в кабинете технологии
  • Правила гигиены и распорядок работы в кабинете.
  • Использовать знания и умение для работы в кабинете технологии.
  • Виды изученных материалов и их свойства.
  •  Название и назначение ручных инструментов по обработке изученных материалов.
  •  Приемы безопасной работы ими.
  •  Способы контроля деталей и изделия.
  • Краткие сведения из истории создания мягкой игрушки.
  •  Её связью с направлением современной моды.
  •  Правила безопасной работы.
  • Историю возникновения вязания.
  • Инструменты и материалы для вязания крючком
  • Виды вязок, орнаментов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Применять полученные знания на практике.
  • Организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы.
  •  Определять технологическую последовательность изготовления изделия и выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в изученном объеме.
  •  Эстетично оформлять изделия и соединять детали.
  • Раскраивать по шаблонам, подбирать материал, тесьму для мягкой куклы, соединять детали  между собой
  • выполнять основные элементы вязания

6 класс – второй год обучения (2014-2015)

Содержание программы

 

1. Вводное занятие (2 час).

Знакомство с планом работы, с инструментами и приспособлениями для работы. Техника безопасности.

2. Рукоделие Вышивка (30ч.)

  1.  Традиции края в вышивке,. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, области, села.

Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями.

Правила работы с ножницами, иглами, булавками.(2 часа)

  1.   Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нити на ткани без узла. Подготовка нитки мулине к работе.(4 часа)
  2. Технология выполнения простейших ручных швов (стебельчатого, тамбурного, вперед иголку и др.) (10 часов)

Примерный перечень практических работ

  1.  Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.(4 часа)
  2. Подбор рисунков для отделки вышивкой фартука, скатерти, салфетки.(2 часа)
  3. Отделка вышивкой  салфетки или скатерти.(6 часа)
  4.  Окончательная отделка изделия, правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий. (2 часа)

3. Лоскутная пластика (34ч)

3.1   Краткие сведения  из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры. Ленты, кружева, тюль и др. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание, подбор по цвету, фактуре и рисунку). (2 часа)

3. 2  Инструменты, приспособления, шаблоны для раскрашивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. (4 часа)

Примерный перечень практических работ.

3.3  .Изготовление декоративной салфетки в технике лоскутной пластики размером 24х24см. (4 часа)

3.4 .Изготовление прихватки. (4 часа)

3.5 . Изготовление декоративной грелки на чайник.( 6 часов)

3. 6  Изготовление сумки для ванной. (6 часов)

3.7 . Изготовление подушки в технике лоскутной пластики.( 8 часов)

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Сроки проведения

Универсальные  учебные действия

Формы контроля

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Вводное занятие

2

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

Беседа

2

. Рукоделие Вышивка

30

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

Беседа, практическая работа

3

Лоскутная пластика

34

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

Беседа, практическая работа

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся»

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Тип занятия

Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися

Характеристика основных  видов деятельности учащихся

Оборудование

I

Вводное занятие

2

аудиторный-2

Ученик должен знать: Правила техники безопасности, которые должны выполнять во время работы в кабинете технологии, правила гигиены и распорядок работы в кабинете. Использовать знания и умение для работы в кабинете технологии.

Ученик должен уметь:

Применять полученные знания на практике

Овладевать навыками личной гигиены.  Организовывать рабочее место. Анализировать требования к соблюдению технологических процессов . Осваивать безопасные приемы работы  .

Интерактивная доска SMART Board 480
Проектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

II

 Рукоделие Вышивка

30

Интерактивная доска SMART Board 480
Проектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

1

2

3

4

5

6

7

Традиции края в вышивке,. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края, области, села.

Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями.

Правила работы с ножницами, иглами, булавками

Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нити на ткани без узла. Подготовка нитки мулине к работе

Технология выполнения простейших ручных швов (стебельчатого, тамбурного, вперед иголку и др.)

Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом

Подбор рисунков для отделки вышивкой фартука, скатерти, салфетки

Отделка вышивкой  салфетки или скатерти

Окончательная отделка изделия, правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий

2

2

10

4

2

6

2

урок открытия нового знания

практический

аудиторных-20

внеаудитоных-8

экскурсии-2

Ученик должен знать:

Виды изученных материалов и их свойства, название и назначение ручных инструментов по обработке изученных материалов, приемы безопасной работы ими; способы контроля деталей и изделия.

Ученик должен уметь:

Организовывать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы; определять технологическую последовательность изготовления изделия и выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в изученном объеме; эстетично оформлять изделия и соединять детали.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе этнографических и школьных музеев.

Анализировать особенности  декоративного искусства народов России.

Находить информацию для изучения видов  народных промыслов данного региона.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве.

Участвовать в коллективном обсуждении творческих  работ.

Посещать музей этнографии.

Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия.

Выполнять статичную, динамичную, симметричную и асимметричную композиции.

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.

Выполнять эскизы орнаментов для платка, одежды, декоративных панно и др.

Выполнять орнаменты с помощью графического редактора компьютера.

III

Лоскутная пластика.

34

Интерактивная доска SMART Board 480
П
роектор мультимедийный с креплением и кабелем Acer S5201

1

2

3

4

5

6

7

. Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Рационально использовать отходы.

Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава.

Изготавливать изделие в технике лоскутного шитья.

Обсуждать наиболее удачные работы.

Инструменты, приспособления, шаблоны для раскрашивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов

.Изготовление декоративной салфетки в технике лоскутной пластики размером 24х24см.

Изготовление прихватки

Изготовление декоративной грелки на чайник

Изготовление сумки для ванной

Изготовление подушки в технике лоскутной пластики.

2

4

4

4

6

6

8

урок открытия нового знания

практический

аудиторных-14

внеаудиторных-8

экскурсии-2

Ученик должен знать:

правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике

Ученик должен уметь:

подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использовать прокладочные материалы

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Рационально использовать отходы.

Изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава.

Изготавливать изделие в технике лоскутного шитья.

Обсуждать наиболее удачные работы.

Результаты изучения курса

Обучающиеся должны знать:

Основные понятия:

  • Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, области, села, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
  • возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
  • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;

Обучающиеся должны уметь:

  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;
  • подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использовать прокладочные материалы;

Достижения обучающимися планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных)

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатамиосвоения выпускниками курса программы по технологии являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результатами освоения выпускниками курса программы по технологии являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения выпускниками курса программы по технологии  являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

ТЕХНОЛОГИЯ

Расчет количественных показателей материально-технического обеспечения.

 Количество единиц учебного оборудования для мастерских по обработке металла, древесины, ткани и пищевых продуктов рассчитывалось из условия деления класса из 30 учащихся на две равные группы по 15 человек. При большей средней наполняемости классов в общеобразовательном учреждении в объем комплектации необходимо вносить соответствующие коррективы. Подгруппы при этом должны иметь численность не более 15 человек.

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Кдля каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
  • М – для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
  • Ф– для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
  • П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);

Характеристика учебных помещений

Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Они должны отвечать Санитарно-эпидемическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 178-02). Новым в оснащении мастерских технологий является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

Необходимое количество

Обслуживающий труд

1.

  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по технологии

М +

Стандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения мастерских технологии.

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете технологии, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.  

Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)

+

Стандарт среднего (полного)  общего образования по технологии (профильный уровень)

+

Примерная программа основного общего образования по технологии

М+

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии

+

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по технологии

+

Рабочие программы по направлениям технологии

М+

Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9 , 10, 11 класса

К+

Учебники для начального профессионального образования

В соответствие с профилем технологической подготовки

Рабочие тетради  для 5, 6, 7, 8, 9 класса

К+

Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся

М+

Сборники учебных проектов, познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам.

Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.

Д+

Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки

Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки

М

2 экз. на мастерскую

Справочные пособия по разделам и темам программы

М+

2 экз. на мастерскую

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

М+

Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских

М+

2.

Печатные пособия

Таблицы (плакаты) по  безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки

М+

Таблицы (плакаты) по  основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

М+

При  выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовки

Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

К,+

П

Технологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального, лабораторно-группового или бригадного  использования учащимся

Раздаточные контрольные задания

К+

Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг.

М

3.

Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии.

М

Мультимедийные материалы должны быть доступны на каждом рабочем месте, оборудованном компьютером.

Электронные базы данных и Интернет-ресурсы должны обеспечивать получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности учащихся и расширения их кругозора.

Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.

М+

Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.

М+

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по основным разделам и темам программы

М+

Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.

М+

Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы

М

Могут использоваться специальные подборки иллюстративного материала, учитывающие особенности авторских программ

Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы

М

5.

Технические средства обучения

Экспозиционный экран на штативе или навесной

М

С размерами сторон не менее 1,25х1,25 м.

Видеомагнитофон (видеоплейер)

М

Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования «видеодвойки».

Телевизор с универсальной подставкой

М

Цифровой фотоаппарат

Мультимедийный  компьютер

М+

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер[1]

М

Принтер[2]

М

Копировальный аппарат[3]

М

Возможно использование одного экземпляра оборудования для обслуживания нескольких мастерских и кабинетов технологии

Мультимедийный проектор[4]

М

Плоттер

М

Графопроектор (Оверхед-проектор)

М

Диапроектор

М

Средства телекоммуникации

М

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аптечка

М+

Содержание аптечки обновляется ежегодно

Халаты

К+

Должны выдаваться учащимся во всех мастерских при проведении практических работ

Стол рабочий универсальный

К12

Машина швейная бытовая универсальная

К6

Оверлок

М1

Два экз. на мастерскую.

Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки

М1

Два комплекта на мастерскую.

Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ

К10

Комплект инструментов и приспособлений для вышивания

К10

Комплект для вязания крючком

К10

Комплект для вязания на спицах

К10

Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования

П15

Набор приспособлений для раскроя косых беек

М5

Пять  экз. на мастерскую.

Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской

К6

Шаблоны стилизованной фигуры

П

Набор измерительных инструментов для работы с тканями

К10

Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой

М+

Холодильник

М1

Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды)

П

Мойка-1;плита-4;рабочий стол-4;шкаф-3;сушка-2;

Электроплиты

П4

Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов

П4

Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов

П4

Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов

П

Набор инструментов для разделки рыбы

П2

Набор инструментов для разделки мяса

П4

Набор инструментов и приспособлений для разделки теста

П6

Комплект разделочных досок

П10

Набор мисок эмалированных

П6

Набор столовой посуды из нержавеющей стали

К

Сервиз столовый

М

Два сервиза на 6 персон на мастерскую.

Сервиз чайный

М

Два сервиза на 6 персон на мастерскую.

Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола

М

Два экз. на мастерскую.

pH- метр

10

Ученический набор чертежных инструментов

К

Прибор чертежный

К

Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске

М2

Комплект инструментов и оборудования для выполнения проектных работ по профилю обучения

Проектные работы и изучение специальных технологий может осуществляться на базе профильных кабинетов и мастерских школы, межшкольных учебных комбинатов, учебно-опытных участков или школьных ферм.

Комплект оборудования и инструментов для начальной профессиональной подготовки учащихся в рамках предмета или технологического профиля

7.

Специализированная учебная мебель

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц

М1

Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей

М6

Количество определяется потребностью конкретной мастерской и зависит от ее площади и типов (вместимости) средств хранения инструментов и оборудования

Ящики для хранения таблиц и плакатов

М

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

М

Штатив для плакатов и таблиц

М

Специализированное место учителя

М+

Предназначено для демонстрации инструментов, оборудования, объектов труда и приемов работы

10

Игры и игрушки

Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение

П

Могут быть использованы как образцы объектов при выполнении школьниками учебных проектов

Игры и игрушки, развивающие техническое мышление

П+

Игры и игрушки, развивающие образное мышление

П+

.

Оснащенность учебного процесса.

Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по соответствующим направлениям обучения или комбинированных мастерских.

Кабинет или мастерская может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4м2 –для комбинированной мастерской.

Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное, тканое или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 градусовС при относительной влажности 40-60%.

Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником.

Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т.д. согласно утвержденному Перечню средств обучения и учебного оборудования.

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.

Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро и пожарной

Безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.

Ожидаемые результаты:

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

1 -  приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуг

 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

Выход за пределы аудитории : организация мест демонстрации успешности обучающихся (выставки), участие в планируемых школой делах и мероприятиях (участие в олимпиадах, ярмарках-распродажах, декорировании классов, школы), выход за пределы ОУ (экскурсии в музеи, на выставки, на предприятия) , выход в Интернет (участие в интернетконкурсах);

  • портфолио достижений школьника – выполнение проектов.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Общие положения

1.1. Под проектной деятельностью ученическо-педагогический коллектив школы понимает целенаправленно организованную научно-исследовательскую работу детско-взрослых творческих коллективов по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной форме, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

1.2.Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся всех ступеней обучения.

1.3.Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.

  1. Цели проектной деятельности

Цели:

 - включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;

- изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;

-  формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества;

-  воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя.

  1. Задачи проектной деятельности в учебном процессе

3.1.Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

3.2.Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).

3.3.Развитие умения анализировать и критически мыслить.

3.4.Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии).

3.5.Формирование позитивного отношения к деятельности (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  1. Содержание проектной деятельности

Проектная деятельность является составной частью учебной деятельности учащихся.

4.1.Учащиеся школы  выполняют учебные и мини-проекты, темы которых предлагают учителя.

4.2.Учебный проект оценивается по разнообразным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект является межпредметным.

4.3.Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки.

4.4.Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.

4.5.Проект может быть индивидуальным и групповым.

4.6.Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и  средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.

4.7.Учащиеся 9-11-х классов могут выполнять проекты, темы которых они выбрали самостоятельно, согласовав их с руководителями проекта.

4.8.Один раз в год проводится Общешкольная научно-практическая конференция, на которой проходит презентация проектов и организуется конкурс проектов. Научно-методическая служба школы является ответственной за организацию конференции.

Цели организации презентации проектов:

  • предоставление учащимся возможности для публичного выступления;
  • повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;
  • обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;
  • обучение учащихся технологии проектной деятельности.

4.9.Оценка персональных проектов учащихся происходит дважды: презентация проекта (далее «предзащита») и итоговая защита проектов, отобранных комиссией по объективно составленному рейтингу согласно критериям.

4.10.Оценка презентации и защиты проекта происходит по различным критериям:

  • презентация проекта оценивается по технологии проектной деятельности;
  • защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта.

4.11.На каждый проект руководитель с учащимися оформляет проектную папку.

4.12.Научно-методическая служба школы организует консультации  для всех участников проектов и осуществляет техническую помощь.

  1. Функциональные обязанности методиста по проектной деятельности

В составе научно-методической службы школы проектной деятельностью руководят заместители директора по УВР. На них в рамках проектной деятельности  возлагаются следующие функциональные обязанности:

5.1.Оказание методической и консультационной помощи педагогам школы, ведущим факультативные занятия по проектной деятельности, ведение мониторинга качества обученности учащихся).

5.2.Установка необходимого для ведения проектной деятельности программного обеспечения.

5.3.Формирование проектных групп на основе списков учащихся, являющимися исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп. Проведение консультаций в ходе проектной деятельности. Координация усилий всех членов проектной группы.

5.4.Обеспечение организационно- педагогических усилий для творческого роста учащихся  в сфере избранной ими темы. Подготовка учащихся к участию в научно-практических конференциях.

  1. Функциональные обязанности руководителя проектной группы

На руководителя проектной группы возлагаются следующие функциональные обязанности:

6.1.Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса.

6.2.Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения.

6.3.Детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта.

6.4.Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.

6.5.Своевременное внесение в журнал проведенных в соответствии с нагрузкой консультационных часов.

6.6.Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, оказание помощи гимназистам в подготовке к презентации проектов.

Приложение 1

 к Положению о проектной деятельности

Требования к содержанию проектной работы

– Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем любой сферы жизни современного мирового сообщества – научной, культурной, политической, правовой, социальной, общественной.

– Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе авторов-исследователей) исследовательскую – индивидуальную или коллективную – работу современного научного уровня.

– Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.

– Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой вполне самостоятельное научное исследование,демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскуюпозицию и выводы – результат серьезного научного поиска и обобщения.

Проектная работа исключает какие-либо виды плагиата.

– Проект должен иметь практическую направленность, востребованность и возможность применения в той или иной сфере (определенной проблемой и ее решением) человеческой деятельности.

– Проектная работа может формироваться из тематических частей, фрагментов, мини-проектов, выполненных для конкретных учебных целей и уже успешно использованных по своему назначению.

Приложение 2

 к Положению о проектной деятельности

Требования к оформлению проектной работы

– Проектная работа, выполненная в школе и представляемая на общешкольную научно-практическую конференцию, обязательно должна быть оформлена в электронном виде, жанровую форму которого выбирает творческая группа, – презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.

– Проектная работа должна содержать:

1) оглавление (содержание) – перечисление разделов и глав исследования,

2) определение цели и задач исследования,

3) различного вида справочный аппарат,

4) ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации,

5) указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов;

иметь рекламное представление всей творческой группы и руководителя, работавших над ней;

делиться на разделы или главы, выстроенные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации.

– Проектная работа рассчитана на просмотр, поэтому информационный материал в ней должен быть подан ярко, занимательно, доступно, но без ущерба для научно-исследовательского уровня.

– Внешнее оформление – по установленному образцу: диск – с рекламной наклейкой и информацией о проекте и гимназии, папка-футляр для DVD-диска с двойной цветной обложкой – логотипом, центральная часть справа и слева – информационные окна, посвященные данному проекту.

– Перед сдачей в экспертную группу (на защиту) в жюри конкурса носитель с проектной работой должен быть тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука.

Обязательно следует снабдить готовый к просмотру диск пояснительной запиской с перечислением программ, необходимых для запуска.

Приложение 3

 к Положению о проектной деятельности

Публичная защита проектной работы

– Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой – представляет работу).

– Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.

– Время, предоставляемое для выступления, 3–10 минут (точное время устанавливается ежегодным локальным документом, посвященным организации и проведению общешкольной конференции-конкурса, и зависит от количества работ, участвующих в конкурсе, и планируемой продолжительности итогового этапа конференции).

– Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:

1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;

2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);

5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

После завершения своего выступления участники творческой проектной группы, представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.

– В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки и т.д.).

– К участию школьного проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня оформляется сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом именно этого конкурса.

– Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.

– Публичная защита проекта завершается обязательным предоставлением жюри одного экземпляра проекта, оформленного полностью в соответствии с установленными в школе нормами (и одного экземпляра – при наличии какой-либо дополнительной печатной продукции), – для пополнения соответствующего раздела школьной медиатеки.

Учебно – методический комплекс

Программа :Программа общеобразовательных учреждений. Технология, трудовое обучение, 4-е издание. Издательство Москва. Просвещение 2008г. Рекомендовано Министерством образования Российской федерации. Научные руководители: ХотунцевЮ.Л., СимоненкоВ.Д.

Учебники :

             1. Технология обслуживающий труд 5 класс Учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений. Под редакцией Симоненко         В.Д. Издание третье, переработанное. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации. Москва Издательский центр Вентана-Граф 2011 г.

2.  Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. М.:

«Вентана-Граф», 2003г.

3. Сасова И.А.Технология 5 класс: Учебник пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф»,

2003г.

Пособия для учителя и учащихся :

1. Сасова И.А. Сборник проектов по курсу «Технология -5»: пособие для учителей. М.: «Вентана-

Граф» 2003г.

2.  Голуб Г.Б. Чурекова О.В.  Метод  проектов на уроках  технологии (методическое пособие для

учителей)  Региональный Центр  образовательных технологий.Самара.2000г.

3. Рыбакина Н.А. автор-составитель. Методическое пособие. Олимпиада школьников по технологии:

организация, содержание, подготовка.Самара: ГОУ СИПКРО, 2006г.

4.Впомощь школьному учителю М.А.Давыдова Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек)

5 класс Москва. ВАКО. 2011

5.Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Графика в

в образовательной области «Технология». Учебно-методическое пособие для студентов технолого-

экономических факультетов педагогических вузов, учителей технологии и графики (черчение)

Самара 2000г.

6. Технология 5-9 классы организация проектной деятельности Авторы составители О.А. Нессонова,

В.В. Пальчикова, Л.И. НЕссонова, Д.П. Попов, А.Н.Занин, О.А. Лазовская Издательство Учитель

Волгоград 2009г.

7. Поурочные планы Технология 5 класс по учебнику «Технология. 5 класс» под редакцией

Симоненко В.Д. Издательско-торговый дом Корифей Автор-составитель Н.Б.Голондарева 2010г.

8.И.П.Арефьев Занимательные уроки технологии для девочек с 5-7 класс Пособие для учителя Москва

Школьная пресса 2006

9.Ю.В.Межуева М439 Технология с 5-7 класс Вариант для девочек В 2 частях – Саратов: Лицей 2006

10. Ковшец О.Ф. Технология. Тетрадь для 5 класса. Вариант для девочек: в 2х частях-Саратов:2003г.

11Агапова И. А., Давыдова М. А. «Мягкая игрушка своими руками», Москва, Айрис – пресс 2004 г.

  1. Козинкина Е. «Цветы из ткани», Лениздат,1993 г.

13Лихачева Т. И. «Моя подружка – мягкая игрушка», Ярославль, 1999 г.

14Нагибина М. М. «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль, 2000 г.

15Перевертень Г. И. «Самоделки из текстильных материалов», Москва, 1990 г.

16Сухорукова Д. «Искусство делать цветы», Москва, 1994 г.


[1] Возможно получение оборудования во временное пользование из фондов школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница"_Чебурина ИФ

Программа "Рукодельница" разработана для занятий  с детьми 1-4 классов во внеурочное время в соответствие с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Цель программ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукодельница"

Ознакомление обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления поделок из соленого теста, вязание крючком и спицами, изделия в технике "Квиллинг", "Декупаж&qu...

Программа внеурочной деятельности "Рукодельница"

Программа внеурочной деятельности по предмету технология...

"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов

Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассаж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Программа внеурочной деятельности «Петергофская школа Юного исследователя» по направлению - общекультурное для обучающихся 7 классов (количество часов – 34)

Программа разработана, как нелинейный курс: 1 раз в неделю 34 часа в образовательном учреждении, (16 часов отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреж...