Тьютор.
статья на тему

Щеблыкина Ольга Владимировна

Статья "Тьютор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor_statya_shcheblykina_o.v._microsoft_word_3.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение учебного процесса.

Щеблыкина О.В.

МБОУ Борисоглебского городского округа СОШ №10

Меняется жизнь. И, размышляя о будущем, нельзя обойти то, какими будут дети, какой будет школа, каким будет образование.  У всех сейчас на слуху модное словосочетание «педагогика индивидуализации». Что нового? Индивидуальный подход всегда был для умных учителей. И классическая педагогика, начиная с Яна Амоса Коменского, всегда говорила о том, что должен быть принцип учета возрастных и иных  особенностей.

В 21 веке ребенок не может учиться в школе, которую придумал Коменский. Произошли изменения во всем: учитель уже не единственный источник знаний, значимость школьного формального образования понизилась, появилось много новых альтернативных школе форм образования, существенно увеличился объем информации, доступной ученику.

Ситуация: ребенок ходит в школу и учит уроки, «потому что так надо» ушла в прошлое.

На современном этапе многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать ребенку и его семье, зачем он ходит в школу.

Ответить на этот вопрос не просто, есть  знания, накопленные человечеством, есть семья и ее уникальный ребенок, в отношении которого у семьи есть определенные планы.

Есть два принципа: индивидуальный подход и индивидуализация.

Это вещи разные и их не нужно путать. Индивидуальный подход – желание передать педагогом знания. Ученики разные, поэтому ищет способ, как передать и ведет не массу, а каждого индивидуально.

Индивидуализация. Можно пересмотреть саму цель. Это не то, что учитель несет одно знание для всех и как умный педагог учитывает особенности, понимая, что перед ним все дети разные. А он задается мыслью: может не всех подготавливать одинаково, к одному знанию. Стандарты есть и их не отменишь. Но возникает вопрос: можно ли подстроить программу под  ученика. Допустим,  в программе по географии нет раздела геология, но есть дети, которые этим увлекаются, значит, для них необходимо расширить программу индивидуально.

Индивидуальный подход – я учитель ищу адекватный подход к каждому, и я передаю знание. При индивидуализации – я учитель устраиваю такое сопровождение, которое позволяет реализовывать цели учеников.

В школе появляется новая педагогическая позиция – не учитель-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска личностного  индивидуального плана образования.

С 2008 года появилась новая педагогическая профессия – тьютор.

Деятельность тьютора включает три этапа:

  1. Создание избыточной среды (ситуация: чтобы был выбор, разные программы, разные педагоги).
  2. Навигация (проложить и обсудить маршрут).
  3. Масштабирование (не навязывая, переводить интересы ребенка на другой масштаб).

В основу ФГОС положены два принципа:

  1. Принцип индивидуальности.
  2. Принцип деятельности.

Принцип научности, как главный принцип в современной школе, остается.

Учебная деятельность в начальной школе: дети сами ставят задачи, сами добиваются результата. Среднее звено - проекты. Старшее звено – предпрофильная работа.

Работа тьютора заключается в создании ситуации осмысления учеником собственных образовательных потребностей и действий.

Например, желание узнать, почему тяжелый самолет летит по небу и не падает. Образовательное действие, удовлетворяющее эту потребность, может быть очень локальным и кратковременным – достаточно найти статью, понятно объясняющую принципы воздухоплавания. Но как искать! И обязательно ли статью, или, может быть, лучше знакомого летчика, или, проще, - учителя физики? А дальше? Ну, нашел, прочитал (расспросил), понял, и что, все? Ведь дальше все может быть очень по-разному: для кого-то – удовлетворенный интерес и навсегда забытый вопрос, а для кого-то – первая ступенька к профессиональному самоопределению. Или, другой вариант: человек хочет научиться играть на гитаре (стать дипломатом). Где учат, как выбрать учебное заведение, как поступить, как подготовиться к поступлению, зачем учиться, как использовать приобретенные знания? На все эти вопросы ребенок (и его семья) отвечают либо интуитивно, либо стихийно – как сложится. На все эти вопросы можно искать ответы с тьютором, который знает способ поиска ответов, и которому интересно и важно развить у своего подопечного способность к самостоятельному анализу и осмыслению собственных образовательных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Учитель-предметник - тьютор

Тьюторство подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся приобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации его дальнейших жизненных планов. ...

Сетевой тьюториал на тему "Арифметика в двоичной системе счисления"

Общение в сетиЦель урока: Развитие умений владения письменным общением, вести конструктивный диалог, работать в группе.Задачи урока:    обучающие -   научить учащихс...

Должностная инструкция тьютора

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденн...

План работы тьютора

Образовательный процесс в школе индивидуального образования организован как последовательное разворачивание трех образовательных модулей, содержание каждого из которых связано с освоением одного из ку...