"Тайны подводного мира"
план-конспект занятия на тему

Филина Ольга Николаевна

Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья, специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №9

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

НА ТЕМУ:

«ТАЙНЫ ПОДВОДНОГО МИРА»

                                                                                                    Провела:

                                                                                                          воспитатель

                                                                                                         II категории

                                                                                                         Филина О.Н

Ивановка, 2013

Цель: 

Расширение и систематизация знаний обучающихся о подводном мире его обитателях, их особенностях и разнообразии.

Задачи:

образовательные:

- расширять знания обучающихся о подводном мире и его обитателях;

- активизировать и пополнить словарный запас учащихся;

развивающие:

- развивать умственные способности, познавательную активность, внимание, логическое мышление;

- развивать творческую активность;

- корректировать восприятие, внимание путем наблюдения и сравнения;

- развивать умение работать в группе.

воспитательные:

 - воспитывать экологически грамотную личность с чувством ответственности за все живое, что нас окружает;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять её;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарная работа: Познакомить с новыми словами : рыба-зебра, рыба-удильщик. 

Оборудование:

- презентационное сопровождение занятия, выполненное в программе PowerPoint 2007;

- мультимедиа оборудование (компьютер с подключёнными колонками, мультимедийный проектор, экран);

- картонные контуры морских животных;

- шаблоны из цветной бумаги, клей, салфетки;

- бумажные кораблики;

- детские рисунки, поделки на морскую тему;

- наглядный материал: ракушки, морские звезды, фотографии и т.д.;

- плакат с морским дном для наклеивания аппликации;

- стаканчики с водой, трубочки, камушки.

Рекомендации: презентационное сопровождение используется на протяжении всего мероприятия, поэтому необходимо предпринять необходимые меры для соблюдения временных норм Сан Пин. С этой целью некоторые задания выполняются не на экране, а в ходе  групповой работы за партами с помощью раздаточного материала, а в середине занятия проводится физкультминутка.

Ход занятия

СЛАЙД - заставка

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами, ребята, на нашем мероприятии не только вспомним о животных, которых уже знаем, но и познакомимся с теми, которых никогда не видели!

СЛАЙД - земля

Ребята, обратите внимание на фотографию нашей земли!

Какой цвет вы наблюдаете больше всего? Конечно – голубой, синий.

 ¾ земного шара покрыто водой. Это океаны, моря, реки — ведь голубым, цветом на карте обозначают воду. Вода играет большую роль в жизни человека. Какую?

Ребята, скажите, кто всю жизнь проводит в воде?

Совершенно верно! Недаром говорят: «Рыбы — дети воды». Они живут и в соленой воде, и в пресной. Рыб в мире огромное количество — морские, речные, озерные, аквариумные. Известно, что первые живые существа на Земле появились именно в воде. А ещё вода является домом для множества живых организмов.

СЛАЙД – МОРСКИЕ ЖИТЕЛИ

Назовите, какие вы знаете…

Кроме рыб в морях и океанах обитают: крабы, морские звёзды, медузы, кораллы. И в данный момент в них обитают больше половины всех животных, растений и рыб.

Ребята, а сейчас вам небольшое задание! На столе лежат силуэты морских животных. Ваша задача – выбрать то животное, которое знаешь и немножко рассказать о нем! Каковы их особенности, окрас, объем и т.д.

(на столе силуэты 8 животных, после выполнения задания, детям предлагается раскрасить их в свободное время)

Сейчас мы с вами окунемся в подводный мир. Ведь тема сегодняшней нашей встречи — «Тайны подводного мира».

СЛАЙД – с названием

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.

Кругом вода,

А с питьём беда – море…

Ребята, вы все любите путешествовать?

Сейчас мы с вами отправимся в небольшое  морское путешествие, чтобы узнать получше жителей морского мира!

Что нам необходимо для того, чтобы отправиться в путешествие по воде?

Садимся в наш корабль и поплывем по морской глади, чтобы встретить тех, кого вы уже знаете!

Итак, отправляемся в морское путешествие – звенит рында!

Дети имитируют плавание на столе бумажными корабликами.

Нас ожидает небольшое решение, необходимо решить пример, чтобы открылась загадка о животном!!!

СЛАЙД – гладь морская – пример 2-1=1

Плывем на станцию номер 1

Как по морю-океану, 
Рыба-рыбища плывёт, 
И к огромному фонтану, 
Подплывать нам не даёт! 
От него волна бежит, 
Ну конечно это (кит).

СЛАЙД – кит с фонтаном

А что вы знаете о китах? 

Расскажите мне, пожалуйста!

Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Высота фонтана от 6 до 9 метров. Кит может развивать скорость до 25 км/ч.

Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком.

А самое главное, что кит может находиться и на поверхности океана и на дне морском!

СЛАЙД – кит в воде

Отправляемся дальше – звучит рында.

Решаем пример – 5-3=2

Плывем на станцию номер 2

О них давно нам всем известно —

Нет животных интересней:

Острый ум, движенья ловки

И легки для дрессировки - (дельфин)

СЛАЙД - ДЕЛЬФИН

Ребята, а что вы можете рассказать о дельфинах?

Дельфин это морское животное - млекопитающее. Он питается рыбой и дышит воздухом. Дельфины прославились как неутомимые спутники кораблей. Они долгое время могут плыть рядом с кораблями. Самые быстрые из них развивают скорость до 50 км/ч. Дельфины тоже обитают на поверхности воды, потому, что им нужен воздух!

        Легенда: Однажды пассажирское судно потерпело крушение, и оставшиеся в живых люди с ужасом увидели, как их окружает стая акул. Но вот из открытого моря стремительно примчалась стая дельфинов. Они разогнали акул и помогли держаться на воде ослабевшим людям, пока не подоспела помощь.

Отправляемся дальше – звучит рынды.

СЛАЙД – пример 1+2=3

Плывем на станцию номер 3

Посреди морских глубин

Проплывает рыба-блин,

Электрический разряд

Носит в теле рыба – (скат).

СЛАЙД – скаты

А что мы знаем о скате?

Скаты, являются одними из самых древних рыб. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счет движений плавников, напоминая при этом бабочек. Их так и называют - водоплавающая бабочка!

СЛАЙД

Размер скатов от нескольких сантиметров до 2,5 метров, а размах «крыльев» некоторых скатов может составлять более 2-х метров. Самый крупный скат – Манта. Его длина достигает 5 метров. И в простонародье называют – морской кот, который наделен специальным мышечным органом, который накапливает электрический разряд и парализует добычу.

СЛАЙД – спина ската

 Глаза ската и дыхательные отверстия на спине. Скат также как и кит, и дельфин может всплывать на поверхность моря.

Отправляемся дальше – звучит рынды.

СЛАЙД –2+2=4

Плывем на станцию номер 4

Это что за страшный хищник,

В океане грозно рыщет?

Пасть с зубами распахнула.

Берегись, плывёт – (акула)

СЛАЙД – акулы

Почему акула опасна для людей?

Акулы отличаются друг от друга не только размерами, но и строением тела. У более мелких видов акул, челюсть не большая, и они не могут сильно широко раскрывать пасть. Такие акулы очень ловко и быстро научились разрывать не части свои жертвы.

Обратите внимание на фотографии.

СЛАЙД - челюсти

Акула достигает в длину 18 метров. Доживают до сорока-пятидесяти лет. Зубы акулы изогнуты в виде крючков, напоминающих якоря. А ещё есть выражение – зубы в три ряда как у акулы!

Как вы думаете? На кого охотятся акулы?

Ребята, мы с вами увидели животных, которые могут всплывать на поверхность воды, и доступны человеческому глазу. А ведь есть ещё много животных, которых мы просто так не увидим, они живут глубоко в воде, а некоторые и на самом дне.

Что же нам делать? Что нам необходимо, для того чтобы попасть в самые глубины морского пространства?

Какие приспособления придумал и смастерил человек для этого?

Акваланг устройство для дыхания человека под водой, его создал знаменитый исследователь морских глубин Жак Иф Кусто в 1943 году.

А человек, который погружается в воду, называется аквалангист!

СЛАЙД – акваланг

А какие звуки издает акваланг, когда погружается в воду?

Правильно, вода булькает! У нас с вами не аквалангов, но мы с легкостью озвучим погружение в воду с помощью трубочек и стаканчиков с водой!

СЛАЙД - аквалангист

ФИЗМИНУТКА

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!

То поднимут волны в море

Волны в стороны идут

А мы, личико умоем

Глазоньки свои закроем

Чтобы нас ни кто не видел

Погружаемся на дно!!!

СЛАЙД – пузырьки в воде

Погружаемся в воду! – дети трубочками дуют в воду, пускают пузыри

Стаканчики с водой на дне камушки, трубочки

Ой, а кто это плывет к нам на встречу?  Он нас немножко испугался, и  выпустил черное облако. Таким способом  отпугивает нас!

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног – 
Вот и весь я - … (осьминог).
   

СЛАЙД – Осьминог

А что ребята знают о осьминогах?

Осьминог имеет три сердца и его кровь светло-голубого цвета.

Осьминоги полностью глухие. Он может отделить от себя любую из своих конечностей для того чтобы отвлечь внимание хищника, а сам в это время дать дёру что есть мочи. Не переживайте! Через время потерянная конечность отрастет, и ничто не будет напоминать об утрате.

От страха осьминоги становятся почти белого цвета. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.

СЛАЙД – с присосками

При попытке скрыться от нападающего осьминог выбрасывает ему в глаза облако чернил, пока дезориентированный хищник сидит в полном шоке, осьминог благополучно уплывает. Осьминоги обладают прекрасным интеллектом, они могут откупоривать бутылки для того чтобы извлечь оттуда лакомство.

Самка осьминога дает потомство всего раз в жизни. При этом она находит укромное место и откладывает около 60 тысяч икринок. В течении 3х месяцев она не охотится и ничего не ест, её главная задача — сохранить потомство. Заботливая мать не охотится целых 3 месяца и зачастую не может отбиваться от голодных рыбешек, которые с жадностью отрывают от обессилившей самки щупальца.

бумажный осьминог – демонстрация ядовитого осьминога.

А существуют еще и ядовитые осьминоги – размером с мяч для лапты

и весом всего 100 грам. Уже через 5 минут после укуса человек не может глотать, а уже через полтора часа наступает смерть от удушья.

Погружаемся дальше – дуют в трубочки

СЛАЙД – Надпись - Дюгонь

Ребята, давайте познакомимся с тем, кого мы еще не знаем!

Кто-нибудь из вас, слышал такое название животного – Дюгонь?

Кто это?

СЛАЙД – фото

Посмотрите, какая она интересная!

Как вы думаете – она хищная?

Дюгонь – морская корова! Это очень мирное животное. Питается морскими водорослями и травой, отсюда и название! Длина её тела достигает 4 метров и весит 600 кг. В случае опасности, дюгонь может разогнаться до 18 км/ч. За день она съедает до 40 кг растительности.

Погружаемся дальше – дуют в трубочки

Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.

Панцирь, клешни, 5 пар ног

Красный цвет ему едет! (краб)

СЛАЙД – краб

 По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна - хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Санитары дна морского!

Посмотрите внимательно на этих двух крабов, какие они интересные!

СЛАЙД – донный краб (20 сек.)

СЛАЙД – донный краб

Погружаемся дальше – дуют в трубочки

Что за дивная лошадка? 
Очень странные повадки: 
Конь не сеет и не пашет, 
Под водой с рыбешкой пляшет. 
Назови его, дружок. 
Рыбок друг ...(морской конёк). 

СЛАЙД – МОРСКОЙ КОНЕК

Это рыба со своеобразной формой тела, напоминает шахматную фигуру коня, цепким хвостом. Длина рыбы достигает 20 сантиметров. Может менять окраску. Плавает морской конек за счет маленьких плавничков и хвоста. Закрученный хвостик резко выпрямляется, и конек начинает как-бы скакать, отталкиваясь от воды. Питается он мальками, микроорганизмами  и мелкими планктонами.

СЛАЙД – маскировка

Ребята, обратите внимание, как могут маскироваться маленькие морские коньки!

А сейчас, минуточку внимания. Посмотрите внимательно видео и узнаете о новой рыбке, которую вы никогда не видели!

Просмотр видео – рыба-мандарин

Правда, интересное животное – необычная рыбка?

Творческая  работа –

Ребята, у вас на столах лежат шаблоны для аппликации. У каждого разное морское животное. Ваша задача, правильно приклеить детали, чтобы получился симпатичный, красивый обитатель морской фауны!

СЛАЙД - Во время работы детей, звучит музыка…

Выполненные работы приклеиваются на плакат с изображенным морем…

СЛАЙД – морские раковины

Заключительная часть

А теперь небольшая разминка!!!

— Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

— Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

— Кого называют грозой морей? (Акулу)

— Как называется река со стеклянными берегами, которая никуда не течет? (Аквариум)

— Из чего выклёвываются крошечные рыбки? (Из икры, каждая икринка — это яйцо рыбы.)

— «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

Расскажите мне,  пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?

Рассказы детей

Посмотрите, что у меня в руках? – морская раковина!

Или как мы еще говорим – ракушка!

А кто живет в этих ракушках? – моллюски.

СЛАЙД – брюхоногий моллюск

О моллюсках, мидиях и кто такой рак-отшельник, мы узнаем и поговорим о них на следующем занятии.

А вот эти ракушки – символы морских глубин, которые вы приготовили, давайте подарим нашим дорогим гостям!

Дети дарят ракушки…

И напоследок, ребята, хочу вам показать, каких морских животных мы ещё с вами будем изучать в течение учебного года!

СЛАЙДЫ с надписями названий животных

Все молодцы! Теперь давайте поднимемся со дна морского на наш корабль и поплывем домой!

Дуют в трубочки, садятся на корабль (причал общий в конце стола) звучит рында и музыка.

Спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии. Ребята, не забудьте раскрасить на досуге своих морских животных!

 До новых встреч!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по подводному миру. Морские и речные рыбы»

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ЗПРЦель: развитие лексико-грамматического строя речиЗадачи:Коррекционно-образовательные: Закрепление представле­ний о ...

"Тайны подводного мира"

Для 1 - 3 класас коррекционной школы. Презентация и видеоролики превышают доступный лимит, пишите на электронную почту, кому нужно! Короткие видеоролики можно использовать для дополнительной, новой ин...

Они раскрывали тайны античного мира.

В статье дана информация о петербургских аристократах - владельцах античных коллекций, ученых-антиковедах, о почетном гражданине Санкт-Петербурга, положившем начало микенской археологии. О том, как ...

Урок 2 класс Постройки и реальность. Обитатели подводного мира

Урок изобразительного искусства для 2 классов в форме урока-путешествие...

Рисование подводного мира на основе концентрического круга

Нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей. Расширение и углубление геометрических представлений  учащихся об изученных понятиях: «окружность», «круг», «овал» «центр окружности (к...

Викторина "Загадки подводного мира"

Викторина "Загадки подводного мира" разработана для детей 7 - 8 классов для углубления знаний о водных обитателях естественных и искусственных экосистем рек, морей. океанов, аквариумов и акв...

Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе "Обитатели подводного мира"

Конспект ООД в средней группепо окружающему миру«Обитатели морей и океанов» Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:Образователь...