Реализация творческих возможностей учащихся через внеурочную деятельность
статья на тему

В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Реализация творческих возможностей учащихся

через внеурочную деятельность

Сибгатуллина Ирина Петровна

Учитель изобразительного искусства и технологии

МБОУ «Кубасская средняя общеобразовательная школа»

        В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления.

       Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

       Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

       Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

      Традиционное обучение содержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детально описанными результатами.

       В связи с вышеизложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.

       В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. 

       Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов. На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» .

       В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

       На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.  Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» .

       Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

       Актуальность поднятой проблемы  вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

      В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей школьного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

      Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и нетрадиционном рисованием.

      Кружок по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей. Сегодня есть выбор вариантов художественного  образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях  образовательных учреждений.

     Я в своей работе сделала ударение на дополнительное образование и организовала кружок художественного творчества  «Мир фантазий»

Работа кружка строится на использовании нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей учащихся.

      Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями школьников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в среднем школьном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

      Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз учитель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

       Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами , за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

      Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

       Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

       Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Во время разработки программы кружка дополнительного образования учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Использованием нетрадиционных техник  способствует снятию детских страхов, а так же: развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности; развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эмоциональное и эстетическое удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности начального общего образования

Презентация  реализации требований ФГОС во внеурочной деятельности начального общего образования в МБОУ "СОШ №55" г Кемерово...

Особенности реализации творческих возможностей вокалистов школьного возраста.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию тво...

Особенности реализации творческих возможностей вокалистов школьного возраста.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию тво...

Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...

Методическая разработка "Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности"

В данной разработке представлены материалы, доказывающие, что проектную деятельность можно и нужно совмещать с курсами внеурочной деятельности....

Использование музыкально-педагогических методов в реализации творческих возможностей учащихся.

Все многообразие музыкально-педагогических методов направлено на развитие внутреннего мира ребенка, его эмоционально-чувственной сферы, на раскрытие творческого потенциала и его развитие, разви...

Развитие речи, мелкой моторики и творческих возможностей через изобразительную деятельность.

Развитие мелкой моторики и творческих возможностей через изобразительную деятельность....