Обобщение опыта работы
методическая разработка по теме

Гуровских Ольга Михайловна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  ООШ  Д. САВИНОВО

УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Обобщение опыта работы:

«ВНЕКЛАССНАЯ   РАБОТА   ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ»

                                                                                         

                                                                             ВЫПОЛНИЛА:

                                                                             УЧИТЕЛЬРУССКОГО ЯЗЫКА

                                              И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                  ГУРОВСКИХ О. М.

                                                               ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ.  

                                                         СТАЖ РАБОТЫ 20 ЛЕТ              

                                            КАТЕГОРИЯ 1.

Савиново,

2011 год.

ПЛАН.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
  2. ПРОБЛЕМНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ.
  3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
  4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.
  5. ВИДЫ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.
  6. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ.
  7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ.
  8. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

     Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят пред школой. «Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись, без знания родного языка обойтись нельзя: это знание - свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности»,- писал известный русский педагог И.И.Срезневский.

   И действительно, без овладения языком невозможна никакая познавательная деятельность, т. к. язык неразрывно связан  с мышлением. Не зря говорится, что «вначале аз да буки, а потом другие науки». Известный физиолог И. М. Сеченов отмечал, что «главными определителями умственного богатства становятся те умственные процессы, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить и писать».

   Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий и свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. И поэтому, как считает Бунаков Н.Ф., «Школа должна придавать родному языку значение центрального предмета, вносящего в ее учебно- воспитательное дело живое начало, чтобы каждый урок ее, независимо от содержания, непременно был уроком родного языка».

   Перед учителем – словесником встает извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и вниманием, чтобы шел на уроки русского языка с радостью и желанием открывать в этой сложной науке что-то новое и неизведанное, а самое главное, чтобы из школы вышел грамотный человек, умеющий не только читать и писать без ошибок, но правильно и логично излагать свои мысли, умеющий эмоционально говорить, обладающий большим словарным запасом. Конечно, все эти вопросы должны решаться на уроках русского языка, но нельзя забывать и про такой вид деятельности, как внеклассная работа по предмету. Еще Н.К. Крупская придавала этой работе большое значение. Она говорила, что «внеклассные занятия способствуют развитию самостоятельности, целеустремленности, здесь развиваются лучшие силы ребенка».

   Заслуженный учитель школы РСФСР Горская Г.И. пишет, что «проведение внеклассных мероприятий как никакой другой вид работы дает навыки выработки культуры речи, навыки публичного выступления». А преподаватель Благовещенского пединститута Попова - Шенкевич Н.П. считает, что «внеклассная работа по русскому языку, в частности кружки юных лингвистов, помогают приобщать учащихся к научно- исследовательской работе, к научному поиску, пусть еще пока не совсем самостоятельному».

   В последние годы в практику учителей все шире внедряются элементы развивающего обучения. Автор книги «Развивающее обучение  русскому языку» Власенков А.И. также отмечает немаловажное значение внеклассных занятий, он пишет: «Большими развивающими возможностями располагают внеклассные занятия и факультативы по русскому языку. Органическая связь между уроками  русского языка, с одной стороны, и кружковыми, факультативными занятиями, организацией вечеров выставок, внеклассным чтением, подготовкой устных выступлений на собраниях и сборах- с другой. Выпуск стенгазеты, рукописного журнала, проведение вечеров служат задачам умственного и речевого развития, являются мощным средством воспитания».

   Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой  частью всей работы учителя- словесника.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАНЫЙ АНАЛИЗ.

Воспитание любви к русскому языку- серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»(К.Г.Паустовский).

Русский язык – один из самых сильных и богатых языков мира. Но сегодня имеется ряд проблем, без успешного разрешения которых русскому языку грозит вымирание. Ни для кого не  секрет, что русский язык заметно изменился, даже по сравнению с 70-80 –ми годами. Он сильно замусоривается жаргонизмами, газеты, журналы, дикторы радио и телевидения перестали быть эталоном языка. Повсеместно используются иностранные слова, хотя в русском языке имеются свои названия многим предметам и явлениям, подростки и молодежь вкладывают новые значения в уже известные слова и нам бывает порой трудно их понять.

   Кроме того, русский язык как учебный предмет - один из самых трудных в школьном курсе дисциплин. И в то же время очень важный и необходимый для каждого выпускника школы, так как многие ребята сдают его в качестве вступительного экзамена при поступлении в различные учебные заведения. Поэтому передо мной как учителем – словесником стоит проблема не только раскрыть богатство русской речи, выработать у детей привычку обращать внимание на свою речь, умение наблюдать и анализировать языковые явления, воспитывать ответственное отношение к слову, культуру речи, но и выпустить из стен школы грамотного выпускника.

   Все эти задачи в первую очередь решаются на уроке, как основной форме учебно- воспитательной работы. Но на протяжении ряда лет я прибегаю к такой форме, как внеклассная робота по предмету. На таких занятиях есть большие возможности для раскрытия всего богатства русской речи, приобщения детей к сокровищницам русского слова, воспитания и уважения к родному языку, интереса к его изучению. И все это проводится на интересном и занимательном материале. Исходя из опыта своей работы, я убедилась, что внеклассная работа оказывает благотворное влияние на развитие речи учащихся,  обогащает их словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи.

Актуальность внеклассной работы по русскому языку в школе.

         Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий и свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на  свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи.

         Особенно актуально эти вопросы ставятся сейчас, когда над русским языком нависла реальная угроза.

По мнению Владимира Ронина, преподавателя русского языка в институте имени Леонардо Лессия в городе Антверпен в Бельгии, в Европе да и во всем мире сейчас происходит стремительное падение интереса к русскому языку. На факультеты, где преподается русский язык, поступает гораздо меньше студентов, чем это было несколько лет назад, а к концу обучения их остается еще меньше.

В республиках бывшего Советского Союза также выражена  явная враждебность по отношению к русскому языку. В Прибалтике сокращается количество школ, где ведется преподавание на русском языке. В грузинских вузах русский язык имеет статус иностранного.

         На Украине лишь 1700 школах преподавание ведется на русском языке   (всего школ 17000).Более лояльное отношение наблюдается лишь в Киргизии и Белоруссии.

         Кроме того, имеется еще ряд проблем, без успешного решения которых русскому языку грозит вымирание. Это снижение уровня преподавания русского языка и литературы в школах, язык замусоривается жаргонизмами, книги, газеты и журналы, дикторы радио и телевидения перестали быть эталоном языка. Именно поэтому перед учителем- филологом стоит задача воспитания интереса к русскому языку, формирование языковой культуры учащихся, формирования у них элементарных понятий о законах языка, истории его развития, ознакомление учащихся с богатством выразительный средств, углубление знаний, полученных на уроках русского языка. Всему этому  может способствовать внеклассная работа по русскому языку, которая является неотъемлемой  частью всей  учебно- воспитательной работы школы и подчинена общим целям и задачам образования и воспитания учащихся.

         За последние годы внеклассная работа по русскому языку значительно оживилась, И я в своей работе уделяю ей большое внимание. Почему?

Прежде всего потому, что внеклассная работа по русскому языку оказывает благотворное влияние на развитие речи учащихся, обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Знание русского языка способствует лучшему усвоению других учебных предметов, является фундаментом общего образования учащихся. Без овладения языком невозможна никакая познавательная деятельность, так как язык неразрывно связан с мышлением. Не зря говорится, что «вначале аз да буки, а потом другие науки».

Специфические особенности внеклассной работы по русскому языку.

     Внеклассные занятия – это не уроки и не дополнительные занятия по предмету.  Если урок -  это основная форма учебно-воспитательной работы, а дополнительные занятия устраиваются для помощи отстающим учащимся, то внеклассные занятия  необязательны, они организуются  только для  желающих и интересующихся вопросами языка. Хотя и на них учащиеся получают новые языковые знания, работают над культурой речи.

       Внеклассная работа по русскому языку имеет свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы, свои определенные цели и задачи.

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку.

        Внеклассная работа по русскому языку преследует следующие цели: привить любовь к русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету. Указанными целями определяются задачи внеклассной работы, а именно:

  • расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках,
  • научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями,
  • добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания,
  • развить творческие способности учащихся.

Успех решения этих задач во многом зависит от умения правильно организовать внеурочные занятия с детьми.

Основные принципы организации внеклассной работы.

      Внеклассная работа по языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности и индивидуального подхода. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий. Помимо общедидактических принципов внеурочная работа имеет свои принципы, обеспечивающие и гарантирующие успешную организацию внеклассных мероприятий: принцип добровольности, и принцип равного права как сильных, так и слабых учеников на участие в любом внеклассном мероприятии.

       Основным следует считать принцип добровольности. В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, в различных внеклассных мероприятиях учащиеся принимают участие не ради отметок, а из желания познать непознанное. Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Следовательно, участвовать в  одном  мероприятии  или заниматься  в одном кружке могут школьники разной успеваемости, разных интересов: интересующиеся языком – сильные по данному предмету учащиеся, стремящиеся восполнить пробелы в знаниях – слабые ученики. Отсюда вытекает второй принцип – равного участия как сильных, так и слабых учеников в любом внеклассном  мероприятии.

       Из общедидактических принципов наибольшую значимость для проведения внеклассных занятий имеет принцип индивидуального подхода принцип индивидуального подхода, так как внеклассные занятия в отличие от уроков имеют больше условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся и способствует удовлетворению личных запросов детей.

        Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Например, чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений, успех в учебе. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы задания давались с учетом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то, и другое ведет к потере интереса.

        Принцип индивидуального подхода  к каждому ученику способствует тому, что внеклассная работа становиться своеобразной формой воспитывающего обучения. Именно благодаря ему, внеклассная работа может превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

       При проведении внеклассной работы следует помнить и о принципе систематичности.  Речь идет не только систематически проводимой  в течение  всего года внеклассной работе, но, главным образом, в содержании внеклассной работы. Отобранный материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке. Система должна быть разумной, гибкой, вытекающей из содержания предмета. Нельзя забывать о глубине знаний и давать обрывочный материал. Он не принесет пользы.

        Внеклассные занятия могут дополнять сведения, полученные на уроках, но принцип взаимосвязи уроков и внеклассных занятий не должен приводить к подмене уроков.

         Творчески работающие учителя активно привносят во внеклассную работу элементы развивающего обучения, а именно:

  • умение подбирать материал,
  • составлять по нему доклад,
  • привитие навыков публичного выступления,
  • умение пользоваться различными словарями-справочниками.

Именно внеклассные занятия при умелом индивидуальном подходе предоставляют учителю неограниченные возможности для осуществления этих задач. Кроме того, внеклассные занятия развивают творческие способности учащихся. Составить грамматическую загадку или шараду, написать небольшое   сочинение на грамматическую тему и другое.

       Активность учащихся во внеклассной работе находиться в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях.    Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем   живо, эмоционально, с использованием занимательных и игровых материалов.

       ”В детском возрасте игра – это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело ” -  писал Макаренко. На внеклассном занятии учитель может организовать грамматические игры, развивающие творческие способности детей – составить шарады, кроссворды, басни и другое.

         Принцип занимательности – важный принцип во внеклассной работе, но занимательность – не развлекательность. И сводить все только к играм и занимательным заданиям нельзя.

         И еще один специфический принцип должен присутствовать на внеклассных занятиях – развитие речи детей, особенно устной.

          В отличие от уроков, на внеклассных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят. Они готовят устные сообщения, проводят беседы, выступают с докладами, упражняются в выразительном чтении стихов. Умение выступить на занятиях, вечере, сделать небольшое сообщение и так далее имеет большое значение для всей последующей жизни ребенка, и школа должна научить ребят таким умениям. Внеклассные занятия располагают в этом плане большими возможностями, чем уроки. Развитие устной речи на внеклассных занятиях – это и повышение культуры устных ответов (точность, выразительность, связность) и реализация принципа укрепления связи обучения с жизнью.

Виды и формы внеклассной работы.

Виды внеклассной работы по русскому языку очень многообразны. Это

  •   лингвистические кружки
  • общества любителей словесности
  • утренники
  • вечера экскурсии
  • лингвистические КВН
  • олимпиады
  • тематические конференции
  • конкурсы
  • выпуск тематических стенгазет, устных журналов и другое.

Одни виды внеклассной работы постоянно действующие (работающие  в течение всего года), другие – эпизодические. Они не исключают друг друга. Наоборот, широкое многообразие различных видов внеклассной работы предполагает их гармоничное сочетание.

        По своей форме внеклассные занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

         К постоянно действующим относятся групповые внеклассные  мероприятия – различные лингвистические кружки, общества (клубы); к эпизодическим – массовые сборы (утренники, вечера, олимпиады, конкурсы, экскурсии); к индивидуальным – консультации.

         Внеклассная работа может проводиться с учащимися одного или параллельных классов, с учащимися двух близких по возрасту классов (V и VI, VI и VII и т.д.), с учащимися разных классов и, следовательно, разных по возрасту и знаниям детей.

        Кружок – это основной, наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает 20 человек. Самый распространенный кружок с широким названием ”Кружок русского языка”. Но в последнее время в зависимости от избранной тематики кружкам стали давать конкретные наименования, например: ”Кружок занимательной грамматики”, ”Кружок культуры речи”, ”Кружок юных корреспондентов” и др.

       Главное различие их состоит в том, что в каждом кружке изучаются определенные вопросы. Но цели и задачи у них едины – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к русскому языку, вызвать интерес к его изучению.

      Наряду с кружками  к постоянно действующим видам внеклассной работы относятся общества любителей русского языка  или клубы любителей русского языка. Это   также вид групповой внеклассной работы, но от кружка он отличается тем, что имеет более сложное организационное построение и разнородный состав учащихся, так как членами общества могут быть ученики разных классов. Общество имеет Устав, вырабатываемый самими учащимися, коллективный руководящий орган (правление). Оно разделено на секции. Организация секций происходит по интересующим учащихся проблемам. Так, например, одних учащихся интересует происхождение слов, они идут в секцию этимологии, других – грамматические задачи и игры, они идут в секцию занимательной грамматики и так далее.

        Общество, как правило, выпускает журнал или газету, где освещает все вопросы своей деятельности.

        Различные эпизодические мероприятия – утренники, вечера, КВН, олимпиады, конкурсы – могут быть как естественным продолжением и завершением кружковой работы, так и специально подготовленными.

        Утренники и вечера часто посвящаются вопросам культуры речи. Это могут быть и тематические мероприятия, например, вечер ”Почему мы так говорим?”, вечер занимательной грамматики и прочее.  

        Проведение вечеров, как никакой другой вид работы, способствует выработке навыков культуры речи. Особенно большую роль играют вечера для развития правильного произношения, а также навыков публичных выступлений. Именно на эту сторону работы необходимо обращать внимание при подготовке вечеров и утренников.

        Если вечер русского языка часто является средством пропаганды, привлечения внимания всех учащихся к русскому языку, то олимпиада служит для вовлечения учащихся в активную работу.

        Олимпиада – это своеобразное соревнование в знаниях, итог предварительной работы учеников как на уроке, так и вне его. Олимпиады могут быть классными, школьными, районными, областными и республиканскими. Для проведения олимпиады избирается жюри, которое оценивает и письменные работы, и устные ответы учащихся.

        Подобно олимпиадам, массовый характер носят также различные конкурсы. Это могут быть конкурсы на самый грамотный диктант (для каждого класса дается свой текст несколько повышенной трудности), лучшую стенную газету, рукописный журнал лучшее чтение стихов о русском языке,  лучшую тетрадь по русскому языку (учитывается грамотность и опрятность) и так далее.

       В связи с тенденцией привлекать к участию во внеклассной работе как можно учащихся широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как День русского языка или Неделя русского языка. День (или Неделя) проводятся как заранее подготовленный праздник. Пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание таких мероприятий весьма разнообразно: различные беседы, конкурсы, олимпиады, вечера, утренники, интеллектуальные игры, наличие наглядности – интересного занимательного и познавательного материала.

Что я использую в своей работе.

          Большая роль в правильной организации внеклассной работы отводится кабинету русского языка и литературы. Такой кабинет позволяет сконцентрировать в одном месте материалы из опыта работы учителей- словесников, методическую литературу, накапливать наглядные пособия. В кабинете проводятся внеклассные мероприятия. В нашей школе работе кабинетов уделяется огромное значение. Раз в четверть проводится смотр кабинетов, выявляется лучший кабинет. Кабинет русского языка, как и другие кабинеты, имеет паспорт кабинета, где собраны сведения о наличии методической, справочной, художественной литературы, дидактических пособий, а также включает в себя план работы кабинета на текущий год.

          В кабинете оформлены различные стенды, на которых периодически меняется информация. В частности, имеется стенд «Пиши правильно», где вывешиваются слова, написание которых необходимо запоминать. Для более успешной подготовки к словарным диктантам, имеется уголок «Готовимся к словарному диктанту», здесь заранее вывешиваются словарные слова по определенной теме для каждого класса. В «Уголке Русского языка» имеются различные тематические подборки: «Интересно знать», «Что в имени тебе моем», «В гостях у слова», «Соблюдай орфографический режим», а также различные задания на сообразительность: ребусы, шарады, викторины, кроссворды. (См. «Приложение»)

    В текущем учебном году в кабинете  оформлен новый уголок : «Готовимся к централизованному тестированию и ЭГЭ по русскому языку». Здесь представлены материалы для подготовки учащихся к этим, пока еще новым видам аттестации. Во время перемен и в послеурочное время  учащиеся могут позаниматься с представленными материалами, тем более, что интерес у них есть. В прошлом учебном году учащиеся 11 класса уже принимали участия в централизованном тестировании, результаты которого были использованы для поступления в учебные заведения . Есть желающие и в этом году.

            В течение нескольких лет школа принимает участие в игре «Русский медвежонок». При подготовке к игре используются материалы предыдущих лет, что тоже оформляется на стенде. Учащиеся школы, а особенно ребята из 4-7 классов, с удовольствием принимают участие в игре. Высоких результатов мы не достигаем, но занимали призовые места в разрезе районе.

         В декабре месяце в школе проводится олимпиада по русскому языку для учащихся с 5 по 11 класс. Это является подготовкой к районной олимпиаде, в которой мы стараемся принимать участие каждый год. Для подготовки к олимпиаде готовится материал на стенд «Готовимся к олимпиаде», где ребятам предлагаются различные задания, основанные не только на знании теории, но и на логическое мышление, на проявление эрудиции.

            Для развития интереса к русскому языку я практикую в своей работе нестандартные уроки, которые проходят в форме таких игр, как «Морской бой», «Счастливый случай» и др. Кроме того, последний урок в четверти в 5-8 классах я обычно провожу в форме игры, ребятам предлагаются различные кроссворды, занимательные задачи на смекалку, ребусы. Конечно, все это дается с учетом того материала, который изучался в течение учебной четверти. Дети с удовольствием участвуют в таких уроках, здесь они могут проявить и эрудицию, и знание учебного материала, появляется элемент соревновательности, и всегда с таких уроков дети уходят с радостным настроением, даже те, кто получил за четверть удовлетворительные оценки.

     В своей практике я применяю и такую форму работы, как Кружок русского языка. Для учащихся 10-11 классов в течение двух лет проводился кружок «Трудные случаи орфографии». Он был создан с целью расширения знаний детей по орфографии, ознакомления с наиболее трудными случаями написания тех  орфограмм, которые выходят за рамки школьной программы и освещаются в ней недостаточно подробно. Одной из целей работы кружка является и подготовка учащихся к сдаче вступительных экзаменов в различные учебные заведения. Кружок был основан с учетом интересов детей, так как большинство выпускников школы  сдает русский язык в качестве вступительного экзамена.

          Большой простор для использования различный форм и видов внеклассной работы дает Неделя русского языка. Такую форму периодически проводим в нашей школе. Проведению недели предшествует большая подготовительная работа. Заранее обговаривается план проведения недели, вывешивается объявление, где ребята информируются о том, где, когда и как будут проходить мероприятия. Обязательно оформляется стенд, на котором представлен занимательный и познавательный материал, шарады, викторины и т.д. Детям предлагается отвечать на вопросы, решать кроссворды. Самые активные участники награждаются, выявляется «Знаток русского языка».

          Мероприятиями, связанными с проведением недели, по возможности охватываются все классы, включая начальную школу. Обычно в 1-4 классах проводится «Час занимательной грамматики». Такие мероприятия приносят пользу и детям, и мне как учителю, т.к. есть возможность познакомиться с детьми, которые вскоре придут в 5 класс, проверить их знания по русскому языку. Мероприятия в среднем звене также я стараюсь проводить в форме игр.

«Счастливый случай», «Умники и умницы», лингвистические КВНы, конкурсы очень привлекают детей. Завершается Неделя общешкольным вечером, где подводятся итоги Недели, награждаются победители и проводится мероприятие, например  вечер «Люби, цени и знай русский язык», праздник «Слово о словах», игра «Брейн-ринг», конкурс «Знатоки русского языка». (см. «Приложение»).

                                                                                                                                                                                                                                           

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, на окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Поэтому передо мной стоит проблема, подать детям знания в такой форме, чтобы они могли побудить их самих к подобным находкам и открытиям. Вот для этого я и использую некоторые виды и формы внеклассной работы по русскому языку.

КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Большую роль в организации работы учителя играет правильно налаженная работа предметного кабинета. Такой кабинет позволяет сконцентрировать в одном месте материалы из опыта работы учителей- словесников, методическую литературу, накапливать наглядные материалы. В кабинете проводятся внеклассные мероприятия.

    Кабинет русского языка, которым я заведую, имеет паспорт кабинета, где собраны сведения о наличии методической, справочной, художественной литературы, дидактического материала, пособий, плакатов, а также включает в себя план работы кабинета на текущий год. Для организации помощи учителю- предметнику создан Совет кабинета, в состав которого входят ребята- активисты 7-10 классов. Эти учащиеся, которых можно привлечь к оформлению стендов, поиску, сбору занимательного материала, составлению викторин, шарад, кроссвордов. В текущем году силами членов Совета были отремонтированы книги, находящиеся в кабинете, оказывалась помощь в оформлении русскому языку.

   Для воспитания интереса и любви к русской речи, а также для оказания помощи в усвоении текущего учебного материала, в кабинете оформляются постоянно действующие  и сменные стенды. Например, «Пиши правильно» и «Словарь корней» для учащихся 5 классов. Здесь помещаются словарные слова, написание которых необходимо запоминать. Для учащихся 7-9 классов действует стенд «Готовимся к словарному диктанту», где вывешиваются словарные слова по той теме, которая изучается в данный момент. У ребят есть возможность поработать с этими словами во время перемен и после уроков. Это приносить свои плоды. Контрольные словарные диктанты по теме большинство ребят пишет на хорошие и отличные оценки.

   Большой популярностью у ребят среднего звена пользуется рубрика «Ученье с увлечением». В этом разделе помещаются те или иные орфографические правила, но изложенные в шуточной стихотворной форме. Например:

Страна без частицы   НЕ.

Побывал я недавно в стране, где исчезла частица Не.

Посмотрел я вокруг с доумением, что за лепое положение?

Но кругом было тихо- тихо, и во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки.

И погода стояла настная, и гуляла собака счастная

И виляя хвостом уклюже пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки, чинным шагом шли доучки

И навстречу всем утром рано улыбалась царевна Смеяна.

  Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы Не.

 Такие стихи помогают лучше запоминать правила и усваивать те или иные написания. Особенно эффективно использовать такие формы работы с учащимися 5-6 классов. Они с удовольствием запоминают стихи, в которых заложены сложные для них правила орфографии. Например:

Не забудьте, что приставки

Из, раз, воз, низ, через, без

Перед согласными глухими

 Быстро сменят З на С.

Но обрати внимание на

Здесь, здоровье, здание

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить..

     Привлекают внимание детей и такие рубрики, как «В гостях у слова». Здесь они могут найти этимологию известных слов, узнать много новых слов и понятий. Например:

В ГОСТЯХ У СЛОВА.

Есть на Земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись одно без другого. Они и живут – то на одной территории и все у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных- ФАУНА и царство растений- ФЛОРА .Мы также живем вместе с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, а главное- стараться узнать о них как можно больше. Например, секрет их названия. Докопаться до истоков того или иного названия зачастую непросто. Мы расскажем лишь о некоторых из них.

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ.

ВОРОБЕЙ.

Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей»- это просто- напросто «вора бей».А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе слова вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то получил воробей свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах и заборах.

КЛЕСТ.

Внешность птицы тоже может послужить основанием для ее названия. Таков клест. Слово произошло от старинного  русского слова клестить, что значит «сжимать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест- накрест, он как будто сжат, сдавлен.

ЛИСА- ПАТРИКЕЕВНА.

Лиса образована от слова лис-. До сих пор кое- где у нас бытует выражение лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя назвали за желтую шерсть. А откуда старинное отчество Патрикеевна? Патрикей- имя старинное, происходит от латинского патриций , то есть аристократ. Но в старину Ц на Руси произносилось как К. Вот и получилось – Паирикей. Имя это давали только детям княжеского рода. А лиса-то тут при чем?

    Давным– давно жил – был новгородский князь Патрикей Нарутмович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным «хитрецу». И хитрая, умная лиса полцчила отчество Патрикеевна.

В МИРЕ РАСТЕНИЙ.

БЕРЕЗА.

Название это дерево получило по цвету коры. У  древних славян существовало слово бер, означающий «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от бер и образовалось сначала берза, а потом береза. Хотя мы и считаем березу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, не только белизну, но и блеск.

ОДУВАНЧИК.

Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

Конечно же, это одуванчик. Этимология у него совсем прозрачная. Подует ли ветром или кто специально этделает, разлетятся всюду семена- парашютики.

ЛОПУХ.

Лопух, лопата. Трудно представить себе, что эти слова- родственники. Ну что может быть общего у лопаты с лопухом?

  Древний корень лоп- обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями) и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Теперь становится понятным и словечко лопоухий, т. е. человек с большими ушами. Но все же так дразниться не советуем, это не прилично.

АСТРА.

Астра- греческое слово означает «звезда». Посмотрите на цветок

астры - его лепестки действительно похожи на лучи звезды.

Большой популярностью у ребят пользуется  занимательный материал: шарады, викторины, кроссворды, логогрифы, анаграммы, метаграммы и т.д. В свободное время дети любят постоять у стенда, проявить свою смекалку, сообразительность и, конечно же, знания по русскому языку, без которых невозможно ответить на вопросы, пусть порой и шуточные. Если вопросы вызывают затруднения, дети обращаются к учителю, я советую им обратиться к справочникам, словарям или другим источникам. Это также благотворно отражается на учебе, так как дети привыкают самостоятельно добывать информацию, пользовать справочными изданиями. Некоторые ребята пытаются сами составлять подобные вопросы, они также используются для работы.

(См. «Приложение»).

Задача учителя - готовить учащихся школы к выпускным экзаменам и вступительным испытаниям в различные учебные заведения. Поэтому для учащихся 9, 11 классов в кабинете оформлен уголок «Готовимся к централизованному тестированию и ЭГЭ по русскому языку». Эти формы аттестации уже прочно вошли и входят в нашу жизнь, и не помогать детям в поборе материале для подготовки, не давать консультации учитель просто не имеет право. Учащимся предлагается накопленный мною материал: варианты тестов для централизованного тестирования, книги для подготовки к ЕГЭ. Будущие выпускники  во время переменок  активно занимаются с таким материалом,  берут книги на дом, при необходимости мы вместе с ними прорабатывает некоторые трудные вопросы из  тестов централизованного тестирования.

 Конечно, наши учащиеся не всегда имеют возможность приехать в г. Уржум для участия в централизованном тестировании, но работа все равно не пропадает даром. В прошлом учебном году одна выпускница нашей школы использовала результаты ЦТ для поступления в ВТУ.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА.

В своей практике я использую и такую форму внеклассной работы, как Кружок русского языка. В течение ряда лет я вела кружок «Трудные случаи орфографии» для учащихся 10-11 классов. Он был создан с целью расширения знаний детей по орфографии, ознакомления с наиболее трудными случаями написания тех орфограмм, которые выходят за рамки школьной программы или освещаются недостаточно подробно. Одной из целей также являлась подготовка учащихся к сдаче вступительных экзаменов в различные учебные заведения. Кружок был основан с учетом пожелания ребят, так как большинство выпускников школы сдает русский язык в качестве вступительного экзамена в той или иной форме (диктант, изложение, сочинение). Надо отметить, что большинство выпускников школы с честью выдерживают экзамен по русскому языку. Среди моих выпускников есть студенты ВГПУ, ВТУ, Нолинского техникума механизации, Яранского сельхозтехникума и других учебных заведений. К сожалению, из-за уменьшения часов кружковой работы в школе и из-за моей большой нагрузки (30 часов) в этом году кружок не ведется. Но в перспективе я буду стремиться использовать эту форму работы.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Олимпиада является действенным средством вовлечения учащихся школы во внеклассную работу, так как проведение олимпиад предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно- популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участие в работе кружков. В нашей школе также используется эта форма работы.

    Олимпиаду по русскому языку  я провожу в два тура. К участию в первом туре обычно привлекаются все желающие учащиеся школы. В кабине русского языка оформляется стенд «Готовимся  к олимпиаде». Здесь есть такие рубрики: « Материалы по занимательной грамматике», «Как готовиться к олимпиаде по русскому языку», «Спрашивай - отвечаем». Примерно за неделю до начала конкурса на стенде вывешиваются тексты заданий для каждого класса. В них включаются задания по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису.

(См. « Приложение»)

 Учащиеся в течение нескольких дней работают самостоятельно. Отвечая на вопросы, они обращаются к словарям, справочникам и т.п., получают консультации учителя. К назначенному сроку работы сдаются, и жюри, выбранное заранее, проверяет ответы учащихся. Имена победителей также вывешиваются на стенде. Победители первого тура становятся участниками второго тура олимпиады и выполняют задания уже повышенной трудности. Участники соревнований при этом строго ограничены временем и работают под контролем жюри. По окончании работы жюри подводит итоги. Имена победителей называются на общешкольной линейке. Лучшие учащиеся по возможности принимают участие в районной олимпиаде. Высоких мест на районных олимпиадах мы, к сожалению, не занимаем. Гуровских Екатерина в 2002 году заняла 12 место среди 18 школ, а в 2003 - 5 место. Но участие в олимпиадах тоже не мало значат для детей. Они могут пообщаться со сверстниками, реально оценит свои силы.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ.

В течение ряда лет наша школа принимала участие во Всероссийской игре «Русский медвежонок». Обычно в этом конкурсе принимают участие 20-25 учащихся с 3 по 11класс. Для нас эта цифра довольно большая. Для подготовки к игре я использую задания предыдущих лет. Заранее вывешивается объявление, приглашающее всех желающих принять участие в игре. В кабинете русского языка оформляется стенд с условиями проведения игры, указывается время, место проведения, а также там представлены задания за прошлые годы. Ребята имеют возможность проработать их, получить консультацию учителя или старших товарищей. За день до проведения игры проводится собрание всех желающих участвовать в игре, где дается консультация по ходу проведения конкурса, по заполнению документов, времени проведения. Наши достижения в этой игре:2003 год 2 место в районе Меринова Наталья, 2002 год -1 место в районе Шилова Ольга.

НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Одной из самых популярных форм внеклассной работы, пробуждающей интерес к русскому языку, оказывающей массовое воздействие на учащихся является Неделя русского языка. Такую форму работы я очень люблю и стараюсь проводить Недели   регулярно, примерно один раз в два – три года, чередуя ее с Неделей литературы. Неделя, посвященная русскому языку, дает большой простор для использования различных форм и видов внеклассной работы. Проведению Недели предшествует большая подготовительная работа. Заранее обговаривается план проведения, вывешивается объявление, где ребята информируются  о том, где, когда и в какой форме будут проходить мероприятия. Проводится общешкольная линейка, где ребята также получают информацию о проведении Недели. Обязательно оформляется стенд, на котором представляется занимательный и познавательный материал, шарады, кроссворды, викторины, различные задания и т.д. Детям предлагается принять участие в выполнении всех этих заданий. Ответы сдаются в жюри. Самые активные участники награждаются небольшими призами, выявляется «Знаток русского языка».

     Мероприятиями, связанными с проведением Недели, я стараюсь охватить все классы, включая начальную школу. Обычно в 1-4 классах проводится « Час занимательной грамматики». Такие мероприятия приносят пользу и детям, и мне как учителю, т.к. есть возможность поближе познакомиться с детьми, которые вскоре придут в 5 класс, проверить их знания по русскому языку, эрудицию, смекалку. Мероприятия в среднем звене я стараюсь проводить в форме игр. «Счастливый случай», «Умники и умницы», лингвистические КВНы, конкурсы привлекают ребят. И они с большим желанием выполняют все задания.    Неделя русского языка обычно завершается общешкольным мероприятием, где подводятся все итоги Недели, награждаются победители, а также проводится мероприятие, например игра «Брей - ринг», вечер «Люби и знай русский язык», конкурс «Знатоки русского языка».. и т.д.

Такие мероприятия, как Неделя русского языка, обладают большим воспитательным воздействием. Здесь воспитывается не только интерес к предмету, к языку, раскрывается богатство русской речи, но дети учатся слушать и слышать друг друга,  сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, воспитывается чувство ответственности, чувство товарищества. А главное, дети учатся говорить, так как у них страха, что он ответит неверно, ведь это не урок, и оценка не выставляется. При всем при этом  у детей развивается логическое мышление, внимание, память, все речевые умения и навыки.

(См. Приложение)

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ.

Еще я хотела бы остановиться на такой форме, как проведение нестандартных уроков. Конечно, эта форма не совсем относится к внеклассной работе. Но очень близка ей. В своей работе я уже несколько лет  практикую проведение итоговых уроков в конце четверти в 5-7 классах  в виде конкурсов или игр. Ребятам предлагаются различные задания, викторины, кроссворды, ребусы, где они могут проявить свою смекалку, показать эрудицию и, конечно, знания пройденного в данной четверти материала. Дети с удовольствием участвуют в таких уроках, и всегда уходят с них с хорошим настроением, даже те, кто получил по итогам четверти удовлетворительную оценку.

   Также я иногда провожу нестандартные уроки в форме игры, в качестве итогового урока по какой - либо теме. Например, игра «Грамматический бой», которая проводится после прохождения темы «Имя существительное» в 5 классе, игра «Умники и умницы»- в 6 классе после изучения темы «Имя прилагательное», игра «Счастливый случай» по итогам 1 полугодия в 5 классе .

(См. «Приложение»)

Такие формы более приемлемы для проведения  в среднем звене, и,   конечно, нельзя ими злоупотреблять.

Перспектива работы.

      Таким образом, правильно организованная внеклассная работа по русскому языку способна многое дать учащимся, а именно: привить любовь к русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету, обогатить словарный запас детей, расширить и углубить их знания по предмету, развивать все виды речевой деятельности, а также память, внимание, логическое мышление, смекалку, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, умение применять свои знания на практике.

    Участие детей во внеклассных мероприятиях воспитывает в них чувство ответственности, чувство товарищества, умение слушать и слышать товарищей, умение радоваться их успехам и сопереживать при неудачах.

  В своей дальнейшей работе я обязательно буду использовать все возможности внеклассной работы по русскому языку для обучения и воспитания учащихся.

Используемая литература.

  1. Л.П.Григорян

Язык мой – друг мой. – М., 1976.

  1. А.Т.Кунгурова

Внеклассная работа по русскому языку. – Ижевск, 1973.

  1. Виды внеклассной работы по русскому языку: Сост. М.М.Морозова. – М., 1968.

  1. Н.Ф.Александрович

Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1979.

  1. Ушаков Н.Н.

Кружковая работа по русскому языку. -  Сборник статей из опыта работы: Пособие для учителей. – М., 1979.

  1. Попова О.

Язык с хреном. – Ст. из газеты “Аргументы и факты”. - № 5 за 2004 год, стр. 8 – 9.

    7.Власенков А.И.

            Развивающее обучение русскому языку.- Пособие для учителей -М.,      

          1984.

    8.Волина В. В.

            Русский язык: Учимся играя.- Екатеринбург, 1996.

    9. Орг А. О.

             Олимпиады по русскому языку- Из опыта работы.- М.,1994.

  1. Внеклассная работа по русскому языку.- Статья из журнала « Русский язык в школе».- № 3 за 1998год..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...