Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Цюпа Валентина Алексеевна

Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.

ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотекой, познакомить учащихся  с правилами пользования книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnyy_urok.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

с.Новоромановского Арзгирского района

Ставропольского края

                         

Автор составитель:Цюпа В.А.,

 библиотекарь МКОУ СОШ №5

с.Новоромановского

Арзгирского района

Ставропольского края

2014 год

ЦЕЛЬ:

- знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге, знакомство с правилами обращения с книгой.

ЗАДАЧИ:

- дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотекой, познакомить учащихся  с правилами пользования книгой.

Библиотекарь: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. И встречу нашу хочу начать с загадки, послушайте внимательно :

- снаружи дом , как дом ,

но нет жильцов обычных в нем,

в нем книги интересные стоят рядами тесными. ( БИБЛИОТЕКА)

Что это такое? Молодцы!  А я  , ребята , библиотекарь , зовут меня  Татьяна Александровна .Я хозяйка этого замечательного дома.

Посмотрите . сколько жильцов проживает в библиотеке! Это и книги . и журналы , и газеты.  Но это теперь , а раньше все было по – другому.

В некотором царстве , в некотором государстве жили-были книги. Н о не было у них дома . Представляете , как им жилось? Солнце обжигало их листы , дожди мочили их переплеты , ветра развевали страницы по всему свету, и вот однажды собрались  все книги . на большой площади знаний . И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия : « Книжный народ ! До каких пор нам еще странствовать ? Мы теряем своих лучших товарищей  ! Давайте построим свой дом , соберем в нем все книги. Назовем его – библиотека».

Почему именно так? А вот почему. «БИБЛИО» - по-гречески . означает книга , «ТЕКА»-хранилище. Сказано – сделано……Словно из- под земли  выросла Библиотека. В ее просторных залах стали жить книги. Так продолжается  . и по сей день и книг тут читать , не перечитать.

Библиотека – волшебное место ,

Где книгам не скучно . где книгам не тесно.

На полках рассказы . стихи  и романы ,

Истории разные , дальние страны….

Драгунский , Бианки . Голявкин  и Носов

Ответят на кучу ребячьих вопросов,

И все по душе здесь отыщут друзей.

Мы ждем вас, ребята,

Спешите скорей!

Итак , библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги , наши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов , и все это называется книжным фондом.

Какие книги живут в библиотеке? ( дети отвечают).

В библиотеке имеются следующие отделы : АБОНЕМЕНТСКИЙ И ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

Абонемент - это место , где книги выдают на дом. На некоторое время книга твоя.

Читальный зал- это место , где книги на дом не выдаются. Почему? Потому ,что есть такие книги . которые могут понадобится читателям в любое время. Э то справочники , словари, энциклопедии и другие книги , которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки , поэтому в читальном зале есть столы – для работы.

В читальном зале тишина нам особенно нужна .

Уходите разговоры в вестибюли , в коридоры !

Не мешайте нам читать , фантазировать , мечтать !

В тишине библиотечной каждый слышит голоса, речи птичьи, человечьи.

В каждой книге чудеса !

И , конечно , тишина здесь особенно нужна.

Есть  у нас в библиотеке и книгохранилище , это помещение , где находятся учебники и малоспрашиваемая литература и книги . которых много имеется в библиотеке.

Библиотека  - это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах.

Здесь есть свои улицы ( пространство между стеллажами).

Книги в домике живут – каждая семья в своей квартире , но квартира имеет не цифровой , а буквенный знак : А,Б,В и т.д. Каждая квартира разделена полочными разделителями , за которым стоят книги, фамилии авторов которых начинается с данной буквы , так за буквой Б , находятся книги таких писателей , как Барто, Бианки , за буквой Ч  , Чуковский и т.д. Понятно , ребята?

                                                                         

Библиотекарь: И так , ребята , вы внимательно прослушали правила , которые вы должны выполнять , если станните читателями библиотеки. Давайте попробуем их назвать?

1. В библиотеке надо вести себя тихо , т.к. шум мешает другим читателям.

2. Книги надо возвращать вовремя . ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книги можно взять на 10 дней.

3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно , чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

4. Библиотечные книги нельзя терять , иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место , где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Молодцы, все запомнили.

Ребята ! Давайте попробуем сейчас повторить» Что любит книга?»

Обложку - Да! Жить на книжной полке - Да!

Грязные руки Нет! Валятся на полу – Нет!

Закладку – Да! Дождик и снег –Нет!

Ласку – Да! Бережное отношение – Да!

Яичницу – Нет! Чистые руки – Да!

Молодцы!!!

А у вас , ребята есть любимые книги? ( ребята отвечают )

А вы запомнили . из каких слов состоит слово библиотека и , что они обозначают ?

На сколько дней можно брать книги из библиотеки?

А сейчас  , ребята , давайте встретимся  с героями  из сказки .

Бабусю знает целый свет

Ей от роду лишь триста лет.

Там на невиданных дорожках

Изба ее на курьих ножках.

Кто это ? ( Баба Яга )

БАБА  ЯГА : ( поет)

Я летала на метле , пироги пекла в золе

Ох и было весело, даже интересно.

.

По избе кота гоняла , да загадки сочиняла

В гости к Лешему сходила, все загадки позабыла.

( говорит обращаясь к ребятам) Помогите мне , ребятки , отгадать мои загадки! Поможете ? (дети –Да)

БАБА ЯГА : Хорошо , тогда  слушайте и отгадывайте.

По тропе ,  шагая бодро.

Сами воду  , тащат ведра. ( По щучьему веленью )

Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов . ( Теремок)

Кто от бабушки ушел , а от лисы не сумел . ( Колобок)

Как звали курицу , которая снесла золотое яичко? ( Ряба )

Всех он любит неизменно ,

Кто б к нему не приходил.

Догадались ? Это Гена.

Это Гена- ( Крокодил)

Он всем казался нехорош.

И на утенка непохож. Но как все изменилось.

Когда малыш тот вырос. ( Гадкий Утенок)

Она на балу никогда не бывала,

Чистила , мыла , варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял.( Золушка)

Всех на свете он добрей ,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен , знаменит –

Это ( Доктор Айболит)

Многим долго неизвестный ,

Стал он каждому дружком

Всем  по сказке интересной

Мальчик- луковка  знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется ( Чиполлино )

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом…

Кто же  были эти

Маленькие дети? ( Семеро козлят)

Стрела у Ивана,

Как птица в полете

Жена у Ивана

Живет на болоте.( Лягушка Царевна)

Он дружок зверям и детям ,

Он живое существо.

Но таких на белом свете больше нет , ни одного.

Потому что он не птица , не котенок , не щенок,

Но заснята для кино и известна всем давно

Это милая мордашка , что зовется ( Чебурашка)

Что это за девочка ,

которая отправилась одна  через лес к бабушке? ( Красная Шапочка)

Что за герой из русских народных сказок ,

что путешествовал на печи ( Иван)

БАБА ЯГА : Ох , какие умные ребятишки , все мои загадки отгадали , А у меня есть для вас еще потруднее загадки , Вот смотрите Летала я на своей ступе и вдруг увидела под елочкой вот эту корзинку , а в ней какие-то вещи лежат . Эти вещи надо вернуть в свои сказки.

( в корзине лежат : золотое яичко , веретено , мочалка , колобок , золотой ключик )

Библиотекарь : Спасибо тебе Баба Яга за интересные загадки .

А вы ребята , молодцы , хорошо знаете сказки.

Итак , ребята , сегодня на нашем занятии вы узнали много полезного и интересного о библиотеке . Но  чтобы стать настоящим читателем вы должны дать обещание . что будете выполнять все библиотечные правила.

1. На книге не писать , не рисовать . ( Обещаем )

2. Брать  книгу чистыми руками. ( Обещаем )

3. Не  загибать углы страниц. ( Обещаем )

4. Пользоваться закладками . ( Обещаем )

5. Сдавать  книги в библиотеку вовремя. ( Обещаем )

Ребята , я  думаю , вам стоит вручить читательский билет , который даст вам право на посещение библиотеки, участие в мероприятиях , выполнение заданий в читальном зале , выбора книг на абонементе.

Обслужим всегда мы ребят любознательных

И аккуратных и очень внимательных ,

Бережливых , находчивых , умных ,

В меру веселых , но только не шумных.

До свидания , ребята ! До новых встреч.

Литература:

1. Русские народные сказки , загадки.

2. Книги К.Чуковского , Г.Андерсена ,Э.Успенского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для 5-6 класса "Жители лесного царства, зеленого государства"

Познавательная игра для учащихся 5-6 класса "Жители лесного царства, зеленого государства"....

Подводное царство - Нептуна государство.

Конкурсная программа с большим подбором игр с водой вне водоёма....

Методическая разработка "В интернатском царстве-веселом государстве"

Каждый год интернат принимает в свой детский коллектив воспитанников подготовительного класса. Материал предназначен для воспитанников подготовительных и 1 класса. Познавательное мероприятие, направле...

"Библиотечный каталог" библиотечный урок

Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...

Урок-презентация "В бобовом царстве, мотыльковом государстве"

Урок-презентация по теме "Общая характеристика, многообразие и значение бобовых" может быть использован при проведении урока "Семейства класса Двудольные", при углубленном изучении - на уроке, посвяще...

«Вовка в Тридевятом царстве - дорожном государстве"

Сценарий театрализованного представления команды ЮИД...