взаимосвязи и различия русского и татарского костюма на территории Поволжья
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Обоснование выбора темы:

 2014 год объявлен годом культуры. Одним из элементов культуры является народная одежда, которая представляет собой богатейший исторический источник и является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать об истории своего народа. Исследование  одежды  народов приобщает подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа. Чтобы по-настоящему любить нашу прекрасную родину, надо хорошо знать её историю и культуру.

История всегда вызывала огромный интерес юного поколения. Этот интерес вызван потребностью каждого человека знать историю своего народа.  «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.»,-говорил М.Горький. Национальный костюм – это часть нашей истории, он является объектом материальной и духовной культуры народа.

В старину люди представляли одежду, как открытую книгу, где символика орнамента, красок и материала передавались из рода в род.

Мы живем в Поволжье , учимся в татарской гимназии ,  поэтому нам стало интересно, используются ли элементы национального костюма в современной одежде?  Где встречается национальный костюм в настоящие дни? Как модельеры используют народные мотивы в своей работе?

Цель работы: узнать, как элементы национального костюма используются в современной одежде.

Задачи исследования:

- изучить основные элементы русского и татарского  костюма;

- собрать информацию о национальной одежде из «бабушкиного сундука»;

- провести экспериментальное исследование для того, чтобы выяснить, где встречаются национальные костюмы в современной жизни.

Гипотеза исследования: народный костюм «не умер» и его элементы активно используются в современной одежде.

Методы:

– изучение литературы и Интернет-ресурсов с целью поиска информации о национальных костюмах;

– анкетирование учащихся для определения знаний детей о национальных

костюмах;

– организация мероприятий, направленных на знакомство с национальными костюмами;

-  наблюдение, чтобы выяснить, сохранились ли народные традиции в современном мире;

- интервьюирование учителей  татарской гимназии  ответа на вопрос «С каким чувством они носят национальную одежду?»

Посещение музея хлеба в Болгарах, где представлен быт татарского народа

- обработка полученных данных в ходе исследования;

– обобщение результатов исследования.

Теоретическая часть исследования.

Начнём мы наше путешествие в удивительный мир культуры с национального костюма, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке, даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков.

Традиционная национальная  одежда разнообразна. Это важная часть культуры народа, которую надо знать, любить, уважать и сохранять.

            Надела я рубашку белую,

            Рукава, подол в письменах.

            Я узор рукавов читала –

            Надо идти вечером.    

            Узор подола прочитала –

            Придти надо рано утром.

                  Старинная народная песня И. Ашмарина

Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Национальный костюм является своеобразной книгой, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Каждая мастерица была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по пошиву одежды. Даже ткань, из которой шили одежду, была в основном домашней выработки, поэтому настоящая рукодельница должна была уметь, не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Народная одежда много могла рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, сословия, по какому случаю так одет. Одежда каждого народа имела свои особенности в орнаментах, излюбленных цветах, отделки, формах и фасонах.

Сегодня мы поговорим об истории народного костюма, познакомимся поближе с традиционной одеждой русского и татарского  народов. Ведь мы живем в России, родились в Поволжье , значит должны знать и чтить традиции своих предков.

Издавна одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами.
Однако в русских деревнях в отличии от татарских, богато украшали не всякую одежду, а только праздничную. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Какую же одежду в старину носили женщины русские   и татары , живущие на территории Поволжья ?

 Где они могли достать шелка заморские, ведь большая часть их тогда жила в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом?

Cейчас народный стиль часто используют в моде. Зимой мы видим многообразие женских головных уборов как русских, так и татарских.

Известно, что к народным традициям постоянно обращаются модельеры, создавая современную модную одежду. Традиционную одежду можно сейчас повстречать лишь на народных праздниках, в  краеведческих музеях,  да в сундуках бабушек.

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

Хоть не накопила злато-серебро.

Побежала внучка, собрала подруг,

Окружили девочки бабушкин сундук.

Разгорелись ярко глазки у девчат.

Всем примерить хочется бабушкин наряд.

Теперь рассмотрим элементы татарского и русского костюма более подробно. Традиционной у мужчин и женщин становится рубаха-кульмек.

У мужчин она выше колена и не отличается   обилием украшений. Женщины носят длинное платье-кульмек, украшенное вышивкой, орнаментом или аппликацией. Тогда же появляются широкие  шаравары.

 Получают распространение приталенные камзолы, распашные стеганные, длинной до колен бешметы и слегка приталенные чекмени с прямыми спинками.

 Головной убор –калфак

На ногах сапоги-ичиги

     Основные цвета – салатный , голубой,  зелёный , розовый.

 

Основу   русского костюма составляла  тоже рубаха . Русский народ считал, что красный цвет мил на весь свет. Для них он был цветом солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. Поэтому русская рубаха была красного цвета. Она была  прямой и длинной, приталенной или собранной под широкий мягкий пояс.

В русском костюме кроме рубахи присутствует понева - полотнище ткани, заменяющее юбку, а также сарафан. Первые сарафаны были как с рукавами, так и без них. А рукава являлись съемными.  К большой радости любительниц сарафанов, они и по сей день остаются в моде.

Неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма, как у  татарских , так и русских женщин был передник. и  платок

 Они были богато украшены вышивкой и кружевами. Носили передники поверх рубахи, поневы или сарафана. Передники украшались вышивкой, узорным ткачеством, лентами. Передник служил завершением красочного образа женского костюма  так как,  находился на виду.

У русского народа в костюме присутствовал пояс

. Его носили иногда на талии или чуть выше. Каждый пояс — это высокохудожественный образец творчества, наделенный разными гранями: декоративной, прикладной, смысловой.

В татарском костюме пояс  используется  только  в мужском  костюме.

Головным убором девушек России являлись перевязка из полоски ткани, повязка, лента с завязками на концах, украшенная вышивкой, бусами. Кроме этого русские женщины носили обруч из картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного вышивкой , богатой отделкой , золотом бисером.

 Татаарские  девушки же носили  вышитые  калфаки.

        Наблюдая за современной модой, мы все больше и больше понимаем то, что время от времени мода возвращается к тенденциям прошлых лет. Поэтому мы решили разобраться, какие сходства прослеживаются между старинным костюмом и современной молодежной модой. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства. В древности у русских и татар основу костюма составляло платье из белой ткани. Она носились с поясом. Рубаха по фасону принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. В наше время модно носить платья туникообразного  покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки.  Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Прабабушками современных юбок были  юбки-поневы, элемент русского костюма. Девушки любят носить меховые  и трикотажные  шапочки, по форме напоминающие калфак.  

 Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде.

Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами.

Практическая часть исследования.

Для проверки нашей гипотезы мы провели эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся нашей школы (всего 49 чел.). Эксперимент состоял их трех этапов:

 1 этап: начальный – октябрь  2014 г.; 2 этап: подготовительный –ноябрь  2014г.;

На начальном этапе мы провели анкетный опрос учащихся вторых-четвёртых  и 5классов для определения знаний учащихся о национальных костюмах. На вопросы анкеты (приложение 1) отвечали учащиеся 2-4 (23 чел.) и 5 кл  (26 чел.). Результаты по двум классам наглядно отображает диаграмма в приложении 1.

 Анкетирование показало, что все учащихся  имеют представление о национальном костюме.

15 из 49 не представляют, как одевались их прабабушки и прадедушки. Такое понимание  истории и культуры своего народа, говорит  о  чувства патриотизма и любви к родному краю.

 Просмотр интервью с педагогами школы, через выпуски школьных программ студии «Репортёр» , работающей в нашей школе

и  которые снимались 1, 5 года говорит о огромном уважении учителей к национальной одежде.

Педагоги с удовольствием выступают в школе в татарской  одежде ,носят её на праздники.   Даже есть  педагоги, которые   сами шьют себе  народные костюмы. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поволжье: освоение территории, города, население.

Самостоятельная работа «Поволжье: освоение территории, города,население» с использованием мультимедийного  учебника издательства «Дрофа» для 9 класса. Учащиеся быстро усваивают и анализируют новы...

взаимосвязи и различия русского и татарского костюма на территории Поволжья

Обоснование выбора темы: 2014 год объявлен годом культуры. Одним из элементов культуры является народная одежда, которая представляет собой богатейший исторический источник и является своеобразно...

Практическая работа № 12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.»

Практическая работа  № 12 «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства» по учебнику Бахчиевой...

Различия во времени на территории России

8 класс. Презентация к уроку на тему Различия во времени на территории России...