Воспитание социально-активной личности в пространстве деятельности школьного детского объединения.
материал на тему

Гиренко Надежда Витальевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_imeem_delo_s_detmi.docx23.66 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx584.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание социально-активной личности в пространстве деятельности школьного детского объединения.

Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.

А.С.Макаренко

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.

Таким образом, выделены следующие проблемы, актуальные для школы и детского объединения:

  • неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
  • формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
  • недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
  • необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
  • дефицит социально-значимых дел, однообразие школьных дел.

Отсюда и возникают задачи, представленные вашему вниманию на слайде:

  • содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
  • способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
  • выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
  • обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
  • повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.

Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».

Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.

При работе необходимо учитывать возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет –это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.

Помощь в реализации задач оказывает игра– это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.

Основными формами работы являются также: акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Успешность развития человека и мера позитивности его социализации в детском объединении в определенной мере зависит от того, какой быт в нем сложился. Его структура и качественные характеристики могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах.

Быт детского объединения определяется архитектурно - планировочными особенностями помещений и организацией предметно - пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в центре и другими параметрами. Уклад определяет временной режим: его гибкость, общность выполнения, определенность функционирования.

Важным элементом в организации пространства является наличие у каждого объединения фиксированной персонифицированной территории, которая играет огромную роль как во внутригрупповых, так и в межгрупповых процессах взаимодействия, способствует формированию групповой идентичности, сплоченности коллектива, снижению частоты агрессивного поведения внутри коллективов и между ними; более интенсивному использованию вторичных территорий; организации социальных взаимоотношений.

Данное пространство характеризуется наличием единого знаково-символьного пространства (символика учреждения в оформлении помещений, на стенных газетах, стендах, выставках, «экранах» достижений, символика каждого детского объединения на индивидуализированной территории и информационных материалах о нем, использование цветовых блоков, ограничивающих персональную территорию детского объединения, включение овеществленных символов достижений детских объединений в дизайн помещений и так далее). В дизайне помещений должны преобладать спокойные цветовые тона, благоприятно влияющие на жизнедеятельность ребенка.

Среда детского объединения должна подталкивать ребенка к проявлению активности в ее организации. Это может выражаться в привлечении детей к ремонту, уборке, оформлению комнат и помещений, отведенных для них. Но, как правило, такая деятельность ограничивается оформлением помещения результатами прикладного и художественного творчества детей и подростков.

Уклад жизни детского объединения во многом определяет временной режим его функционирования, который учитывает возрастные и психолого-физиологические особенности подростков и состояние их здоровья. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе. Целесообразность режима заключается в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности подростков в детском объединении. Режим в детском объединении должен быть точным, так как его точность предполагает строгое соблюдение норм времени, пунктуальность выполнения установлений, что приучает подростков к четкому организованному поведению и своевременному выполнению различных дел и обязанностей. Общность режима означает выполнение его норм и предписаний всеми участниками объединения. Определенность состоит в точном и конкретном распределении времени в течение дня, недели и всего периода работы детского объединения, что создает некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования.

Разнонаправленная по содержанию деятельность детей организуется так, чтобы спектр людей, взаимодействующих с ним в процессе ее реализации, не ограничивался педагогом и сверстниками. Разновозрастное и полипрофессиональное взаимодействие расширяет социальный опыт подростка, позволяет ему приобрести новые поведенческие навыки, выступить в новых социальных ролях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В оспитание социально-активной личности в пространстве деятельности школьного детского объединения.

Слайд 2

Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир. А.С.Макаренко

Слайд 3

Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях.

Слайд 4

принципы: равенство всех участников; добровольное привлечение к процессу деятельности; чередование коллективной и индивидуальной работы; свободный выбор вида деятельности; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности; развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Слайд 5

Задачи: содействовать защите прав, достоинства и интересов детей; способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность; выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления; обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе; повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.

Слайд 6

« Без самоуважения нет уважения » С.Я.Маршак

Слайд 7

Основные формы работы : акции торжественное посвящение в детское объединение операции социальное проектирование КТД беседы встречи концерты игры праздники соревнования ярмарка выставки детского творчества поездки и экскурсии

Слайд 8

Творческих успехов вам, дорогие коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в группе "Воспитание социально активной личности учащихся"

 Назначение программы в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности учащихся, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возра...

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО.

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО....

АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»

Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...