Система непрерывной подготовки обучающихся к конкурсам, проектам, итоговой аттестации по татарскому языку и литературе.
материал на тему

Рамазанова Тамара Каламдаровна

Работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Система непрерывной подготовки обучающихся к конкурсам, проектам, итоговой аттестации по татарскому языку и литературе.

       

                                                                                               

                                                                           

                                                                            Работу выполнила:

                                                           Рамазанова Тамара Каламдаровна                                                                                                      

                                                           учитель татарского языка и литературы  

                                                           муниципального      бюджетного        

                                                           общеобразовательного учреждения

                                                          «Средняя общеобразовательная школа №8»

                                                           Елабужского муниципального района РТ

                  Елабуга, 2014 год

Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний  учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней. Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.  

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20% может быть отнесена к способным (одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.

Я, как учитель, работающий в школе не один десяток лет, убедилась в том, что определение одаренности - трудная задача, т. к. в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной. Поскольку носит временной субъективный характер.

В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно, перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:

Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников татарскому языку и литературе и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.

Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:

- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;

- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;

- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;

- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;

- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.

В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:

1. Диагностика выявления одаренных детей;

2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;

3. Отработка системы работы по развитию одаренности;

4. Выход на результат.

Для выявления одаренных детей нужна отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые я преодолеваю благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником.

Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. А начинаю работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы на другую возможно в любое учебное время.

Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы. Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:

-максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;

-путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.

Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:

-более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;

-выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);

-включение в процесс обучения творческих заданий;

-расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.

На разном этапе урока я стараюсь использовать потенциальные возможности ученика: упражнения трудные, большие по объему; разноуровневые задания; система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера; задания сложные, требующие творчества; разные темы сочинений; разные тесты и т.д.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетаю с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаю определенным своеобразием.

Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Такая систематическая работа дает свои результаты: последние 3 года качественная успеваемость по татарскому языку возросла с 60% до 70%, а по татарской литературе - с 60% до 80%. Результаты последней аттестации 4 классов(2013-2014 учебный год) : успеваемость 100%,качество 100%.

Подготовка учащихся к различным кронкурсам, научным работам по татарскому языку и литературе как одна из форм проявления одаренности. Такая форма работы требует от учителя татарского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.

При подготовке к конкурсам  я выделяю следующее:

Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.

Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.

Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой. Работа с родителями учащегося.

Ниже приведу разработанный мною пакет тренировочных заданий, которые использую при подготовке к конкурсам,научным работам по татарской литературе:

Задания информационного характера. Знакомство с творчеством татарских писателей, творчество которых не входит в учебную программу.

Творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, различные жанры сочинений и т. д.).

Литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим краем.).

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Она требует от него личностного роста, хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения. Я стараюсь соответствовать этим требованиям. Диагностическая оценка степени развития у ребенка видов творческой и артистической одаренности дают мне возможность работать с учащимися и при подготовке к конкурсам чтецов, при подготовке к различным мероприятиям. Эта работа направлена на привитие интереса у учащихся к художественной литературе, к искусству слова, выраженному на сцене и позволяет осуществлять художественно-эстетического развития личности учащихся. В 2013-14учебном году  с учениками 4- б класса подготовила два  мероприятия на татарском языке

 «Уңыш бәйрәме », « Туган телем-иркә гөлем » . Ежегодно участвуем в республиканском конкурсе «Я говорю по-татарски!» и занимаем призовые места. Каждый год мои ученики принимают активное участие во Всероссийском  игровом  конкурсе « Зирәк тиен ».

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Этим видом деятельности я начала заниматься в последние 3 года. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:

Ученик.

Учитель.

Индивидуально выбирает тему.

Направляю.

Выполняет исследования.

Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую.

Устраняет недостатки в исследова-

тельском проекте.

Анализирую проект.

Представляет работу.

Даю рекомендации.

За прошедшие годы имеются и хорошие достижения моих учеников:

Губайдуллина Луиза, ученица 3-б класса в 2013 году заняла 1 место в Региональном конкурсе исследовательских и творческих работ для младших школьников «Наше наследие» с проектной  работой « Сөембикә манарасы- ерак тарих истәлеге »; Галимова Ильгиза,ученица 4-б класса  в 2014 году заняла 2 место в Республиканской научно-практической конференции школьников:  «Их имена составили славу России » в номинации «Писатель родного края » .

Участие в этих конкурсах способствует:

-развитию творческих способностей учащихся;

-расширению кругозора и круга общения;

-развитию процесса эффективного вхождения школьника в историю, развитию интереса учащихся к истории Отечества, воспитанию у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению;

-формированию умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях.

Я и в дальнейшей своей педагогической деятельности продолжу работу с детьми  “с признаками одаренности” и, думаю, мы с ними добьемся хороших результатов.

 Использованная литература:

1. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

2. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

3.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей...

Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО.

Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....

Презентация к статье "Опыт деятельностной интеграции учителей ОО в оптимизации организационно-педагогических условий подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС ООО"

Для успешной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации необходимо выполнение ряда условий, в том числе «организационно-педагогических»....

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...

"Система подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации по английскому языку в формате ОГЭ"

Данная статья посвящена актуальному вопросу  современного образования, а именно  подготовке учащихся к экзамену по иностранному языку. В статье представлены  практические рекомендации...