Рабочая программв 5-6 классс по внеурочной деятельности " Удивительный мир"
рабочая программа (6 класс) на тему

Софьина Ксения Сергеевна

Рабочая программа по  внеурочной деятельности. Расчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеурочная деятельность135.5 КБ

Предварительный просмотр:

--

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №128 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ТИМОФЕЕВОЙ - ЕГОРОВОЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА.

443091, г. Самара, пр. Карла Маркса, 394А, тел 8(846)9567800

e-mail: smr_school128@fromru.com

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Руководитель МО

___________ К.С. Софьина

Протокол №_____

«___»____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Т.В.Антропова

«___»____________2014г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ № 128 г. о. Самара

____________  Л.А. Полстьянова

приказ от ______2014г. № ___

М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                    по  внеурочной деятельности «Удивительный мир»

Рабочая программа разработана на основе: Примерной программы по внеурочной деятельности 5-6 классов. А.А. Казаченко – М.:  Просвещение, 2014. – 64с.

Программу разработала

учитель  истории и обществознания

                                                                             К.С. Софьина

Самара, 2014 г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  примерной программы по внеурочной деятельности  для 5–6  классов с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения (1ч в неделю, всего 35ч) и УМК авторов. А.А. Казаченко.

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. Появляется возможность организовать работу с различного рода познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Цель программы:        

Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Задачи программы:

  1. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
  2. Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  3. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
  4. Расширение кругозора учащихся.
  5. Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
  6. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
  7. Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

2. Общая характеристика учебного предмета

Социальный заказ на выпускника II образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

Общий уровень подготовки детей к 5 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

               

                                   3. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35   часов для обязательного внедрения курса, как «внеурочная деятельность» на этапе  основного общего образования, в том числе: в V, VI, классе по 1 часу в неделю. Программа предмета «внеурочная деятельность » рассчитана на  35 учебных часов.

В учебном плане Учреждения реализация программы осуществляется в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения    конкретного учебного предмета, курса

Планируемые результаты.

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

  • сознательно решать конфликты;
  • бережно относится к своему здоровью;
  • навыкам толерантного общения и поведения.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать полученную информацию;
  • применять полученные   сведения в процессе учения;
  • самостоятельно изучать научно-популярную литературу.

Формирование УУД

Личностные результаты:

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • умение давать оценку своим действиям;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
  • умение выражать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение действовать по образцу;
  • подчинение правилам;
  • сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила
  • умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации;
  • умение предвосхищать промежуточные и конечные результаты действия и подбирать соответствующие им необходимые средства.

Познавательные УУД

  • формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений);
  • конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования;
  • умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД.

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  5.

5. Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1.Тайны за горизонтом (4 ч).        

Географические открытия в древности.

Путешествие Марко Поло.

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические

Практикум – 1 час работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков.

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли.

Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. (2ч)

                             Практикум – 1 час

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Загадки янтаря и жемчуга.

Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

                     Практикум – 1 час

4. Загадки растений (5 ч).   История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Родина комнатных растений.

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

                          Практикум – 1 час

5. Утконос и компания (5ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Тайна озера Лох-Несс.

Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

6. Планета насекомых (2 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук.

Скарабей — священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Практикум – 5 часов


6. Тематическое  планирование  
по внеурочной деятельности  «Удивительный мир»

                                                                           в 6 классе на 2014-2015 учебный год

                                                                                            35 часов

                                                                                                           

п/п

Содержание

(темы)

Тип урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

(предметные)

Элементы содержания

Планируемые результаты

(личностные и метапредметные)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

                                                                                             Введение (1Ч)

1.

Введение.

Урок открытия новых знаний

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Знать: нестандартные решения . Уметь: ученики должны уметь характеризовать источники.

Осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества.

Формирование осознанного, уважительного отношения к истории.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Постановка учебных задач на основе соотнесении того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не изучено.

Формулирование собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

   

                                                                             Тема 1.  Тайны за горизонтом – 4 часа

2.

1. Географические открытия в древности.

Урок открытия новых знаний

Знать: древние термины. Расселение человека на территории . Уметь: показывать на карте первые географические открытия.

Выражение устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективных из них.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и определение последовательности действий.

Умение договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

3.

2. Путешествие Марко Поло.

Урок открытия новых знаний

Знать: Личность в истории и великого путешественника Марко Поло. Делать значимый вывод, его открытий.

 Уметь: Показывать на карте первые открытия путешественника.

Проявлять эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

4.

3. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

Урок открытия новых знаний

Знать: Первых открывателей Америки, познакомиться с личностями, как Колумб и Кук.

Уметь: Определять значение первых открытий.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения поставленных задач.

Планировать свои действия в соответствии поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.

4. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Урок открытия новых знаний

Знать: Русских путешественников.

Уметь: Определять значение открытий.

Определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, родителей, учителей.

Договариваться о распределении функций ролей в совместной деятельности.

6.

 

                                                                 Практикум – 1 час

                                                                             

                                                          Тема.2    Жили-были динозавры... и не только они - 5 часов

7 .

             

1. Движение материков.

Урок открытия новых знаний

1 час

Знать: Первые истории расселении динозавров. Движение материков.

Древние материки:

Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли.Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Уметь: Оперировать основными знаниями и понятиями.

Осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников.

Умение работать в группе, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников  информации.

8.

2. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Урок комплексного применения ЗУМН

Формулировать и обосновывать выводы.

Умение изучать, систематизировать информацию из различных источников.

Уметь критически относиться к своему мнению.

9.

3. Как изучают прошлое Земли.

Урок открытия новых знаний

1 час

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

10-11.

4-5. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Урок открытия новых знаний

1 час

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

  12.                                                                                                                     Практикум – 1 час

                                                                                                       Тема. 3 Тайны камней – 4часа

13-14.

1-2 Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Урок открытия новых знаний

Знать:   Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Загадки янтаря и жемчуга.

Обыкновенное чудо — соль.

Уметь:

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и

Планируют свои действия в соответствии с поставленной

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения

произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

разнообразных коммуникативных задач.

15-16.

3-4. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Урок открытия новых знаний

17.                                                                                                        Практикум – 1 час

                                                                                          Тема. 4.      Загадки растений – 5 часов

18-19.

1-2. История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Урок открытия новых знаний

Знать: История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).Уметь: Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

 

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

20-21.

3-4. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

Урок открытия новых знаний

Проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

22.

5. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Урок открытия новых знаний

Проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

23.

                                                                                                                  Практикум – 1 час

                                                                                  Тема. 5.  Утконос и компания - 5 часов

24-25.

1-2. История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Урок открытия новых знаний

.

Знать

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Тайна озера Лох-Несс.

Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). 

Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

26-27.

3-4.Существует ли снежный человек?

Урок открытия новых знаний

.

Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

28.

5. Загадки обычных животных

Урок комплексного применения ЗУМН

                                                                                        Тема. 6.        Планета насекомых - 2 часа

29-30.

1-2 Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать

 Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук.

Скарабей — священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

31-35

                                                                                                               Практикум – 5 часов

Итого:35 часов


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательного процесса

1) «Кто Есть Кто в мире» Г.П.Шалаева М.: Филологическое общество «Слово» ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

2) «Учебный справочник школьника» Е.Е.Узлова М.: «Дрофа» 2011

3) «Полная энциклопедия школьника» И.Ю. Алексашина М.: «Дрофа» 2011

4) «Жизнь животных» Альфред БремМ.: «Эксмо» 2010

5) «Энциклопедия географии» Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010

6) «Динозавры» Майкл Бентон М.: «Астрель» 2003

7) «Большая энциклопедия природы»  Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010

8) «Атлас по биологии» И.Б.Щеглова М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

9) «Атлас по зоологии» И.Б.Щеглова М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

10) «Растительный мир» о, Корчагина М.: «Русское энциклопедическое товарищество»2010

                                        8. Планируемые результаты

  • В результате освоения курса внеурочной деятельности в  5 класса  обучающиеся получат представление: сознательно решать конфликты;
  • бережно относится к своему здоровью;
  • навыкам толерантного общения и поведения.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать полученную информацию;
  • применять полученные   сведения в процессе учения;
  • самостоятельно изучать научно-популярную литературу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс

Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5  классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир камня"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир камня" ориентирован на учащихся 5-7 классов, интересующихся вопросами геологии. Данный курс внеурочной деятельности позволяет учащимся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики» (6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир математики" (общеинтеллектуальная направленность). Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 12-13 лет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 5 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...

рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 6 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...

рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 7 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...