Концепция школьного музея.
учебно-методический материал на тему

Олийник Людмила Ивановна

Концепция музея "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (V вида)  № 2  Адмиралтейского  района  Санкт–Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ
историко-краеведческого музея «Санкт-Петербург  вчера, сегодня, завтра» Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (V вида)  № 2   Адмиралтейского  района  Санкт–Петербурга

  1. Количественная и качественная характеристика

В школе-интернате № 2 обучается 144 воспитанника.

Из них:

Учащиеся 1-4 классов

70

Учащиеся 5 – 10 классов

74

В том числе:

Дети-сироты

21

Из многодетных семей

17

Из неполных семей

69

Опекаемые

9

У учащихся наблюдается следующая речевая патология:

Моторная алалия

7%

Дисграфия

89%

ОНР I-III уровня

93%

Сенсорная алалия и нейросенсорная т/у

5%

Ринолалия

9%

Логоневроз на фоне ОНР

14%

Дизартрия

19%

  1. Причины создания

Несколько лет назад перед школой встала проблема: каким образом объединить педагогов по основной задаче школы – развитие связной устной и письменной речи при одновременном выполнении программы общеобразовательной школы. Учебный план велик, вставить какие-либо дополнительные предметы не представлялось возможным. Тогда путём тщательного анализа каждого класса по степени тяжести основного дефекта, по результатам коррекции его и другим параметрам пришли к выводу, что воспитательную концепцию выдвигаем главную – «Ты - петербуржец», а работу проводим в одних классах на уроках истории города, выделенных из числа индивидуальных часов по логопедии, за счёт уроков развития речи в системе русского языка, в других классах - как внеклассную работу по предмету. И во всех классах – во вторую половину дня в воспитательское время.

Ставили программы, учитывая пожелания учителей. Трудность дополнительно была в том, что петербуржцев в школе-интернате из 27 педагогов – 13, то есть 50%, ориентировка слабая, подготовка тоже. Приходилось выбирать и корректировать все предложения,  чтобы создать систему работы и обеспечить ежегодную преемственность между классами. Провести одно-два занятия по теме «Летний сад» нетрудно, а взять тему «Парковые ансамбли города» - это уже большая работа как подготовительная, так и экскурсионная, и, самое главное, развивающая речь и пространственные ориентировки (интернированные дети очень плохо ориентируются в городе, районе).

Первый год пробовали взять те наработки, какие есть в городе: экскурсии, письменные работы по ним. Но ничего не получилось: при сложнейшей речевой диагностике детей восприятие речи экскурсовода не давалось, отдельные впечатления оставались только от яркого убранства, необычных интерьеров (видимо, это связано с контрастом бытия наших детей и роскошью).

Первый и главный вывод коллектив сделал такой: экскурсию проводим сами (проводим словарную работу, готовим текст экскурсии). Затем проводится экскурсия с помощью экскурсовода, предварительно работая с ним, объясняя, что и как надо говорить, чтобы дети восприняли информацию. У учителя готовы карточки с названиями, фамилиями, важными понятиями, так как восприятие учащихся в нашей школе, по данным психологического обследования, падает через 20 минут. Обязательно на следующий день в процессе учебного дня идёт закрепление на уроках русского языка, формирования произношения, индивидуальных занятиях или воспитательных часах. Как правило, проводят занятия или экскурсии учителя русского языка или начальных классов, классные руководители. У каждого учителя составлен свой план экскурсий и посещения музеев. И вот такая ситуация: учитель математики берёт для разработки максимально приближённую к его предмету тему – «Ломоносов – “отец” русской науки», а включить в связную речь впечатления от реализации этого материала у него нет возможности. Если на начало учебного года тема разработана, словарь подготовлен, учителя других предметов должны включить в свои основные уроки в виде подвидов работы (составить предложения, работа с опорными словами, правописание и т.д.) нужный для усвоения словарь методической разработки учителя математики, перевести пассивный или номенклатурный словарь в активный, тогда этот словарь становится опорным и запомнится, что и является тоже задачей речевой школы.

Таким образом, мы формируем не только впечатления, а изучение, знание, запоминание и наполнение лексического запаса речи, а затем спонтанное употребление терминов, понятий, возможность пересказа, рассказа и т.д.

Материал накапливался, группировался. Было решено создать музей Санкт-Петербурга. Цель его создания – сгруппировать весь имеющийся, накопленный в школе материал по Санкт-Петербургу в одном месте. Но оказалось, что это невозможно: во-первых,  это не музейные экспонаты, во-вторых, нужны большие материальные средства, в-третьих, нам нужна помощь учителю и учащемуся в процессе изучения необходимого материала по выполнению задачи – воспитание юного петербуржца.

Было решено: создаём музей с функциями методического центра по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Наш музей – не просто помещение для сосредоточения экспонатов и методических материалов, но и хорошо организованное музейное образовательное пространство для занятий, для проведения предварительного знакомства с изучаемыми темами (например, перед экскурсией и после – для закрепления, просмотра экспозиций и т.д.). Поэтому музей используется и как учебное помещение. Внутреннее содержание и размещение экспозиций таково, что присутствует постоянное положительное эстетическое влияние на каждого, кто оказывается в его стенах.

Судя по тому, как трепетно дети относятся к кабинету, к их изделиям и изделиям их педагогов, с каким интересом они идут на экскурсию и оформляют свои впечатления, как проводят занятия в этом центре, как часто используется материал кабинета всеми педагогами, нужного результата от создания музея мы достигли.

Выделив тему «Санкт-Петербург» во всех сферах развития речи детей, учащиеся школы-интерната получили пользу и для развития речи, и в усвоении истории родного города. Результативность особенно высока в сравнении с тем, что, приходя в 1 класс, они не знают своего имени, не знают или не могут произнести фамилию, понятия не имеют, где они живут: на какой улице, в каком районе или даже городе.

Систематизация материала, решение проблем усвоения, запоминания, работы по активизации словаря и включении его в связную речь, поиск нетрадиционных форм обучения и воспитания концепции «Ты - петербуржец», над которой школа работает уже десяти лет, и многие другие вопросы и проблемы успешно решает педагогический коллектив школы-интерната.

И, как результат этого, работа с речевыми детьми по изучению истории города вызвала большой интерес в международном фонде «Культурная инициатива». По представленным нашими учителями и воспитателями на городской конкурс авторских учебных программ и пособий по истории и культуре Санкт-Петербурга, мы стали обладателями свидетельства этого фонда, аттестовавшего нашу работу на «ОТЛИЧНО».

Школа была приглашена участвовать в работе историко-краеведческого клуба при музее восковых фигур во дворце Белосельских-Белозёрских.

Музей начал создаваться с 1994 года с организации экспозиции «История возникновения и развития Санкт-Петербурга». Затем по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, детей блокадного Ленинграда и педагогов коллектива школы были сформированы экспозиции «Блокадный Ленинград» и «В объективе ХIХ - начало ХХ века».

Развитие первоначальной экспозиции «История возникновения и развития Санкт-Петербурга» в силу специфики образовательного учреждения привело к созданию блока исторических материалов в процессе работы с учащимися школы.

Таким образом, в структуре музея изначально стало формироваться методическое обеспечение экспозиционного и выставочного материала. Развитие осваиваемого материала привело к организации музейного зала «Я – петербуржец», в структуру которого входили как три вышеупомянутые экспозиции, так и методические материалы и наглядные пособия по такому разделу работы, как музееведение и экскурсоведение.

Отличительной особенностью функционирования созданной в школе музейно-исторической структуры является полная востребованность всех экспонатов, методических пособий и разработок в учебно-воспитательном процессе.

Силами коллектива педагогов и учащихся создана интерактивная музейная среда, в условиях которой в значительной мере происходит формирование нравственно-патриотической составляющей воспитания юного петербуржца.

Главными задачами музея являются:

  • повышение общественно значимого статуса воспитанников школы;
  • развитие речи, пополнение активного словаря учащихся;
  • развитие представлений об окружающем мире и кругозора детей-логопатов;
  • освоение понятий, используемых при работе на экспозициях;
  • освоение музейного материала через детское творчество, когда детские работы сами становятся частью экспозиции музея;
  • систематическая работа с понятийным словарем в рамках освоения методических тем по истории и культуре Санкт-Петербурга;
  • изготовление наглядных пособий для уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга и внеклассных мероприятий путем сотрудничества педагогов и учащихся школы;
  • создание хроники развития музея средствами видеозаписи, фотодокументов;
  • создание и подбор видеоряда по музейной тематике (в том числе и детские работы по этому направлению);
  • подготовка учащихся и педагогов к использованию знаний, полученных в музее, на занятиях обязательного образовательного цикла в рамках межпредметных связей;
  • подготовка детей к поисково-исследовательской работе по материалам музея;
  • психотерапевтическое воздействие на детей, направленное на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, фиксации на своем речевом дефекте), на перестройку измененных у ребенка под влиянием речевого дефекта представлений, отношений и поведения;
  • включение в музейно-экскурсионную методическую работу следующих логопедических воздействий:

а) закрепление и введение в спонтанную речь звуков, поставленных на логопедических занятиях;

б) расширение пассивного и активного словаря;

в) координированность речевой моторики;

г) развитие слухового внимания;

д) совершенствование грамматического оформления фразы;

е) нормализация темпа и ритма речи, ее просодики.

Таким образом, работа музея присутствует в организации всей жизни школы: во внеклассных мероприятиях, в кружковой и секционной работе и на уроках.

Музейно-педагогическое пространство организовано по тематическим блокам в соответствии с авторскими программами по курсу истории и культуры Санкт-Петербурга, реализуемыми в условиях специальной коррекционной школы-интерната. Поэтому, исходя из такого принципа создания экспозиции, каждый её раздел автономен, имеет свои начало и конец.

Раздел № 1. «История возникновения и развития Санкт-Петербурга» включает в себя шесть стендов:

  1. «История возникновения и развития Санкт-Петербурга»;
  2.  «Архитектурные  ансамбли площадей Санкт-Петербурга»;
  3.  «Роль зарубежных мастеров в создании Санкт-Петербурга»;
  4.  «Триумфальные арки Санкт-Петербурга»;
  5.  «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…»;
  6.  «Дворцы Санкт-Петербурга»).

Три планшета:

  1. «Мосты Санкт-Петербурга»;
  2.  «Соборы Санкт-Петербурга»;
  3. «Арка Главного штаба».

Три альбома:

  1. «Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга»;
  2.  «Краткий биографический словарь  художников, скульпторов и архитекторов Санкт-Петербурга»;
  3.  Конспект урока «Творчество О. Монферрана и Э. Фольконе»).

Карту «Достопримечательности старой Петергофской дороги».

Раздел № 2. Становление и развитие науки и  культуры в Санкт-Петербурге в XVIII-XX веках» включает в себя четыре стенда:

  1. «Жизнь и творчество великих мастеров слова в Петербурге»;
  2.  «Истоки театрального искусства в Санкт-Петербурге»;
  3.  «Мариинский театр»;
  4.  «Петербургский период «отца русской науки» М.В. Ломоносова»);

Шесть планшетов:

  1. «Петербург – город надежды»;
  2.  «Русские писатели в Санкт-Петербурге»;
  3.  Работа по теме «Жизнь и творчество великих мастеров слова в  Петербурге»;
  4.  «Петербургские поэты ХХ века»;
  5.  «Памяти великой»;
  6.  «Л.В. Собинов».

Семь альбомов:

  1. «Ломоносовские места Санкт-Петербурга»;
  2.  «Великие русские писатели в городе на Неве»;
  3.  «Жизнь и творчество великих мастеров слова в Петербурге»;
  4.  «Театральный словарь»;
  5.  «Краткий словарь музыкальных терминов»;
  6.  «Книги о русском искусстве»;
  7.  «Краткий словарь терминов по искусству»;
  8.  «Истоки театрального искусства в Санкт-Петербурге».

Раздел № 3 «Агломерация Санкт-Петербурга» включает в себя два раздела:

I «Пригороды Санкт-Петербурга» - 9 планшетов

   1. «Гатчина»;

   2.«Ломоносов»;

   3.«Пенаты»;

   4.«Петродворец»;

   5.«Пушкин»;

   6. «Павловск»;

   7. «Фонтаны Петродворца»;

   8. «Павловск»;

   9. «Павловский парк».

II «Сады и парки Петербурга» - 2 планшета:

    1.«Летний сад»;

    2. «Сады и парки Санкт-Петербурга».

 Шесть альбомов:

  1. «Возникновение и история развития Павловска»;
  2.  «Город Ломоносов»;
  3.  «Парк Екатерингоф»;
  4.  «Петродворец»;
  5.  «Александрия. Петродворец»,;
  6. «Летний сад».

Раздел № 4. Город морской славы  включает в себя 8 планшетов:

  1. «Корабли науки»;
  2.  «Сражение при Гангуте»;
  3.  «Парусный флот»;
  4.  «Охтинская судостроительная верфь»;
  5.  «Адмирал Ушаков»;
  6.  «Военно-морской флот»;
  7.   «Торговый флот»;
  8.  «Из истории Российского флота».

Четыре альбома:

  1. «История морского флота»;
  2.  «Атакует С-13»;
  3.  «Крейсер Аврора»;
  4.  «От плота до ледокола».

Выставку «Морская атрибутика», видеоряд парусных судов XVIII-XX веков.

Раздел № 5. «Пушкинский Петербург» включает в себя карту «Путешествия А.С. Пушкина», 11 планшетов:

  1. «А.С. Пушкин. Сказки в музыке»;
  2.  «Пушкин и опера»;
  3. «Семья А.С. Пушкина»;
  4.  «В садах Лицея»;
  5.  «Вновь я посетил…»;
  6.  «Пушкинские горы»;
  7.  «Домик стационарного смотрителя»;
  8.  «Пушкинские места Верховолжья»;
  9.  «Пушкинская Москва»;
  10.  «Музей – квартира Пушкина»;
  11.  «Пушкинский Петербург»).

Восемь альбомов:

  1. «Краткий пушкинский музыкальный словарь»;
  2. «Потомки Пушкина (внуки)»;
  3.  «Лицей»;
  4.  «Под сенью Михайловских рощ»;
  5.  «В сказочном мире Пушкина»;
  6.  «Тебя, как первую любовь России сердце не забудет»;
  7.  «Музей – квартира Пушкина».

  Выставку «Наше представление о Пушкине».

Раздел № 8 «Страна Советов» включает в себя документы, фотографии, периодические издания советского периода.

Раздел № 9 «Город сегодня» рассказывает о современном Петербурге.

К 8 сентября 2004 года в отдельном зале открылась «Комната блокадного времени», в которой размещен

Раздел № 10.«Блокадный Ленинград». 

Экспозиция является поистине яркой иллюстрацией блокадных  и военных будней этого периода: подлинные фотографии и документы тех лет, фронтовые письма и открытки, письма в блокадный город, периодические издания, боевые награды защитников города, предметы быта, воспоминания сотрудников школы.

Есть в экспозиции и реликвии другого плана: военные каски, пробитые осколками, гильзы от снарядов, патроны. Все это бережно собрано учениками.

Экспозиция включает в себя 3 планшета:

  1. «Город мужества и славы».
  2. «Стихи Ольги Берггольц о блокадном Ленинграде»
  3. «900 дней, 900 ночей».

Двадцать три альбома:

  1. «Герой Советского союза Петр Андреевич Пилютов».
  2. «Защитники города».
  3. «Этих дней не смолкнет слава»
  4. «Великая Отечественная война». (Площадь Победы, Пискаревское мемориальное кладбище, Дорога жизни).
  5. «Ленинград. Блокада. Подвиг».
  6. «Дорога жизни».
  7. «900 дней и ночей ленинградского мужества»
  8. «И все-таки мы победили!»
  9. «Никто не забыт…»
  10. «Города-герои. Памятники славы и бессмертия»
  11. «Пионеры-герои»
  12. «Брестская крепость»
  13. «Керчь-город-герой»
  14. «Одесса-город-герой»
  15. «Тула-город-герой»
  16. «Город-герой Москва»
  17. «Город-герой Волгоград»
  18. «Севастополь-город-герой»
  19. «Город-герой Смоленск»
  20. «Ленинград-город-герой»
  21. «Минск-город-герой»
  22. «Город-герой Киев»
  23. «Город-герой Новороссийск»

                Карту «Города -герои».

        В сентябре 2013 года в третьем отдельном зале открылись

        Раздел № 6. «В объективе XIX – начало XX века» включает в себя         материалы семейных архивов коллектива школы, фотографии,  документы,         предметы быта и книги того времени, газеты.

        Раздел № 7. «Императорская Россия» содержит сведения о российских         императорах.

Выставка музея:  Город над вольной Невой к 300-летию Петербурга.

        Музейные фонды комплектуются по следующим направлениям:

  1. История школы.
  2. Методически материалы
  3. Лучшие образцы детского творчества.

         Школьный музей работает по следующим направлениям:

  1. Учет и хранение музейных экспонатов.
  2. Пополнение фондов.
  3. Работа кружка музееведения и экскурсоведения.
  4. Экскурсионная работа.
  5. Выставочная деятельность.
  6. Методический центр.
  7. Исследовательская деятельность.
  8. Встречи с людьми, помогающими больше узнать об истории школы, с ветеранами войны и труда.
  9. Поисковая работа (архивы, библиотеки, частные лица).

В соответствии с вышеизложенным, целью существования и деятельности нашего музея является:

  • формирование духовно-осмысленного отношения к историческому прошлому России, нравственно-эстетических норм коллективного общения;
  • осмысление себя через  подвиги выдающихся деятелей России;
  • освоение и сохранение культурного наследия России;
  • воспитание патриотизма и гражданственности школьников;
  • внедрение знаний истории нашей школы в учебный процесс.

В перспективе развития музея мы подошли к освоению истории нашего учебного заведения как органической части культурного наследия Петербурга в области просвещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Концепция развития школьного музея

Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...

Концепция развития школьного музея "Поклонимся великим тем годам"

Концепция развития школьного музея на 2010-2015 гг....

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Концепция школьного музея

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360275","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18360287","...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...

«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»

В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с  презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...