Спецкурс "от слова к тексту"
элективный курс (9 класс) на тему

Коровина Галина Андреевна

Курс рассчитан на ознакомление учащихся с различными подходами к использованию текста на занятиях по русскому языку в школе, раскрыть сущность принципа изучения единицы языка на текстовой основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_ot_slova_k_tekstu.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Спецкурс «От слова к тексту» для 9 классов, рассчитанный на 35 часов (1 час в неделю), направлен на достижение  целей,  обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

-  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и самосовершенствованию;

-  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Для достижения этих целей необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с введением новых форм итоговой атестации выпускников 9-ых классов, а также с введением профильного обучения на III ступени. Решение  этих проблем возможно через реализацию  предлагаемой программы спецкурса..

Цель курса - познакомить учащихся с различными подходами к использованию текста на уроках русского языка в школе, раскрыть сущность принципа изучения единиц языка на текстовой основе.

 Задачи курса 

  • дать знания о тексте как синтаксической единице и дидактической единице в работе над связной речью учащихся;
  •  обобщить, систематизировать, углубить знания по развитию связной речи, ориентированной на создание сжатого изложения, сочинения-рассуждения как видов письменного испытания на итоговой аттестации в 9 классе;
  •  выработать навыки аналитической работы с текстами,  определения  значения сведений о содержательной и композиционной структуре различных типов текста;
  • рассмотреть возможности использования текста в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков.

Программа спецкурса построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Содержание  материала  структурировано на основе компетентностного подхода.  В соответствии с этим на занятиях спецкурса формируются и развиваются коммуникативная, языковая,   лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами рече вой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории на рода, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Одно из главных направлений программы – работа с текстом, сосредоточение внимания на его основных признаках и способах его раскрытия.

 В основе уроков-практикумов лежит работа с научным, художественным и публицистическим текстами, представленными  как единицы обучения. Задания помогают понять  содержание, структуру, тип речи текста. На этапе обучения сжатому изложению возрастает роль таких видов работы, как самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, конспекта, выделение, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Упражнения подобного рода предполагают использование различных приемов компрессии   текста, решают проблему адекватности восприятия текста при чтении и на слух.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Содержание раздела

Кол-во часов на раздел

1

Введение. Понятие о тексте как синтаксической и дидактической единице

Признаки текста. Способы связи частей текста. Тема, идея. Структура текста.

1

2

Форма художественного произведения

Сюжет и фабула. Композиция. Словесные ряды. Организация повествования (пространственно-временные, субъектная, интерьер, пейзаж, детали)

1

3

Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении

Понятие образа автора. Различие между образом автора и рассказчика. Соотношение их и речи персонажа. Проявление индивидуальных особенностей авторского почерка.

1

4

Анализ эпического произведения

Основные типы текстов. Планы, схемы, алгоритмы разбора.

2

5

Основные средства и способы связи предложений в тексте. (Лексико-грамматическая связь предложений в тексте)

Речеведческие понятия: синонимы, контекстуальные синонимы, анафора., риторический вопрос, цепная и параллельная связь. Логические средства связи предложений в научном тексте.        

2

6

Урок-практикум. Средства связи предложений в тексте. Составление связного текста «Басни И.А.Крылова»        

Речеведческие понятия функциональный стиль, ситуация общения, стилевые особенности, языковые средства.        План полного стилистического анализа        

3

7

Обучение сжатому изложению

Речеведческие понятия план, тезисы, конспект. Языковые способы и приёмы сжатия текста. Подготовка к сжатому изложению при слуховом восприятии текста.

3

8

Обучение сочинению-рассуждению

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Редактирование исходного текста

3

9

Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему «Роль вводных слов»

3

10

Орфография. Лексикология.

Трудные случаи правописания гласных и согласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание суффиксов существительных, прилагательных., глаголов, причастий, наречий. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы и омонимы. Стилистическая принадлежность слов. Тропы и фигуры речи.

11

Синтаксис. Пунктуация.

Простое осложненное предложение и постановка знаков препинания в нем. Однородные члены. Обособленные члены (определения, приложения, обстоятельства, уточнения). Обращения. Вводные слова и предложения. Сравнительные обороты. Предложение. Понятие о грамматической основе предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Бессоюзное сложное предложение. Предложения с разными видами связи

12

Творческая работа

                                               

.

Документы, использованные при составлении программы:

-Федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;

-Федеральный базисный учебный план для основного общего образования,

утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 20010/11 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 822 от 23.12.2009г;

-Письмо Минобразования России от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений»

-Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень);

Формы и методы, технологии обучения.

Для реализации данного курса используются следующие технологии: здоровьесберегающая технология, важная составляющая часть которой – это рациональная организация урока, кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на занятии, проводится эмоциональная разрядка, чередуются разные виды деятельности.

 Применение ИКТ улучшает качество усвоения материалов урока, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого ученика.

 Методы и формы обучения: эвристическая беседа, диалог, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, толковыми словарями, тестирование, проверочные, контрольные работы, фронтальный опрос, групповая работа, парная работа, разнообразные диктанты, сочинение, изложение. сопоставление, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен: знать / понимать:

-  роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи,  научного,  публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

-  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

-  формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

-  оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

-  прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

создавать   устные    монологические   высказывания    на    актуальные   социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-  владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

 ПИСЬМО:

владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);-

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

-  пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

-  верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

-  проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

-  распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слое с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

-  пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

-  проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-  различать изученные виды простых и сложных предложений;

-  интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

-  составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

-  проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

-  устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

-  использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

-  применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

-  проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Учебно-методическое обеспечение

Дополнительные материалы:

1. Пахнова Т. М.  Русский язык:  Комплексная работа с текстом:  Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2008.

2. Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   9   кл. / I  И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2006.

3. Пахнова Т. М.  Русский язык. Работа  с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Сфера,2008

6. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов ОУ. Авторы-составители: Л.С.Степанова, И.П.Цыбулько М.-2010.

Медиаресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.- М.: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2009г.
  2. Репетитор «Русский язык» 5 – 9 кл.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Компьютерный класс.
  2. Учебно-практическое оборудование (таблицы, раздаточный материал, карточки, тесты)

 

   

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Содержание раздела

Требования к уровню подготовки  учащихся

Кол-во часов на раздел

1

2

3

4

5

6

Основные направления в исследовании текста.        

Особенности работы по развитию речи на современном этапе        

Текст как дидактическая единица в работе над связной речью        

        

Обучение сжатому изложению        

        

Обучение сочинению-рассуждению         

        

Эстетическая и нравственная функция текстов, анализируемых на уроках русского языка         

        

Текстовые ошибки и работа над их исправлениями.        

        

Обобщение материала        

        

        

        

ИТОГО

Речеведческие понятия: тема, тематика, проблема, проблематика, основная мысль (идея) текста        

Анализ текста «Культура речи» (научный стиль)        

Анализ текстов «Свершилось», «Охрана воды» (публицистический стиль)        

Самостоятельная работа        

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Конспект урока "Роль вводных слов в тексте"

Конспект  урока русского языка в 8М классе «Роль вводных слов в тексте научного стиля ...

Презентация к уроку "Роль вводных слов в тексте"

Презентация к урока "РОль вводных слов"...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников

В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....