Из жизни замечательных людей
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Байматова Дилбар Солиевна

Использование сложных конструкций в школах с узбекским языком обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_zhizni_zamechatelnykh_lyudey.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:                        9

Тема:     Из жизни замечательных людей

Цели: 

1.выявить уровень литературного развития учащихся; повторить и закрепить изученные конструкции и грамматические формы, выражающее процесса исследования и его результата;

2.Отработать навыки умения высказывать свою точку зрения, развивать устную речь, мышление и память учащихся;

3.Воспитать у учащихся нравственные качества; прививать любовь к литературе как науке и виду искусства;

Оборудование:

 Портреты А.С. Пушкина, А. Навои, Леонардо да Винчи, Фароби  т.д. Слайды, маркеры, карточки с заданиями, бумага А-4, ватманы, выставка книг;

Тип урока:                              Внеклассная работа

                                           Ход урока

 I.Организационный момент :( 5 минут)

1. Приветствие.

2. Слово учителя:

  Издавна ведется спор между лириками и биологами, любителями литературы и поклонниками математики. Но нам с вами ясно, как нам нужны знания всем и по всем дисциплинам. Наше дело учиться, получать прочные знания, постоянно быть в поиске интересного, уметь высказывать мнение и отстаивать его.

    Великий Китайский мыслитель Конфуций писал: « Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я пойму, дай мне возможность сделать это самому - и я научусь»

Сегодня мы будем с вами работать в группах. В ходе нашего урока нужно выполнить следующие задания:

- создать группу;

- назвать команду;

- ответить на вопросы блицтурнира;

- письменно докончить предложение;

- решить кроссворд;

- прочитать Эссе;

- составить Синквейн;

- принять участие в поэтической разминке;

3.Правила поведения на уроке русского языка( правила вывешиваются на доске)

- Говори по – русски!

- Будь активен!

- Не перебивай товарища!

- Будь вежлив!

- Уважай мнение других!

- Хочешь сказать, подними руку!

- Соблюдай регламент!

А оценивать ваши знания будет наша экспертная комиссия.

4. Ученики выбирают по одной фигурке и рассаживаются по местам ( на партах находятся указатели фигур)

 II. Далее ученикам предлагается выполнить несколько заданий по теме.

Задание№1

1.Каждая группа придумывает название своей команде.

2.Рисует своё представление о названии группы.

3. Выбирает презентатора.

4.Команды дают знать об окончании работы (хлопком или звуком)

( Например: Мы назвали свою команду Музой. Муза - это …)

Регламент: на размышление 2 минуты

                     Презентация 3 минуты

Задание№2

Для выполнения данного задания на доску вывешивается плакат « Дерево решений». На цветных листочках написаны задания по пройденной теме. Для каждой команде по три вопроса. Члены команд защищают и отвечают на вопросы блицтурнира.

Вопросы:

- В какой исторический период родился и жил Аль - Хорезми?

- В каком году родился Леонардо да Винчи?

- Развитие, каких наук потребовало становление феодального строя?

- Кроме создания картин, ещё какие открытия принадлежат Леонардо да Винчи?

- С развитием, каких наук связана имя крупнейшего ученого - энциклопедиста Фароби?

- В каком веке жил и творил А.С. Пушкин?

- Кто является основоположником узбекского литературного языка?

- Сколько языков знал Фароби?

Учитель: Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Примерные ответы учащихся:

- все они мыслители;

- энциклопедисты;

- изобретатели;

- мудрые;

- основоположники;

- полиглоты;

- способные;

- талантливые;

- гении;

- ученые;

- умные;

- замечательные;

Задание№3

Каких людей можно назвать замечательными?

Каждая группа дает формулировку понятия «Замечательные люди»

Регламент: На обсуждение 3 минуты

                    Презентация групп (устно) 3 минуты.

Задание№4

Каждая группа получает индивидуальное задание. Группам раздается бумагаА-3 с заданием, письменно закончить предложение. Вместо точек нужно поставить сложные конструкции по смыслу.

Карточка№1

  1. Алишер Навои пришел к выводу о том, что ….
  2. Леонардо да Винчи изобрел …

.Карточка№2

  1. Имя Фароби связано с развитием …
  2. Аль – Хорезми сделал крупные открытия …

Карточка№3

1. Леонардо да Винчи сконструировал …

2. Аль – Хорезми явился основателем …

  Регламент: На обсуждение 3 минуты

                       Презентация групп 5 минут

 Слово учителя: Беседуя о жизни замечательных людей, невозможно не вспомнить о творчестве двух великих поэтов, как А. Навои и А.С. Пушкин. Сегодня мы с вами проведем сравнительный анализ ( дома ученики должны были написать Эссе) по следующему плану

А.С. ПушкинANd9GcQSAvbYVoXvQbIh-f4p9cTWWjw2lQ5sSYlUwSkr9avYfl2tBQ9t0SFAFuU

    План:

  1. Историческая обстановка в период жизни поэтов.
  2. А.С. Пушкин и А. Навои – талантливые люди своего времени.
  3. Семья поэтов.
  4. Годы обучения.
  5. « Я лиру посвятил народу своему».

Ученики читают ЭССЕ о жизни и творчестве  двух гениальных поэтов.

Задание№5

Какая группа быстрее отгадает кроссворд.

   Ж    Е   Н   С  Н  Ч  У

   И   Д   О   О  Е  Ш Д

   В    Р   М   Б  Т  Е  Е

   И   У    Е   О Л   Г  Л

   Т   Ж  Ж   Й  У  О А

Если правильно прочитать по вертикали, то прочитают афоризм А. Навои «Живите дружно меж собой, нет лучшего удела!»

   Регламент: На обсуждение 3 минуты

                       Презентация     3 минуты

Задание№6

Составить « Синквейн» на тему: Поэт ( примерный ответ)

  1. Поэт.
  2. Известный, великий.
  3. Сочинял, писал, творил.
  4.  Он лиру посвятил народу своему.
  5. Стихотворец

 Регламент: На размышление 3 минут

                      Презентация    3 минут

Оценка знаний групп( работа экспертной комиссии)

Учитель: Пока экспертная группа считает баллы, хочу предложить вам поучаствовать в поэтической разминке. Ученикам предлагаются стихи А.С. Пушкина на узбекском языке. Ученики называют стихотворение и читают его на русском языке.(5 минут)

  1. Esimdadir ajib dam hali,

Ko’z oldimda bo’lding namoyon.

Pok go’zallik dahosi kabi,

Bir lahzalik hayol, tushsimon. ( Я помню чудное мгновенье …)

     

  1. Bo’ron, zulmat osmonni tutar,

Qor – quyunni qiladi o’yin.

Dam hayvonday bo’kirib  o’tar,

Dam go’dakday yig’lay berar ul…( Зимний вечер)

     

  1. Men sizni sevardim, ehtimolki bu

Muhabbat to’g’yoni qalbimda hamon.

Lekin sizni endi bu savil tuyg’u

Bezovta qilolmas oshkor, yo pinhon.( Я вас любил …)

  1. Ученики читают высказывания узбекских поэтов об А. Навои и А.С. Пушкине.

 «Восток издавна славится своими поэтами – Навои, Хафизом и Физули! Быть меж ними на почетном месте, Не обидно и для вашей чести…», - писала Зульфия о Пушкине.

     А вот стихи Хамида Алимджана:

    «В каждом доме, где Пушкина имя звучало,

     Дышит, свято хранима и речь Навои».

  «Том Навои, держа у сердца своего

   Я к Пушкину приду,

    Он – современник мой», - писал Эркин Вохидов.

  Учитель: Какие общие черты вы узнали в жизни и творчестве этих людей?

   Вывод:

- ум;

- талант;

- милосердие;

- Любовь к Родине;

- стремление;

- человечность;

- жизнелюбие;

III. Подведение итогов. Слово предоставляется экспертной группе.(2 минуты)

 IV. Домашнее задание.

 Написать мини – сочинение на тему: «Что должен сделать настоящий гражданин, чтобы принести пользу обществу»

Учитель: Сегодня вы узнали о том, что не власть и сила, а духовность и культура дают человеку бессмертие.

«История сохраняет память лишь о тех, кто без остатка сливает себя с нею» Ю. Лотман.                                  

Составила Байматова Д.С. учитель русского языка и литературы школы№62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь замечательных людей

Презентации о биографиях русских писателей....

Жизнь замечательных людей

Презентации по литературе...

Элективный курс "Жизнь замечательных людей".

В курсе географии очень мало материала о жизни и деятельности путешественников и исследователей, особенно это касается отечественных первооткрывателей. А этот материал вызывает интерес у учащихся, спо...

Жизнь замечательных людей

" Никто для первых не вбивает вех,                         И нет для них ...

«Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»

Учебная презентация «Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»  знакомит с жизнью писателя И.А.Бунина, блестящего мастера не только российского, но и мирового уровня....

Жизнь замечательных людей

Детство и юность великих ученых:  Менделеев, Шахматов, Эйнштейн и другие....

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)

Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей "  знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...