Литературная игра по басням И.А.Крылова
методическая разработка (5 класс) на тему

Литературная игра по басням И.А.Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_po_basnyam_i.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по басням И.А.Крылова

5 класс

Л.В.Гвиздок, учитель русского языка и литературы

 КГУ «Коржинкольская СШ»отдела образования акимата

Федоровского района» Костанайской области

Цель: закрепить и обобщить сведения о баснях И.А.Крылова; развивать творческие способности.

13 февраля 2015 года исполнится 246 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, русского поэта, баснописца, переводчика, сотрудника Императорской Публичной библиотеки, статского советника, действительного члена Императорской Российской академии.

Конкурс 1. «Разминка»

  1. Что такое басня? Дайте ее определение. (Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера.)
  2. Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка.)
  3. Подберите синонимы к термину «аллегория». (Иносказание, эзопов язык.)
  4. Объясните значение выражения «эзопов язык». (Вынужденное иносказание, речь, наполненная недомолвками и ироничными намеками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом.)
  5. Что такое мораль басни? (Поучение, которое дается в начале или в конце ее.)
  6. Кого Крылов в своих баснях называет «вещуньей»?.. (Ворону – басня «Ворона и Лисица».)
  7. … «серым рыцарем»? (Волка – басня «Волк и Лисица».)
  8. … «плутовкой»? (Лисицу – басня «Волк и Лисица».)
  9. … «попрыгуньей»? (Стрекозу – басня «Стрекоза и Муравей».)
  10. … «проказницей»? (Мартышку – басня «Квартет».)

Конкурс 2. «Кому принадлежат слова?»

  1. Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей! (Стрекоза – в басне «Стрекоза и Муравей»)

  1. Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь. (Лисица – в басне «Лисица и Виноград»)

  1. Что же там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа. (Обезьяна – в басне «Зеркало и Обезьяна»)

  1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваши понежней. (Соловей – в басне «Квартет»)

5.  Когда светлейший Волк позволит,

     Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

     От Светлости его шагов я на сто пью… (Ягненок – в басне «Волк и Ягненок»)

6.  Вот то-то мне и духу придает,

     Что я, совсем без драки,

      Могу попасть в большие забияки. (Моська – в басне «Слон и Моська»)

7. «Изрядно,- говорит,- сказать неложно,

      Тебя без скуки слушать можно;

      А жаль, что незнаком

      Ты с нашим петухом;

      Еще б ты боле навострился,

      Когда бы у него немножко поучился» (Осел – в басне «Осел и Соловей»)

8. Друзья! К чему весь этот шум?

    Я ваш старинный cват и кум,

    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… (Волк – в басне «Волк на псарне»)

9. Ничуть меня то не тревожит;

    В нем мало проку вижу я;

    Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

    Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. (Свинья – в басне «Свинья под Дубом»)

10. Нет, в наших мужичках не столько мало толку,

Чтоб на свою беду тебя спасли они.

И правы – сам себя вини:

Что ты посеял – то и жни. (Кот Васька – в басне «Волк и Кот».)

Конкурс 3. «О ком же это?»

  1. «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Кот Васька из басни «Кот и Повар».)
  2. Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. (Соловей из басни «Осел и Соловей».)

  1. Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона из басни «Ворона и Лисица».)

4.  Был силы непомерной,

     Какой не слыхано ни в древни времена;

     Он даже (говорит его историк верной)

     Мог поднимать больших ячменных два зерна!

     Притом и в храбрости за чудо почитался:

     Где б ни завидел червяка,

     Тотчас в него впивался,

     И даже хаживал один на паука. (Муравей из басни «Муравей».)

Конкурс 4. «Узнай, из какой басни мораль»

  1. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок».)
  2. И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица».)
  3. А Ларчик просто открывался. («Ларчик.)
  4. Избави Бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей».)
  5. Худые песни Соловью в когтях у Кошки. («Кошка и Соловей».)
  6. Если голова пуста,то голове ума не придадут места. («Парнас».)
  7. Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки».)
  8. А я бы повару иному  велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому,  где нужно власть употребить. («Кот и Повар».)
  9. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет».)
  10. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».)

Конкурс 5. «Из каких басен эти строки?»

  1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
  2. А Ларчик просто открывался. («Ларчик».)
  3. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок».)
  4. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. («Волк и Ягненок».)
  5. С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. («Волк на псарне».)
  6. Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне».)
  7. Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей».)
  8. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! («Слон и Моська».)
  9. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар».)
  10. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».)
  11. Слона-то я и не приметил. («Любопытный».)
  12. Вперед чужой беде не смейся, Голубок. («Чиж и Голубь».)
  13. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух».)
  14. Послушать, кажется, одна у них душа, - А только кинь им кость, так что твои собаки! («Собачья дружба».)
  15. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое. («Лев и Человек».)

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Цели: Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и  творческих способностей, логического...

Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"

В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку,  языку великого баснописца....

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;П...

"Своя игра по басням И.А Крылова"

Данная презентация содержит занимательные вопросы по биографии и басням Ивана Андреевича Крылова....

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова....

Ларец мудрости (литературная игра по басням И.А. Крылова)

Ларец мудрости.Литературная игра по басням И.А. Крылова. Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развити...