Что такое толерантность и почему она так важна?
план-конспект на тему

Сырова Ольга Степановна

Цели занятия: ознакомить воспитанников с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.

Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, входящий тест. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tolerantnost_i_pochemu_ona_tak_vazhna.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования город Ноябрьск

Управление по делам семьи и молодежи

Муниципальное бюджетное учреждение

Детско-юношеский центр физического развития и туризма «Вертикаль»

Подготовил: методист МБУ ДЮЦФРиТ «Вертикаль»

Сырова О.С.

2015

Что такое толерантность и почему она так важна.

Цели занятия: ознакомить учащихся с понятием толерантность; определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми; укрепить личностное понимание толерантности учащимися; проведение входящего тестирования.

Методы: Тренинг, мозговой штурм, лекция, входящий тест.

Сегодня мы поговорим о толерантности. Для начала давайте проделаем следующее упражнение.

1. Упражнение Чем мы похожи 5 мин:

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе одного реального или воображаемого сходства: Света, выйди ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос. Света выходит и приглашает в круг еще кого-нибудь по другому признаку сходства. Все участники должны оказаться в кругу.

2. Упражнение Комплименты 5 мин:

Ведущий бросает мяч одному участнику и называет его бесспорное достоинство или комплимент. Например, Катя, у тебя прекрасная память. Или Сергей, у тебя классные ботинки. Хорошо продолжать эту игру до перехода комплиментов на качество личности. Проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

3. Работа по группам 5 мин: Участники обсуждают и записывают ответ на вопрос Что такое толерантность (терпимость, соблюдение прав человека, уважение к мнению, равенство). Каждая группа формирует собственное определение толерантности. Потом докладчик от каждой группы зачитывает определение. Определение должно быть кратким и как можно более точным.

Анализируя каждое из определений, обратить внимание на многогранность толерантности.

Для ведущего: скинхеды в Нижнем Новгороде зверски избивали людей не славянского происхождения в середине 90-х годов. Вопрос: Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности (насилие, нарушение прав, гарантий, национализм, фашизм)

Для педагога: Следствие, даже зная преступников (скинхедов, виновных в преступлениях в Нижнем Новгороде), ни разу не завело уголовное дело против них.

Вопрос: Как характеризуется поведение следователей с точки зрения толерантности (содействие фашизму, потворство, коррупция).

Для педагога: Мать, у которой украли новорожденного ребенка в конце 90-х годов, совершила самоубийство.

Вопрос: Как характеризуется поступок матери с точки зрения толерантности (отчаяние, не смогла простить себя, депрессия, самоуничтожение)

4. Вывод делает ведущий 5 мин:

Толерантность уважение прав другого (в т.ч. права быть иным), а также воздержание от причинения вреда для всех и для самого себя. При этом толерантность это не уступка, не снисхождение, не потворство. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на права человека. Это активное отношение, а не пассивность.

5. Вопрос к детям 5 мин:

Вспомните примеры толерантного и нетолерантного поведения:

1) в истории России

2) в истории школы или класса

6. Тест на коммуникативную толерантность. 15 мин.

1) Самотестирование Ваша коммуникативная толерантность

Об уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения:

1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

Индивидуальность другого - это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов - совсем неверно, 1 - верно в некоторой степени, 2 - верно в значительной степени, 3 - верно в высшей степени. Закончив оценку суждений, подсчитайте число полученных баллов, но будьте искренни:

1 Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2 Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

3 Шумные детские игры переношу с трудом

4 Оригинальные, нестандартные, яркие личности, чаще всего действуют на меня отрицательно

5 Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

Всего:

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.

В этом случае вы отказываете партнеру в праве на индивидуальность и, словно в прокрустово ложе, втискиваете партнера в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде вы считаете себя "истиной в последней инстанции", судите о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями. Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного Я. Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3:

1. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.

2. Меня раздражают любители поговорить.

3. Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.

4. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.

5. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

Всего:

3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей. Таким способом вы регламентируете проявление индивидуальности партнеров и требуете от них предпочтительного для себя однообразия, которое соответствует вашему внутреннему миру сложившимся ценностям и вкусам. Проверьте себя: в какой мере категоричны или консервативны ваши оценки в адрес окружающих:

1. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

2. Так называемые "новые русские" обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.

3. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.

4. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

5. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.

Всего:

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров. Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качества партнера, вызывающие негативное отношение к нему - некоммуникабельными.

Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения. Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):

1. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

2. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.

3. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

4. Мне неприятны самоуверенные люди

5. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

Всего:

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера. В сущности, вы беретесь за непосильную задачу вознамерились изменить ту или иную подструктуру личности, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил и этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам. Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1 Я имею привычку поучать окружающих.

2 Невоспитанные люди возмущают меня.

3 Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

4 Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

5 Я люблю командовать близкими.

Всего:

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным. В данном случае вы как бы "обтесываете" те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настаиваете на принятии вашей точки зрения, оценивая партнера, исходите из своих обстоятельств и т', д. Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1. Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.

2. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.

3. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

4. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

5. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Всего:

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Это означает, что ваше сознание "застревает" на различиях между личностными подструктурами - вашей и партнера. Таков источник взаимных обид, стремления усложнить отношения с партнером, придавать особый неприятный смысл его поступкам и словам. Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

2. Меня часто упрекают в ворчливости.

3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.

4. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь.

Всего:

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.

Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности душевно черствый и потому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в дискомфортных состояниях и обычно рассчитывает на понимание и поддержку окружающих. Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

2. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

3. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

4. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

5 Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

Всего:

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего партнера, а не себя - для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптационные умения обеих сторон. Проверьте себя: каковы ваши адаптивные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов):

1. Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.

2. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

3. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.

5. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

Всего:

10. Вы считаете, что всегда есть конкретный человек или группа людей, несущие ответственность за социальные, экономические и политические проблемы в стране, особенно если речь идет об этнической группе. Однако не национальные, а сами социальные процессы в стране влияют на благополучие народа. Просто нужно время и бескорыстное вложение в страну без враждебности по отношению к другим.

Проверьте себя: ищете ли вы козла отпущения по любому поводу или оцениваете свой личный вклад в разрешение проблем страны (0-3 балла):

1. Я считаю, что было бы разумнее нанимать местных безработных жителей в службу уборки и ремонта дорог летом, вместо приезжающих лиц из стран ближнего зарубежья.

2. Как правило, я не доверяю лицам кавказской национальности, торгующим на рынке они всегда обманут.

3. Мне трудно мириться с мыслью, что московские вузы принимают иностранных студентов, понижая ставки москвичей.

4. Я считаю, что нельзя покупать фрукты и овощи на улице или на рынке, потому что они могут быть привезены из радиационных зон Украины.

5. Я боюсь ездить на маршрутных такси, т.к. таксопарки нанимают неквалифицированных для Москвы водителей из стран ближнего зарубежья.

Оценка теста по каждому пункту:

0-1 я абсолютно толерантная личность или я был нечестен во время тестирования

2-5 я толерантен в общении в целом

6-10 мне бывает трудно контролировать свои эмоции и принимать людей или обстоятельства как есть

11-15 я нетолерантен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Сочинение на тему: "Моё представление о том, что такое взятка, и почему за это нужно наказывать"

Сочинение участвовало в республиканском конкурсе эссе "Будущее моей страны - в моих руках"...

Родительское собрание на тему: "Что такое снюс и почему в группе риска – дети"

Разработка родительского собрания для родитей 6 классов на тему "Что такое снюс и почему в группе риска-дети"...

Что такое СПИД и почему он опасен? Как уберечь себя от заражения.

В природе существует вирус, способный разрушать клетки, ответственные за иммунную защиту. Этот вирус называется ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Цель занятия: познакомить подростко...

Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно

Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...

"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.

Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...