Трагедия, которая не должна повториться
методическая разработка на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Внеклассное мероприятие, посвященное трагедии народов  в годы Великой Отечественной войны на примере белорусской деревушки Хатынь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_kotoraya_ne_dolzhna_povtoritsya.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Трагедия, которая не должна повториться

Цель: познакомить обучающихся с трагедией народов  в годы Великой Отечественной войны на примере белорусской деревушки Хатынь – символа великой трагедии.

Задачи:

  • воспитание непримиримого отношения к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества;
  • формирование умения оценивать исторические события, факты;
  • воспитание гуманизма;
  • углубить знания об истории народов России;
  • вызвать чувство сострадания к чужой боли;
  • научить восхищаться и гордиться героизмом  поколения дедов и прадедов.

Форма реализации: внеклассное мероприятие.

Ожидаемые результаты: Формируется убеждение, что фашизм - это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе, Человечеству нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Хатынь», видеоролик «Хатынь».

 

Ведущий 1: 

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного.

Ещё не может быть и нет.

                                            А. Твардовский

Чтец 1: В безбрежности теряется тропа,
От той войны, в которой черепа,
Ушедших в вечность, не нашли могилы.
И где иных казнили – не узнать,
А боль утрат поныне не унять,
Хотя и сгинули нацистские гориллы.

Чтец 2: Для многих тысяч лишь одна плита.
Притихшие, оглохшие места.
Тревожит эхо позабытой песни…
Евреи снова в жертвенном огне.
Пройти дорогу эту надо мне,
Чтоб в памяти те ужасы воскресли.

Чтец 3: Народ – страдалец, горестный твой хлеб
Я ел с тобой. От горя я ослеп.
И разучился в человечность верить.
Боль Холокоста многим не понять,
Увы, её нельзя стереть, отнять,
И никакою мерой не измерить.

Чтец 4: Наш трудный  век. В нём многолико зло,
А тем, кто выжил, просто повезло.
Со зло творившими, мы тоже, вроде, квиты.
Но совесть говорит мне: «Не туши
Горячий свет обугленной души.
Ведь в мире есть еще антисемиты».

Слайд 1. Ведущий 1: Человеческая память коротка - уроки прошлого забываются слишком быстро. Но о  трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего. И сегодня наш урок Памяти посвящён страшным событиям Второй мировой войны, которые принесли горе и страдания многим народам мира.

Слайд 2. Ведущий 2: 9 мая 2015 года наша страна, да и весь мир будут праздновать 70-летие Великой Победы нашей страны над фашистской Германией. Идеология нацизма, которую пропагандировал Адольф Гитлер, была враждебна самой жизни. Фашисты захватывали государства, уничтожали народы.

Слайды 3-5. Ведущий 1: В годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Жертвами нацистского террора стали и представители других народов Европы, в том числе и бывшего Советского Союза. Это они оставили кровавые незаживающие следы: в Польше- Майданек и Освенцим, во Франции – Орадур,в Чехословакии – Лидице, в России – Красуха, на Украине – Бабий Яр, в Литве – Пирчупис, а в Белоруссии – Хатынь!  

Слайд 6 (видеоролик «Хатынь»).

Чтец 1: Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу,
Как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!

Чтец 2: Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,

Где каждый сантиметр земли вопит,
От горя и от боли нестерпимой,–
Он кровью человеческой полит...
Кто будет там, не проходите мимо!

Чтец 3: Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят... Их эхо стонет,
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой  – ХАТЫНЬ!

                                                                     А. Вертинский.

Слайд 7. Ведущий 1: Как суровое напоминание потомкам, хранит Хатынь печаль и тоску погибших. «Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовых туч, голубое небо от гари страшных пожарищ, и никогда больше не допустите такого!».

Ведущий 2: Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни. Слайд 8. (На сцену, сменяя  ведущих, выходят четыре ученика.)

1-й ученик: Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это бронза, камень, безмерная людская скорбь...

2-й ученик: Название этой белорусской деревни значилось когда-то только на картах-десятиверстках и, кроме жителей соседних селений, мало кому было известно.

3-й ученик: Но само слово «Хатынь» стучит пеплом в сердцах миллионов людней, Хатынь стала в ряд главных обвинителей фашизма и войны.

4-й ученик: Орудийные залпы, надсадный рев бомбовозов, пронзительные пулеметные очереди взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. В первые же минуты, война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням, пороховым дымом и копотью пожарищ окутала голубизну озёр и нежный изумруд рощ.

 1-й ученик: Три года длились черные дни оккупации Белоруссии. 440 тысяч народных мстителей вместе с подпольщиками боролись с лютым врагом.

2-й ученик: Была в Белоруссии небольшая деревенька в 26 дворов, прикрытая от ветров белоствольными берёзами и светлыми соснами, уютная, с журавлями над колодцами возле хат, с густыми кустами сирени в палисадниках.

3-й ученик: Её мужчины пахали поля и косили луговые травы, женщины растили детей и доили коров. Под её крышами справляли свадьбы и плакали над покойниками.

Чтец 1: А помнится, люди там жили богато.
С зарей просыпалась каждая хата.
Косцы шли на луг, вслед спешили молодки.
А в печах томились, скворча сковородки…

Чтец 2: В мирном труде дни за днями летели,
Люди покоя и счастья хотели:
Сеяли жито.
С песнями жали.
Свадьбы справляли,
Деток рожали.

Чтец 3: А жить им хотелось. А жизнь так манила.
Всё в небо ушло, чёрным облаком сплыло.
Остались на годы, в военных туманах
Одни только печи на мертвых полянах.

Ведущий 1: Гитлер издал приказ, в котором утверждалось право немецких солдат грабить советское население и истреблять его. Офицерам фашисткой армии вменялось в обязанность уничтожать советских людей по своему усмотрению, им разрешалось применять карательные меры по отношению к мирным жителям, сжигать деревни и города, отбирать у населения скот и продовольствие, угонять советских граждан на каторжные работы в Германию.

Слайд 9. Ведущий 2: Везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались немыслимые по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные люди - старики, женщины, дети. Гитлеровские палачи последовательно и систематически проводили массовые уничтожения мирного населения. Они истребляли сотнями тысяч ни в чём не повинных людей, применяли изощренные методы пыток, жгли, травили собаками, вешали, умертвляли в душегубках, морили голодом, заражали инфекционными заболеваниями, расстреливали.

Слайд 10. Ведущий 1: …Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили её. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чём не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Всё население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай.

Слайды 11-12. Ведущий 2: Когда всё население согнали в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских.

Слайд 13. Ведущий 1: 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.

Слайд 14. Ведущий 2: Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. 3 человека - Виктор Желобкович, Антон Барановский, Иосиф Каминский - вышли живыми из огня. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. Они выжили, чтобы ещё и ещё раз обличить кровавое лицо фашизма, ещё и ещё раз сказать войне «нет».

Ведущий 1: Глядя, как истлевали на предвесенней земле последние угли, нацистские головорезы, видимо были уверены, что ничто не взойдёт здесь после них - ни колос, ни цветок, ни песня. Но она не умерла, испепелённая и расстрелянная Хатынь.

Слайды 15. Ведущий 2: Взошли её травы. Прилетели весной жаворонки. И поднялись на своих старых усадьбах срубы. 26 её хат – только уже не со звонких сосновых брёвен, а из немого серого бетона. Точно там наполнились водой колодцы. Там, где были всегда, пролегли тропинки. Только вот–так  и не зазвучал ни один из 149 оборванных голосов,  и не ожила ни одна из обугленных печных труб.

Слайд 16. Чтец 1: Четыре колодца, четыре криницы,
Увидишь и сразу захочешь напиться.
Над каждой криницей крыша поката,
Как было при людях, как было когда-то,
И в каждом колодце вода ключевая,
Холодная, чистая, вечно живая.

Слайд 17. Ведущий 1: Иосиф Каменский, на 30 лет пережил свою деревню, своего Адася, которого ещё живого, поднял на руки, чтобы выйти с ним навстречу людям, чтобы бессильно стать среди родного леса.

Чтец 2: Простоволосый – над золою,
С немою мукою во взоре, -
Как бы из мужества и горя
Изваян он самой землёю.
Не надломился,
Горя груз,
Нигде не оступившись, вынес,
И перед целым миром вырос
Отлитый в бронзе белорус.

Слайд 18. Ведущий 2: Но Хатынь была не одна. Ещё 185 белорусских деревень были сожжены вместе с жителями и уже не воскресли. Горстями пепла и золы легли они в урны единственного в мире кладбища деревень в Хатыни.

Слайды 19-20.

Чтец 1: Кладбище сёл.
На Хатынской поляне.
Кто б ни пришёл,
В смятенье оглянет
Пристань страданий,
С печальным звоном …
Не выплатив дани,
Уйти не дано нам.

Слайд 21. Ведущий 1: В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

Ведущий 2: Белорусские архитекторы Ю.М. Градов, В.П. Занкович, Л.М. Левин, скульптор С.И. Селиханов и главный инженер В.П. Макаревич разработали проект комплекса. Первая его очередь была завершена в конце 1968 года. Авторы мемориала смогли глубоко осмыслить трагедию мирных советских людей. Они вдохнули жизнь, вложили душу в камень и бронзу, и эти неподатливые  материалы заговорили сурово, гневно, обличающе.

Ведущий 1: В центре мемориала возвышается Бронзовая скульптура «Непокорённого человека», вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на его лице. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка. И, кажется, бронзовые уста Непокорённого говорят: «Будь проклят, фашизм!»

Слайд 22. Ведущий 2: Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно, языком пластики, рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии.

Ведущий 1: Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши плиты.

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!..

И вы услышите тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынских женщин, стариков и детей.

Слайд 23-26. Ведущий 2: Дорожка из серых железобетонных плит ведёт к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева, а из бетона, и  цвет его не радует глаз, - он серый, пепельный. Внутри сруба тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске мемориальная плита, с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожжённых хатынцев.

Слайд 27.  Ведущий 1: Остановитесь, люди! Перед вами - Вечный огонь - символ немеркнущей памяти народной о каждом четвертом, погибшем от рук фашистов на белорусской земле. Рядом с вечным огнем – три березки. Зелёные весной и летом, пожелтевшие осенью, утяжеленные  инеем зимой, они стоят, словно в почетном карауле, они живут, как живем мы – три из четырёх.

Слайд 28. Чтец 1: В Белоруссии погиб каждый четвертый житель.
Когда три берёзки смеются счастливо,
А четвертая стала священным огнём.
Помним: три белоруса остались живы,
А четвертому славу поём.

На сцену выходят 4 обучающихся:

1-й ученик: Люди погибли, но не покорились... Деревушка Хатынь... В чём же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

2-й ученик: Хатынская улица... Никогда её не огласит смех детворы, никогда не зацветут подсолнухи и мальвы.

3-й ученик: На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не прижмет к груди любимую, не погладит по головке сына или дочку.

4-й ученик: В этой деревне никогда не будет свадьбы, не будут играть гармошки,  не послышатся песни.

1-й ученик: В этом колодце никто никогда не зачерпнёт воды, не утолит жажду в знойный день...

2-й ученик: Хатынь – памятник всем  деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. В каждом бетонном дворе – колокол. Где бы ни был ты, куда бы ни забросила тебя судьба, нигде на земле, кроме Хатыни, ты не увидишь «Кладбища деревень», деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми. Уничтоженных и не восстановленных.

3-й ученик: Хатыни звон – не прощальный звон, не смиренный звон, а набатный звон. Об этом говорит, об этом кричит «Кладбище деревень» Хатыни. Там горит вечный огонь – символ неугасимой жизни, символ любви к Родине.

Чтец 1: Над Хатынью колокольный звон.
Тихий перезвон, как слёз паденье.
Будто чей-то плач, иль чей-то стон.
Как ужасный сон, как наважденье.
Над Хатынью звон и тишина.
Трубы вместо изб. И воздух стылый.
Длинная бетонная стена –
Монумент над братскою могилой.

Чтец 2:Вдоль Хатыни – каменный плетень.
Средь Хатыни – мраморная крыша.

Здесь стоял сарай. И по сей день,
будто крик детей горящих слышен.
Нет Хатыни. Всё – сплошной погост.
Только вместо церкви с образами
здесь – кузнец Каминский во весь рост
с каменно застывшими глазами...

Чтец 3: Над Хатынью звон колоколов.
Тихий перезвон, как стон берёзы...
Помолчи, наш гид... Не надо слов...
Что слова, коль подступают слёзы...

Слайд 29. Ведущий 1: Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нём – обращение вставших их пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – живущим на Земле.

Ведущий 2: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернуться  в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле, чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Ведущий 1: И есть еще слова на «Стене памяти» – наш ответ хатынцам: «Родные наши, в печали великой, склонив головы, стоим перед вами. Вы не покорились лютым убийцам в черные дни фашистского нашествия,  вы смерть приняли, но огонь сердец ваших, вашей любви к Святой Родине вовеки неугасим. Память о вас у нас навсегда, как бессмертна наша земля и как вечно яркое солнце над нею».  

Чтец 1: Пусть вечный огонь,
Что зажжён в безутешной Хатыни,
Как всходы, как небо,
Пылает, зелёный и синий.
Пускай это полымя
житом и жарким, и спелым
Поклонится в ноги
дворам её окаменелым,
Порогу холодному,
всей обезлюдевшей хате.
Пусть горе, уснувшее в камне,
проснется в набате.  

Слайд 30. Минута молчания.

Ведущий 2: В истории каждого народа, каждого государства есть такие периоды, которые лучше бы никогда не происходили. Порой они складываются из тысяч мелких кусочков, из многих разрозненных эпизодов, поражающих кошмарными деяниями.  Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать.

Ведущий 1: Мало где в мире бывает такая задумчивая тишина, как в Хатыни, только шорох шагов по бетонным тропинкам, только глухие удары колокола. Мы не можем, не имеем права забыть то, какой ценой была завоевана Победа в Великой Отечественной войне.

Слайды 31-32. Чтец 2: Не забудет земля

Всех замученных, преданных пыткам, убитых,

Всех, кто жил на земле

Ради света, добра и труда.

В сокровеннейшей дружбе,

В проверенном братстве великом

Не забудем Хатынь

Никогда!

Никогда!

Никогда!

        Чтец 1: Время идёт своим ходом –

Меняя нашу жизнь, а вместе с ней и нас.
И всё меньше с каждым годом –
Мы вспоминаем о тех, кто жил и умирал за нас.
Война прошла уже давно,
Не занимая места в нашем сердце.
И теперь многим всё равно,
И Хатынь, и Освенцим.

        Чтец 2: Теперь многим не нужна,
Победа в той войне и её история.
Для них теперь лишь важна,
История своей территории.
Нам нельзя забыть –
О том, что было.
Чтобы беду в дом не впустить,
Что через равнодушие ожила.

Чтец 3:Ведь мы лишь вчера читали

И смотрели фильмы о войне.
А сегодня мы узнали –
Из новостей о ней, уже вдвойне.
Уже молодыми парнями,
Пополнились ряды ветеранов.
Уже судят и чернят грязными словами,
Защищавшего нас партизана.
Неужели, снова смогут повторить –
И Хатынь, и Освенцим.

        Чтец 4: Неужели, мы разучились любить
И не осталось тепла и добра, в нашем сердце.
Так давайте, по земле шагая –
Помнить о том, что каждую минуту, каждый час.
Смотрят Вечно, за нашу жизнь переживая –
Вслед Вам те, кто жил и умирал во имя Вас!

Ведущий 2: Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой душевной безмерной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей и на теле земли».

Слайд 33. Ведущий 1: Трагедия Хатыни - один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к советскому и другим народам, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода Второй мировой войны.

Слайд 34. Чтец 1:

Погибшие живут среди живых,

Ушедшие ушли, чтобы вернуться,

Во всех сердцах, во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их – значит их предать!

Стать равнодушным хуже, чем убийцей

И не чугун, не бронза, не гранит,

Которые не раз бывали лживы,

А память поколений их хранит,

Вот почему посмертно они живы!

Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,

Чтоб небосвод был вечно голубой.

Нет, не забудем никогда героев,

Что ради жизни шли в бессмертный бой.

Литература:

  1. Белевич А.  Хатынь: боль и гнев. М., Политиздат, 1975.
  2. Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991.
  3. Хатынь. Путеводитель по мемориальному комплексу.
  4. Хатынь. - Минск, Изд-во Артия Групп, 2008.
  5. Хатынь: фотоальбом.  Минск, 2004.
  6. Использованы фрагменты презентации учителя начальных классов

Красавиной Ю.А., ГОУ лицей №533 образовательный комплекс «Малая Охта» г. Санкт-Петербург с сайта viki.rdf.ru.

  1. http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/videoroliki/videoroliki/khatyn/71-1-0-527 - видеоролик «Хатынь».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не должно повториться!" Урок памяти

Урок памяти посвящён жертвам концентрационных лагерей. Материал можно использовать при изучении истории России в 9 классе, для проведения библиотечного урока, как внеклассное мероприятие к 9 мая....

классный час: "Трагедия не должна повториться"

Данный сценарий классного часа посвящен трагедии в Беслане, которая произошла 1 сентября 2004 года. Это мероприятие прошло в начале нового учебного года в параллели 8- классов. В ходе подготовки воспи...

Внеклассное мероприятие "Чернобыль. Это не должно повториться!"

Мероприятие «Чернобыль. Это не должно повториться!» проводится в апреле, в день памяти страшных событий на Чернобыльской АЭС. Мероприятия подобного рода способствуют углублению экологической гра...

презентация внеклассного мероприятия "Чернобль. Это не должно повториться"

Данное внеклассное мероприятия посвящено трагической аварии на ЧАЭС....

Программа патриотического воспитания "Это не должно повториться"(по страницам летописи Великой Отечественной войны).

Программа создана к 70-летию Великой Победы в ВОВ для учащихся 5-9 классов.Программа даёт возможность реализовать идею инклюзивного образования (благодаря сотрудничеству с социальными партнёрами) : со...

Это не должно повториться

Тихонов Василий  7б класса МБОУ СОШ№ №38 г. Озерск, Челябинская областьРуководители: Великанова ирина николаевна, Лисакова Анна НиколаевнаПредисловиеПять лет назад, к 65-летию Победы в Великой От...