Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов
рабочая программа (10 класс) на тему

Сморокова Надежда Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, занимающихся внеклассной деятельностью. Программа нацелена на развитие речи и творческих способностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа внеурочной деятельности

«Золотое пёрышко»

(по общеинтеллектуальному направлению в 10-11 классах)

                                                   

 

                                                            Автор программы:  

                                                           Сморокова Надежда Васильевна,

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                           высшей квалификационной категории

                                                           МБОУ «Ижморская средняя

                                                           общеобразовательная школа №1»

                                                           пгт. Ижморский, ул. Микрорайон, 12 – 13

                                                           контактный телефон: 8(923) 525 10 89

                                           

пгт. Ижморский  

2015г

                                 

Пояснительная записка

 Направленность программы объединения по содержанию является художественно-эстетическойпо функциональному предназначению — общеинтеллектуальной, по форме организации —    индивидуально-групповой,          по времени реализации —    годичной.

       Новизна программы состоит в том, что в деятельности клуба сочетается изучение основ журналистики и литературное творчество, что позволяет более полно развить личность ребёнка, положительно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, так как происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон, накапливается эмоциональный, интеллектуальный, нравственный опыт, развивается интерес к изучению русского литературного языка, компьютерных технологий.

 За основу при разработке программы взяты требования определенного уровня конкурсов сочинений, стихотворений, презентаций, смотров, фестивалей,  творческих встреч с писателями и художниками районного и областного масштабов.

        Актуальность программы обусловлена тем, что социальные условия в современном мире требуют от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире и этнокультурной среде, поэтому занятия построены на создании театральной модели жизненных ситуаций, которые позволяют ребёнку  приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов, создания вокруг себя комфортной среды и обеспечения   эмоционального благополучия ребенка.

 Эффективным для  литературного   развития детей является  введение нового теоретического материала по литературе и журналистики, что  вызвано требованиями творческой практики. Воспитанник должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятиях сохранить творческий интерес при обращении к теории и ведет  к более глубокому ее усвоению.

  Отличительные особенности данной образовательной программы от других заключаются в том, что сочетаемость журналистского  и литературного творчества более полно раскрывает способности детей и активирует интерес к различным видам искусства, формируя условия для самореализации.   

       Данная программа ориентирована на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения. Сочетая возможности нескольких видов искусства, программа воздействует на эмоциональный мир воспитанника, создаёт условия для формирования полноценной и всесторонне развитой личности.

      Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники клуба учатся уважать чужое мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию и воображение.

         Условия  реализации данной  программы предполагают моделирование индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка. Литературное творчество базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном проявлении способностей каждого участника клуба. Реализация программы творческого объединения возможна в условиях среднего общеобразовательного учреждения.

    На занятиях кружка второго года обучения дети продолжают знакомиться с теорией литературы, правилами и нормами газетного языка. В связи с тем, что в клубе появились новые обучающие, определенное количество часов отводится на повторение изученного по теории литературы и журналистики. Так, в работе над словом  дети всегда должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к логическому изложению материала, уметь выделять композиционные части текста, применять полученные знания на практике.

     Организационно-методические основы программы.

Основной целью занятий является формирование думающего, с активной жизненной позицией человека, готового к творческой деятельности.

                Программные задачи курса.

Общие программные задачи формулируются следующим образом:

-развитие  творческих и эстетических способностей детей,

- приобщение  детей к общечеловеческим ценностям,

-формирование литературного вкуса,

-развитие коммуникабельности,

-овладение навыками общения и коллективного творчества,

-привлечение краеведческого материала.

             Принципы построения программы.

Важнейшими принципами построения программы являются:

-принцип научности,

-принцип креативности,

-принцип сотрудничества детей и педагога,

-принцип актуальности (содержание занятий – с учётом актуальных проблем времени),

-принцип преемственности.

             Структура программы.

      В структуру программы входят 3 образовательных блока:

  1. Теория (литературы, основы журналистики).
  2. Практика (работа над рубриками, выпуск номеров альманаха).
  3.  Творческий отчёт (участие в смотрах, конкурсах, выставках). 

             Организационно-педагогические основы программы.

     В дополнительном объединении  занимаются воспитанники 10-11 классов, что обусловлено принципами преемственности, когда старшеклассники могут помочь в освоении теоретических и практических знаний  младшим участникам клуба, что способствует развитию коммуникабельности и умению общаться с  взрослыми людьми в разных ситуациях.  

      Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечена  наличием всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе над теорией литературы и журналистики    максимально компактна и включает  в себя необходимую информацию о теме и предмете.

Практическая часть  объёмна  и занимает  большую часть курса (подготовка  и выпуск номеров газеты, работа над сценарием сочетаются с изучением теории).

     Данная программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание номеров школьного журнала, посвященных истории нашего города, праздничным датам.

     Объединение комплектуется на основании заявлений на добровольной основе.

               Режим занятий.

        Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю (количество часов на теорию и практику рассчитываются по мере необходимости), т.е. 68 часов в год (при необходимости разбиения на подгруппы и индивидуальную работу с воспитанниками по мере необходимости).

              Форма занятий:

-собеседование

- художественный анализ текста

-выразительное чтение

-индивидуальная работа с авторами собственных произведений

-выпуск журнала

-круглый стол

-экскурсии           

             Форма работы: групповая и индивидуальная.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные, предметные

       В результате посещения занятий участники   будут  знать:

-основные жанры литературы,

-терминологию газетного языка,

-знать этапы создания печатного издания,

-правила и нормы газетного языка.

      Воспитанник будет уметь:

-свободно владеть печатным словом,

-верстать печатное издание в текстовом редакторе,

-освоить элементы работы в Word Publisher,

-ориентироваться в социальном пространстве,

- адекватно  и образно воспринимать окружающий мир.  
       Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

-оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными,

-концентрировать внимание,

-уметь адаптироваться к определённой социальной среде,

-развивать коммуникабельность,

-освоить компьютерные программы для подготовки материалов для школьного журнала детского литературного творчества «Радуга».

Обучающиеся  должны знать:

• роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст;

• особенности профессии журналиста, об этике поведения, о его правах и обязанностях;

• виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

• структуру текста (заголовок, смысловые части);

• основные жанры журналистики и их особенности

• принципы оформления материала.

Обучающиеся  должны уметь:

• оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её защищать; находить и анализировать источники информации;  составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, тексты для выступления перед камерой;

• отснять репортаж; составлять фоторепортаж

• выполнять творческие работы разных жанров.

• использовать персональный компьютер, периферийные устройства в журналистской деятельности.

Программные задачи курса

Общие программные задачи формулируются следующим образом:

-развитие творческих и эстетических способностей детей

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям

-формирование литературного вкуса

-развитие коммуникабельности

-овладение навыками общения и коллективного творчества

-привлечение краеведческого материала

-участие в конкурсах, фестивалях, выставках

     Подведение итогов освоения образовательной программы

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет проводиться  в форме выпуска номеров журнала детского литературного творчества, по результатам деятельности объединения и творческого отчета в конце учебного года.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел, тема

               Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 

2

2

-

2

Знакомство с традициями кружка. Составление плана работы на учебный год.

2

1

1

3

Возникновение и развитие журналистики в России.

2

2

-

4

Основные понятия и жанры журналистики. Термины газетного дела.

2

2

-

5

Основные понятия и жанры литературы.

Поэтическая мастерская «Проба пера».

2

1

1

6

Основные жанры литературы. Разработка оформления журнала  (объем, разделы, рубрики,  иллюстративный материал).

2

1

1

7

Литературное редактирование.

Творческая игра (анаграмма, буриме)

2

1

1

8

Основы макетирования газеты.

Сбор материалов для номеров журнала.

2

1

1

9

Отбор и подготовка материалов для журнала.

Индивидуальная работа с авторами.

2

-

2

10

Практическая  работа по созданию презентаций и написанию сочинений на тему «Спорт как альтернатива вредным привычкам»

2

-

2

11

Литературное редактирование. Поэтическая мастерская «Проба пера».

Участие в районном конкурсе презентаций и сочинений на тему «Спорт как альтернатива вредным привычкам»

2

1

1

12

Круглый стол (обсуждение результатов творческих работ). Работа над планом на II полугодие.

2

-

2

13

Иллюстрации в газете. Работа с редакторами.

2

1

1

14

Индивидуальная работа с авторами (творческие работы: сочинения, стихотворения).

2

-

2

15

 Оформление творческих работ.

2

-

2

16

Индивидуальная работа с редколлегией.

2

-

2

17

Круглый стол (обсуждение результатов творческих работ).

2

-

2

18

Посещение выставки (школьный музей)

2

-

2

19

Круглый стол (обсуждение работ кемеровских художников).

2

-

2

20

Способы объединения материалов в газете.

2

2

-

21

Сбор материала (о  ветеранах пгт Ижморский) для нового выпуска творческих работ ко Дню Победы.

2

-

2

22

Написание творческих работ, посвящённых 70-ой годовщине Победы в ВОв. (сочинения, стихотворения). Индивидуальная работа с редколлегией.

2

-

2

23

Стилистика  произведения.

Практикум.

2

1

1

24

Индивидуальная работа с авторами.

Участие в районном конкурсе сочинений, посвящённых Дню Победы в ВОв

2

-

2

25

Творческая мастерская «Проба пера» (работа над художественными средствами).

2

-

2

26

Подбор материала для написания очерка о ветеране педагогического труда, старейшем учителе (посещение квартиры педагога юными корреспондентами)

2

-

2

27

Верстка газеты в Word Publisher (практическое занятие).

2

-

2

28

Написание и корректировка очерка.

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвящённом Дню Победы в ВОв (стихи собственного сочинения).

2

-

2

29

Выпуск творческих работ.

2

-

2

  30

Индивидуальная работа по выбранным темам.

2

-

2

31

Выпуск творческих работ (на плакатах, листах формата А-4 и др.)

2

-

2

32

Повторение теоретического материала (викторина).

2

2

-

 33

Работа над выступлениями для круглого стола.

2

-

2

 34

Круглый стол (подведение  итогов  и составление плана работы на следующий год).

2

-

2

                                                                 Итого

68ч

18

50

                      Содержание программы изучаемого курса

Раздел 1. Теория  журналистики

 1.История возникновения и развития журналистики. Особенности становления и назначение.

2.Возникновение журналистики в России. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий. Корифеи российской журналистики.

3. Понятие жанра в публицистике.

4. Виды жанров: аналитические (статья, обзор, рецензия), информационные (заметка, зарисовка, интервью, путевые заметки, репортаж), художественно-публицистические (очерк, фельетон).

4.Основы макетирования.

                                 Раздел 2. Основные жанры журналистики

Понятие жанра в публицистике: информационные, аналитические, художественно-поэтические.

                               Раздел 3. Поэтическая мастерская «Проба пера»

    Назначение данного раздела – формирование умения точно и выразительно передавать свои мысли и чувства. На данных занятиях воспитанники используют теоретические знания о стихосложении, знания о написании сочинений, стилях речи, типах речи, полученные на занятиях и уроках литературы. Написание сочинений, стихотворений, рецензий.

Раздел 4. Теория литературы и русского языка

1.Понятие жанра в литературе.

2.Понятие рифмы и стихотворного размера.

3.Стилистика произведений.

4.Типы речи.

                     

          Раздел 5. Посещение и просмотр творческих мероприятий

      Просмотр спектаклей,  участие в творческих встречах с кузбасскими писателями и художниками помогают воочию увидеть работу литераторов, проанализировать талантливые работы. Подобные мероприятия сплачивают детей, развивают коммуникабельность.

                                                     Литература

Азбука журналистики Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авт.: О.И.Лепилкина и др. М. Вентана-Граф, 2006

Басовская Е. Н. Обезглавливание через озаглавливайте // Русская речь. 2003. №4.

Бессарабова Н.Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4.

«Большой словарь русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т.Г.Никитиной. СПб., 2001.

Васильева Л.А. Делаем новости. – М.: Аспект-пресс, 2002

Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д., 1999. Засурский Я. Н. Язык третьего тысячелетия // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.

Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров /Статья/. М., 1999

Калинин А. В. Культура русского слова. М., 1984. С 299 Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной стилистики. М.. 1971. С. 165.

Костомаров В. Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. 1967. Вып. 8.

Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой

массмедиа. СПб., 1999.

Лихачев Д. С. Самая большая ценность народа// Журналистика и культура

русской речи. 2002. М1.

Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Культура речи. 1997. МЗ.

Никитина Т. Г. Так говорит молодежь // Русская речь. 1999. М4.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Практическая журналистика./Статья/. – М., ВИВ холдинг, 2023

Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. 2001. №3

Сковородников А. П., КопнинаГ.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. 2004. М 1.

Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1. Сметанина С. И. Литературное редактирование. СПб., 2003.

Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002. С. 256. Страницы минувшего. Отечественная публицистика XIX— начала XX в. М., 2006.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002.

Цао Юэхуа. Разговорная речь в газетной публицистике // Культура речи. 2003. № 5.

Ширяев Е. Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения. М„ 1996. С. 12.

Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4.

Для занятий по программе необходимы следующие  средства и материалы:

-фотоаппарат,

-фломастер, маркер,

   - альбомы, плакаты

   -гуашевые и акварельные краски,

-материалы по краеведению,

-тексты художественных произведений,  

-иллюстрации,

-компьютер, диски, флеш-карта, диктофон

-netбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Данный материал подготовлен для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями...

ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для обучающихся 6-8 классов МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС

Данная программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 6-8 классов . Програ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью "Умелые ручки"

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов « Умелые ручки» на 2021-2022 учебный год (базовый уровень)

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Х...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов « Умелые ручки» на 2019-2020 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 2 классов « Умелые ручки» на 2018-2019 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...