Классный час "Остаться в живых"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Богусловская Полина Ивановна

 Разработанный мною классный час был представлен на конкурсе "Мастер воспитания". Данный материал даёт  полезные  знания по выживанию в экстремальных ситуациях, а также учит ребят принимать правильные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostatsya_v_zhivyh.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Остаться в живых

Цель:

  • дать элементарные знания по выживанию в экстремальных ситуациях;
  • научить ребят принимать правильные решения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • два дерева (1,5 метра), дрова для костра; рюкзак, в котором лежат верёвки, прищепки, покрывало, пленка, топор(муляж), спички или зажигалка, шоколад, ремни,
  • памятки

Ход занятия:

Классный руководитель: Наступила весна… Природа просыпается: распускаются почки на деревьях, пробивается зелёная трава, шумят полноводные реки, поют птицы. Тысячи туристов, утомлённых зимними холодами, с приходом весеннего тепла устремляются в лес. К сожалению, некоторые из туристов попадают в экстремальные ситуации и, как показывает статистика, не всегда целыми и невредимыми возвращаются домой.

 Цель нашего сегодняшнего занятия- научиться принимать

 правильные решения по выживанию в экстремальных     ситуациях.

Для этого давайте представим, что мы пошли в лес и заблудились.

Нам необходимо решить следующие задачи:

  • сориентироваться,
  • развести костёр,
  • защититься от холода и голода,
  • организовать ночлег,
  • подать сигналы бедствия.

 Для того чтобы их успешно решить, мы разделимся на группы, каждая из которых будет решать свою задачу, изучив внимательно памятки. Затем вам предстоит выполнить задания спецспаса и  научить  всех остальных ориентироваться в экстремальной ситуации, продемонстрировав смекалку и сноровку.

Ребята читают памятки в течение 2 минут.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ГРУППЫ №1

-Нужно ли возводить укрытия и почему?

-Где лучше разбивать лагерь?

-Что можно использовать для строительства шалаша?

- В чём преимущество двухскатного шалаша?

Постройте шалаши из материала, который находится в классе

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ГРУППЫ №2

-Почему нельзя ложится в шалаше на голую землю?

-Что можно использовать для устройства постели?

-Что уменьшит теплоотдачу? Покажите эффективные

 способы сохранения тепла.

-Какую энергетическую ценность должны составлять

 потребляемые вами продукты?

- Зная   энергетическую ценность продуктов, рассчитайте, на

  сколько дней хватит их вам, чтобы вы оставались в добром

  здравии и ясном уме?

 -Как поступить, если продукты закончились?

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ГРУППЫ №3

- Что необходимо заготовить перед разведением костра?

-Можно ли разводить костёр зажигалкой?

-Познакомьте нас с разными видами костров? Разложите их из

  поленьев.

- Какой костёр эффективен при сушке одежды?

- Какой костёр поможет быстро согреться?

-Какой костёр пригоден для длительного согрева?

-Какой костёр является сигнальным?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ГРУППЫ №4

- Скажите, на какой местности необходимо находиться, чтобы вас быстрее нашли спасатели?

-Какие международные знаки бедствия вам известны?

-Что необходимо делать, чтобы днём был виден дым

 с большого расстояния?

-Из чего можно соорудить специальные знаки, при помощи

 которых вы можете оповестить спасателей.

- Выложите  на земле сигнал, который показывает, что вы

  • не можете передвигаться;
  • требуются медикаменты;
  • требуется врач, серьёзные ранения.

Памятка №1

Организация ночлега. Как построить временное укрытие

  • Возведение укрытия необходимо не только для защиты от неблагоприятных природных факторов, но и потому, что спасателям с воздуха легче  обнаружить   лагерь, чем одинокую человеческую фигуру или даже группу людей.

  • Начинать оборудовать укрытие лучше засветло.

  • Лагерь нужно разбивать рядом с водой, но желательно не на низком берегу реки.

  • Для шалаша можно использовать плёнку, полиэтилен, ткань, в крайнем случае, ветки деревьев с листьями.

  • Шалаши строят, используя жерди и деревья. (См. рис.№1)э-с.351

  • Если у вас есть брезент, или плёнка, или полиэтилен, то можно построить двухскатный шалаш, который сохранит тепло и обеспечит надёжную защиту от попадания воды в укрытие.

         (См. рис.№2) э-с.351

  • Можно построить шалаш, используя одну жердь, одно дерево и небольшое покрывало. (См. рис.№3) стр.349

                                               Памятка №2

Защита от холода …

  • Никогда не ложитесь на голую землю. Под телом она будет испарять влагу, которая увлажнит одежду и охладит тело.

Особенно холодно становится к утру. Кроме того, на голой земле спать неудобно, вы не отдохнёте как следует и после такого сна будете себя чувствовать разбитым.

  • Не поленитесь  сделать хорошую постель. Для этого используйте пучки сухой травы или мха, листья, еловые ветки.

  • Лист газеты, засунутый под одежду, уменьшит теплоотдачу вдвое.

  • Согреют даже листки из блокнота, размещённые в местах наибольшего тепловыделения (под мышками, на груди).

  • Такой же эффект даёт листва, набитая под одежду.

и голода

  • Если у вас есть запасы пищи, разделите их на суточные порции примерно 2000 кДж, что позволит сохранить силы в течение двух недель.

  • Обычно человек можно обходиться без еды две недели.

  • Неопытный человек не очень хорошо разбирается, что в лесу съедобно, а что нет, поэтому самое разумное- не рисковать, а превратить вынужденное голодание в лечебное.

  • Помните, если при голодании принимать ягоды, птичьи яйца и тому подобное, то это только усилит чувство голода

  • Ощущение голода пройдёт на вторые сутки. Не пугайтесь неприятных ощущений- тошноты, головной боли. Эти недомогания скоро пройдут.

  • Затяните потуже ремень, пейте больше воды и двигайтесь к цели.

  • Отвлекитесь, сосредоточьтесь на выполнении какой-нибудь полезной работы или на решении важной задачи, которая поможет выйти из экстремальной ситуации.

                                               

Памятка №3

Устройство костров

  • Перед  разведением костра заготовьте растопку: сухую хвою, траву, тонкие веточки, берёсту.

  • Не разжигайте костёр зажигалкой, от длительного нагрева, тем более под наклоном, зажигалка выйдет из строя. Подожгите лучше  с её помощью лучину.  

  •  Костры в зависимости от предназначения бывают нескольких типов: «шалаш», «звёздочка», «колодец», «заборчик».

  • Костёр «Шалаш» (См. рис.№1) даёт большое пламя. Он пригоден для быстрого обогрева, но быстро прогорает.

  • Костёр «Звёздочка» (См. рис.№2) раскладывается из сухих брёвен от центра по радиусу. В центр кладутся мелкие веточки, при помощи которых он загорается. Горит  очень долго. Пригоден для обогрева.

  • Костёр «Заборчик» (См. рис.№3)поджигается снизу. Он может долго гореть, выделяя много жару. Такой костёр очень удобен для сушки одежды.

  • Костёр «Колодец» (См. рис.№4) имеет большую зону обогрева.

Даёт много пламени и углей. Предназначается для использования в качестве сигнального огня.

  • Чтобы сырые поленья быстро разгорелись, посыпьте их крупной солью.

  • Покидая место стоянки, непременно затушите костёр.

Памятка №4

Взаимодействие со спасателями

  • Если вас разыскивают работники Службы спасения, то они, как правило, используют авиацию.

  • Чтобы спасатели увидели вас с воздуха, лучше всего выйти на открытое пространство. Расположите вокруг площадки костры.

  • Международным знаком бедствия являются три костра, образующие треугольник или вытянутые в одну прямую линию.

  • Чтобы днём был виден дым с большого расстояния, подбрасывайте в горящий костёр сырые ветки, листву или траву. Такой дым виден невооружённым глазом на расстоянии до 80км.

  • Зимой заметен лишь чёрный дым, который образуется в результате горения  резины, пластмассы.

  • Существуют специальные знаки, которые можно выкладывать на земле для оповещения спасателей. (См. рис.1) Сооружаемые знаки должны быть длиной от 3-х до 8-ми метров, а шириной не меньше 1 м.

  • Эти знаки можно сделать, сняв слой дёрна, из одежды, ракушек, гальки, всё зависит от места, где вы находитесь.

  • Если вас не эвакуировали сразу, не паникуйте, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие.

Решение ситуаций

Ребята заблудились в лесу. Они долго блуждали между деревьями, по тропинкам.

   Приближался вечер… Посоветовавшись, ребята решили не разбивать лагерь, чтобы  не тратить сил. Да  и спасателям, по мнению ребят, будет сложнее заметить их в палатках.

Ребята заблудились в лесу. Запасы пищи давно закончились. Всех мучило невыносимое чувство голода. Посоветовавшись, ребята решили искать ягоды, птичьи гнёзда с яйцами, чтобы хоть как-то утолить чувство голода.

Ребята заблудились в лесу. Начало смеркаться. Ребята решили развести огонь. Но сучья были влажными. Тогда Дима начал обдирать кору с них, поджёг их и посыпал крупной солью.

Увидев приближающийся вертолёт, ребята разложили  в одну линию одежду, пытаясь просигнализировать пилоту, что они терпят бедствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...

Классный час "Зеленоград - живой памятник нашей победы"

Сценарий классного часа "Зеленоград - живой памятник нашей победы"...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.  Оснащение мероприятия:...

Разработка классного часа "Вечно живой"

Открытый классный час для учащихся Луковецкой средней школы, посвящённый морякам , погибшим на атомоходе "Курск"....