Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО
статья на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneyrochka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО»

                               

                           Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению

                           знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были

                           путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.

                                                                                        В.А.Сухомлинский.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.                                                                                                                                                            

В Российскую школу пришел  новый образовательный стандарт. И наша школа участвует в апробации ФГОС второго поколения.

Интересным является то, что в рамках ФГОС представлен совершенно новый раздел «Внеурочная работа». Я считаю, что это нововведение удачно как для педагога начальной школы, так и для ребенка. Ведь одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Поэтому планируя организацию внеурочной работы, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико – деятельностная основа образовательного процесса.

Учащиеся  и их родители(законные представители)выбирают те направления деятельности, которые им наиболее интересны. Но разумное распределение часов в значительной мере зависит от учителя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход энергии. Предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

       - Что мне интересно больше всего?

       - Чем я хочу заниматься в первую очередь?

       - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

       - О чем хотелось бы узнать как можно больше?

       - Чем я мог бы гордиться?    Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, в чем он может себя реализовать. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка.

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача учителя: как можно с более раннего возраста создать ребенку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности.

В этом и помогает внеурочная работа, что школа может предложить ребенку заниматься доступной и интересной деятельностью. Сегодня наша работа заключена в трех программах. Одна из программ «Творческая мастерская».

 Уже в 1 классе я стараюсь увлечь детей делать эстетичные, полезные в быту вещи, хороший результат виден, конечно, не сразу, но работа моя не прекращается.

Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом , с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы(шаблоны), в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждой работе проявляется индивидуальность исполнения, творчество.

На своих занятиях во внеурочной деятельности я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные.

Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:

1. Служить примером для подражания.

2. Поощрять сомнения.

3. Разрешать делать ошибки.

4. Поощрять разумный поиск.

5. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.

6. Готовить к препятствиям.

На своих занятиях во внеурочной деятельности создаю условия, при которых ученик испытывает череду эмоций:

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!»

И наконец , восторг: «И я так могу!»

Закрепить у детей интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким, подарить к празднику какую- либо вещь, изготовленную своими руками. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость той или иной работы. Перспектива быстрого выполнения работы. Желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

В процессе творческой работы ребенок открывает для себя различные понятия как линия, цвет, форма, ритм. Это происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем результат он получит, я стараюсь направлять его практические действия. Всегда помню, что направлять ребенка- не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Организуя занятия с детьми, помню, что маленькому ребенку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача- сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика («хочу сделать»), вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, пробуждает желание узнать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребенка, а процесс изготовления рисунка, поделки посилен. Создавая красивые работы дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, в них «просыпаются»творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей напоказ зрителям. Это заинтересовывает ребенка в  своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах.

Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать детей, сделать так, что бы учащимся нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную перед ним задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения любого предмета- радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции.

Иногда можно слышать сетования взрослых, в том числе и педагогов о том, как трудно становится найти общий язык с современными детьми. Одна из трудностей, которую называют взрослые, - это то, что изменился сам ученик. Он стал более раскованным, осведомленным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменились условия воспитания детей.

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель»  (Антуан де Сент- Экзюпери)

И от себя добавить, учитель, который:

- готов к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,

- готов выйти за рамки программного материала,

- способен к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии.

- не боится скурпулезной работы, требующей временных затрат.

А на следующий учебный год можем предложить «Веселая грамматика», что предусматривает более углубленное изучение некоторых тем по русскому языку. «Занимательная математика»,где успешно можно реализовывать принцип дифференцированного обучения, т. к. при работе можно использовать дополнительные дидактические материалы. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то,во всяком случае, поддерживать высокий уровень здоровья вполне возможно если это поддерживать занятиями в секции «Крепыш».

Так же можно установить тесное сотрудничество с Краеведческим музеем, составить программу, которая будет предусматривать совместную работу специалистов музея и школы, она будет решать и образовательно-воспитательные, и воспитательно- развивающие задачи, что способствует развитию младших  школьников, погружает в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире.

     

                                   

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности врамках реализации ФГОС"

«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его раз...

Планетарий-помощник в организации внеурочной деятельности учащихся. Реализация проекта «Космофантасты»

Мое видение внеурочной деятельности по астрономии в рамках ФГОС основного общего образования.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит с...

Развитие воспитательной компоненты в рамках программы по внеурочной деятельности при реализации ФГОС

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений...