Сценарий классного часа к 70 летию ВОВ "Листая памяти страницы..."
классный час (9 класс) по теме

Хизбуллина Ландыш Рустямовна

Тема классного часа была выбрана не случайно. На это есть две причины.

Во-первых, эта тема очень актуальна, а в преддверии 70 - летия Победы особенно. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к памяти о событиях того времени, особенно в нынешней политической обстановке, когда идет намеренное искажение фактов истории.

Во-вторых, в процессе подготовки был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что большинству учащихся класса хотелось бы узнать что-то новое о своих прадедах воевавших в ВОВ.

Цель классного часа:

-формирование уважительного отношения к истории страны и к истории семьи;

-воспитание патриотических чувств и любви к Родине;

 

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующую первостепенную задачу:

1.     вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную информацию. Для решения данной задачи использовались:

-       видеофрагменты;

-       презентация;

-       стихи;

-       песни;

-       фронтовые письма.

 

Для реализации поставленных задач была выбрана форма классного часа с использованием ИКТ и потребовались технические средства, имеющиеся практически в каждом учебном кабинете: компьютер, проектор и экран.

Видеофрагменты и презентация были составлены мною самостоятельно.

Я постаралась использовать следующие методы как,

-поисковая работа;

-проект;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на  тему: «Совместная работа классного руководителя с родителями            по гражданско-патриотическому воспитанию»  « Листая памяти страницы…»

Цель классного часа:

-формирование уважительного отношения к истории страны и к истории семьи;

-воспитание патриотических чувств и любви к Родине;

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующию первостепенную задачу:

1.вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную информацию. Для решения данной задачи использовались:

  • видеофрагменты;
  • презентация;
  • стихи;
  • песни;
  • фронтовые письма.

 « Листая памяти страницы…»

1 стр.

Демонстрируется фото -хроники воен.времени

Звучит песня из кинофильма «Офицеры» 1.«От героев былых времен не осталось порой имен» (2 мин.)

У:  Ребята как, по вашему мнению, о чем пойдет беседа на классном часе?

У:  Чему же может научить вас классный час по такой теме?

(Ученики отвечают)

У:  9 Мая 1945 года вся Советская страна праздновала День Победы в ВОВ.
70 лет прошло с того памятного дня, и война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

УЧ.: Потому что без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается в нас с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков.

У:  Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? … (Ученики отвечают)
Ребята, а сейчас найдите литературное объяснение этого понятия в толковом словаре … в интернете …

(Находят, зачитывают вслух)

У: (Слайд) «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было,

а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

                                          УЧ: Нам Родину завещано любить

    И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить —

       И нам порой так нужно оглянуться…

2.Фоновая музыка

УЧ: Оглянуться, чтобы вспомнить тех солдат, кто сражался и погиб, тех солдат, кто вернулся и посвятил себя без остатка своей Родине и тех женщин,  детей и стариков, кто, не жалея себя трудился в тылу! Оглянуться, чтобы еще раз перелистать страницы нашей истории и почтить память героев Великой Отечественной Войны!

2 стр.

Звучит Риорита (3)музыка довоенных лет, видео «Довоенный вальс»

4.Левитан «Объявление войны»

У: Вопросы классу:

  1. Какие надежды и  планы могли строить выпускники 1941 года, ведь 20 июня были балы у всех советских выпускников?
  2. Как вы думаете, что произошло в душе у этих ребят, когда они услышали слова Левитана о начале войны?
  3. Какова бы была твоя реакция, будь ты на их месте?

2.Фоновая музыка

УЧ:. Грохот предательского обстрела Бреста донесся до каждого города и деревни нашей страны.

УЧ:. Запричитала, застонала вся земля наша.

Заголосила раненая Родина.

На защиту Родины встала вся страна.

УЧ: .И поднялись ее сыновья и дочери.

Разные у них были имена и разные национальности.

УЧ: .Но все они стали братьями и сестрами по крови, потому что проливали ее на одном великом поле битвы.

Проливали ее за спасение одной общей своей Родины!

Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …

                                                       (Ученики отвечают)

Ребята, а сейчас найдите литературное объяснение этого понятия в толковом словаре … (автор), интернете.

(Находят, зачитывают вслух)

В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм.

Ученики и родители класса провели поисковую работу и сейчас некоторые из ребят представят результаты своей работы.

Ребята рассказывают о своих прадедах, которые воевали в ВОВ.

Каждый рассказавший прикрепляет информацию о прадедушке на стенде

«Ничто не забыто, никто не забыт»

Минута молчания

3 Стр.

УЧ: Бессмертный подвиг советского народа воплотился не только в бесстрашии и мужестве солдат, но и в силе и мужестве людей, которые помнят войну не разрывами снарядов, не свистом пуль над головой, а постоянной борьбой с   голодом и вечной тревогой за своих близких.

У: Труженики тыла, дети военных лет – это люди, которым пришлось пережить все тяготы военного лихолетья, ведя свою войну с врагом.

        

Смотрят видео из истории семей,

рассказы родителей, бабушек о тех далеких событиях ВОВ.

4 стр.

О войне уже много сказано, много написано книг, снято фильмов.

Вопросы классу:

  1. Какие произведения о войне знаете вы?
  2. Какие фильмы о войне смотрели?

 У: Давайте посмотрим на историю этих четырех лет со слов солдатских писем, которых сохранилось очень и очень мало. Разве что в архивах и в музеях.

(Слайды с письмами с фронта (содержание писем немного сократить)

***

 Эти письма эпохи войны,

                Что хранятся в семейных архивах,

     На бумаге полет желтизны,

            И протерты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны

        Необычного требуют чтенья:

            Тем их краткие строки сильны,

            Что мы сами – их продолженье! 

Звучит вальс 5.«В лесу прифронтовом» минусовка

Ученики читают письма в группах, затем учитель задает вопросы группам.

1 ПИСЬМО

Письмо Старцева Алексея  Александровича  уроженца  дер. Шорйыв Сысольского района, жене Людмиле Петровне:

Здравствуй, Люся!

Сегодня 29 июня, 9 часов утра. Уже неделя, как началась война с Германией, война крупная, с большими жертвами, война, которая обязательно должна кончиться нашей победой. Я теперь уже четвертые сутки нахожусь на поле боя и выполняю долг по защите Родины. Могилев в ночь на 27 июня подвергался бомбардировке со стороны немцев. Прекрасная выучка, смелость и геройство советских летчиков вынуждает немецких насильников обратно удирать. … Люсенька, нужно на вещи смотреть прямо, ничего не скрывать от себя. Это я пишу на поле боя, под бесконечным гулом моторов самолетов, которые сеют смерть. Пока все, крепко целую обеих. Адреса не могу дать. Нет его. Привет твоим родителям и братьям. Алексей.

29 июня 1941 г. [6; С. 23 - 25]

2 ПИСЬМО

Письмо политрука Николая Трофимовича Гатальского родным

Здравствуй, моя дорогая жена Станислава, дочь Валенька и мама!

Простите, что я плохо пишу: пишу на коленях, на клочке бумаги. Спешу сообщить, что я жив, скоро вступаем в бой. Может быть, это письмо будет и последним, мои дорогие. Дорогая жена, смотри дочь и досмотри мою мать. Если от меня больше весточки не получишь, то знай, что я отдал свою жизнь честно за вас и за свою любимую Родину. Будьте счастливы — ваш муж и отец.

Стася! Еще прошу: смотри дочь. Целую вас всех. Коля.

13 ноября 1941 г. г. Волхов [2; С. 38]

3 ПИСЬМО

Письмо подпольщицы Нины Попцовой из гестаповского застенка Пятигорска

Прощай, мамочка!

Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов. Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения. Мама, милая! Еще раз прощай… ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю… А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит в глаза… Как мне хотелось работать, служить для Родины!.. Но эти варвары, убийцы… Они отнимают у нас нашу молодую жизнь. Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите», идут к нашей камере, это… ' Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем… Нина Попцова.

6 января 1943 г. [2; С. 146]

4 ПИСЬМО

Письмо танкиста А. Голикова  

Милая Тонечка! 
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. 
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. …
… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»

«28 июня» 1941г. 

У: Голос павших донесли до нас их письма. Простые маленькие солдатские треугольники. Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы жили мы и сделали все то, чего не успели сделать они.

Вопросы классу:

  1. Какие чувства вы испытывали, читая строки этих писем?
  2. Какие человеческие качества помогали совершать этим солдатам  подвиги?
  3. Какие слова солдаты говорят о Родине?
  4. Какое было настроение у солдат, которые написали эти письма?
  5. Что между ними общего?

(Ученики отвечают)

Заключение

***
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?.
(В. Высоцкий)

Какие выводы из классного часа каждый из вас сделал для себя?

Нужны ли такие классные часы, мероприятия, уроки на такую тему?

Я думаю, ребята, что, вы  в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.

Слово ученикам:

 УЧ1:  В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы!

 УЧ2: Мы – поколение, которое называет себя будущим!

 УЧ3: Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов  и прадедов!

 УЧ4: Мы – будущие защитники Отечества!

 УЧ5: Мы - помним о цене Великой Победы!

 УЧ6: Мы –клянемся что будем достойными вас!

УЧ7: Мы –клянемся что будем достойными гражданами своей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...

Сценарий классного часа памяти, посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Классный час, посвящен Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Многие из нас слышали слово, которое на кого-то наводит страх, ужас, а для кого-то это просто слово, которое не всегда понятно. Это - те...

Сценарий классного часа "По страницам школьной жизни"

Классный час  "По страницам школьной жизни" 25 мая в 9 классе. Очень интересно вместе с ребятами прожить эти удивительные школьные страницы. На мероприятие приглашаются родители выпускн...

сценарий классного часа посвященного памяти Героя Олега Казанского

сценарий классного часа посвященного памяти Героя Олега Казанского...

Сценарий классного часа По страницам Великой Отечественной...

Материал .посвящен основным событиям ВОв...


 

Комментарии

Хизбуллина Ландыш Рустямовна

Очень надеюсь, что материал кл.часа окажется полезным для пользователей nsportal.ru
В работе над кл.часом был использован материал из ресурсов интернет.