Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания». «Суть времени: письма военных лет»
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бабаян Екатерина Николаевна

Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендация для классных руководителей, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе, студентов и магистрантов педагогических вузов. В основу методической рекомендации положен cамостоятельный опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания».

«Суть времени: письма военных лет»

Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендация для классных руководителей, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе, студентов и магистрантов педагогических вузов. В основу методической рекомендации положен самостоятельный опыт работы.

Во все времена воспитание гражданина и патриота своей страны было одним из приоритетных направлений в воспитании. На сегодняшний день этому направлению воспитательной деятельности также придают важнейшее значение. По роду своей деятельности в преддверии 70–й годовщины Победы в ВОВ невольно задумываешься, а в чем был секрет воспитания того, почти ушедшего уже поколения: когда не жалея себя, люди жертвовали здоровьем, жизнью лишь бы на шаг приблизить победу. Победу, которую им возможно даже не придется увидеть. За каких то 70 лет произошла довольно серьезная «девальвация» духовных ценностей. В 90 годы произошел полный «дефолт» таких понятий, как «гражданин», «патриот». Что это: закономерности времени или «черные дыры» в нашей истории?! Возможно ли, выстроить такую воспитательную систему, которая в состоянии выстоять против подобных «вызов времени»?

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учреждением.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Новая школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, ставить и решать задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства.

В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

 «Все мы родом из детства» - извечная истина, но с учетом тенденций сегодняшнего времени, мы смело можем говорить, что ребенок большую часть своего времени проводит в школе. А значит и степень воздействия образовательной среды на формирование его личности велика.

Младшие школьники в силу возрастных особенностей восприимчивы ко всему новому, охотно принимают активное участие в школьных мероприятиях. Сложнее дело обстоит с основной и старшой школой. Активное внедрение в нашу жизнь телевидения, интернета, различного рода гаджитов и виджитов отрицательно сказывается на эмоциональной восприимчивости и отзывчивости подростка.

Практико-ориентированные проекты – это то, что позволит современному подростку активно включиться в жизненные процессы, ощутить свою значимость и необходимость, как члена общества. Данная методическая рекомендация поможет организовать работу по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими школьниками. Она ориентирована на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, уважение к его истории, осознания знаменательной исторической даты 70 –я Поведы в ВОВ, воспитание гордости за деяния героических предков.

В преддверии семидесятой годовщины ВОВ мы предложили старшим классам разработать индивидуальные проекты по заданной теме. Один из проектов оказался довольно интересным. Это исследовательский проект о работе полевой почты в 1941 – 1945 гг.

Прежде чем приступать к такой работе, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий с детьми, заинтересовать их данной темой. Также важно дать им самостоятельное поле деятельности. Предлагается разбить коллектив на небольшие рабочие группы по 5-7 человек и предложить им в рамках заданной темы создать индивидуальные мини-проекты по следующей схеме:

  • Название проекта (должно быть кратким, ярким, запоминающимся, отражать ключевую идею проекта).
  • Целевая группа проекта (группа людей, являющихся носителем социальной проблемы, на решение которой будет направлен социальный проект)
  • Исследование социальной проблемы (Проблема – это сложный нерешенный вопрос, характеризующий ситуацию целевой группы, требующий решения, изменения).
  • Цель проекта (должна быть четкой, конкретной, достижимой).
  • Этапы работы над проектом
  • Необходимые ресурсы

После этого каждая рабочая группа, выбирает спикира и представляет свой вариант мини-проекта. Далее происходит обсуждение представленных проектов и выбирается наиболее интересный. При необходимости возможно оставить несколько проектов. Это оставляется на усмотрение куратора проекта.

Были заявлены темы на исследование: «Письма матери и сына», «Работа почты в блокадном Ленинграде», «Любовные письма», «Работа полевой почты». В итоге решили объединить все заявленные проекты под одним «Работа полевой почты», куда бесприпятственно войдут оставшиеся темы. В этом проекте ставилась цель выяснить о том, как работала почта во время войны, как выглядели письма тех лет, что входило в работу почтальона, про что бойцы писали с фронта и, о чем писали на фронт – воссоздать историю одного – нескольких писем и попытаться инсценировать полученный материал.

После определения главной темы проекта необходимо еще раз проработать технологическую карту проекта. Добавить пункты:

  • Состав проектной команды (в том числе распределение обязанностей внутри команды).
  • Подтверждение достижения результатов проекта (это необходимо для независимого отслеживания получения результата установленного качества. Необходимо перечислить то, что будет подтверждать достижения результатов проекта, качественные изменения положения целевой группы. Форма подтверждения: фото, отзывы, анкеты, публикация в СМИ).

Важным моментом в работе над материалом является привлечение семейных архивов или поисковая работа в этом направлении.

Итоговую форму работы можно представить в виде: доклада, презентации, снять видеофильм, создать спектакль или инсценировку. Либо сочетать предложенные формы.

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог дополнительного образования ГБОУ 26 Бабаян Екатерина НиколаевнаСтраница



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением иностранных языков Невского района

Список литературы

1. Боброва Л. В. "Жди меня и я вернусь..." : лит.-муз.композиция по письмам с фронта / Л. В. Боброва, Л. Н. Будковая, Э. К. Елтанская// Читаем, учимся, играем. –2003. –№ 2. –С. 25-32.

2. Великая Отечественная в письмах: [сборник]. – М. : Воениздат. – 1991. – 416 с.

3. Коструб К. А. Письма тех далеких лет... [сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы, для воспитанников среднего школьного возраста,] / К. А. Коструб // Открытый урок. – 2012. – № 5 . – C .71 . – 82 c

4. Кузьмичева Л. В. Фронтовые письма : лит.-муз.композиция / Л.В. Кузьмичева// Уроки литературы. Прилож. к журн. "Литература в школе. – 2004. –№ 4. – С. 15-16.

5. Медведева О.А. Полевая почта [Вечер отдыха для ветеранов ВОВ] //Чем развлечь гостей . – 2003 . – № 2 . – С. 41-43

6. Никитина И. Письма опаленные огнем: [Фронтовые треугольники . – страницы героической летописи военных лет] //Библиотека . – 2010 . –№ 5 . – С. 14-15

7. Письма с фронта / [авт.предисл.С.Е. Кургтнян]. – Москва: АСТ, 2014. – 224 с.: ил.- (СССР: Как жили, как любили, как верили в себя). – 223с.

8. Последнее письмо с фронта . – Воениздат, 1991 . – 416с.

9. Сабанцева С. «Душа солдата в письмах дышит» [Сценарий ко дню победы] // Воспитательная работа в школе. –  2010 – № 6 . – С. 101-106

10. Трифонова Л. С. Музыкально-литературная композиция "Фронтовые письма" для детей подготовительной к школе группы / Л. С. Трифонова, О. В. Кристесашвили, С. В. Удалова // Дошкольная педагогика : петербургский научно-практический журнал. - 2013. - № 2. - С. 26 - 27 : ил. - ISSN 1726-0973

11. Шарапова И. Голоса войны : лит.-муз. композиция по письмам военных лет / И. Шарапова // Библиотека. –2001. –№ 5. –С. 55-58.

Интернет-ресурсы

1. Интернет проект «Великая Отечественная война» Ни кто не забыт! Ни что не забыто! Мы помним!

[Поисковый запрос: письма с фронта.]//http://1941-1945.at.ua/forum/32-918-1

На сайте представлены фильмы, фотоальбомы, музыка, книги,  газеты и журналы времен Великой отечественной войны. В меню «Письма с фронта» тексты писем и открыток солдат, отправленных родным и близким с полей сражений.

2. Письма с фронтов Великой Отечественной войны:

[Поисковый запрос: письма солдат Великой Отечественной войны.]//http://pki.botik.ru/articles/w-iva-letters1967aug.pdf

Пусть простят нам те, кто писал или получал письма, если мы вслух прочитаем их. Кто

погиб на фронте — о нём вспомним лишний раз. Кто жив — пусть улыбнётся, а может быть, и погрустит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Педагогический профессиональный проект «Проектная технология как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся»

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей ...

Проект "Книга памяти в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников"

Реализация проекта «Книга памяти» в рамках гражданско-патриотического направления воспитания школьников, посвященного 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне....

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...