Урок - игра «Экскурсия в мир профессий»
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Осипова Алена Николаевна

Формирование актуального информационного поля в мире профессии. Поддержание интереса к различным видам профессиям. Актуализация имеющихся знаний о профессиях. Помощь в развитии субъективности, в осознании себя как формирующейся личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra_ekskursiya_v_mir_professii.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Урок - игра

Тема «Экскурсия в мир профессий»

для учащихся 7 классов  

с. Самбург, 2014г.

Урок - игра «Экскурсия в мир профессий»

для учащихся 7 классов   _____________________________________________________________________________

Осипова Алена Николаевна, педагог - психолог

МКОУ «ШИСОО» с. Самбург

Цели: формирование актуального информационного поля в мире профессии; поддержание интереса к различным видам профессиям.

Задачи: актуализация имеющихся знаний о профессиях; помощь в развитии субъективности, в осознании себя как формирующейся личности.

Предварительный этап: подготовка методического и дидактического материала по данной теме: выставка буклетов по профориентации «Разнообразие мира профессии». «Как выбрать профессию?». «Профессии будущего». «Особенности рынка труда Ямало-Ненецкого автономного округа»; подготовка учащимися презентации, сочинений по темам: «Профессия моих родителей». «У меня идут года…». «Моя будущая профессия». «Профессия в жизни человека». Рассуждение (размышление) «Несколько слов о моей будущей профессии».

Оформление кабинета мудрыми мыслями о труде.

Техническое обеспечение: медиа-проектор, медиа-экран, ноутбук.

Участники: учащиеся 7 - х классов.

Время проведения: 40 - 45 мин.

Ход работы

Добрый день ребята, очень скоро каждый из вас столкнется так или иначе с проблемой выбора профессии, и сегодня на уроке мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, поразмышлять о том, каков он, мир профессий, может, кто - то впервые серьезно задумается «Кем быть» и «Каким быть»? Большая часть нашего урока будет проходить в форме игры.

От сильных людей я завишу

от тех, кто посеял зерно,

от тех, кто чинил мою крышу,

кто вставил мне стекла в окно;

кто сшил и скроил мне одежду,

кто прочно стачал сапоги,

кто в сердце вселил мне надежду,

что нас не осилят враги…

Ребята, вдумайтесь в эти строки стихотворения Н. Асеева. Все лучшее, прекрасное и разумное на Земле - от пшеничного зерна до межпланетных кораблей - создано трудом рабочих, инженеров, плотников, сапожников, ученых. Скоро и вы вольетесь в большую трудовую семью. Но прежде вам придется решить один из нелегких вопросов «Кем быть?».

Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Ребята, а как вы можете объяснить эти слова? Согласны ли вы с этим выражением? Актуально ли оно для нашего времени? (ответы детей).

Пройдет немного времени, и вам придётся выбирать свой профессиональный путь в жизни, узнать, как работать, чтобы быть достойным человеком, на кого держать равнение….

Ребята, а давайте, определим значение употребления понятия «профессия», как вы его понимаете (ответы детей). Слово «Профессия» в русский язык пришло в XVIII веке - это слово в буквальном переводе с французского, означает «публичное заявление о роде своей деятельности». Профессия - это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков служащий источником дохода. Профессии разделяются по ряду признаков: по предмету труда, по целям труда, по средствам осуществления, по условиям работы.

Как же выбрать подходящую себе профессию, найти свое место в жизни, как не ошибиться при таком огромном выборе? Но как бы там не было придет день, и вы выберите одну единственную, которая вам будет по душе, будет соответствовать вашим интересам и способностям, будет приносить радость и пользу.

Сегодняшняя игра предоставляет возможность каждому побывать в ситуации выбора  профессионального пути. Ну что, мы начинаем нашу игру!

Перед нами команды «Мечтатели» и «Звездочки». И, конечно же, наше уважаемое жюри! 

Разминка «Знатоки профессии»

Мир профессии огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессии, много ли вы профессий знаете?

Ход игры. Участники игры располагаются по кругу. В центре ведущий. Он говорит, называя громко и четко любую букву (кроме ъ, ы, ь, й). Игрок, на которого он показал должен быстро назвать профессию на эту букву. Тот, кто не успел в отведенное время назвать профессию, выбывает из игры. Игра продолжается до 2-3 человек. Оставшимся игрокам присваивается звание «Знаток профессий».

Обсуждение: давайте теперь поговорим о тех профессиях, которые вы мне назвали, в процессе игры. Что вы можете о них рассказать? С чем связанна та или иная профессия, с какой деятельностью? Что нужно знать, чтобы работать в данной профессии.

Задание №1. «Угадай профессию»

В былые времена, многие фамилии нередко отражали род занятий человека, его деятельность. Населению так было легче ориентироваться, когда необходима была помощь умельца в каком – либо деле. Сейчас вам необходимо из данных в ряду фамилий определить, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы, чей занимался юриспруденцией? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров, Стряпчий. Правильный ответ оценивается в 10 баллов.

Ответ: служил в церкви - Пономарёв. Выделывал кожу - Сыромятников. Шил тулупы - Скорняков. Лепил горшки - Гончаров. Рубил избы - Плотников. Занимался юриспруденцией Стряпчий.

Задание №2. «Предмет и профессия»

Я буду показывать предметы, вещи, ваша задача определить, и обозначить, какие профессии связаны с этим предметом? Например: линейка - учитель, швея, портной, плотник, столяр, инженер, врач и т.д. Примерный набор предметов для демонстрации: англо-русский словарь, тетрадь, пробирка, лампочка, ложа, зеркало и т.д. Правильный ответ оценивается в 10 баллов.

Задание №3. «Угадай профессию».

В последнее время в России появились новые профессии и некоторые их них считаются модными. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Исчезают десятки старых профессии и возникают сотни новых. Что это за профессии? Знаете ли вы их? Вот некоторые самые популярные из них. Найдите правильный ответ. 

За неделю участники игры получают словарь «новых» профессии для подготовки к конкурсу. Ведущий показывает презентацию, а команды должны угадать данную профессию и записать её в карточку. Примеры предлагаемых профессий: Веб-дизайнер. Фандрайзер. PR-агент. Культуролог. Экспедитор. Логистик. Флорист. Как только команды готовы, они сдают карточки жюри. Максимально можно заработать 10 баллов.

Подведение итогов.

И в заключение, я хочу сказать всем вам, дорогие ребята, выбор профессии одна из самых сложных жизненных задач, в решении которой каждый из нас должен проявить ответственность и самостоятельность. Правильный выбор-необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения. И тогда труд на благо общества становится источником личного счастья. И хочется закончить нашу встречу словами один доброго мудреца: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда?

Рефлексия

Упражнение «Рефлексивный экран»

Ведущий. По желанию выберите себе фразу и закончите ее.

Мне сегодня на встрече было интересно…

Теперь я могу…

Меня сегодня удивило…

Я попробую…

Я получила от встречи…

Для меня было открытием, что …

На мой взгляд, удалось…

На встрече было важным…

Ритуал прощания

Все участники встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятные часы». И с помощью упражнения «Аплодисменты» благодарят, друг друга за проделанную совместную работу.

Список литературы

  1. Белоусова Р.В., Понамаренко Л.П. Основы психологии для страшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
  2. Истратова О.Н., Эксакустог Т.В. Справочник психолога средней школы / Изд. 6 – е Ростов  н / Д: Феникс, 2010. – 510 с.
  3. Кривцова С.В. Тренинговые занятия с подростками. – М.: Генезис, 2012. – 336 с.
  4. Маняпова Е.В. Основы профессионального самоопределения личности. Учебно-методическое пособие. – Тоболськ, 2011, - 286 с.
  5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра "Путешествие в мир профессий"

Знакомство учащихся с многообразием мира профессий...

Урок-игра "Экскурсия в мир профессий"

Урок-игра "Экскурсия в мир профессий" для учащихся 7-9 классов...

Урок-игра "Звёздный час" по теме "Экскурсия в историю технологии изготовления одежды"

С целью повышения познавательной активности обучающихся, мотивации к изучению предмета «Технология» необходимо обобщающие уроки иногда проводить в игровой форме. Тогда опрос пройдет непринуждённо и ин...

Классный час Тема: «ЭКСКУРС В МИРЕ ПРОФЕССИИ».

Данный урок подготволен с целью формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребност...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Профориентационные экскурсии.Экскурсия в аптеку.Профессия фармацевт.

В МОУ ООШ№21 г. Оленегорска для обучающихся основной школы проводятся  профориентационные экскурсии.  Эти внеклассные мероприятия,помогают школьникам в профессиональном самоопределении. Отчё...

Урок игра - конкурс "В мире профессий"

Урок - игра -конкурс В мире профессий можно провести и как классный час...