Брейн-ринг по русскому языку
творческая работа учащихся (5, 6 класс) на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Брейн-ринг по русскому языку для учащихся 5-6 классов, был проведен во время школьной Недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring.doc73.5 КБ
Файл breyn-ring.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Брейн-ринг «В мире русского языка».

Предмет: русский язык

Класс: 5-6

Цели занятия:

образовательная:

закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Ход мероприятия

В нашем зале собрались любители русского языка.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

“Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь) 

Играют 4 команды, в каждой из которых по 6 человек.

Игроки выбирают капитана команды, придумывают название и свой девиз.

Представление команд

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

 Разминка. Вопросы – шутки.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
  7. Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
  8. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
  9. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? (Залп)
  10. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? (Нос)
  11. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?  (Камыш-мышка)
  12. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?  (Но)

А теперь мы приступим к более сложным заданиям.

Задание 1. Пред вами слова, в которых необходимо правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

торты (кондитерское изделие)

балуюсь (шалить, забавляться)

комбайнер (водитель комбайна)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

щавель (растение)

силос (корм для скота)

квартал (часть города)

Игра со зрителями.

Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

  1. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.). 
  2. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.). 

  1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.). 
  2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.). 
  3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.). 

Задание 2.  Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы: 1,3,5

  1. Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.
  2. Море весело плескалось.
  3. Москва – это столица.
  4. Давно угомонился и замолк птичий гомон.
  5. Маша, беги!

Вопрос 3. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.

Стекло (глагол)  и стекло (сущ.)

Задание 4. Продолжите фразеологизмы.

  • топтаться на…..
  • кусать…..
  • зарубить себе ….
  • как две капли…..
  • крокодиловы…..
  • от корки…..
  • ждать у моря….
  • принять за чистую…..
  • проще пареной….
  • обвести вокруг……
  • как бельмо……
  • сулить золотые…..
  • на сон……
  • голод не……

Музыкальная пауза

Вопрос 5.

Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?

(Ответ: Петя)

Вопрос 7.  Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита?

(Ответ: йод)

Вопрос 8.  Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать.

В каком слове при произношении звучат только твердые согласные?

(Ответ: Драться)

Вопрос 9.  У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.

О чем речь?

Ответ: Яма (конец и начало алфавита).

Вопрос 10.

В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово “глазоем”?

(Ответ: Горизонт)

Вопрос  11. Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.

(Ответ: Ноль, ложь, рай)

Задание 12. Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем?

Череп – п + муха = (черемуха)

Чистый – ый + тело – о = (чистотел)

Часть-ь + ушко – о + а = (частушка)

Задание 13 (заключительное). 10 очков.

Внимание на экран. Задание: прочитайте зашифрованное выражение.

Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Брейнринг по русскому языку “Выучить русский язык!”

Слайд 2

“ Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его” (Н.В.Гоголь)

Слайд 4

торты б алуюсь комбайнер тефтели мельком щавель силос квартал

Слайд 5

ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ

Слайд 6

Укажите номера нераспространенных предложений Мальчики и девочки разговаривали и смеялись. Море весело плескалось. Москва – это столица. Давно угомонился и замолк птичий гомон. Маша, беги!

Слайд 7

Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. Молоко стекло Помыть стекло

Слайд 8

Продолжите фразеологизмы. топтаться на….. кусать….. зарубить себе …. как две капли….. крокодиловы….. от корки….. ждать у моря…. принять за чистую….. проще пареной…. обвести вокруг…… как бельмо…… сулить золотые….. на сон…… голод не……

Слайд 9

Давайте познакомимся! Поля Лена Рита Валя

Слайд 10

Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита?

Слайд 11

В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? Ольга ягода баня удочка драться мириться форель завидно тринадцать

Слайд 12

О чем речь? У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.

Слайд 13

Слова-соответствия эгоист – себятник фиолетовый – сине-алый а гитатор – волнователь глазоем – ?

Слайд 14

Поставьте в каждом из слов звуки в обратном порядке . Прочитайте получившиеся слова л ён шёл яр

Слайд 15

грамматическая арифметика Череп – п + муха = … Чистый – ый + тело – о =… Часть-ь + ушко – о + а =…

Слайд 16

прочитайте зашифрованное выражение.

Слайд 17

Поздоавляем победителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн - ринг по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Брейн-ринг  "Держи нос по ветру, чтобы всё из рук не валилось". Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека"...

Брейн-ринг "Мы изучаем английский язык" для учащихся 6 класса

Данное мероприятие было разработано для обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала в 6 классе по УМК "Английский язык" (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева)...

"Брейн-ринг". Игра по русскому языку для 8-11 классов.

Завершающее мероприятие Недели русского языка в школе. В игре рассматриваются вопросы по  синтаксису,  морфологии, фразеологии. Учащиеся соревнуются в разгадывании шарад, метаграмм....

брейн-ринг по материалам русского языка и литературы

разрапботка урока и презентация к ней, удобно использовать при проведении Недели словесности в школе...

Брейн - ринг "Великий, могучий русский язык!"

Сценарий брейн – ринга по русскому языку«Великий,  могучий русский язык!»Цель:Ø привитие учащимся интерес к изучению русского языка;Ø привитие навыков правильного употребления русской лексики....

игра "Брейн ринг" на уроке английского языка

Игра "Brain ring" на уроке английского языка позволяет развивать интерес к изучению английского языка, к культуре англоязычных стран. Более того, данный вид деятельностьи развивает у ребят умение сотр...

Задания к игре "Брейн-ринг" "Я люблю английский язык!"

Задания к игре "Брейн-ринг" "Я люблю английский язык!"5 класс...