Внеклассная работа
классный час на тему

Приставкина Ирина Васильевна

В данном разделе помещены материалы по  внеклассной работе: выступление по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию,   Урок Мужества "Детство, опалённое войной", красочные презентации к данным мероприятиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детство, опалённое войной57 КБ
Office presentation icon час мужества2.1 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

внеклассного мероприятия

по теме "Детство, опалённое войной"

Цели:

  • расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
  • заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
  • воспитания уважения к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиапроектор, песни о войне, выставка книг, плакат с изображением солнца, детских ладошек.

Атрибуты войны: фляжка, каска, кружка, пилотка, цветы  

Ход занятия

Звучит музыка “От героев былых времён” На сцене стол, покрытый красным бархатом. На них атрибуты: каска, кружка, пилотка, книги о войне, граната, фляжка.

Учитель: Много разных потрясений пережило человечество в уходящем от нас в прошлое XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.

Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись стар и млад.

Ученица:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет
И тридцать лет
Живым не верится, что живы.

К.Симонов

Учитель: Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так называют сегодняшних 65–80 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок — час мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание.

Звучит песня “Священная война”.

Ученица:

Какая музыка была,
Какая музыка играла,
Когда проклятая война
Тела и души нам топтала.


К. Симонов

Учитель: Дети войны — понятие неоднородное. Некоторых ребят, а их очень даже немало, фашисты увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. В нашей деревне была такая девочка Мандровщенко Настя, которая испытала на себе зверства фашистов. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых фашистских  солдат, их отправляли в печи крематориев.

Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров. Фашисты  учитывали все, что отбирали у людей в концлагере, и все аккуратно записывали в специальные книги, даже старую ношеную обувь. Вот грустная история одних детских ботиночек из этого списка:    

Ученик:       Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Обувь детская ношена, правый ботинок с заплаткой.

Его номер по книге 3209-й.

Кто носил его, где?

В Мелитополе, в Кракове, в Вене?

Кто носил его - Владек иль русская Женя?

Как попал он сюда, в этот ад, в этот список проклятый

Под порядковый номер 3209 – й?

Неужели нашлись в целом мире дороги,

По которым прошли эти детские ноги

В это страшное место, где мучили, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду с убитых снимали?

Где на всех языках о спасенье пытались молиться

Чехи, греки, евреи, австрийцы, бельгийцы.

Час расплаты пришел!

Суд народов идет по кровавым следам преступленья.

Среди сотен улик этот детский ботинок с заплаткой,

Снятый с жертвы 3209 – й.

Учитель: Скорбь об этих детях неизбывна, хотя даже она забываема.

Другие дети оказались под огнём в районах, где шли сражения, и они погибали как солдаты.

Дети войны — самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжёлыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы поверить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.

С начала  войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло движение «Молодёжь на производство». После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки ,носки , шарфы, шили кисеты, т.е. всё для фронта.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, а некоторые на специальных подставках, т.к. росточка ещё не хватало.

 Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Жительница нашего села,  Юркевич Мария Адамовна, будучи подростком принимала участие в партизанском движении вместе со взрослыми на территории Белоруссии. Разными путями они попадали на войну: освобождённые из плена, братья и сёстры погибших, осиротевшие или дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость   этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшим нам Победу.

                                 

Чтец:

Мама моя, мамочка,

Не гладь меня и не плачь!

На мне военная форма,

Не гладь меня при других!

На мне военная форма,

На мне твои сапоги.

Не плачь!

Мне уже двенадцать,

Я взрослый почти…

Двоятся, двоятся, двоятся

Рельсовые пути…

В кармане моем документы,

Печать войсковая строга.

В кармане моем документы,

По которым  я — сын полка.

Прославленного, гвардейского,

Проверенного в огне…

Я еду на фронт, я надеюсь,

Что браунинг выдадут мне.

Что я в атаке не струшу,

Что время мое пришло…

Завидев меня, старухи

Охают тяжело:

«Сыночек, солдатик маленький…

Вот ведь настали дни…»

Мама моя, мамочка!

Скорей им все объясни!

Скажи, чего это ради

Они надо мной ревут?

Зачем они меня гладят?

Зачем сыночком зовут?

И что-то шепчут невнятно,

И теплый суют калач…

Россия моя, не надо!

Не гладь меня! И не плачь!

Не гладь меня!

Я просто будущий сын полка,

И никакого геройства

Я не свершил пока!

И даже тебе не ясно,

Что у меня впереди…»

Учитель: За мужество и бесстрашие многие дети были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ученик:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…


Ученик:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством,
Где черта?…
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды,
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее
Чем тогда.


Ю.Воронов. «В блокадных днях»

Вслушайтесь, ребята, в страшное слово войны: «Блокада» Как  вы  его понимаете? ( Ответы  детей.)

900 дней город Ленинград, нынешний Санкт-Петербург, был в кольце вражеских войск. Это город без тепла и света, это люди без еды и воды. И не один день, неделю, месяц, а почти три года! Хлеб выпекался из муки с добавлением опилок, не был он похож на тот хлеб, который  вы едите сегодня. Он был черный, тяжелый, мокрый. И надо было за этим хлебом стоять огромные очереди с утра до ночи. На день норма на ребенка составляла 125 грамм. (Можно показать кусок хлеба весом 125 грамм). Часто кроме этого куска хлеба никакой больше еды не было. Люди  ели столярный клей, штукатурку со стен, собак, кошек, крыс. И, конечно, умирали  десятками, сотнями, тысячами, умирали целыми семьями.

Учитель: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.

Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили  много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

Ученик: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию.

Они выдержали много испытаний. Сколько их было… пионеров-героев…

(представление выставки)

Песня «Ах, война, что ты подлая сделала»

Учитель: Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений.

Об этом написаны замечательные книги: очерки, рассказы, повести, романы. Вот некоторые из них. (Представление выставки книг о войне).

Учитель: О войне пишут для того, чтобы не забывали её новые люди. А ещё для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней, знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете.

Звучит песня “Поклонимся великим тем годам”.

Ученик:

Не думайте, что кончилась война,
её осколки носим мы в себе.
Со снимков жёлтых в мир глядит она
глазами мальчиков в застиранных хэбэ.
Не думайте, что кончилась война,
что омертвели бронза и гранит.
История не помнит имена —
их память вознесёт и сохранит.

Учитель: Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее.

В память  всех погибших в страшные годы войны объявляется минута молчания.

        Минута молчания

                        Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

                        Услышал мой ребенок. Мой и твой.

                        Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

                        Коснулся их блокадною рукой.

                        Я не хочу, чтоб доты обнажились,

                        Как раковая опухоль земли.

                        Я не хочу, чтоб вновь они ожили

                        И чью-то жизнь с собою унесли.

                        Пусть вскинут люди миллион ладоней

                        И защитят прекрасный солнца лик

                        От гари пепелищ и от хатынской боли.

                        Навечно! Навсегда! А не на миг!

                        Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

                        Услышал мой ребенок, мой и твой.

                        Пусть мир взорвется криком:

                        "Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой! "

( На плакат с изображением солнца приклеить ладошки. Звучит песня «День Победы»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...