Программа поискового отряда "Надежда" МБОУ СОШ №1 г. Юрьев - Польского Владимирской области
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Подольская Жанна Александровна

Программа  рассчитана  на  новичков (учащихся  5-11 классов),  занимающихся  в  поисковом  отряде  первый  год.  Задания  для  учащихся  предполагаются  разноуровневые,  создаются  поисковые  группы. Цель  программы  поискового  отряда  "Надежда"  -  духовно-нравственное  развитие  учащихся,  их  социализация  и  профессиональная  ориентация  через  краеведческую  поисковую  деятельность,  приобщение  к  истории  малой  Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otryad_nadezhda.zip23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  

«Средняя  общеобразовательная  школа  №1  г. Юрьев – Польского»  

                                                                                 

Программа

поискового  отряда  «Надежда»

                                                                         

 

 Подольская  Жанна  Александровна

 учитель истории

и обществознания

высшей  категории                                                                                                                                               

г. Юрьев - Польский

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.   

Программа  рассчитана  на  новичков, занимающихся  в  поисковом  отряде   первый  год.  В  отряд  могут  записаться  все  желающие, начиная  с  5   по  11 класс  (1 год  обучения –  34 часа). Задания  для  учащихся  предполагаются  разноуровневые  (с учетом  возраста  детей), создаются  поисковые  группы.

Цель:  духовно-нравственное  развитие  учащихся,  их  социализация  и  профессиональная  ориентация  через  краеведческую  поисковую  деятельность,  приобщение  к  истории  малой  Родины.

Задачи:  способствовать  осмыслению  социально-нравственного  опыта  предшествующих  поколений,  воспитание  патриотизма,  чувства  ответственности  за  наследие  прошлого,  гордость  за  свою  малую  Родину;  формирование  умения  работать  с  фондами  школьного  музея;  организация  деятельности  учащихся  по  сбору  краеведческого  материала; развитие  самостоятельности  и  инициативы  учащихся; умения  анализировать, систематизировать, делать  выводы, обобщать  собранный  материал (навыки  исследовательской  работы).

Основные  направления  деятельности  поискового  отряда  «Надежда»:

1.Создание  летописи  школы.

2.Сбор  материалов  о  выпускниках  и  учителях  школы.

3.Книга  Памяти:

- создание  архивного  фонда  участников  Великой  Отечественной  войны  и  ее  очевидцев, выпускников  нашей  школы;

- встречи  с  участниками  и  свидетелями  войны, выявление  различной  информации  с  целью  сохранения  для  истории.

4.Систематизация  краеведческих  материалов  для  использования  в  учебно-воспитательных  целях.

5.Установление  связи  с районным  архивом,  военкоматом, Юрьев-Польским  районным  обществом  по  изучению  родного  края.

Формы  работы  поискового  отряда:  

- экспедиционная (сбор  материалов);  

- научно-исследовательская  (изучение  и  классификация  собранных  материалов, подготовка  исследовательских  работ);  

- оформительская  (изготовление  наглядных  пособий  по  краеведению, оформление передвижных выставок школьного  музея);

- организаторско-массовая (проведение  исторических  вечеров  на  краеведческие  темы, организация  экскурсий  по  школьному  музею, встречи  с  интересными  людьми,  организация  и  проведение  краеведческих  викторин, театрализованных  представлений  на  базе  музейной  экспонатуры, игр, конкурсов).

Итог работы: защита  исследовательских  работ,  создание  методической  базы (разработки  сценарий  праздников, занятий  в  школьном  музее, справочно-информационный  материал),  публикации  по  итогам  поиска, пополнение  фондов  школьного  музея.  

Тематический  план  занятий  (34 часа)

       Наименование    темы

     Количество   часов

   Всего

   часов

Теоретические

    занятия

Практи-

ческие  

1

Вводная  беседа

      1

           1

     -                

2

Экспозиции  школьного  музея

      6

           2

     4

3

Военно-патриотическая  работа

      5

           1

     4

4

Записи  историко-краеведческих  наблюдений

      5

           2

     3

5

Изучение  истории  школы

      8

           2

     6

6

Работа  музея

      9

           1

     8

Итого

     34

           9

    25

Программа

Вводная  беседа

Задачи  и  содержание  работы  поискового  отряда  «Надежда». Особенности  работы  историков – краеведов. Организация  занятий. Значение  работы.

Экспозиции  школьного  музея

Тематика  экспонатов  музея. Паспорта  к  экспонатам. Оформление  текстов. Фонды  музея  и  их  значение.

Практические  занятия

Экспозиция  музея. Составление  тематико-экспозиционного  плана.

Военно-патриотическая  работа

Воспитательное  значение  военно-патриотической  работы. Школа  в  годы  Великой  

Отечественной  войны. Ученики  школы – герои  Великой  Отечественной  войны  и  труда. Встречи  с  участниками  войны  и  ее  очевидцами. Изучение  и  охрана  памятников, связанных  с  историей  борьбы  нашего  народа  за  свою  независимость. Использование  военно-патриотического  материала  на  уроках.

Практические  занятия

Встреча  с  ветеранами  Великой  Отечественной  войны,  запись  их  воспоминаний. Встреча  с  тружениками  тыла  военных  лет, запись  их  воспоминаний. Сбор  и  подготовка  материалов  для  школьного  музея, исследовательских  работ. Изготовление  временных  выставок  школьного  музея.

Записи  историко-краеведческих  наблюдений

Точность  и  историческая  достоверность  записей. Фиксирование  исторических  событий. Беседа  с  очевидцами  и  запись  их  воспоминаний. Работа  в  фондах  музеев,

архивах  района, военкомата  и  библиотеках. Снятие  копий  с  документов. Хранение

документов  и  обращение  с  ними.

Практические  занятия

Знакомство  с  краеведческими  объектами. Фиксирование  исторических  событий. Запись  воспоминаний. Работа  с  первоисточниками. Каталоги  и  работа  с  ними.

Изучение  истории  школы

Фонды  и  экспозиции  музея – источник  изучения  родного  края. История  образования.

Ученики  разных  лет  обучения (с 1911  года  по  современность) – персоналии. Основные

события  в  жизни  школы.

Практическая  работа

Поиск  необходимых  документов  (школьная  учебная  документация, распорядительная

документация  органов  управления; книжные, журнальные, газетные  и  иные  публикации; устные  воспоминания  педагогов  и  выпускников  школы).

Работа  музея

Разработка  текста  экскурсий – обзорной  и  тематической. Подготовка  экскурсоводов

и  порядок  их  работы. Проведение  занятий  по  экспозициям  школьного  музея (игра-

экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая  работа  музея.

Практические  занятия

Подготовка  экскурсоводов. Текст  обзорной  и  тематической  экскурсии. Сменные  выставки. Проведение  занятий  на  основе  экспозиции  музея.

Литература

1.Голышева  Л.Б. Музейная  педагогика, ж. «Преподавание  истории  в  школе» №2, 2003

2.Колеватов  Н.А. Изучайте  свой  край, ж. «Преподавание  истории  в  школе» №3, 1991

3.Колеватов  Н.А. Книга  Памяти, ж. «Преподавание  истории  в  школе» №5, 1993

4.Монахов  И.П. По  следам  героев  Великой  Отечественной. – М.; Просвещение, 1987

5.Музееведение / Под  ред. Проф. К.Г.Левыкина  и  проф. В. Хербста. – М.; Высшая  школа, 1998

6.Панкратова  Т.Н., Чумакова  Т.В. Занятия  и  сценарии  с  элементами  музейной  педагогики  для  младших  школьников. Первые  шаги  в  мир  культуры. – М.: Гуманит. изд. центр, 2002

7.Работа  со  школьниками  в  краеведческом  музее. Сценарии  занятий / Под  ред. Ланковой  Н.М.- М.; Гуман. изд. центр,2001

8.Сейненский  А.Е. Музей  воспитывает  юных:  о  работе  школьных  общественно-политических  музеев: Книга  для  учителя. – М.: Просвещение, 1988

9.Школьные  музеи. Из  опыта  работы / Под  ред. Столетова В.Н. и  Калинина  М.П.- М,

«Просвещение», 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет профсоюзного комитета "Надежда" МБОУ СОШ № 18 с. Харагун

Отчет о работе профсоюзного комитета школы...

«Город «Н» сценарий торжественного посвящения в танцоры первоклассников образцовой хореографической студии «Надежда» МБОУ ДОД ЦДТ

Доброй традицией в нашей студии стал большой праздник: Посвящения в танцоры. Когда мы его готовили в первый раз, то сталкнулись с трудностями в написании сценария, надеюсь наш материал поможет другим ...

Портфолио волонтерского отряда "Парус надежды" МБОУ СОШ п. Лески

Портфолио волонтерского отряда содержит материалы о  создании отряда, направлениях деятельности и наиболее значимых акциях....

Портфолио учителя физической культуры МБОУ Балахонихинская ООШ Зубанова Юрия Игоревича

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности учителя физической культуры Зубановой Ю.И. за последние 3 года.Цель портфолио: Цель: мониторинг профессионального роста, отражающий уровень ком...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....

Презентация портфолио на конкурс "Учитель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала МБОУ Уваровщинская СОШ в с. Калаис

Презентация портфолио на конкурс "Учтель года-2014" Зайцев Юрий Иванович учитель физкультуры филиала "МБОУ Уваровщинская СОШ" в с. Калаис...