Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014
статья на тему

Тарасова Галина Николаевна

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение эти сведений».    Л.Толстой          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv.tvorch.sposobn.issled.deyat_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Тарасова Галина Николаевна

                                                                          ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа –  

                                                                          интернат железнодорожников»

                                                                          учитель русского языка

                                                                         г.Тайга Кемеровская область    

                     

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность.

                                                                      «Если ученик в школе не научился сам ничего  

                                                                       творить,  то и в жизни он всегда будет только

                                                                       подражать, копировать, так как мало таких,

                                                                       которые бы, научившись копировать, умели

                                                                       сделать самостоятельное приложение этих

                                                                       сведений».                            Л.Толстой            

Образованный человек в современном понимании – это не столько человек, знающий и умеющий, сколько подготовленный к жизни. Преобразования в разных сферах нашего общества выявили  потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и видеть новые перспективы. Поэтому так важно именно в школе открыть всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ведь стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье.

    Именно причины социального характера послужили тому, что в современную школьную практику пришло движение, связанное с организацией исследовательской деятельности учащихся. Что такое исследовательская деятельность в современном её понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать её из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы.  Исследовательская деятельность заставляет и приучает  работать с книгой, газетой журналом, что в наше время очень важно, потому что школьники в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения  художественной  литературы и периодической печати. Они увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Исследовательская  же работа направляет учеников в нужное и полезное для них русло, позволяет вооружить необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Дети ведут себя при этом по-разному: одни с азартом ищут информацию для своих исследований  в библиотеке, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, из окружающего мира, который таит в себе огромный объём «скрытой» от нас информации, другие привлекают к работе родителей. Таким образом школьники вовлекаются в исследовательскую деятельность.

   Учеников интересуют различные предметные области. Поэтому темы, которые они выбирают для  своих исследований, очень разнообразны: «Мудрость слова», «Улицы моего города», «Иноязычные слова в современном русском языке»,  « Жест как один из элементов анализа текста художественного произведения»,  «О слове «счастье», «Для чего нужны словари»,   «История моей семьи – история Кузбасса», «Речевой портрет кадет», «Что читает моё поколение?»,  «Я русский бы выучил только за то…»  и др.

При выборе темы исследования нужно придерживаться определённых правил:

  1. Выбирать тему с учётом интересов, знаний, личного опыта школьника. Тема должна увлечь исследователя.
  2. Тема должна быть конкретна, т.к. объёмная тема может оказаться нераскрытой в рамках исследования.
  3. Тема должна быть выполнима в данных условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.
  4. Тема должна быть такой, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени, т.к. может исчезнуть интерес к ней.

Одной из благодатных тем, наиболее доступной школьникам, стала довольно распространённая тема «Моя родословная». Знакомство школьников с семьёй как с явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности. В том, знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией, нет никаких сомнений. Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков и родных до седьмого – девятого колена. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших  в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.

 Впечатления от рассказов родителей, бабушек и дедушек вылились в творческую работу, в которой прослежены судьбы и биографии нескольких поколений семьи. А это заключительная часть исследования:  «Пока я учусь в 10 классе, ещё не решил, кем буду. Но кем бы я ни стал, где бы ни жил, я всегда буду помнить, откуда я и кто мои предки. Ведь я - малая частичка моей большой семьи, моя семья - часть моего народа, а её история - часть истории нашей страны.  

Всматриваясь в лица на пожелтевших фотографиях моих родных, я думаю о том, что каждый из нас оставляет свой след на земле, след в памяти людей –  светлый или тёмный. Что скажут обо мне мои внуки? Какой след оставит моя жизнь? Хотелось бы, чтобы он был добрым».

Поводом для написания работы «О слове «счастье» послужило то, что ребёнок никак не мог научиться писать его правильно. Исписывал страницы, глядя на слово. Стоило закрыть тетрадь … снова неправильно. И вот отрывок из его исследования:

    «Счастье - общеславянское слово. Оно образовано с помощью приставки  съ- ( в значении « хороший» ) и суффикса –и- от часть. Буквально -  «хорошая часть, доля».

    Слово это многозначное. Счастье  –  это,  во-первых, чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, во-вторых, успех, удача.  Слово короткое, состоит из корня и окончания.

        Но является основой для образования множества красивых и приятных слов: счастливый, пресчастливый, счастливо, счастливица, счастливчик счастливец, осчастливить,  посчастливиться.

Есть у него и слова с противоположным значением  -  антонимы: счастливый – несчастливый; счастливый – несчастный; счастье – несчастье; счастье – горе; счастье – беда; счастье – злосчастье.  

      Существует много высказываний известных людей об этом слове, пословицы и поговорки:

Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.   ( Л. Н. Толстой)                                                                                              

Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. ( И.С.Тургенев)  

 Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. ( Демокрит)                                                                                                  

   Кто струсит, от того и счастье отойдёт;  Всякий кузнец своего счастья; Кто счастье сеет, тот его и жнёт;  Железо ищи в руде, а счастье в труде».

Именно кропотливое исследование: работа с разными видами словарей, энциклопедиями, опрос взрослых и одноклассников помогло ребёнку осознать, почему именно так нужно писать слово счастье.

     «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…». Эти пушкинские слова в полной мере можно отнести к учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью. Эта работа способствует реализации их творческого потенциала, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов. Основываясь на принципе добровольности, она позволяет школьнику познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. Самостоятельно найденный ответ, самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему  огромное удовольствие, возвышает его в собственных глазах. А если это ещё и малоизученное, малоисследованное. Обращение к темам, малоисследованным литературоведением, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для творчески развивающегося человека. Например, «Жест как один из элементов анализа текста художественного произведения»:

        «Язык жестов — один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному. Две тысячи лет назад великий Цицерон обучал ораторов правильной жестикуляции. Знаменитый оратор Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

     B истории культуры существовали периоды, когда именно язык тела был важен и значим. Яркий пример этому — Средневековье, когда движения и позы человеческого тела говорили о социальных отношениях людей.

 В нашей отечественной науке исследование жестов велось в разных направлениях, но в основном это были работы биологического и психологического плана. Лингвистов жесты интересовали в меньшей степени, и отечественных научных лингвистических сочинений, специально посвященных жестам и невербальной коммуникации, не так уж много. Это, в первую очередь, монография И.Н. Горелова «Невербальные компоненты коммуникации», статьи Е.М Верещагина и С.Т. Махлиной.

  Выбор темы объясняется тем, что с помощью жестов можно по- новому взглянуть на текст и  лучше понять суть авторского замысла. Посредством классификации жеста (внутренний, внешний, смешанный) можно увидеть развитие образов героев в целом, объяснить их поведение на фоне других героев, определить формирование их мыслей и поступков. Понять характер героя.

    Актуальность темы: Чаще всего жесты используются в психологии. А с точки зрения литературы они исследованы мало, но жесты можно применять как средство анализа литературного произведения, а также как средство характеристики героя. В этом и заключается новизна и актуальность выбранной мной темы.

    Произведение Владимира Алексеевича Чивилихина - его повесть «Про Клаву Иванову» - я взял для исследования потому, что в этом году (2013)  мы отмечаем юбилей  писателя-земляка,  а это художественное произведение  более жизненное, и события в нём происходят в нашем городе Тайга -  городе железнодорожников.

 Новизна  темы:  материала об этом  произведении в критической литературе практически нет, есть описание сюжета, поэтому результаты исследования можно будет использовать на уроках литературы, краеведения.

Своей целью ставлю  проведение собственного исследования, чтобы оценить практическое значение и возможности использования полученных знаний при анализе художественного текста».

Далее ученик подробно анализирует жесты главных героев и персонажей повести. И в заключении работы делает вывод: «Главная героиня - Клава Иванова.  В начале повести чаще всего её жесты выражают   нерешительность, страх, робость, стеснение. Она представляется простой, открытой, скромной, немного наивной, доверчивой девушкой, что и привело ее к жизненной драме. Но на протяжении повествования с ней происходит множество событий, которые делают её другой, и в конце мы видим совершенно  иного человека: Клава становится более замкнутой, недоверчивой, по-другому воспринимает окружающий мир и людей. Жесты становятся менее эмоциональными, более скрытными и резкими, уверенными.

     У Спирина же, наоборот, в начале повести жесты выражали самоуверенность, гордость, грубость. Он был вспыльчивым, уверенным в собственной неотразимости, нередко проявлял презрение, высокомерие, грубость. Но, встретив Клаву, начал меняться. Сначала он считал её своей собственностью, но после отказов (а в конце и презрения) с её стороны, проявления ею  гордости, самостоятельности, уверенности в себе, игнорирования бывшей своей  любви и будущего отца ее ребенка,  стал более спокойным, замкнутым и немного неуверенным. А под конец повести он  возвращается в  город. Приходит в депо в подавленном состоянии.

Он начинает меняться, постепенно исчезает самоуверенность, появляется виноватость. Это видно по жестам:  они поменялись - вместо резких и эмоциональных внешних они  стали более скованными, стеснёнными. Больше стало проявляться в жестах человечности.

Из проведенного исследования можно сделать вывод - жесты, мимика, телодвижения человека являются точными индикаторами его душевного (внутреннего) состояния, мыслей, эмоций и желаний. Эти элементы играют немаловажную роль в создании художественного образа.  Описание жестов Клавы и Спирина помогает автору создать полный образ и показать динамику развития этих персонажей на протяжении всего произведения».

 Приведённые фрагменты исследовательской работы свидетельствуют о глубоко личностном осмыслении прочитанного произведения, об умении на основе анализа художественного текста не только выразить свои оценочные суждения, но и сделать выводы.

   Взявшись за практически не исследованное, ученик самоутверждается как личность. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям, к творчеству.

  Заниматься исследовательской работой - нелёгкий труд, который требует больших усилий и времени со стороны учителя и ученика. Нужны ли ученикам исследовательские работы? Опыт показывает, что школьники, занимающиеся осознанно исследовательской работой, учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить опрос, писать статьи и тезисы, выступать с докладами и оппонировать. Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей учащихся велика. Результат исследовательской деятельности направлен на успех. Школьники будут конкурентоспособны,  успешны и в будущем смогут неординарно решать поставленные перед ними задачи.

Список использованной литературы:

1. Артеменко, М. Н. Методические рекомендации по организации исследовательской работы.

2. Демин, И. С. Методика научного исследования// Интернет-портал. «Исследовательская деятельность школьников»

3. Нинбург, Е. А. Технология научного исследования// «Исследовательская работа школьников». - №2. – 2007.

4. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ А. И. Савенков. – М.: сентябрь, 2003. – 204 с.

Галина Николаевна!

Это всё, на что хватило сил и времени. Посмотрите, как оформлен список литературы. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 1)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 2)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность"

Формирование и развитие творческих способностей часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования творческих способностей в школе имеет социльное,педа...