Программа математического кружка "Эрудит"
рабочая программа (6, 7 класс) на тему

Распопова Надежда Алексеевна

Разработка программы кружка "Эрудит" предназначена для использования учителями математики во внеклассной работе пло предмету. Программа состоит из: пояснительной записки, целей и задач, условий реализации программы,содержания работы кружка, планирования  на 2 года и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»,

ст. Новотроицкая, Изобильненский район, Ставропольский край.

Рассмотрена и одобрена                                    «Утверждено».

на заседании педагогов                                     Директор МОУ «СОШ №14»

дополнительного образования                          Протокол № ___ от ____.                                                

Зам. директора по ВР ________                         С. Ю. Звягинцева  ____________

Шарапова А. Н.

ПРОГРАММА КРУЖКА

ТОЧНЫХ НАУК  

 « ЭРУДИТ».

              Направление:     Образовательное,

                                         учебно – познавательное.

     

Срок обучения: 2 года.

Возраст учащихся: 11 – 13 лет.

            Кружок по математике для учащихся 6 - 7 классов

                                                         

                                                      Составитель:

                                                      учитель  математики

                                                      Распопова Н. А.

           

ст. Новотроицкая.

Пояснительная записка.

Основная цель занятий в кружке – показать,  что математика – это не набор задач, а способ мышления, что математика – это не скучно, а интересно, красиво и нужно.

     Кружок" Эрудит" предназначен для учащихся 6, 7 классов, проявляющих повышенный интерес к математике.

    С каждым годом всё шире и шире проводятся различные математические олимпиады, внедряется и в 6, 7 класс тестирование в форме ГИА. Это, безусловно повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к ГИАобучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать, только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде и сдать ГИА.

Материал математического кружка содержит занимательные задачи, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран, задачи на переливание, метод неопределённых коэффициентов и метод математической индукции и другой материал, способствующий повышению интереса к математике.

Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи - это основное средство развития математического мышления обучающихся.

Занимательные задачи на переливание, нестандартны сложные задачи, познавательны решения задач с помощью систем уравнений. Они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

Подготовка к ГИА требует от учащихся повторения материала программы основной школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций и т.д.

   Математическое мышление—творческое мышление, со всеми особенностями, присущими творческому мышлению. Процесс решения нестандартно поставленной математической задачи—творческий процесс. Только особая, совершенно индивидуальная математическая интуиция позволяет найти решение там, где никакие «шаблоны» невозможны, где никакого алгоритма  поиска пути следования от условия до ответа составить нельзя, где всё, казалось бы, так просто и понятно, но не ясно только одно—как же это делается…  Кто хотя бы раз в жизни пробовал решать математические головоломки, тот понимает, о чём идёт речь. Именно решению таких головоломных задач и посвящается основное учебное время на занятиях математического кружка.

     Этот кружок, рассчитанный на 34 ч (1 час в неделю) на 2 году обучения дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры.

    Математических кружок позволяет ученикам 9 классов утвердиться в своих способностях, уверенно чувствовать себя на экзаменах, уметь применять математические знания в жизни.

          Цели и задачи математического кружка:

Целью занятий в кружке «Эрудит» является формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Реализация  целей занятий достигается следующей работой:

- систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;

- работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных логических задач;

 - расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий;

-развитием математического мышления школьников и их творческих способностей;

- углублением знаний, умений и навыков, полученных за курс основной школы;

- умением самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы;

- воспитанием творческой активности учащихся в процессе изучения математики;

- оказанием конкретной помощи обучающимся в решении задач ЕГЭ, олимпиадных задач;

- способствованию повышения интереса к математике, развитию логического мышления.

Основной задачей кружка является привитие школьникам устойчивого интереса к занятиям математикой, воспитание эстетического восприятия математики и математической эрудиции учащихся.

    На кружке представлены различные методы решения олимпиадных задач, а также некоторые теоремы из элементарной математики, которые своим содержанием или разобранным доказательством имеют отношение к математическим олимпиадам школьников. На занятиях большое значение придается самостоятельному решению задач учащимися и обсуждению возникающих при этом идей.

    В рамках кружка проводятся тренировочные олимпиады и математические бои по задачам математических олимпиад высокого уровня.

          Основная цель — развитие творческого математического мышления, умения решать нестандартные задачи.

Условия реализации программы

  1. Наличие учебного кабинета. Работа в кабинете №21.

  1. Наличие инструктажа по Т. Б. на занятиях кружка.

  1. Наличие материально-технической базы:

                  А). Методические пособия по математике.

                  Б). Методическая литература.

                  В). Наглядные пособия, геометрические

                        фигуры.

                  Г). Геометрические инструменты.

  1. Финансирование за счет средств выделенных школой,

     спонсорами, родительских взносов.

    Финансирование реквизитов, наглядных пособий.

Содержание работы кружка

Основные принципы построения программы.

      Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих педагогических принципах:

  -    Целостности - соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны и системность, с другой.

 -    Гуманизации - признания личности ребенка с ее достоинством в качестве самоцели, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

 -   Интеграции — совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчиненных одной цели и связанных между собой.

  -  Межличностного подхода — любые знания приобретаются детьми но время активной деятельности.

  -  Возрастного и индивидуального подходов - выбор форм, методов, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возраста детей.

Организация образовательного процесса

-Программа является комплексной и рассчитана на два года обучения. В кружок принимаются дети в возрасте от 11 до 13 лет без предъявления требований к базовым знаниям.

    Занятия в группах проводятся: 1-й год обучения (11—12 лет) -

1раз в неделю по 1 часу;

2-й год обучения (12-13 лет) -  1 раз в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Содержательная часть программы представлена двумя тематическими блоками — направлениями:

«Путешествие по страницам  учебников математики» и « За гранью изученного на уроках».

Реализация программы осуществляется на двух уровнях образовательного процесса:

1 уровень — ознакомительный, познавательно-развивающий (1-й год обучения).

Основная цель — выявление наклонностей и способностей к восприятию предлагаемых областей знаний, индивидуальных психологических особенностей, уровня математической подготовки. На этапе формируется и закрепляется интерес к выбранному виду деятельности.

На первом этапе обучения (8 класс, первый год обучения) преследуются две основные цели: развитие интеллектуальных способностей ребёнка и первое

знакомство с математикой как обширной областью знаний и сферой деятельности приветствуется. В первую очередь, внимание обращается на развитие

представлений о математике, как способе построения и изучения различных моделей конкретно возникающих ситуаций.

На этом этапе обучение должно быть максимально наглядным, используется множество примеров, иллюстраций, много времени посвящается рассмотрению примеров и только потом делаются общие выводы (обычно самими ребятами!).

Серьёзные занятия чередуются с игровыми, анализ с наблюдениями, смотрение и слушание с деланием. Всё это хорошо дополняется одно другим и позволяет при переходе к следующему уровню получить весьма трудоспособный кружок заинтересованных детей. Этот этап можно назвать развивающе-ознакомительным.

2 уровень— творческий (2-й год обучения), основная цель — углубленное изучение теоретических основ и практическое их освоение.

— целостное развитие личности, закрепление и стремление к творческой деятельности, самореализации, самостоятельному поиску и принятию решений.

учебно-научный.

  Основные цели, преследуемые на этом этапе – приобретение ребятами начальных знаний из некоторых областей математики, знакомство с определённым множеством задач и методами их решения, а также формирование представления о математике как о фундаментальной науке, состоящей из огромного количества тесно взаимосвязанных разделов, применяющейся во всех областях человеческой деятельности. Именно на этом этапе формируется культура математического рассуждения и доказательства, требуется предельное внимание к мелочам.

   Он предполагает глубокое изучение специальных областей математики с акцентированием внимания учащихся на месте изучаемых вопросов в науке, систематизацию и обобщение имеющихся знаний, самостоятельную работу учащихся. К концу этого этапа помимо приобретения конкретных знаний из различных областей математики ребёнок должен чётко осознать для себя, нужны ли ему дальнейшие углублённые (практически профессиональные!) занятия.

Занятия в кружках старшего уровня требуют гораздо больше сил и времени, чем ранее. Практически все ребята к этому времени  вынуждены задумываться о дальнейшем пути. От кружка они ждут в первую очередь конкретных знаний – как первого шага к профессиональной деятельности.

Планирование работы кружка.

1 год обучения

                   

Содержание материала

Формы работы

Коли-чество часов

Дата

1

Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Организация самостоятельной и индивидуальной работы. Решение занимательных задач.

Беседа, объяснение, творческая работа

1

2

Числа и операции над ними.

Математические игры, лабиринты, кроссворды.

Творческая работа

2

3

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

Беседа,

Индивидуальная работа

1

4

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

Групповая работа

3

5

Решение задач олимпиадного характера,

конкурсов «Кенгуру», «Интеллект».

Самостоятельная работа.

5

6

Геометрические фигуры и величины.

Старинные меры измерений.

Практическая работа

  1

7

Придумывание новых мерок длины, массы, площади.

Исследовательская работа

1

8

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

Коллективная работа

  1

9

Занимательные задачи.

Китайская головоломка «Танграм»..

Творческая работа

1

10

Знакомство с геометрическими фигурами в пространстве.

Беседа.

Групповая работа

3

11

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

Творческая работа.

1

12

Схемы. Уравнения.

Групповая работа

2

13

Графическое моделирование.

Практическая работа

 2

14

Подготовка к ГИА.

Задачи с параметрами.

Беседа,

групповая работа

   

   

     2

Решение заданий с модулем.

Самостоятельная работа

2

Решение смешанных задач.

Решение задач повышенной трудности.

Творческая работа.

Индивидуальная работа.

3

      3

2 год обучения.

Содержание материала

Формы работы

Коли-чество часов

Дата

1.

Задачи на смекалку, логику, практические задачи.

Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Организация самостоятельной и индивидуальной работы. Решение задач на движение

Беседа, объяснение, творческая работа

2

2.

Задачи на переливание. Занимательные задачи.

Индивидуальная работа

1

3.

Системы уравнений с двумя переменными

Групповая работа

2

4.

Решение задач с помощью систем уравнений

Самостоятельная работа

2

5.

Сложные задачи. Геометрическое место точек.

Практическая работа

  2

6.

Решение уравнений п-ой степени (по теореме Безу)

Исследовательская работа

2

7.

Метод математической индукции

Лекция, коллективная работа

  3

8.

Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран.

Творческая работа

2

9.

Подготовка к ГИА.

Преобразование алгебраических выражений

Групповая работа

2

10.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

2

11.

Решение неравенств

Исследовательская работа

2

12.

Область определение функции

Практическая работа

  2

13.

Функции и графики

      3

14.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

Самостоятельная работа

2

15.

Решение смешанных задач

Творческая работа

3

  1 год обучения – 34 часа,                                        

  2 год обучения – 34 часа,      Итого: 68 часов.                                    

Список учащихся

  1.  Алтухова Александра
  2.  Алтухова Ульяна
  3.  Бобрышев Сергей
  4.  Жук Анна
  5.  Мещерякова Рита
  6.   Обрежа Дмитрий
  7.  Самотаева Кристина
  8.  Чурсинов Андрей
  9. Шалыгина Дарья
  10. Воронцова Инна
  11. Денисенко Анна
  12. Дудина Евгения
  13. Звягинцева Тая
  14. Пономарева Мария
  15. Сысоев Сергей
  16. Сушкова Екатерина
  17. Туралина Анастасия
  18. Ястребова Ольга

График работы кружка.

Пятница -      с 14. 15 до 15.15 час.

Суббота -      с 12.00 до 13.00 час.

Используемая литература

Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. Дрофа. Москва, 2005 г.

Л.Д.Лаппо, М.А.Попов «Математика. Экспериментальная экзаменационная работа». 9 кл.. ЕГЭ. Практикум. 2006 г.

Н.П. Кострикина. «Задачи повышенной трудности в курсе алгебры». Москва. «Просвещение», 1991 г.

«Занимательная математика». Чувашское книжное издательство. 2002г.

. Ф. Ф. Нагибин. Математическая шкатулка. Москва. «Просвещение». 1998г.

Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 2. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ.

Барр Ст. Россыпи головоломок. – М.: Мир, 1987.

Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.

Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М, 1999.

Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Искатель, 1999.

Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 2001.

Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5–9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике. – М.; Экзамен, 2006.