Нюрнбергский процесс. Уроки истории.(ко дню 70-я Нюрнбергского процесса)
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сафрыгин Борис Борисович

Цели

n    В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса.

 

n    В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нацистами.

 

n    Показать значимость борьбы с фашизмом и неофашизмом в современном мире

 

 

Задачи

 

n    Донести до молодежи историю Нюрнбергского процесса

 

n    Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.

 

n    Провести параллель между фашистами ХХ века и современными неофашистскими организациями.

 

Результаты

n    Дать более широкое представление школьникам о Нюрнбергском процессе как обвинительном акте против фашизма.

n    Воспитание:

         а) у молодежи чувства патриотизма

         б) непримиримости к фашизму, неофашизму и другим проявлениям              дискриминации  человечества.

n    Заинтересовать исследовательские группы учащихся в создании проектов, посвященных данной темой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nyurnberg-70.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБОУ «ПЕРХЛЯЙСКАЯ ООШ»                 

           ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

          ко дню 70-я Нюрнбергского процесса

              Нюрнбергский процесс.
                    Уроки истории.

                                                                                   ПОДГОТОВИЛ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

                                                                     САФРЫГИН Б.Б.

Цели

  • В процессе мероприятия изучить историю и значение Нюрнбергского процесса.

  • В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нацистами.

  • Показать значимость борьбы с фашизмом и неофашизмом в современном мире

Задачи

  • Донести до молодежи историю Нюрнбергского процесса

  • Показать, что преступления против человечества не имеют срока давности.

  • Провести параллель между фашистами ХХ века и современными неофашистскими организациями.

Результаты

  • Дать более широкое представление школьникам о Нюрнбергском процессе как обвинительном акте против фашизма.
  • Воспитание:

         а) у молодежи чувства патриотизма

         б) непримиримости к фашизму, неофашизму и другим проявлениям              дискриминации  человечества.

  • Заинтересовать исследовательские группы учащихся в создании проектов, посвященных данной темой.

Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей

Нюрнбергский процесс - 

международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии.

  Проходил

С 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия).

  • 8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

  • 1 октября 1946 года в Нюрнберге был провозглашен приговор Международного военного трибунала, осудивший главных военных преступников. Нередко его называют "Судом истории". Это был не только один из самых крупных судебных процессов в истории человечества, но и важнейшая веха в развитии международного права. Нюрнбергский процесс юридически закрепил окончательный разгром фашизма.

«ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА»

«Помни и выполняй:

1)…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…

2)…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…

3)…Мы поставим на колени весь мир. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки…уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

        Подготовка к процессу:

После победы 9 мая, в конце месяца 1945 года началась подготовка к судебному процессу по делу над главными нацистскими военными преступниками.

За время Второй Мировой Войны в Германии было создано около 5 тысяч концентрационных лагерей разного назначения и вместимости.

Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган, были Хелмно, Треблинка, Белжец, Собибор (лагеря «Операции Рейнхард»), а также Майданек в Польше.

Холокост.

  • Слово «Холокост» произошло от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».

 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в этой кровавой бойне.

И больше половины из них — 15 миллионов 400 тысяч — это были мирные граждане

Суду были преданы:

Преступными признаны организации:

  • Национал-социалистская партия;
  • Штурмовые отряды (СА);
  • Охранные отряды Национал-социалистской партии (СС);
  • Служба безопасности (СД);
  • Государственная тайная полиция (гестапо);
  • Правительственный кабинет;
  • Генштаб.

Обвинения:

Нацистская партия обвинялась:

  • В использовании своего контроля для агрессии против иностранных государств;
  • В агрессивных действиях против Австрии, Чехословакии, нападении на Польшу;
  • В агрессивной войне против всего мира;  
  • Во вторжении Германии на территорию СССР в

     нарушении пакта о ненападении

  • Преступления против мира:

    «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».

  • Преступления против человечности:
  • Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.
  • Военные преступления:
  • Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях;
  • Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;
  • Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны;
  • Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью;
  • Германизация оккупированных территорий.
  • Суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

Процесс

  • Состоялось 403 открытых судебных заседания;
  • Допрошено 116 свидетелей;
  • Рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства.

Комитет из главных обвинителей:

  • СССР - Р. А. Руденко;
  • США - Роберт Х. Джэксон;
  • Великобритания - Х. Шоукросс;
  • Франция - Ф. де Ментон, затем Ш. де Риб.

Приговор:

  • К смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля.
  • К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.
  • К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.
  • К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.
  • К 10 годам тюремного заключения: Дёница.
  • Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.
  • Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА,
  • Гестапо и руководящий состав нацистской партии.

Смертные приговоры были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в спортзале Нюрнбергской тюрьмы. Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни (существует несколько предположений, как он получил капсулу с ядом, в том числе, что она была передана женой во время последнего свидания при поцелуе). Приговор в исполнение приводили американские солдаты — профессиональный палач Джон Вудз и доброволец Джозеф Малта.

В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. И суд не закончился в тот момент, когда палач накинул петлю на шею последнего из подсудимых, приговоренных Международным военным трибуналом к смертной казни. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью.

Уроки Нюрнбергского процесса

Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера. Нюрнбергский процесс иногда называют «Судом истории», поскольку он оказал существенное влияние на окончательный разгром нацизма.

  • Военная агрессия признана тягчайшим преступлением.
  • Для сохранения мира на Земле требуется приложение усилий всех стран.

Принципы, признанные Уставом Международного Военного Трибунала и нашедшие выражение в его приговоре, были подтверждены в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 и 27 ноября 1947 в качестве общепризнанных принципов международного права. Впоследствии на их основе была выработана Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям простив человечества

  • Нюрнбергский процесс приобрел всемирно-историческое значение как первое и по сей день крупнейшее правовое деяние Объединенных Наций. Единые в своем неприятии насилия над человеком и государством народы мира доказали, что они могут успешно противостоять вселенскому злу, вершить справедливое правосудие.

Помните, какой ценой завоеваны свобода, счастье и независимость
нашей Родины!

«Мы говорим о Нюрнбергском процессе, потому что необходимо напомнить молодому поколению про весь ужас фашизма. К сожалению, мы видим возрождение фашизма во многих странах Европы, особенно на Украине. Нынешнее общество забывает про вторую мировую войну, не знает, кто победил в ней, кто освобождал Европу и концлагеря, находящиеся на ее территории. Исторические факты «переделываются» и «переписываются» в соответствии с политическими взглядами, поэтому необходимо вспоминать итоги второй мировой войны и Нюрнбергский процесс, чтобы люди помнили уроки истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Устная газета по теме "Нюрнбергский процесс - "суд истории""

Представленный материал ориентирован для учеников 6 - 8 классов.Цель:  разъяснение значения Нюрбенского процесса для современности,  предусмотренной в Российской Федерации ответственности за...

Урок истории ко дню начала Нюрнбергского процесса – 20 ноября

Урок историико дню начала  Нюрнбергского процесса для 8-11 классов...

«Нюрнбергский процесс» урок памяти, посвященный 70-летию Международного военного трибунала в Нюрнберге

Цели:Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.В канун 70-летия процесса ознакомить учащихся с историей и решениями суда над нац...

Методическая разработка тематического урока истории на тему: " День начала Нюрнбергского процесса"

Урок посвящён дате - 20 ноября день начала Нюрнбургского процесса, проведён в соответствии с Программой воспитания колледжа...

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...