Литературная игра для учащихся 5-6 класса «В гостях у жителей Диканьки» ( посвящена 175- летию сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» )
методическая разработка (5 класс) на тему

Хомская Ирина Витальевна

Представленная разработка поможет организовать внеклассное мероприятие по литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_dlya_uchashchihsya_5.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра для учащихся 5-6 класса

«В гостях  у жителей Диканьки»

( посвящена 175- летию сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» )

Цель: 1. развивающая – развитие творческий способностей учащихся ( работа над развитием устной речи учащихся, умением инсценировать эпизоды произведений русской классики).

           2. познавательная – формирование у детей интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя, расширение круга знаний в области истории, культуры русского и украинского народов.

Оформление: внеклассное мероприятие проводится в школьном кабинете литературы. На доске - название мероприятия. Иллюстрации к произведениям Гоголя, выставка книг. На столе – портрет писателя, зажженные свечи. Звучит классическая музыка.

Подготовка: заранее следует подготовить карточки с изображением забавных смеющихся рожиц ( «смешинок»), которые ведущий будет раздавать тем, кто правильно отвечает на вопрос. Затем количество « смешинок» игрока суммируются  и определяется победитель. Для конкурса «Что в ящике лежит и кому принадлежит?» необходимо приготовить «черный ящик», игральные карты, зеркало, мешок, записку.  Задания объясняет ведущий.Учащиеся должны перечитать повести Гоголя, входящие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место».

Музыкальное оформление: Для конкурса «Какую же тебе пеню спеть?» понадобятся фрагменты опер Н.А. Римского – Корсакова « Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь»; М.П.Мусоргского – « Сорочинская  ярмарка», а также любая веселая музыка для заставок в ходе игры.

Участники: ученики 5-6 классов, две команды по 6 человек , болельщики.

Награждение: команды получают грамоты за 1-2 место в игре – конкурсе, а также сладкие призы.

Время, отведенное на игру: 40-50 минут.

Ход игры:

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях  у героев Н.В.Гоголя  в небольшом хуторе под названием Диканька. Сборнику повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» исполняется в этом году 175 лет. Николай Васильевич очень любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах произведений писателя встречаются яркие, веселые эпизоды.

  А сейчас мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие на Родину писателя и его героев ( учащимся предлагается просмотр видеофильма о Н. В. Гоголе до слов: « имя Н.В.Гоголя стало известно в русской литературе сразу после выхода в свет сборника « Вечера на хуторе близ Диканьки» в Петербурге в 1831 году. Гоголю было тогда 22 года. Вот как отозвался о его книге А.С.Пушкин: «Прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность!»

  Но не будем подробно останавливаться  на биографии писателя. Давайте лучше поиграем все вместе и вспомним героев книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

За каждый правильный ответ – 1 «смешинка», которая равна 1 баллу. Победит тот, кто наберет большее количество «смешинок».

Ведущий: 1 конкурс « Что бы это значило?»

В произведениях Н.В.гоголя часто встречаются  слова, которые не понятны современному читателю. Это украинские слова или архаихмы ( устаревшие слова). Давайте попробуем разобраться, что они означают. ( Называет слова).

* Бандура – инструмент, род гитары.

* Буряк – свекла.

* Галушки – клецки

* Гопак – танец

* Кожух – тулуп

* Люлька – трубка

* Парубок – парень

* Пищик – дудка

* Рушник – полотенце

* Свитка – полукафтан

* Хутор – небольшая деревушка

* Черевики – башмаки.

( Игроки по очереди отвечают).

Ведущий: 2 конкурс  « Узнай меня?»

Многие герои произведений Гоголя обладают чудесными способностями, и в их жизни происходит нечто удивительное. Ответьте на вопросы, кто из героев Гоголя Н.В.:

- летал верхом на черте? ( Кузнец Вакула . « Ночь перед Рождеством».)

- ел вареники без вилки,ложки и даже без помощи рук? ( Пацук. «Ночь перед Рождеством»).

-  умел безошибочно узнавать ведьм? ( Левко. «Майская ночь»).

-  играл в карты, но не с людьми? ( Дед. «Пропавшая грамота»).

- летал на метле? ( Солоха. «Ночь перед Рождеством»).

- кого одновременно поймали писарь и голова? ( Свояченицу головы. «Майская ночь»).

- что за «человек с перламутровыми пуговицами» присутствовал на приеме у императрицы? ( Подсказка- известный драматург; Д.И. Фонвизин. « Ночь перед Рождеством»).

- Кто занимался «малеванием и слыл лучшим живописцем всего околотка»? ( Кузнец Вакула . « Ночь перед рождеством»).

Игроки отвечают по очереди.

Ведущий: А теперь поговорим о чудесах.

В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина есть строки:

На девичник собираясь,

Вот царица , наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

               « Я ль, скажи мне, всех милее,

   всех румяней и белее?»

Кто из гоголевских героинь, подобно этой царице, любовался перед зеркалом?

( Оксана. «Ночь перед Рождеством»). Предлагается инсценировка эпизода «Оксана перед зеркалом».

У К. Чуковского в « Украденном солнце» написано:

  А в Большой Реке

  Крокодил лежит,

                      И в зубах его не огонь горит-

Солнце красное,

  Солнце краденое.

                      Но бессовестный смеется так,

      Что дерево трясется:

        « Если только захочу,

      И луну я проглочу!»

А кто украл месяц в повести Гоголя « Ночь перед Рождеством»! ( Черт).

Неожиданно из-за ширмы выбегает черт и корчит игрокам смешные рожицы. Звучит веселая музыка.

А у Пушкина в «Сказке о попе и работнике его Балде» есть строки:

А балда над морем опять шумит

                                                  Да четям веревкой грозит.

                                                  Вылез опять бесенок:

                                                  «Что ты хлопочешь?»…

                                                 «Нет»,- говорит Балда,-

                                                  Теперь моя череда,

                                                  Условия сам назначу,

                                                  Задам тебе, вражонок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила».

А какую задачу задал черту кузнец Вакула в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»? ( Отвести его в Петербург.)

Читается стихотворение С.Маршака :

 Робин – Бобин кое-как

 Подкрепился натощак:

      Съел теленка утром рано,  

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

     И прилавок с мясником,

         Сотню жаворонков в тесте

       И коня с телегой вместе,

            Пять церквей и колоколен,-

Да еще и недоволен!

Как звали героя гоголевской повести, в который обладал хорошим аппетитом?

( Пацюк).

Ведущий: 3 конкурс « Что в ящике лежит и кому принадлежит?»

По описанию необходимо определить предмет, который находится в «черном ящике», и назвать героя, которому он принадлежал.

( Помощники выносят  «черный ящик»).

- Это плотный листок бумаги, картинка с каким-либо текстом, изображением .С помощью набора таких листков можно играть. Различаются по мастям, а также по фигурам или очкам. ( Игральные карты. Дед, «Пропавшая грамота»).

- Это стеклянный или металлический предмет с отполированной поверхностью, предназначенный для отражения находящихся перед ним предметов. ( Зеркало.Оксана. «Ночь перед Рождеством» ).

- Это сделанное из мягкого материала вместилище для чего-нибудь сыпучего, для для различных мелких предметов. ( Мешок. Кузнец Вакула. «Ночь перед Рождеством»).

- Это листок бумаги с записью, коротенькое письмо с кратким изложением какого- нибудь дела. ( Записка. Левко. « Майская ночь, или утопленница»).

(Игроки по очереди отвечают).

Ведущий: 4 конкурс «Диалоги гоголевских героев» .

А сейчас мы с вами разыграем диалоги гоголевских героев. Ваша задача -  назвать их участников.

Разыгрываются четыре диалога из повестей  « Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место». Каждая команда готовит по два диалога.

Ведущий: 5 конкурс музыкальный « Какую же тебе песню спеть?»

Прослушав музыкальные фрагменты из опер, определите, на сюжеты каких произведений они написаны ( звучат фрагменты опер Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь»; М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Игроки по очереди отвечают).

Ведущий: 5 конкурс «Живые картины». Участники переодеваются в костюмы героев повестей Гоголя и изображают их либо в виде пантомимы, либо «живыми картинами». Участники должны отгадать героев повестей ( по две картины от каждой команды).

Ведущий: 6 конкурс , заключительный. « Самый внимательный болельщик игры».

Болельщикам задаются вопросы по просмотренному фильму.

  1. Назовите псевдоним Гоголя? (Алов).
  2. Назовите фамилию отца Гоголя? ( Яновский).
  3. Назовите место, где родился великий писатель? ( село Большие Сорочицы).
  4. Кем был Рудый Панько по роду занятий? ( Пасечник).
  5. В каком году вышел в свет сборник повестей Н.В.гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (1831).

Ведущий: Закончилась наша встреча с героями повестей Гоголя. Сейчас жюри подведет итоги и назовет победителя. А пока мы приглашаем вас на бал гоголевских героев. Участники конкурса проходят в костюмах круг почета под музыку.

Награждение победителей.

Литература:

Волков С. Гоголевская вертикаль: К изучению повестей Гоголя в средних классах школы // Литература: Прил.  « 1 сентября».- 2008.- №22.- с. 4.

Киченко А. « Это что за невидаль: вечера на хуторе близ Диканьки?»// Литература: Прил. к «1 сентября».- 2005.- № 31.- с. 8-9.

Рапенкова И. Фольклорное начало в повести Н.В.Гоголя « Майская ночь, или Утопленница»; Проблемный урок исследование // Литература в школе.- 2008.- №2.- с. 62-66.

Пимакова О. Смешное и страшное в «Вечерах…» Н.В.Гоголя // Литература в школе.- 2000.-№3.- с. 75-78.

Соколовская Л. 

Живописное слово Гоголя: Урок внеклассного чтения в 6-м классе // Литература: Прил. к « 1 сентября».- 2003.- №14 .- с. 14-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Своя игра.

В викторине принимают участие три коман­ды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и стоимость вопроса....

Литературная викторина «Своя игра» (по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Описание игры. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя ...

Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс

Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени" НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»...

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным  в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.  К таким творческим...

Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки". 5 класс.

Открытый урок по литературе в 5 классе. 1й урок. Биография писателя и история создания  "Вечеров на хуторе близ Диканьки"...

Проектная работа "Фольклорные мотивы в сборнике Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки""

Цель работы: Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевских произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей, исследовать...